модуль "Основы светской этики" урок 1 "Россия - наша Родина"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Урок1 "Россия - наша Родина". Формирование у учащихся представления о Родине; создание условий для изучения курса «ОРКиСЭ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 552.5 КБ |
презентация | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А.Н. Радищева»,
урок на тему:
«Россия – наша Родина»
(Модуль «Основы светской этики»)
Педагогическая цель: формирование у учащихся представления о Родине; создание условий для изучения курса «ОРКиСЭ».
Задачи:
- обобщить и актуализировать знания о Родине;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;
- прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;
- формировать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих;
- формировать понятийный аппарат.
Планируемые результаты образования:
Предметные: узнают государственные символы России (флаг, герб, гимн), знают название столицы; понимают чувства других людей и сопереживают им; принимают ценность семейной жизни; называют адреса своего проживания, свою этническую принадлежность, членов своей семьи и ближайших родственников; характеризуют Россию как самое большое и многонациональное государство, обязанности каждого члена своей семьи.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: находят в сотрудничестве с учителем и классом несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные: проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные: передают партнёрам необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Формы и методы обучения: фронтальная и эвристическая беседы, индивидуальная, презентация самостоятельных творческих работ, коллективная; методы: словесный, наглядный, практический.
Образовательные ресурсы: стихи о малой и большой родине, сообщения о знаменитых людях и символах России, презентация (фотографии, фильм, музыкальная запись гимна и т. д.). http://www.fototerra.ru/Russia/Zheleznogorsk-Ilimskij/Fdw-932.html - фотографии города Железногорска-Илимского, http://persona.rin.ru/view/f/0/31842/jangel-mihail-kuzmich - биография М.К. Янгеля, http://simvolika.rsl.ru/ - символы Российской Федерации.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
- Организационный момент: (фронтальная беседа)
- Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать работать прямо сейчас? (Да)
- Садитесь, пожалуйста.
- Сообщение темы и цели урока. (фронтальная беседа)
Учитель: - О чём мы сегодня будем говорить на занятии вы должны отгадать сами, расшифровав ключевое слово.
СЛАЙД
а – 6; о – 2; д – 3; н – 5; р – 1; и – 4.
РОДИНА
Учитель:
- Какая тема урока?
- Итак, мы поговорим о том, что такое Родина, за что надо любить и беречь свою Родину. Начнём мы с прекрасных слов, посвящённых Родине.
Ученица: Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовём.
Учитель:
- Что такое Родина?
- Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому? (ответы детей)
- Работа по теме урока. (Эвристическая беседа. Презентация творческих самостоятельных работ учащихся)
- Учитель: - Послушайте внимательно стихотворение, которое называется:
Мой добрый дом. СЛАЙД
Уютно в доме и тепло, Весь день к соседям в гости ходим,
В нём много радости и шума, Давно мы с ними дружбу водим,
Он не умеет быть угрюмым – Улыбки, шутки дарим им –
Мне с нашим домом повезло. Гордимся домом мы своим!
По воскресеньям на площадках Но понедельник наступает,
Туда-сюда жильцы снуют, И шумный дом наш замирает.
Одни – выходят на зарядку, У всех забот полным-полно,
Другие – песенки поют. Но не грустит дом всё равно.
Играют папы вместе с нами, В нём наши бабушки и деды
А мамы пироги пекут Для внуков стряпают обеды,
И угощают нас тортами – Квартиры моют, чистят что-то,
Все в доме воскресенья ждут. В нём каждый день кипит работа.
Учитель:
- Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой?
- Дружит ли ваша семья со своими соседями?
- Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом?
- Итак, с чего начинается Родина?
- Учитель: - Наш дом, семья, родные – это наша малая Родина. (СЛАЙД) Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя!
- А мы с вами, что можем назвать малой Родиной? (наш город - Железногорск)
- В нашем городе жили и живут многие знаменитые люди. Может быть, вы знаете кого-нибудь из них?
(СЛАЙД Фото М.К. Янгеля)
Ученик: ЯНГЕЛЬ Михаил Кузьмич (1911-1971), российский конструктор ракетно-космической техники, Под руководством Янгеля разработаны ракеты различного назначения.
- В школе №5, где мы учимся, трудится в школьном музее Александр Кузнецов, который написал книги, посвящённые нашей малой Родине. Послушайте отрывок из его стихотворения «Спасские колокола». СЛАЙД
Ученик:
Покорили давно россияне
Непокорную землю Сибирь.
На Илиме срубили селяне
Деревянный острог - богатырь.
И, встречая Илимские зори,
Пламенел над рекою острог.
В нём начало сибирских историй,
Новой жизни далёкий пролог.
- А сейчас я вам предлагаю послушать песню и посмотреть фильм о нашем городе.
СЛАЙД (Песня о Железногорске и Фильм на слайдах)
Учитель:
- Вы любите свою малую Родину?
- Когда вы уезжаете на время в другой город, скучаете ли по своему родному месту?
- Почему вы любите свою малую Родину, за что вы ей можете быть благодарны?
(Работа в группах) - Придумайте ласковое имя для своей малой Родины. Запишите на листочках, затем зачитаете.
- Учитель: - Кроме малой Родины у каждого человека есть и большая Родина.
- Как называется наша большая Родина? СЛАЙД (РОССИЯ)
- Задумывались ли вы, откуда появилось такое название – «Россия»?
Об этом нам поведают рассказ ребята.
1 Ученик: - В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло» - углубление, по которому течёт река.
2 Ученик: - Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, - Россией.
3 Ученик: СЛАЙД
За ясные зори, умытые россами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия… Россия…
Раздолье… Равнины…
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.
Учитель: - Скажите, что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе и всех живущих людей в нашей стране?
Дети: - Все мы – россияне!
Учитель: - Все вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. – Какие это символы? (Ответы детей).
Ученик: Флаг – это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства.
Задание: (работа в парах) - Раскрасьте флаг Российской Федерации.
(Работы ребят крепятся на доске)
СЛАЙД: - Проверьте, правильно ли вы раскрасили флаг России.
Ученик: СЛАЙД - Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.
Учитель:
- Что такое гимн?
- Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя.
СЛАЙД (Звучит фрагмент гимна РФ, дети слушают стоя)
Учитель:
- Как вы думаете, какое растение, по- вашему мнению, является неофициальным символом нашей Родины? СЛАЙД
Ученик: Русская берёзка – неофициальный символ нашей Родины. Берёзу милую, родную русские люди издавна считают символом России. Берёза воспета в поэзии и прозе, музыке и живописи.
Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Николай Рубцов
- Может кто-нибудь из вас знает стихотворения посвящённые русской берёзке? Прочтите.
IV. Закрепление изученного материала. (Игровой момент)
- Упражнение «Подумаем о Родине».
Учитель:
- Как нужно заботиться о родине?
- Послушайте высказывания о том, в каком случае человек заботится о своей родине, а в каком – нет? Если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если нет – покачиваете головой в стороны.
- человек вернулся из леса с букетом ландышей;
- сажает возле дома деревья;
- моет машину в реке;
- отвёз старую, сломанную машину на специальную свалку;
- выбросил мусор в канаву возле дома;
- после отдыха в лесу вывез весь мусор на свалку;
- возле дома посадил цветы;
- подошёл к дереву и сломал ветку.
- Мнение «Для любимой Родины».
Учитель: - О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц.
- Прочитайте одну из них. СЛАЙД: «Родина краше солнца, дороже золота».
Учитель: - Как вы понимаете её?
- С чем ещё можно сравнить Родину? (Краше звезды, радуги, дороже денег и тд.)
VI. ИТОГ
- - Мне хочется в память о нашей сегодняшней встрече подарить заповеди, которые вам нужно запомнить и следовать в своей жизни всегда:
- Любовь к родине начинается с любви к своей семье, к своему дому и двору.
- Каждый человек в ответе за место, в котором он живёт.
- Каждый человек должен стремиться сохранить красоту своей Родины.
- - Ну а теперь выскажите своё мнение или впечатление о сегодняшнем занятии.
VII. Домашнее задание.
- Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.
- Расскажите, какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)
Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...
разработка урока по по основам религиозных культур и светской этики. Модуль светская этика.4класс.Тема Россия-наша Родина
Урок основы светской этики в 4 классе.Тема : Россия-Родина мояЦели: закрепить знания детей о понятии Россия - наша Родина, о символике России.Задачи: Воспитывать патриотическое отношение к...
Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" на тему: "Россия - наша Родина"
Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия - наша Родина" (4 класс)...
Модуль "Основы светской этики". Проект урока "Россия - наша Родина" в соответствии с ФГОС.
МодульОсновы светской этикиУМКА. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»Тема урокаРоссия - наша РодинаТип урокаУрок ознакомления с новым материаломЦель, задачиЦель: формировать целост...
Конспект урока по Основам светской этики "Россия - наша Родина"
Конспект урока по курсу ОРКиСЭ, модуль "Основы светской этики", урок "Россия - наша Родина"...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ «РОССИЯ – НАША РОДИНА»
Духовно-нравственное становление личности патриота своей страны подразумевает систему целенаправленной учебно-воспитательной работы. Немалую роль в этом процессе приобретают уроки учебного курса &laqu...