Моя педагогическая философия
материал по теме

Барсукова Карина Рафиковна

Эссе "Моя педагогическая философия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_ped.filosofiya.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации городского округа Саранск

СОЧИНЕНИЕ – ЭССЕ

«Моя педагогическая философия»

Автор: Саттарова К.Р.,

 учитель начальных классов

                                                    МОУ «Гимназия № 20»

Саранск 2012

Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти своих учеников, но и в их душах и сердцах.

Ш. Амонашвили

Одним из самых популярных вопросов, задаваемых взрослыми детям, является вопрос: «А кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» У меня никогда не получалось давать однозначного ответа. Мне хотелось быть и актрисой, и певицей, и экскурсоводом, и аниматором (правда тогда я еще не знала этого слова). Но мне всегда безумно нравилось собирать детвору во дворе и проводить с ними различные игры. При этом  я всегда испытывала какую-то особую тягу к знаниям, но еще большее удовольствие я получала в те моменты, когда выдавала всем окружающим – будь то взрослый или ребенок – все, что накануне вычитала в книге. В 16 лет передо мной снова встал вопрос: «Так кем же все-таки быть?» И все мои детские желания сошлись в одном – в профессии учителя.

Я усердно принялась за учебу. Преподаватели в институте учили многому, помимо проведения качественных уроков, например: не заводить любимчиков, уметь организовывать доброжелательную обстановку в классе, объективно оценивать учеников и т.д. Теоретически это воспринималось как должное – ведь это, действительно, неотъемлемые компоненты всего процесса обучения. Впитывая в себя информацию, как губка, я была убеждена, что быть учителем – это несложно, тем более, если ощущаешь в этом потребность.

И вот настал тот заветный миг – я работаю в гимназии. Мы с моими учениками оказываемся, можно сказать,  в одинаковых условиях – в первый раз в первый класс: я в качестве учителя, дети – в качестве учеников. Свое особое предназначение в полной мере приходится понимать только в непосредственном участии в педагогическом процессе в качестве учителя. Хорошее знание теории необходимо, но не достаточно, должно исходить что-то очень важное и чувственное от самого себя. Многое зависит от учителя, от его личностных качеств, жизненной позиции. Ответственность ощущается в каждом шаге. В процессе собственного обучения легко было правильно следовать за тем, кто правильно идет впереди. Теперь же я оказалась в самостоятельном плавании.  С чего же начать?

В.И. Немирович-Данченко говорил: «Исключительное счастье человека – быть при своем постоянном любимом деле». Основываясь на этом, я начала свою педагогическую деятельность. Признаюсь честно, на первых порах я очень боялась сделать неверный шаг и все испортить, ведь так много зависит от меня. При возникающих трудностях я снова и снова в мыслях возвращала себя к словам знаменитого режиссера, педагога. Снова и снова напоминала себе, что профессия учителя – этой мой собственный выбор, который я сделала по зову сердца, это то, к чему я стремилась и шла. А сложности возникают в любой работе, даже любимой.

Но как построить свою педагогическую деятельность? Что заложить в основу? Что на сегодняшний день является главным? Думаю, что стоит начать с себя, ведь от молодых всегда ждут креативных, в некотором смысле революционных, идей. Профессиональными качествами учителя, способствующими внесению в образовательный процесс новшеств высокого уровня эффективности, является, прежде всего, знание предмета, а также технологическая и психологическая культура.

А.С. Макаренко говорил: «Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет».

И я поняла, что хочу быть для своих детей больше, чем учитель.

Я хочу,  чтобы они получили современное образование.

Я хочу, чтобы мои ученики были готовы и способны саморазвиваться.

Я хочу, чтобы дети тянулись к знаниям, к общению, умели самостоятельно организовывать свою деятельность, достигали поставленной цели, были уверены в своих силах.

Я хочу, чтобы каждый ученик моего класса мог сказать: «У меня две семьи: одна из них – школьная».

Я хочу, чтобы они выросли благородными, справедливыми, честными, трудолюбивыми, ответственными, активными людьми.

Хотеть – мало, нужно много работать над этим. Ребенок, отправляясь в школу, ждет новых увлекательных и интересных открытий, надеется на успех и одобрение учителей – я стараюсь оправдать эти ожидания. Ведь именно в начальной школе дети не только получают необходимый запас знаний для продолжения обучения, но и учатся учиться: не теряться в нестандартных ситуациях, стремиться познать новое, уметь совместно или самостоятельно делать открытия. Это помогает им успешно решать жизненные задачи. А для достижения данной цели нужно, во-первых, стать образцом для подражания; во-вторых, подчеркивать значимость каждого ребенка; в-третьих, предоставлять детям право выбора, доверяя им. Ребята очень тонко чувствуют, когда ими пытаются управлять, давя на них, и, когда им предоставляют «разумную» свободу, лишь корректируя их направление.  Случаются те моменты, которые дети понимают из беседы, бывают, которым учатся друг у друга. К примеру, буквально с первого дня ученики усвоили, что лучше говорить правду, чем пытаться изворачиваться. Это качество особенно ценится в моем классе.

Сейчас я получаю промежуточные результаты, которые радуют и меня и родителей моих учеников. Незаметно для себя они превращаются в настоящий дружный коллектив. Нередки случаи, когда ребенок, оговорившись и не замечая ошибки, называет меня мамой. Здорово наблюдать за тем, что мальчики растут настоящими джентльменами, например, они всегда помогают девочкам носить их тяжелые рюкзаки, придерживают дверь, когда вторые выходят из здания. В свою очередь, девочки следят за тем, чтобы мальчики всегда аккуратно выглядели и прилежно учились, проводя самостоятельно (!) дополнительные уроки для них. А главное, это их собственная инициатива! Дети делятся своими проблемами и переживаниями. Встречаются друг с другом вне школы. Как учителю мне приятно, что многие дети просят меня дополнительно с ними позаниматься. Дети неодинаковы, с разным потенциалом: кому-то вполне достаточно урока для понимания нового материала, кому-то необходимо дополнительное время для осознания, кто-то хочет знать еще больше, чем он узнал на уроке.

С данными учениками я изучаю научные явления более углубленно. Отрадно, что это отражается в их успехах. Они пришли ко мне после детского сада, совсем маленькими, а сейчас уже побеждают в серьезных конкурсах. В этом году моя ученица заняла 1 место на Всероссийском уровне в конкурсе «Русский медвежонок», другая девочка стала призером IV Бахтинской открытой гимназической научно-практической конференции.

Конечно, не всегда всё идеально и в плане обучения, и в плане воспитания. Случаются ситуации неправильного поведения отдельных учеников. Но здесь мощно действует классный коллектив: «Ты мой лучший друг, а в этом случае повел себя некрасиво. Я помогу тебе исправиться».

Большая часть класса, за исключением нескольких человек, не боится высказать свое мнение, а главное умеет доказать и отстоять свою позицию – это тоже наша совместная победа. Ведь для меня так важно воспитать в каждом личность – и это, пожалуй, и есть моя педагогическая философия. Я подчеркиваю уникальность детей, ежедневно доказываю, что ту или иную работу никто не сделает лучше, чем конкретный ученик. Все дети распределили себя в определенные области и с достоинством выполняют свою миссию. Каждый вправе выбирать то, что ближе ему: либо занятия декоративно-прикладным искусством во дворце детского творчества, либо художественную школу, либо детскую библиотеку им. А.С. Пушкина. С детьми, интересующимися историей родного края, мы посещаем краеведческий музей и Республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи.

Ежедневно я ставлю перед собой задачу – разбудить в детях жажду открытий, стремление к новому, неопознанному, желание во всем разобраться самому, все понять. И программа «Школа 2100», выбранная мной, направлена на решение данных задач. В современном мире настолько большой поток информации, что нужно уметь в нем ориентироваться. Один из основных плюсов данной программы – это формирование у детей навыка правильной читательской деятельности. Вообще, в ее основе лежит деятельностный подход. Конфуций говорил: «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю». Данный подход способствует не только прочному закреплению знаний, но и умению сотрудничать, давать самооценку своим действиям, а, как следствие, развитию самокритичности, инициативы, посредством методики проблемного обучения.

Особое внимание я уделяю обучению рассуждению. Учу детей самим делать выводы, находить оригинальные и красивые решения. Одно из важных умений детей, привитое мной, выделение в первую очередь достоинств работы товарища и только потом тактичное указание на ее недочеты. В моем классе одна из самых часто употребляемых фраз: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает». Поощряю детей за умелый подбор слов при ответах, за находчивость, употребление цитат, логичное изложение мысли, точность описаний.

На каждом уроке я стараюсь заметить успех ребёнка не в сравнении с успехами других, а сопоставляя его нынешние навыки, умения, поступки с прошлыми, замечаю любое положительное продвижение. Особое внимание уделяю детям, у которых возникают трудности в учёбе, в общении, стараюсь сформировать у них такие черты характера, как трудолюбие, организованность, усидчивость, упорство в достижении поставленной цели.

Я ни в коем случае не навязываю им свое мнение. Всё само собой находит верное решение. Зачастую дети сами находят рациональный путь выхода из той или иной ситуации.

На уроках математики и информатики  у детей развивается логика. Для закрепления знаний, умений и навыков, сформированных на уроках, во внеклассных мероприятиях я считаю целесообразным выбирать нестандартные формы. Одна из излюбленных и мной и детьми – форма квеста. В процессе игры дети применяют знания, используют свой жизненный опыт для решения какой-либо задачи. На первых подобных мероприятиях я помогала детям выстраивать логическую цепочку, теперь они прекрасно справляются без меня, моя функция – контролировать ход мероприятия.

В силу небольшого опыта мне сложно давать критику современным учебным программам, которые писали специалисты. Могу сказать одно – я рада, что мой выбор пал в пользу образовательной системы «Школа 2100». При всем разнообразии учебных программ и пособий, которые определяют содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования,  «Школа 2100», по моему мнению, более остальных отвечает требованиям, предъявляемых обществом к современному образованию, отраженных в новом ФГОС, где одним из важных пунктов прописано – научить детей решать жизненные задачи. Чем, собственно, я и занимаюсь. Красочные и интересно изложенные учебники позволяют привлечь внимание детей младшего школьного возраста. Также «эффект яркого пятна» помогают создавать современные технологии (компьютер, проектор, интерактивная доска), которые я активно использую в учебном процессе.

Мне, действительно, есть чем гордиться. Много интересных идей зарождается и в умных головках моих детей. Я лишь «ограняю алмаз», придавая ему правильную форму. Признавая их свободу и творческую направленность, понимаешь, как много это значит для детей.

Я убеждена, что все дети талантливы от природы. И моя основная задача – помочь детям увидеть свой талант, свою уникальность, чтобы каждый из них поверил в собственные силы, в свою исключительность. Уже сейчас видно, что это будущие взрослые люди с активной жизненной позицией. Безусловно, здесь велико влияние дополнительного образования, которое дети получают в стенах гимназии и за ее пределами. Еще по себе помню: чем больше нужно сделать, тем больше успеваешь. Также немаловажный факт – это развитие разносторонности взглядов.

В этом году в гимназии стартовал проект «Гимназия – территория культуры», механизмами его реализации выступают 4 направления: язык, история страны, этнокультурный компонент, достижения в области науки. Что в совокупности пронизывает весь образовательный процесс класса, как части всей гимназии.

Моими верными союзниками, безусловно, являются родители учеников, которые с первого дня поддерживают наши начинания и помыслы. Оказывают всевозможную помощь в образовании детей, как в обучении, так и в воспитании. Кроме этого приятно отметить, что они сами предлагают интересные формы работы с собственным участием.

Подводя итог, можно сказать следующее.

Учитель – сложная и ответственная профессия. Но является для меня самой интересной и яркой. В каком бы настроении ты не зашел в школу – оно обязательно станет лучше от детской непосредственности, живости ума, задора.

Для педагога главное – это видеть личность в каждом ребенке и понимать его. Порой рассудительность моих учеников заставляет думать: «Насколько же они сильные в эмоциональном, духовном, нравственном плане». И здесь уже я учусь у них. Поражает умение детей не помнить плохого, помогать тем, кто нуждается в помощи, легко заводить новые знакомства, дорожить друг другом.

Воспитать детей достойными людьми – трудная задача, но выполнимая.

Важно прислушиваться к тому, что хочет сказать ребенок, ведь устами младенца глаголит истина.

Важно поддержать его в начинаниях и стремлениях, оказать необходимую помощь для достижения цели. Любовь к детям обязательно направит верным путем.

Не хочется говорить громких слов, но я, действительно, ощущаю свое призвание в педагогике и не вижу себя в другой профессии. А. Дистерверг говорил: «Воспитателем и учителем надо родиться, им руководит прирожденный такт». Я полностью согласна с этим утверждением, но несколько дополнила бы его. Человеком, рожденным быть учителем или воспитателем, также руководит любовь к детям, желание с ними работать, творческая инициатива, образное мышление, ответственность. Все эти качества ощущаются на интуитивном уровне. Пожалуй, это и можно назвать призванием.

Таким образом, я чувствую, что имею неплохой потенциал для того, чтобы стать сильным во всех отношениях педагогом. Главное – не потерять свои позиции и не сворачивать с пути, встречая трудности, а идти только лишь вперед к свершениям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....