Логопедическое обследование будущих первоклассников
методическая разработка по теме

Ильина Евгения Николаевна

  

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

 1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…

 2. Зрительное восприятие

    * основные цвета (количество)

    * оттеночные цвета 

    * подбор картинок к цветовому фону…

 

3. Ориентация в пространстве:

    а) в собственном теле – правая, левая сторона

    б) в пространстве – правая левая сторона

    в) вверху, внизу, спереди, сзади

 

4. Ориентация во времени:

    *Утро, день вечер, ночь

    *Вчера, сегодня, завтра, послезавтра

    

5. Различение геометрических форм:

    6. Счет: прямой

              обратный

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_obsledovanie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта

1. Фамилия, имя

2. Возраст

 

  

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

 1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…

 2. Зрительное восприятие

    * основные цвета (количество)

    * оттеночные цвета 

    * подбор картинок к цветовому фону…

 

3. Ориентация в пространстве:

    а) в собственном теле – правая, левая сторона

    б) в пространстве – правая левая сторона

    в) вверху, внизу, спереди, сзади

 

4. Ориентация во времени:

    *Утро, день вечер, ночь

    *Вчера, сегодня, завтра, послезавтра

    

5. Различение геометрических форм:

    6. Счет: прямой

              обратный

               

 7. Логическое мышление

    а) выделение 4-го лишнего:

рыба, индюк, курица, гусь 

корова, баран, собака, мороженое

    б) классификация предметов: назови одним словом:

        -майка, юбка, пиджак, брюки

        - сапоги, туфли, тапочки, валенки.

        -шляпа, шапка, панамка

        - стул, кресло, тумбочка, диван

        - блюдце, сковородка, ложка, тарелка.

         - кукла, мяч, машина, кубик

       -стерка, пенал, ручка, учебник

        - жук, кузнечик, божья коровка, бабочка

        -курица, петух, индюк, гусь;

       -корова, лошадь, коза, поросенок

   

9. Общая моторика:

    - ловкий, неуклюжий…

    - прыжки на одной, двух ногах, поочередно, с поддержкой…

 

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

 

1. Губы:

   Тонкие, толстые, короткие, расщелина.

   Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).

 

2. Зубы:

   Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы.

 

3. Твердое нёбо:

    Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.

 

4. Мягкое нёбо:

    Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.

 

5. Прикус:

    Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, косой.

 

6. Язык:

    а) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.

    б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…

    в) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…

   г) удержание позы, симметричность.

   д) наличие синкинезий.

   е) тремор.

   ж) саливация.

 

7. Состояние мимической мускулатуры:

   * изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)

   * равномерно поднять брови

   * нахмурить брови

   * сглаженность носогубных складок.

 

8. Общее звучание речи:

   * выразительность (невыразительная, маловыразительная..)

   * голос (тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, гнусавый…)

   * дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)

   * темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)

   *дикция (нечеткая, смазанная…)

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

 

1. Разговорно-описательная беседа:

Как твоя фамилия?

Сколько тебе лет?

Где ты живёшь?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Есть ли брат, сестра?

Кто старше, младше?

Кем работает мама, папа?

Есть ли у тебя друзья?

 

2. Составление рассказа по картинке: ….

 3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок…

 4. Пересказ…

 

СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ,

 

1. Состояние словаря:

    а) название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…

    б) объяснение значений слов:

        холодильник…

        пылесос…

       самолет…

 

в) Глагольный словарь:

Что делает:

                   Повар

                   Учитель

                   Врач

                   Почтальон?

 

Кто как голос подает:

Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,

Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.

 

д) словарь признаков:

  --подбор прилагательных к имени существительному:

     Лимон (какой?)

     Платье (какое?)

     Лиса (какая?)

 

  

-- подбор антонимов:

широкий - …

сухой - …

высокий - …

длинный - …

больной - …

веселый - …

светлый - …

холодный - …

 

 

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.

 

1. Обследование понимания грамматических конструкций:

 

а) понимание числа:

покажи, где карандаш, а где карандаши;

дети рисуют карандашом или карандашами?

покажи, где машина, а где машины?

 

б) понимание  речи

покажи, где МЫШКА ДОГОНЯЕТ КОШКУ? Где КОШКА ДОГОНЯЕТ МЫШКУ?

 

в) понимание предлогов:

на    , в    , с   , из-под   , из   , за   , из-за   , под   , к   .

 

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

 

1. Гласные:

2. Звонкие и глухие согласные:

    Б-П

    В-Ф

    Д-Т

    К-Г

3. мягкие и твердые согласные:

    Н-Нь

    М-Мь

    Т-Ть

    К-Кь

    Г-Гь

    Х-Хь.

4. Свистящие:

    С                  Сь

    З                   Зь

    Ц

5. Шипящие:

    Ш                Ж

    Щ                Ч

6. Сонорные:

     Л                      Ль

     Р                      Рь

     Й

7. Дифференциация звуков в спонтанной речи:

    С-Ш, С-З, С-Сь, С-Ц.

    Ш-С, Ш-Ж, Ш-Щ.

    Ч-Ц, Ч-Щ, Ч-Ть.

    Л-Р, Ль-Рь, Л-Й, Ль-Й...

 

 

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

 

1. Повторение 3-х и 4-х гласных звуков:

    Аоэ, уио, иэу.

    Аэоу, уиоэ, уаэу.

 

2. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

    Па-ба, го-ко, ха-ка, тэ-дэ.

    Та-та-да, па-ба-па, га-га-ка, тя-ча-тя.

    Кот-кот-год, том-дом-том.

 

3. Выделение на слух первого ударного гласного звука в слове:

    Алик, эхо, окна, утка, Ира, астра, Оля, Анна, уши.

 

4. Выделение на слух последнего звука в слове:

    Пух, кот, сом, суп, окно, кошка, шары.

 

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:

 

1. Воспроизведение слоговой структуры слова:

    Название по картинке – сковорода, аквариум, скатерть милиционер, велосипед, лекарство, мотоцикл, литература, экскаватор.

 

2. Отраженное проговаривание:

    Строительство, серпантин, репетиция, часовщик.

 

3. Воспроизведение предложений (2-3 раза подряд)

Дети из снега слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Часовщик чинит часики.

Милиционер едет на мотоцикле.

Регулировщик регулирует движение.

 

 

 

 

 

 

 

Логопедическое заключение:______________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое сопровождение будущих первоклассников.

Выступление на педагогическом совете учителя-логопеда Муравьевой Т.И. Тема : "Преемственность начальной школы и детского сада"....

Промежуточные итоги логопедической работы в «Школе будущего первоклассника»

Промежуточные итоги логопедической работы в «Школе будущего первоклассника» МБОУ "СОШ №4" г. Вязники 2012г....

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В данной программе представлены приблизительные этапы диагостического обследования речевого развития детей, поступающих в первый класс ( по опыту работы)....

Анализ логопедического обследования первоклассников

В публикации приведен вариант анализа логопедического обследования первоклассников, где показаны результаты речевой деятельности каждого класса, средний показатель параллели и сравнительные данные рез...

Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников

Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников (соавторство)...

Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников

Адаптированная психолого-педагогическая методика обследования детей дошкольного возраста в рамках работы "Школы будущего первоклассника" написана в соавторстве с педагогом-психологом высшей ...