Логопедическое обследование будущих первоклассников
методическая разработка по теме
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…
2. Зрительное восприятие
* основные цвета (количество)
* оттеночные цвета
* подбор картинок к цветовому фону…
3. Ориентация в пространстве:
а) в собственном теле – правая, левая сторона
б) в пространстве – правая левая сторона
в) вверху, внизу, спереди, сзади
4. Ориентация во времени:
*Утро, день вечер, ночь
*Вчера, сегодня, завтра, послезавтра
5. Различение геометрических форм:
6. Счет: прямой
обратный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_obsledovanie.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая карта
1. Фамилия, имя
2. Возраст
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…
2. Зрительное восприятие
* основные цвета (количество)
* оттеночные цвета
* подбор картинок к цветовому фону…
3. Ориентация в пространстве:
а) в собственном теле – правая, левая сторона
б) в пространстве – правая левая сторона
в) вверху, внизу, спереди, сзади
4. Ориентация во времени:
*Утро, день вечер, ночь
*Вчера, сегодня, завтра, послезавтра
5. Различение геометрических форм:
6. Счет: прямой
обратный
7. Логическое мышление
а) выделение 4-го лишнего:
рыба, индюк, курица, гусь
корова, баран, собака, мороженое
б) классификация предметов: назови одним словом:
-майка, юбка, пиджак, брюки
- сапоги, туфли, тапочки, валенки.
-шляпа, шапка, панамка
- стул, кресло, тумбочка, диван
- блюдце, сковородка, ложка, тарелка.
- кукла, мяч, машина, кубик
-стерка, пенал, ручка, учебник
- жук, кузнечик, божья коровка, бабочка
-курица, петух, индюк, гусь;
-корова, лошадь, коза, поросенок
9. Общая моторика:
- ловкий, неуклюжий…
- прыжки на одной, двух ногах, поочередно, с поддержкой…
ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
1. Губы:
Тонкие, толстые, короткие, расщелина.
Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).
2. Зубы:
Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы.
3. Твердое нёбо:
Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.
4. Мягкое нёбо:
Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.
5. Прикус:
Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, косой.
6. Язык:
а) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.
б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…
в) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…
г) удержание позы, симметричность.
д) наличие синкинезий.
е) тремор.
ж) саливация.
7. Состояние мимической мускулатуры:
* изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)
* равномерно поднять брови
* нахмурить брови
* сглаженность носогубных складок.
8. Общее звучание речи:
* выразительность (невыразительная, маловыразительная..)
* голос (тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, гнусавый…)
* дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)
* темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)
*дикция (нечеткая, смазанная…)
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
1. Разговорно-описательная беседа:
Как твоя фамилия?
Сколько тебе лет?
Где ты живёшь?
Как зовут твою маму?
Как зовут твоего папу?
Есть ли брат, сестра?
Кто старше, младше?
Кем работает мама, папа?
Есть ли у тебя друзья?
2. Составление рассказа по картинке: ….
3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок…
4. Пересказ…
СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ,
1. Состояние словаря:
а) название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…
б) объяснение значений слов:
холодильник…
пылесос…
самолет…
в) Глагольный словарь:
Что делает:
Повар
Учитель
Врач
Почтальон?
Кто как голос подает:
Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,
Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.
д) словарь признаков:
--подбор прилагательных к имени существительному:
Лимон (какой?)
Платье (какое?)
Лиса (какая?)
-- подбор антонимов:
широкий - …
сухой - …
высокий - …
длинный - …
больной - …
веселый - …
светлый - …
холодный - …
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.
1. Обследование понимания грамматических конструкций:
а) понимание числа:
покажи, где карандаш, а где карандаши;
дети рисуют карандашом или карандашами?
покажи, где машина, а где машины?
б) понимание речи
покажи, где МЫШКА ДОГОНЯЕТ КОШКУ? Где КОШКА ДОГОНЯЕТ МЫШКУ?
в) понимание предлогов:
на , в , с , из-под , из , за , из-за , под , к .
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
1. Гласные:
2. Звонкие и глухие согласные:
Б-П
В-Ф
Д-Т
К-Г
3. мягкие и твердые согласные:
Н-Нь
М-Мь
Т-Ть
К-Кь
Г-Гь
Х-Хь.
4. Свистящие:
С Сь
З Зь
Ц
5. Шипящие:
Ш Ж
Щ Ч
6. Сонорные:
Л Ль
Р Рь
Й
7. Дифференциация звуков в спонтанной речи:
С-Ш, С-З, С-Сь, С-Ц.
Ш-С, Ш-Ж, Ш-Щ.
Ч-Ц, Ч-Щ, Ч-Ть.
Л-Р, Ль-Рь, Л-Й, Ль-Й...
ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.
1. Повторение 3-х и 4-х гласных звуков:
Аоэ, уио, иэу.
Аэоу, уиоэ, уаэу.
2. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
Па-ба, го-ко, ха-ка, тэ-дэ.
Та-та-да, па-ба-па, га-га-ка, тя-ча-тя.
Кот-кот-год, том-дом-том.
3. Выделение на слух первого ударного гласного звука в слове:
Алик, эхо, окна, утка, Ира, астра, Оля, Анна, уши.
4. Выделение на слух последнего звука в слове:
Пух, кот, сом, суп, окно, кошка, шары.
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:
1. Воспроизведение слоговой структуры слова:
Название по картинке – сковорода, аквариум, скатерть милиционер, велосипед, лекарство, мотоцикл, литература, экскаватор.
2. Отраженное проговаривание:
Строительство, серпантин, репетиция, часовщик.
3. Воспроизведение предложений (2-3 раза подряд)
Дети из снега слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Часовщик чинит часики.
Милиционер едет на мотоцикле.
Регулировщик регулирует движение.
Логопедическое заключение:______________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое сопровождение будущих первоклассников.
Выступление на педагогическом совете учителя-логопеда Муравьевой Т.И. Тема : "Преемственность начальной школы и детского сада"....
Логопедическая памятка для родителей будущих первоклассников. Республиканское собрание для родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Саранск 2017
Республиканское собрание для родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов....
Промежуточные итоги логопедической работы в «Школе будущего первоклассника»
Промежуточные итоги логопедической работы в «Школе будущего первоклассника» МБОУ "СОШ №4" г. Вязники 2012г....
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В данной программе представлены приблизительные этапы диагостического обследования речевого развития детей, поступающих в первый класс ( по опыту работы)....
Анализ логопедического обследования первоклассников
В публикации приведен вариант анализа логопедического обследования первоклассников, где показаны результаты речевой деятельности каждого класса, средний показатель параллели и сравнительные данные рез...
Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников
Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников (соавторство)...
Адаптированная методика обследования психологической и речевой готовности к школе будущих первоклассников
Адаптированная психолого-педагогическая методика обследования детей дошкольного возраста в рамках работы "Школы будущего первоклассника" написана в соавторстве с педагогом-психологом высшей ...