Анализ логопедического обследования первоклассников
статья по логопедии
В публикации приведен вариант анализа логопедического обследования первоклассников, где показаны результаты речевой деятельности каждого класса, средний показатель параллели и сравнительные данные результатов обследования устной речи первоклассников за последние пять лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_log._obsled._2019-2020.docx | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ логопедического обследования первоклассников,
поступивших в МБОУ «СШ №17»
в 2019-2020 учебном году
В сентябре 2019/2020 учебного года было проведено комплексное логопедическое обследование 146 первоклассников, что составило 97% от общего числа (150) первоклассников, обучавшихся на момент обследования. Не обследовано 4 обучающихся (фамилии) по причине отсутствия в период массового логопедического обследования.
Показатели нарушений речи первоклассников по классам отражены в Таблице 1.
Таблица 1
Классы | Всего обследовано (в сентябре) | Выявлено всего | С недостаточностью фонематической системы | ОНР | ФФН | ФНР | Фонет. дефект | Заикание | Не обнаруж. | Левшество, видимые признаки доминанты левой руки | |
III ур. | IVур. | ||||||||||
1а | 30 (100%) | 23 (90%) | 19 | 3 | 4 | 3 | 9 | 4 | - | 7 | 6 |
1б | 30 (100%) | 25 (83%) | 24 | 7 | - | 5 | 12 | 1 | - | 5 | 6 |
1в | 29 (97%) | 24 (83%) | 21 | 2 | 2 | 5 | 12 | 3 | - | 5 | 3+7 |
1г | 28 (93%) | 22 (79%) | 20 | 5 | 4 | 5 | 6 | 2 | - | 6 | 2+4 |
1д | 29 (97 %) | 25 (86%) | 23 | 8 | 7 | 4 | 4 | 2 | - | 4 | 2+7 |
Всего | 146 (97%) | 119 (82%) | 107 (73 %) | 25 | 17 | 22 | 43 | 12 (8%) | 12 (9%) | 37 (39%) | |
42 (29 % от числа обследов-х) | 65 (45 % от числа обследов-х) | ||||||||||
107 (73 %) | |||||||||||
119 (82%) |
Всего первоклассников – 150: 1а – 30 уч.; 1б – 30 уч.; 1в – 30 уч.; 1г - 30 уч., 1д – 30.
Обследовано -146 (97%)
Из таблицы видно, что 82% поступивших в школу первоклассников имеют недостатки или нарушения в речевом развитии: от дефектов звукопроизношения (8% детей) до нарушения всей звуковой системы (29% - дети с общим недоразвитием речи (ОНР)).
Примечание: ОНР относится к тяжелым нарушениям речи, так как у детей
- ограниченный активный словарь,
- стойкие аграмматизмы,
- несформированность связного высказывания,
- затруднения формирования не только устной, но и письменной речи.
- Часто нарушается общая разборчивость речи.
Если из общего числа детей с нарушениями речи исключить детей с дефектами звукопроизношения, то останется 73%. Это дети с общим недоразвитием речи (ОНР), фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФНР). Все три логопедических заключения (ОНР, ФФН и ФНР) содержат в себе информацию о недостаточности или нарушении фонематической системы. Это значит, что 73 % первоклассника будут испытывать в большей или меньшей степени затруднения при формировании грамотного письма и чтения.
Когда недоразвитие фонематического восприятия входит в структуру общего недоразвития речи (ОНР), а общее недоразвитие речи наблюдается на фоне недостаточности смысловой стороны речи, тогда предполагается более длительная и трудоемкая коррекционно-развивающая работа, что мы на практике и наблюдаем.
В Таблице 2 указано число детей с выраженными трудностями различения акустически близких звуков имеют 30 % от числа обследованных первоклассников (41 учеников).
Таблица 2 - Количественные показатели состояния фонематического восприятия
Классы | Количество обуч-ся с выраженными трудностями в различении звуков речи на фоне трудностей фонематического анализа |
1а | 5 (17 %) |
1б | 6 (20 %) |
1в | 5 (17 %) |
1г | 11 (39%) |
1д | 10 (34 %) |
Всего | 37 обуч-ся (25% обследованных детей) |
1г и 1д лидируют по количеству детей с выраженными трудностями фонематического восприятия. а, 1б, 1в находятся в приближенных числах.
В третьей таблице показано количество детей с недостаточным уровнем понимания логико-грамматических конструкций языка, то есть количество детей, которым требуется повторное или многократное разъяснение речевых/учебных инструкций.
Таблица 3
Классы | Количество первоклассников с недостаточностью смысловой стороны речи |
1а | 4 (13%) - (фамилии обуч-ся) |
1б | 7 (23 %) - (фамилии обуч-ся) имеет самый низкий показатель класса (50 % правильных ответов). |
1в | 1 (3 %) –(фамилия ученика) |
1г | 8 обучающихся (14 %) (фамилии обуч-ся). Из них 4 ученика - с крайне низкими показателями (выполнение не превышает 50%), из которых 1 ученик (фамилия ученика) не выполнил ни одно задание на понимание логико-грамматических конструкций. |
1д | 7 ученика (24 %) показали низкий уровень понимания заданий на исследование логико-грамматических конструкций языка (фамилии обуч-ся). Из них 3 ученика – обнаружили крайне низкий уровень понимания логико-грамматических конструкций (от 10 до 30 % правильно выполненных заданий). |
Всего | 27 обучающихся (18% обследованных первоклассников) имеют трудности в понимания речи. Из них 7 учеников (5%)- имеют крайне низкие показатели смысловой стороны речи. Это обучающиеся 1г и 1д классов. |
Лучший показатель смысловой стороны речи у обучающихся 1в класса: всего 1 один ученик с недостаточностью смысловой стороны речи, что составляет 3%, худший – в 1 г классе, где обучается ученик, который не справился ни с одним заданием на исследование смысловой стороны речи. Кроме того, 1г класс лидирует и в количественных показателях.
Таблица 4 указывает на состояние звукопроизношения. Больше всего детей с дефектами звукопроизношения обучается в 1д классе (50% от числа обследованных детей) и в 1г классе (48% детей класса).
Таблица 4
Классы | Количество обучающихся с недостатками звукопроизношения |
1а | 8 (27 %): |
1б | 8 (27%) |
1в | 8 (28 %) |
1г | 11 (39 %) |
1д | 13 (45%) |
Всего | 48 (33%) |
В 1д классе почти половина детей с нарушениями звукопроизношения.
Обобщенные результаты логопедического обследования (логопедическое заключение ребенка, а также его успешность при выполнении заданий на исследование словарного запаса, грамматического строя речи и смысловой стороны речи, выраженная в процентных соотношениях) доведены до сведения учителей/классных руководителей и родителей в письменной форме электронного формата.
По результатам обследования в логопедический пункт было зачислено 48 первоклассников, что составляет 80 % от всех обучающихся в логопедическом пункте (20 % обучающихся логопедического пункта – это обучающиеся 2-3 классов):
1а класс– 8 обучающихся класса.
1б класс – 9 обучающихся класса.
1в класс – 6 обучающихся класса.
1г класс – 12 обучающихся класса.
1д класс – 12 обучающихся класса.
Зачисленные первоклассники обучаются в восьми группах. Состав шести логопедических групп – это дети с ОНР (III и IV уровней). В оставшихся двух группах обучаются первоклассники с ФФН, ФНР и НОНР.
Таким образом, основной состав детей логопедического пункта – это дети с общим недоразвитием речи. Это составляет 70% от числа зачисленных первоклассников. Численность детей в группах с ОНР превышает норму (по 6-7 человек).
Особого внимания на занятиях требуют 8 обучающихся (фамилии учеников). 6 человек из них обучаются в одной логопедической группе. Это дети из 1д класса с выраженными трудностями фонематического восприятия и недостаточностью смысловой стороны речи, 1 ученик из 1в класса (фамиия) - и 1 ученик из 1г класса. (фамилия).
Таблица 5- Сравнительные годовые данные результатов обследования устной речи первоклассников МБОУ «СШ №17» г. Новый Уренгой
Учебный год | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2010 |
Кол-во первоклассников с выявленными нарушениями речи | 90% | 81% | 91% | 96% | 82% |
Кол-во первоклассников с недоразвитием фонематического восприятия | 28 % с выраженными трудностями различения звуков | 32% с выраженными трудностями различения звуков | 46 % с выраженными трудностями различения звуков | 30 % с выраженными трудностями различения звуков | 25% с выраженными трудностями различения звуков |
Кол-во первоклассников с нарушениями звукопроизношения | 34% | 31% | 40% | 41% | 33% |
Кол-во первоклассников с грамматического строя речи (дети с ОНР) | 29% | 26% | 27% | 26% | 29% |
Кол-во первоклассников с недостаточностью смысловой стороны речи | 15% | 6% | 11% | 10% | 18% |
Учитель-логопед ________________Л.И. Гайсина
Подпись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта логопедического обследования учащихся младшего школьного возраста со сложными (множественными) нарушениями развития
Карта помогает провести логопедическое обследование учащихся младшего школьного возраста со множественными нарушениями развития и представить полученные результаты в структурированном виде. Карта соде...
логопедическое обследование устной и письменной речи
Логопедическое обследование основано на методике Фотековой, Ахутиной, только уменьшено и упрощено в несколько раз, так же сопровождается картинным материалом, на основе которого непосредственно провод...
Логопедическое обследование будущих первоклассников
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ 1. Наблюдение за поведением в процессе обследования… 2. Зрительное восприятие * основные цвета (количество)...
Протокол логопедического обследования.
Протокол логопедического обследования устной речи. Т.А.Фотекова«Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников»....
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
В данных методических рекомендациях показана специфика логопедического обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предложен материал для обследованияи рекомендации по написанию з...
Анализ мониторингового обследования учащихся 3 а класса
Анализ результатов мониторинга включает: характеристику класса, в котором проводился мониторинг; средний результат по классу по субтестам "Мотивация", "Методика диагностики школьно...
Протокол логопедического обследования.
Протокол логопедического обследования. Дата обследования______________________________________________________________________________ Ф.И.ребенка_______________________________________________...