урок ОРКСЭ по теме Культура и религия
план-конспект урока (4 класс) по теме
Конспект урока с презентацией по основам мировых религиозных культур
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_i_religiya.docx | 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы религиозных культур и светской этики
Курс «Основы мировых религиозных культур»
Урок № 3
Культура и религия.
Лобанок Е. В.
учитель начальных классов
МБОУ «Куркиекская средняя
общеобразовательная школа»
Лахденпохский район
Республика Карелия
Цель урока: помочь учащимся осознать сущность культуры, ее основные формы, взаимосвязь культуры и религии .
Задачи урока:
Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание.
Образовательная: раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;
Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную;
Оборудование:
- учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.;
- электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;
- карточки для игры «Собери пазлы»;
- демонстрационные карточки-термины;
- презентация
- тетради обучающихся
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация ранее полученных знаний.
- Устный опрос.
- Как вы понимаете слово «религия»?
- Какие религии называются национальными?
- Какие религии называются мировыми?
- Какие религии считаются традиционными для России?
- Какие религии преобладают в нашем крае? В нашем поселке?
- Игра «Собери пазлы».
Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.
Ритуал – участие людей в религиозных действиях.
Национальные религии – это иудаизм, индуизм.
Мировые религии – это буддизм, христианство, ислам.
- Новый материал.
- О чем мы будем говорить на уроке? Посмотрите в учебнике на стр. 8
- Выступление учителя «Что такое культура?»
В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».
- Предлагаю вам уже знакомую игру «Подбери слово».
К – красота
У – уникальность
Л – личность
Ь
Т – традиции
У – устои, уважение
Р – развитие
А – архитектура
В науке есть такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».
Культура бывает материальная и духовная. К материальной культуре мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы. Когда мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.
- Задание детям: рассмотрите фотографии на слайдах и скажите, к какой культуре – материальной или духовной, они относятся?
(на слайдах: Кижи, кантеле, национальная карельская одежда, предметы быта карел)
- Игра.
Учащиеся разбиваются на 2 команды и получают карточки со словами: церковь, танец лезгинка, карета, мечеть, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, монета, копье, законы, платье, сказка.
1-й команде необходимо выбрать карточки, связанные с материальной культурой, а 2-й команде – с духовной культурой.
- Беседа с учащимися:
- Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?
- Что входит в понятие «культура поведения»? Какие черты присущи культурному человеку?
- Работа с рассказом.
- Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)
- Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
- Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:
- А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
- Говорят «спасибо», что же ещё?
- Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.
Беседа по вопросам:
- Что нового вы узнали о слове спасибо?
Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.
- Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?
- Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
- Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?
- Зачем люди строили храмы?
Когда люди строили храм, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?
6. Выступление учителя «Влияние религии на культуру».
Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.
В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям. (Идет демонстрация слайд-шоу «Культовые сооружения»). Мы до сих пор с удовольствием посещаем сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. Не сохранился до нашего времени, но известен по описаниям Иерусалимский храм в Израиле. Торжественные буддистские храмы встречаются повсюду в Азии. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман. Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду. Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем на следующих уроках.
В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. И у нас в Карелии много великолепных храмов. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения.( слайд-шоу)
- Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?
- А у нас в городе есть храм? Где он находится? Как называется?
В древности в храме ставили статуи того бога, которому этот храм был посвящен. (Учитель обращает внимание детей на фото на с.9 учебника)
Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах (показ репродукций). В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.
(прослушивание: Рахманинов «Всенощное бдение»).
ВЫВОД:
Связаны ли культура и религия между собой?
- Закрепление основных понятий урока (работа с тренажером в электронном пособии к учебнику «Основы мировых религиозных культур»)
- Домашнее задание:
- Перескажи родителям или другим взрослым материал
урока 3 «Культура и религия».
- Повтори понятия: религия, национальные религии, мировые религии, традиционные религии, культура, духовная культура, материальная культура.
- Индивидуальное задание: подготовить сообщение или презентацию по теме (на выбор):
1) «Памятники духовной культуры Карелии»,
2) «Памятники материальной культуры Карелии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме "Культура и религия"
Данный урок приглашает к разговору о культуре, какая она бывает и о чем может рассказать... В процессе урока дети попробуют сделать вывод и о том, как влияет культура на внутренний мир чел...
Выпускная квалификационная работа ( курсы ОРКСЭ) на тему «Культура и религия»
Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как духовно-нравственный кризис. Одной из важных составляющих кризиса российского школьного образования является кризис воспитания, выраж...
Материал на урок ОРКСЭ по теме «Множество экологических культур, так как в мире множество религий и народностей»
Материал на урок ОРКСЭ по теме «Множество экологических культур, так как в мире множество религий и народностей»...
Разработка урока ОРКСЭ 4 класс "Культура и религия"
Разработка урока поможет учителю, преподающему Основы православной культуры в 4 классе сформировать у обучающихся понятие культуры и религии, развить интерес к родной культуре и религии; в...
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" Тема "Культура и религия"
Данный урок относится к курсу "ОРКСЭ" в 4 классе, модуль "Основы православной культуры", тема "Культура и религия". На этом уроке учащиеся познакомятся с понятиями "...
Конспект урока по Основам светской этики (ОРКСЭ) 4 класс. Культура и религия
Конспект урока по Основам светской этики (ОРКСЭ) 4 класс. Культура и религияТема урока: «Культура и религия»Тип урока: урок открытия новых знанийЦель: Формирование у учащихся уважения к ми...
ОРКСЭ , Урок №2, модуль «Основы православной культуры» Тема: «Культура и религия»
Урок №2 по учебному предмету ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»Тема: «Культура и религия», технологическая карта урока к учебнику Васильевой О.Ю....