Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме «Культура и религия»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Залога Виктория Леонидовна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представления о культуре, связи между культурой и религией и что значит быть культурным человеком.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Дать представление о понятиях «культура», «культурный человек».
  2. Проанализировать влияние религии на культуру.

Предметные:

1.  Знать понятия «религия», «религиозная культура»;

2.  Уметь работать с учебником, с иллюстрациями, находить необходимую информацию в разных источниках.

Развивающие:

  1. Развивать познавательные интересы.
  2. Развивать умения сравнивать, выделять главное.

Личностные:

  1. Осознавать личностный смысл учения.;
  2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленными целями;
  3. Развивать умение работать в паре;
  4. Развивать навыки рефлексии и самооценки.

 

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к друг другу через работу в команде.
  2. Воспитывать уважительное отношение к культуре и религии.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТКУ46.05 КБ
Файл Раздаточный материал367.4 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 05.03.2024

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95»

Класс: 4-7

Урок: 2

Время: 9:00 – 9:40   Кабинет: 101

Студент: Залога Виктория Леонидовна

Группа: 43

Учитель: Миронова Елена Борисовна 

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока: «Культура и религия»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представления о культуре, связи между культурой и религией и что значит быть культурным человеком.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Дать представление о понятиях «культура», «культурный человек».
  2. Проанализировать влияние религии на культуру.

Предметные:

  1.  Знать понятия «религия», «религиозная культура»;
  2.  Уметь работать с учебником, с иллюстрациями, находить необходимую информацию в разных источниках.

Развивающие:

  1. Развивать познавательные интересы.
  2. Развивать умения сравнивать, выделять главное.

Личностные:

  1. Осознавать личностный смысл учения.;
  2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленными целями;
  3. Развивать умение работать в паре;
  4. Развивать навыки рефлексии и самооценки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к друг другу через работу в команде.
  2. Воспитывать уважительное отношение к культуре и религии.

УМК: «Школа России» учебник «ОРКСЭ (ОМРК)» 4 класс, Беглов А.Л. Раздаточный материал: рабочий лист.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин
)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Группа словесных методов: беседа

1. Приветствует учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку.  

Эмоционально настраивает класс на урок.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Леонидовна, и сегодня я проведу у вас урок Основы религиозных культур и светской этики.  Давайте подарим друг другу улыбку, чтобы наш урок прошел в хорошем настроении. Отлично, можете занять свои места.

Сегодня мы на уроке будем заниматься на рабочем листе, поэтому прошу вас их подписать. Также нам понадобятся цветные карандаши, прошу их приготовить.

Приветствуют учителя.

УУКД:

воспринимать и выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения

УУРД:

владеть способами  самомотивации и рефлексии

Презентация

Рабочий лист

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Группа словесных методов: беседа

 1.Актуализирует знания обучающихся.

- Посмотрите внимательно на экран. Кто мне скажет, какие из представленных определений вам знакомы с прошлых уроков?

- Какие определения можно объединить в группы? Как можно назвать эти группы?

РОДИНА - место, где человек родился и вырос.

ОТЕЧЕСТВО - это родная страна, где родился человек и гражданином которой он является.

РЕЛИГИЯ - убеждение человека в том, что видимый мир является лишь частью духовного мира.

Мировые религии:

ИСЛАМ

БУДДИЗМ

ХРИСТИАНСТВО

- Что вы помните из прошлых тем про религию?

- А что такое обряды? (Откройте учебник и прочтите определение.)

- Посмотрим на определения которые у нас остались.

КУЛЬТУРА

КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК

- Как вы думаете, они связаны между собой?

- Предлагаю сегодня на уроке узнать об этих определениях больше, также узнать, чем же связана культура и религия.

Вспоминают прошлый материал. Отвечают на вопросы учителя.

 

- Родина и отечество - то как мы можем назвать свою страну; Ислам, буддизм, Христианство - Мировые религии.

- Религия - верования в единого Бога или во многих; духоа, ангелов и т.д.

- Поведение в повседневной жизни

- Участие в религиозных обрядах.

- Действия, которые должны связывать людей с иным миром.

УУПД: выявлять причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать, интерпретировать информацию

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения  в соответствии с целями и условиями общения

УУРД:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: иллюстрация животных

1.Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете, какая тема урока сегодня?

- Чтобы узнать о цели урока, дополните фразы:

1. Узнать, что такое…

2. Узнать о связи…

- Молодцы, также для вас я составила план урока. Но нужно определить верный его порядок:

Познакомиться с культурным человеком.

Узнать определение культуры.

Подвести итоги.

Объединить культуру и религию.

Провести самостоятельную работу.

Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- Культура и религия.

- Узнать, что такое культура, культурный человек.

- Узнать о связи культуры и религии.

1) Узнать определение культуры.

2) Познакомиться с культурным человеком.

3) Объединить культуру и религию.

4) Провести самостоятельную работу.

5) Подвести итоги.

УУПД: извлекать и интерпретировать информацию.

УУКД:

высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности

общения;

УУПД:

аргументировать свою позицию, мнение.

УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.

Презентация

«Открытие» детьми нового знание (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Группа словесных методов: учебный диалог; работа с книгой  

Группа наглядных методов:

Иллюстрации грибов, растений

Группа практических методов: рассказ общих признаков

Взаимоконтроль

1.Организовывает работу обучающихся. Объясняет новый материал.

- Какие словосочетания можно составить со словом культура/культурный? Как вы думаете, что может обозначать это слово, предположите.

- Вы молодцы, ваши ответы были близки. Но для того, чтобы узнать точное определение, предлагаю открыть учебник на странице 10.

- Прочитайте определение про себя, прочитайте определение вполголоса. Теперь 1 вариант перескажет определение своему соседу, 2 вариант.

- Ребята, кто сможет рассказать всему классу это определение?

- Правильно. Ребята, знаете ли вы, что такое ценности?

- А что такое материальные и духовные ценности? Что к ним можно отнести? В ответе вам могут помочь иллюстрации учебника.

- Какие вы знаете ещё сооружения культуры? Есть ли они в нашем городе? Как называются?

- Посмотрите внимательно на экран и попробуйте определить какие из изображений демонстрируют материальную культуру, а какие духовную?

- Какой мы можем сделать вывод?

- Мы отлично поработали. Какой пункт плана мы завершили?

- А сможем ли мы дать определение «культурный человек» с помощью учебника?

- С помощью чего мы можем узнать определение тех или иных слов?

- Верно, предлагаю посмотреть определение в известном толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова.

- Кто прочитает определение со слайда?

- Отлично, сейчас я предлагаю вам в паре выполнить задание на определение культурного человека. Перед вами лежит рабочий лист, посмотрите на задание под номером 1.

- Из представленных слов выберите и подчеркните зелёным цветом только те, которые относятся к культурному человеку.

- У вас есть 2 минуты, время пошло.

- Время вышло. Кто сможет назвать все слова, которые относятся к культурному человеку?

- Отлично! Какой пункт плана мы завершили?

- Вот, мы вспомнили о религии, поговорили о культуре и узнали, кто такой «культурный человек», но что же это всё объединяет?

- Предлагаю для помощи в ответе на данный вопрос посмотреть небольшой видеоролик.

- Итак, ребята, как же связаны культура и религия между собой?

- Что на это повлияло?

- Какой пункт плана мы выполнили?

Отлично, сейчас мы немного разомнёмся и продолжим нашу работу.

Отвечают на вопросы учителя.

- Культурные традиции, вести себя культурно

- Культура - материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории.

- это то, что важно.

Ответы обучающихся.

- К материальной культуре относятся не только постройки и памятняки, но и различные инструменты, одежда и т.д. А к духовной культуре мы можем отнести стихи, музыку, песни.

- нет

- Словарь

- это человек, который имеет широкий кругозор и интерес к различным аспектам культуры, таким как искусство, литература, музыка, театр, кино, архитектура.

Выполняют задание в парах.

Ответы обучающихся.

УУКД: корректно аргументированно высказывать своё мнение.

УУПД: применять базовые логические действия: сравнение.

УУКД: ответственно выполнять свою часть работы.

УУПД: применять базовые логические действия: сравнение.

УУКД: корректно аргументированно высказывать своё мнение.

УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её решению.

Презентация

Учебник

Рабочий лист

Физминутка (1 мин)

Разминка тела под счёт, разминка глаз

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий.

Ф, И

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа практических методов: выполнение заданий в рабочем листе

Внешний контроль

Взаимоконтроль

1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Найдите в рабочих листах задание под номером 2. Кто прочитает его вслух?

- Сейчас мы будем выполнят его все вместе. Называем слово, к чему оно относится и объясняем, почему.

- Вы отлично справились и с этим заданием.

Выполняют задания на закрепление.

Ответы обучающихся.

УУПД: представить информацию в разных формах.

УУКД: высказывать своё мнение.

Презентация

Рабочий лист

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий

И, П

Группа практических методов: самостоятельная работа

Взаимопроверка

1.Организует самостоятельную работу обучающихся.

- Теперь проверим, как вы были внимательны во время изучения темы. Обратите внимание на задание №3, вам нужно самостоятельно составить из перепутанных букв слова, которые относятся к теме урока.  На выполнение задания у вас есть 3 минуты.

- Время закончилось. Обменяйтесь своими работами с соседом по плечу и проверьте ответы напарника по эталону.

- Если нет ошибок, то нарисуйте смайлик, кторый улыбается. Если есть 1-2 ошибки – смайлик со второй картинки. Более 3 ошибок – грустный смайлик.

- Встаньте те, у кого весёлый. Поднимите руку, у кого смайлик со второй картинки.

- Спасибо! Мы завершили 4 пункт нашего плана.

Слушают учителя.

Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют взаимопроверку по эталону.

УУПД: применять изученный метод познания.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.

УУРД: находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины.

Рабочий лист

Презентация

Включение в систему знаний повторение (7-8 минут).

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление изученного.

Ф, Г

Группа практических методов:

выполнение задания

Внешний контроль

Группа словесных методов: беседа

1.Организует закрепление ранее изученного материала.

- Сейчас мы с вами выполним творческое задание. На рабочих листах остались задания 4 и 5, для них на понадобятся цветные карандаши.

- Что нужно сделать в первом задании? Какое суждение подходит? Почему?

- Отлично, закрасьте это суждение.

- В задании №5 вам нужно раскрасить рисунок и ответить на вопрос. У вас есть 2 минуты, чтобы начать разукрашивать рисунок и подумать над ответом. Время пошло.

- Время вышло, кто нам сможет ответить?

- Кто считает, что ответ верный? Отлично!

- Что еще в нашей жизни мы можем отнести и к религии и культуре?

- Ребята, вы молодцы, спасибо!

Выполняют задание.

Ответы обучающихся.

Ответы обучающихся.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения.

УУКД: корректно аргументированно высказывать своё мнение.

Презентация

Рабочий лист

Рефлексия деятельности

(5 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения коррекции выявленных ошибок

Формирование способности к осуществлению контрольной функции

Ф

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ смайлов

1. Организует работу по рефлексии и самооценке деятельности обучающихся на уроке.

- Наш урок подходит к концу.

- О чем мы сегодня говорили?

- Какие понятия мы вспомнили?

- Какая цель у нас была?

- Если мы достигли цели, один раз хлопните в ладоши.

- Проанализируем план. Какие пункты мы выполняли?

- И последний?

2. Организует эмоциональную рефлексию.

- Сейчас поднимите руку те, кто считает, что мы достигли цели урока. Дайте соседу пять, если вы продуктивно поработали.

- Спасибо за работу! Урок окончен!

Анализируют свою деятельность и деятельность группы по достижению цели.

- О религии и культуре

- Узнать, что такое культура, культурный человек.

- Узнать о связи культуры и религии.

1) Узнать определение культуры.

2) Познакомиться с культурным человеком.

3) Объединить культуру и религию.

4) Провести самостоятельную работу.

5) Подвести итоги.

Оценивают свою деятельность на уроке

УУКД:

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению

и координировать свои действия с другими членами команды

УУРД:

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения.

Презентация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дата_______________ ФИ_____________________________ 1. Какие из слов относятся к термину «культурный человек»? честность аккуратность хамство вежливость жадность лживость ябедничество враньё навязчивость безразличие предательство уважение старших милосердие дружба 2. Какие слова связаны с понятием «культура», а какие с «религия»? Соедините их 3. Составь слова из перепутанных букв, которые относятся к теме урока. 4. Какое из выражений относится к религии? 5. Расскрась картинку и подумай: колокольный звон относится к культуре или религии. рсиояс ___________ гелииря __________ рядоб ____________ доарн _____________ тькуулра ___________ саиобпс ____________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок ОРКСЭ по теме Культура и религия

Конспект урока с презентацией по основам мировых религиозных культур...

Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему: «Как христианство пришло на Русь » Модуль «Основы православной культуры»

Урок «Принятие христианства на Руси. Православие» включен в систему занятий модуля «Основы православной культуры», знакомит обучающихся с важнейшим историческим событием для на...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме: «Каждый интересен» (4 класс, УМК «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» под ред. А.И. Шемшуриной)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о дружбе и особенностях каждого человека как личности.  Дидактические:1) дать представление о п...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме «Простые школьные и домашние правила этикета» (4 класс, УМК : «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»)

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятиях «школьный» и «домашний» этикет и о его роли в обществе.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать основные прави...

Технологическая карта урока ОРКСЭ («Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой , 4 класс)

Цель урока:формирование у детей представления о том, что такое подвиг, его бескорыстной и жертвенной стороной. Задачи урока Дидактические:1) познакомить учащихся с понятиями: «Подвиг»...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Честь и достоинство" - 4 класс («Основы светской этики» под ред. А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании понятий «честь и достои...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания" (УМК "Основы мировых религиозных культур", 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания. Цель урока: формирование представлений у обучающихся о появлении понятий «добро» и «зло» в мировых религиях.Задачи урокаПлан...