Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме «Культура и религия»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представления о культуре, связи между культурой и религией и что значит быть культурным человеком.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные: 1. Знать понятия «религия», «религиозная культура»; 2. Уметь работать с учебником, с иллюстрациями, находить необходимую информацию в разных источниках. |
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТКУ | 46.05 КБ |
Раздаточный материал | 367.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 05.03.2024 Школа: МАОУ «Академический лицей № 95» Класс: 4-7 Урок: 2 Время: 9:00 – 9:40 Кабинет: 101 | Студент: Залога Виктория Леонидовна Группа: 43 Учитель: Миронова Елена Борисовна Методист: Сачкова Татьяна Андреевна |
Тема урока: «Культура и религия»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представления о культуре, связи между культурой и религией и что значит быть культурным человеком.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
УМК: «Школа России» учебник «ОРКСЭ (ОМРК)» 4 класс, Беглов А.Л. Раздаточный материал: рабочий лист.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Группа словесных методов: беседа | 1. Приветствует учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Эмоционально настраивает класс на урок. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Леонидовна, и сегодня я проведу у вас урок Основы религиозных культур и светской этики. Давайте подарим друг другу улыбку, чтобы наш урок прошел в хорошем настроении. Отлично, можете занять свои места. Сегодня мы на уроке будем заниматься на рабочем листе, поэтому прошу вас их подписать. Также нам понадобятся цветные карандаши, прошу их приготовить. | Приветствуют учителя. | УУКД: воспринимать и выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения УУРД: владеть способами самомотивации и рефлексии | Презентация Рабочий лист |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Группа словесных методов: беседа | 1.Актуализирует знания обучающихся. - Посмотрите внимательно на экран. Кто мне скажет, какие из представленных определений вам знакомы с прошлых уроков? - Какие определения можно объединить в группы? Как можно назвать эти группы? РОДИНА - место, где человек родился и вырос. ОТЕЧЕСТВО - это родная страна, где родился человек и гражданином которой он является. РЕЛИГИЯ - убеждение человека в том, что видимый мир является лишь частью духовного мира. Мировые религии: ИСЛАМ БУДДИЗМ ХРИСТИАНСТВО - Что вы помните из прошлых тем про религию? - А что такое обряды? (Откройте учебник и прочтите определение.) - Посмотрим на определения которые у нас остались. КУЛЬТУРА КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК - Как вы думаете, они связаны между собой? - Предлагаю сегодня на уроке узнать об этих определениях больше, также узнать, чем же связана культура и религия. | Вспоминают прошлый материал. Отвечают на вопросы учителя.
- Родина и отечество - то как мы можем назвать свою страну; Ислам, буддизм, Христианство - Мировые религии. - Религия - верования в единого Бога или во многих; духоа, ангелов и т.д. - Поведение в повседневной жизни - Участие в религиозных обрядах. - Действия, которые должны связывать людей с иным миром. | УУПД: выявлять причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать, интерпретировать информацию УУКД: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения УУРД: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии | Презентация |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: иллюстрация животных | 1.Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - Как вы думаете, какая тема урока сегодня? - Чтобы узнать о цели урока, дополните фразы: 1. Узнать, что такое… 2. Узнать о связи… - Молодцы, также для вас я составила план урока. Но нужно определить верный его порядок: Познакомиться с культурным человеком. Узнать определение культуры. Подвести итоги. Объединить культуру и религию. Провести самостоятельную работу. | Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. - Культура и религия. - Узнать, что такое культура, культурный человек. - Узнать о связи культуры и религии. 1) Узнать определение культуры. 2) Познакомиться с культурным человеком. 3) Объединить культуру и религию. 4) Провести самостоятельную работу. 5) Подвести итоги. | УУПД: извлекать и интерпретировать информацию. УУКД: высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; УУПД: аргументировать свою позицию, мнение. УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий. | Презентация |
«Открытие» детьми нового знание (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Группа словесных методов: учебный диалог; работа с книгой Группа наглядных методов: Иллюстрации грибов, растений Группа практических методов: рассказ общих признаков Взаимоконтроль | 1.Организовывает работу обучающихся. Объясняет новый материал. - Какие словосочетания можно составить со словом культура/культурный? Как вы думаете, что может обозначать это слово, предположите. - Вы молодцы, ваши ответы были близки. Но для того, чтобы узнать точное определение, предлагаю открыть учебник на странице 10. - Прочитайте определение про себя, прочитайте определение вполголоса. Теперь 1 вариант перескажет определение своему соседу, 2 вариант. - Ребята, кто сможет рассказать всему классу это определение? - Правильно. Ребята, знаете ли вы, что такое ценности? - А что такое материальные и духовные ценности? Что к ним можно отнести? В ответе вам могут помочь иллюстрации учебника. - Какие вы знаете ещё сооружения культуры? Есть ли они в нашем городе? Как называются? - Посмотрите внимательно на экран и попробуйте определить какие из изображений демонстрируют материальную культуру, а какие духовную? - Какой мы можем сделать вывод? - Мы отлично поработали. Какой пункт плана мы завершили? - А сможем ли мы дать определение «культурный человек» с помощью учебника? - С помощью чего мы можем узнать определение тех или иных слов? - Верно, предлагаю посмотреть определение в известном толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова. - Кто прочитает определение со слайда? - Отлично, сейчас я предлагаю вам в паре выполнить задание на определение культурного человека. Перед вами лежит рабочий лист, посмотрите на задание под номером 1. - Из представленных слов выберите и подчеркните зелёным цветом только те, которые относятся к культурному человеку. - У вас есть 2 минуты, время пошло. - Время вышло. Кто сможет назвать все слова, которые относятся к культурному человеку? - Отлично! Какой пункт плана мы завершили? - Вот, мы вспомнили о религии, поговорили о культуре и узнали, кто такой «культурный человек», но что же это всё объединяет? - Предлагаю для помощи в ответе на данный вопрос посмотреть небольшой видеоролик. - Итак, ребята, как же связаны культура и религия между собой? - Что на это повлияло? - Какой пункт плана мы выполнили? Отлично, сейчас мы немного разомнёмся и продолжим нашу работу. | Отвечают на вопросы учителя. - Культурные традиции, вести себя культурно - Культура - материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории. - это то, что важно. Ответы обучающихся. - К материальной культуре относятся не только постройки и памятняки, но и различные инструменты, одежда и т.д. А к духовной культуре мы можем отнести стихи, музыку, песни. - нет - Словарь - это человек, который имеет широкий кругозор и интерес к различным аспектам культуры, таким как искусство, литература, музыка, театр, кино, архитектура. Выполняют задание в парах. Ответы обучающихся. | УУКД: корректно аргументированно высказывать своё мнение. УУПД: применять базовые логические действия: сравнение. УУКД: ответственно выполнять свою часть работы. УУПД: применять базовые логические действия: сравнение. УУКД: корректно аргументированно высказывать своё мнение. УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её решению. | Презентация Учебник Рабочий лист |
Физминутка (1 мин) Разминка тела под счёт, разминка глаз | ||||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий. | Ф, И Группа словесных методов: учебный диалог Группа практических методов: выполнение заданий в рабочем листе Внешний контроль Взаимоконтроль | 1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. - Найдите в рабочих листах задание под номером 2. Кто прочитает его вслух? - Сейчас мы будем выполнят его все вместе. Называем слово, к чему оно относится и объясняем, почему. - Вы отлично справились и с этим заданием. | Выполняют задания на закрепление. Ответы обучающихся. | УУПД: представить информацию в разных формах. УУКД: высказывать своё мнение. | Презентация Рабочий лист |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация нового способа действий | И, П Группа практических методов: самостоятельная работа Взаимопроверка | 1.Организует самостоятельную работу обучающихся. - Теперь проверим, как вы были внимательны во время изучения темы. Обратите внимание на задание №3, вам нужно самостоятельно составить из перепутанных букв слова, которые относятся к теме урока. На выполнение задания у вас есть 3 минуты. - Время закончилось. Обменяйтесь своими работами с соседом по плечу и проверьте ответы напарника по эталону. - Если нет ошибок, то нарисуйте смайлик, кторый улыбается. Если есть 1-2 ошибки – смайлик со второй картинки. Более 3 ошибок – грустный смайлик. - Встаньте те, у кого весёлый. Поднимите руку, у кого смайлик со второй картинки. - Спасибо! Мы завершили 4 пункт нашего плана. | Слушают учителя. Выполняют самостоятельную работу. Выполняют взаимопроверку по эталону. | УУПД: применять изученный метод познания. УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности. УУРД: находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины. | Рабочий лист Презентация |
Включение в систему знаний повторение (7-8 минут). | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление изученного. | Ф, Г Группа практических методов: выполнение задания Внешний контроль Группа словесных методов: беседа | 1.Организует закрепление ранее изученного материала. - Сейчас мы с вами выполним творческое задание. На рабочих листах остались задания 4 и 5, для них на понадобятся цветные карандаши. - Что нужно сделать в первом задании? Какое суждение подходит? Почему? - Отлично, закрасьте это суждение. - В задании №5 вам нужно раскрасить рисунок и ответить на вопрос. У вас есть 2 минуты, чтобы начать разукрашивать рисунок и подумать над ответом. Время пошло. - Время вышло, кто нам сможет ответить? - Кто считает, что ответ верный? Отлично! - Что еще в нашей жизни мы можем отнести и к религии и культуре? - Ребята, вы молодцы, спасибо! | Выполняют задание. Ответы обучающихся. Ответы обучающихся. | УУКД: воспринимать и формулировать суждения. УУКД: корректно аргументированно высказывать своё мнение. | Презентация Рабочий лист |
Рефлексия деятельности (5 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения коррекции выявленных ошибок Формирование способности к осуществлению контрольной функции | Ф Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ смайлов | 1. Организует работу по рефлексии и самооценке деятельности обучающихся на уроке. - Наш урок подходит к концу. - О чем мы сегодня говорили? - Какие понятия мы вспомнили? - Какая цель у нас была? - Если мы достигли цели, один раз хлопните в ладоши. - Проанализируем план. Какие пункты мы выполняли? - И последний? 2. Организует эмоциональную рефлексию. - Сейчас поднимите руку те, кто считает, что мы достигли цели урока. Дайте соседу пять, если вы продуктивно поработали. - Спасибо за работу! Урок окончен! | Анализируют свою деятельность и деятельность группы по достижению цели. - О религии и культуре - Узнать, что такое культура, культурный человек. - Узнать о связи культуры и религии. 1) Узнать определение культуры. 2) Познакомиться с культурным человеком. 3) Объединить культуру и религию. 4) Провести самостоятельную работу. 5) Подвести итоги. Оценивают свою деятельность на уроке | УУКД: выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды УУРД: давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения. | Презентация |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок ОРКСЭ по теме Культура и религия
Конспект урока с презентацией по основам мировых религиозных культур...
Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему: «Как христианство пришло на Русь » Модуль «Основы православной культуры»
Урок «Принятие христианства на Руси. Православие» включен в систему занятий модуля «Основы православной культуры», знакомит обучающихся с важнейшим историческим событием для на...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме: «Каждый интересен» (4 класс, УМК «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» под ред. А.И. Шемшуриной)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о дружбе и особенностях каждого человека как личности. Дидактические:1) дать представление о п...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме «Простые школьные и домашние правила этикета» (4 класс, УМК : «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»)
Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятиях «школьный» и «домашний» этикет и о его роли в обществе.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать основные прави...
Технологическая карта урока ОРКСЭ («Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой , 4 класс)
Цель урока:формирование у детей представления о том, что такое подвиг, его бескорыстной и жертвенной стороной. Задачи урока Дидактические:1) познакомить учащихся с понятиями: «Подвиг»...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Честь и достоинство" - 4 класс («Основы светской этики» под ред. А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»)
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании понятий «честь и достои...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания" (УМК "Основы мировых религиозных культур", 4 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания. Цель урока: формирование представлений у обучающихся о появлении понятий «добро» и «зло» в мировых религиях.Задачи урокаПлан...