План конспект занятия "Матирование короля ферзем"
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия
Тема: «Техника матирования короля ферзем».
Ход занятия:
1 этап Вводный (продолжительность 5 мин)
(организационно-договорной. Педагог договаривается с детьми о целях и средствах работы на занятии. Каждый отвечает за результат своего труда и может выбирать уровень сложности по своему вкусу).
Содержание:
-Введение в тему
Задачи:
-Заинтересовать
- Активизировать внимание
- Настроить на новую тему
Приветствие.
-Здравствуйте дети. Все ли приготовили шахматные доски.
-Проверьте, все ли кони на местах, все ли башни в замке на месте, все ли офицеры на постах? А как поживают король с королевой, на своих полях?
-Дети, кто дома играл в шахматы и выиграл? Сколько?
- Кто дома играл и проиграл?
-Сегодня мы с вами изучим, как и при каких условиях, наш ферзь ставит шах и мат королю.
-Кто хочет чаще выигрывать, хлопните в ладошки.
2 Этап. Основной (продолжительность 30 мин)
1 Подготовительный. Повторение ранее изученного материала(пр 10 мин)
- Все хотят выигрывать. Что нужно сделать, что бы выиграть партию?
-Что такое шах?
-Что такое мат?
Что такое пат?
- Значит, что бы король считался под шахом, мы на него должны напасть. Правильно?
-Дети, кто хочет к доске (имеется в виду магнитная доска). Остальные работают на индивидуальных досках. На доске легкая задача на мат в 1 ход. Используется преподавателем, как диагностика усвоения уровня знаний. Оценивается степень легкости и скорости решения задания, а так же использование более длинных или более коротких путей решения задания. Выявляются дефекты усвоения ЗУН и параллельно исправляются.
- Кто поставит шах и мат королю?
Далее на доске предлагается ряд задач, на постановку мата в 1 ход. Дается несколько минут, для самостоятельного решения, затем идет разбор задачи. Дети, решающие задания ранее остальных выполняют дополнительные задания, повышенной сложности.
Под самый занавес ставится задача на матирование короля ферзем.
Отслеживаем способы решения этой задачи, без комментариев.
А почему не всегда удается поставить шах и мат чужому королю? Что вам мешает?
( Не хватает хода, король убегает, почему-то получается пат)
- То есть, вам часто не хватает лишнего хода, что бы успеть взять в плен чужого короля. Есть средства и способы, которые помогут вам выигрывать чаще. Хотите их знать?
2 Объяснение нового материала (пр 10 мин)
- Ребята, разбиваемся на две команды. Детям предлагается задачка на матирование короля ферзем (1 ход). Затем дается позиция, из которой требуется поставить мат королю ферзем.
Примерный перечень вопросов для детей:
- Кто быстрее всех решит эту задачку?
- Сколько ходов использовано?
- Можно ли быстрее прийти к использованию?
- Что нужно для того, что бы поставить шах и мат?
-Как заставить короля отойти к краю доски?
- Найдите такой способ оттеснения короля, что бы у него не было возможности выйти из окружения.
- Можно ли одним ферзем оттеснить короля?
- Какие фигуры необходимы для оттеснения? Почему?
Детям дается возможность решить эту задачу самостоятельно в большой или малой группе, это уже зависит от пожелания ребенка. Чаще дети на начальном этапе предпочитают решать такие задачки самостоятельно, изредка, на более высоком уровне – решаются в малой группе (2-5 чел). Итак, мы можем разбить детей попарно на одну доску и предлагаем им решить вопрос, как оттеснить короля к противоположной стенке, ни разу не выпустив его.
«Захвати в плен короля»
«Охота»
Детям предлагаются следующие условия игры. Тот, кто передвигает короля – ходит им в полную силу, но над планированием нападения и оттеснения, дети думают совместно. Во-первых, это объединяет детей в совместной деятельности, хотя игра на соперничество, решая вопросы межличностного общения, во-вторых, дает возможность провести мозговой штурм, в третьих снимает тревожность, снижает уровень стресса и позволяет корректировать момент избегания неудач.
Таким образом, мы снимаем стрессовую ситуацию, предлагаем детям сообща найти и разработать свой подход в выработке алгоритмов передвижения ладей.
И только в случае, если дети затрудняются самостоятельно выработать алгоритм передвижения ладей, педагог постепенно, не спеша, вводя не сразу все данные, опираясь на наводящие вопросы, помогает детям найти путь к выработке алгоритма. Перед заключительным подведением итога и последующим проговариванием материала педагогом, все желающие дети выходят к доске и показывают свои способы решения поставленной задачи с комментариями.
Основные положения:
- Один ферзь ничего не может.
-Один король ничего не может.
-Оттеснение короля проводится за счет постоянного шахования, король поддерживает ферзя.
- Сила нападающего короля в ближней оппозиции.
3 Физкультминутка (пр 5 мин)
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
4 Закрепление пройденного материала:
- А теперь посмотрим, как вы научились оттеснять короля и захватывать его в плен. Поиграем в игры:
«Захвати в плен короля»
«Ограниченный король»
«Объяви мат в 2 (3,4,5) хода»
Проводится в форме игры. Это может быть как индивидуальная, так и групповая форма построения игры. Важно помнить, что скорость усвоения материала у детей разная. Поэтому при командной игре 2Х2 (с каждой стороны располагается и сильный и слабый игрок). Можно сильного игрока посадить на 2-3 доски, с более слабыми игроками. В итоге всех расстановок количество проигранных и выигранных позиций и/или партий ребенком должно распределяться 50Х50, что повысит эффективность работы в данной области. Важно взаимодействие детей во время совместной игры.
В работе используются карточки с заданиями, демо доска, индивидуальные шахматные доски, Пк – в зависимости от скорости освоения ребенком ЗУН, он может выбрать форму закрепления ЗУН на свой вкус.
5 Физкультминутка (пр 5 мин)
Бабочка.
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.) Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел.
{Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
6 Связь нового материала с его практическим применением:
- Ребята, очень хорошо справились с заданием и теперь попробуйте, используя новые ЗУН выиграть партию. Если у кого-то из вас на доске появится возможность захватить в плен чужого короля ферзем - и короле поднимайте руки, я подойду.
- Итак, садитесь играть партию. Если у вас будут возникать вопросы – поднимайте руку.
3 Итоговый ( продолжительность 5 мин)
Содержание:
- Повторение пройденного материала в форме диалога детей и педагога.
-Эмоциональная оценка работы ребенка
Задачи:
- Обобщить весь пройденный материал
- Дать эмоциональную оценку работы ребенка
- Настроить на дальнейшее успешное усвоение ЗУН
-Итак, о чем мы сегодня с вами разговаривали?
-Что нового мы с вами узнали?
-Что интересного сегодня произошло?
-Каков основной принцип оттеснения короля в нужную нам сторону?
-Каков основной принцип матирования короля двумя ладьями?
-Зачем нам это нужно знать?
- Как эти знания вы можете применить на практике?
- Понравилось ли вам занятие?
-Вы теперь знаете еще один из приемов, для успешного проведения партии. На следующих занятиях мы будем изучать с вами другие приемы и методы, позволяющие нам легко выигрывать партии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия. Тема: Знакомство с пермогорской росписью.
План-конспект занятия для младших школьников в кружке «Изобразительное творчество».Тема: Знакомство с пермогорской росписью.Цель. Познакомиться с пермогорской росписью и научиться со...
План-конспект занятия по ЛФК
Цель: оздоровительная.Задачи: 1. Укрепление здоровья. 2. Коррекция осанки....
План-конспект занятия кружка на тему "Торцевание"
Цель занятия: - Формирование и развитие правильного восприятия формы, конструкции, цвета предметов на основе изделия;- привитие эстетического вкуса через подбор цветов при составлении композиции...
План-конспект занятия "Изучение фольклора славянских народов"
Знание истоков отечественной культуры, обычаев, лучших традиций своего народа и народов, объединённых словом «славянские», помогает расширить кругозор ребёнка, воспитывает толерантность.Ре...
план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка
Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...
План-конспект урока "Шахматный король"
Приведены правила ходов и взятия короля...
Клубное занятие в ГПД"Комнатные растения" план-конспект занятия (3 класс)
Клубное занятие в ГПД"Комнатные растения"план-конспект занятия (3 класс)...