Урок окружающего мира "Родной край - часть России". Урок-исследование.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
К данному уроку учащиеся 4 класса занимались исследовательской работой: подбирали материал о родном крае из дополнительных источников (краеведческий музей, местная газета, книги о родном крае)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr_mira._4_klass.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Никифорова Елена Михайловна, учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 2 г. Мамадыш»
Предмет: окружающий мир, урок – исследование
Программа: УМК «Школа России»
Тема: Родной край – часть России
Класс: 4
Технология: использование мультимедийной презентации, выполненной с помощью программы Power Point
Аннотация:
Данный конспект урока разработан на основе программы “Окружающий мир”, 4 класс. Автор: А. А. Плешаков
Разработанный мною урок, опирающийся на описание природы республики Татарстана, достаточно традиционен по структуре. Но их содержание, средства представления материала, формы организации работы и используемые методические приемы имеют ряд существенных особенностей, обусловленных использованием новых информационных технологий на уроках и на этапе подготовки к ним учителя. Тем самым я стремилась обеспечить высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, развить у них интерес к учебе. К данному уроку учащиеся занимались исследовательской работой: подбирали материал о родном крае из дополнительных источников (краеведческий музей, местная газета «Вятка», книги о Мамадыше, интернет-ресурсы) Отличительной особенностью работы на данном уроке было использование мультимедийной презентации, выполненной с помощью программы Power Point. Технология презентаций все шире используется как средство предъявления учащимися материала: иллюстраций, фотографий, схем, таблиц и т.д. Это позволяет мне самостоятельно создавать необходимые материалы, а также планировать их изучение по «личному маршруту», оптимизируя тем самым познавательную деятельность моих учеников.
Урок окружающего мира
Тема урока: Родной край – часть России
Цель: обобщение и расширение ранее усвоенных знаний посредством решения практических задач с привлечением краеведческого материала.
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира нашего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека;
- способствовать формированию эмоционально положительного отношения к процессу познания;
- воспитание бережного отношения к живой и неживой природе; прививать любовь к поэзии местных авторов;
Оборудование: мультимедийный проектор, средства обратной связи (сигнальные карточки), дидактические материалы (карточки для выполнения заданий и тестов), слайды с программным материалом.
Ход урока.
1 Организационный момент.
Учитель - Добрый день, ребята. Закройте глаза и тихо повторяйте за мной:
Прекрасно все на небе,
Прекрасно на земле,
Прекрасно все вокруг,
Прекрасно все во мне!
- Открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель Я думаю, что вы очень много знаете о природных зонах России, сумеете назвать каждую из основных зон и показать её местоположение на карте, сможете рассказать не только о природе каждой зоны, но и сравнить их.
- Давайте проверим, так ли это.
I. Разминка (устно)
- Какое млекопитающее почти все время проводит под землей? (крот)
- У кого из животных детеныш ещё не родился, а уже отдан на воспитание? (кукушка)
- Как называется гнездо белки? (гайно)
- Какой зверь самый чистоплотный? (барсук, около норы этого животного всегда чисто. Туалет – глубокие норы – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые волоски)
- Какие птицы в лесу выводят птенцов в мороз, зимой? (клесты)
- Что теряет лось каждую зиму? (рога, но к лету они опять вырастают)
- К какой природной зоне относятся эти животные?
II. Индивидуальная работа (карточки)
Определите, о какой природной зоне идет речь.
- Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом – полярный день. Почва почти совсем не образуется, там вечная мерзлота (ледяная зона)
- Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры – все это препятствует росту больших деревьев (тундра)
- Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые (зона степей)
- Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров (зона пустынь)
- Постарайтесь исправить ошибки в цепи питания.
Сова, змея, подорожник, слизень.
Кузнечик, орел, ящерица, клевер.
(Правильные ответы - подорожник, слизень, змея, сова. Клевер, кузнечик. Ящерица, орел)
- Молодцы!
III. Работа над новым материалом
- А теперь, ребята, послушайте отрывок одного стихотворения, автор Владимир Калашников, наш местный поэт.
«В Татарстане есть город
На другие совсем не похож.
И, конечно, без всякого спора,
Город лучший, в котором живешь.
Мамадышские Вятские пляжи,
Сосны нашей Пузанки-горы,
В нем родные всем жителям даже,
От старушек до детворы…»
- Как вы думаете, о каком городе написал прекрасные стихи В. Калашников?
А в какой природной зоне расположен наш город, наш родной край? (зона лесов)
- А что мы называем своим краем?
Край – слово многозначное. Посмотрим все его значения в Толковом словаре Владимира Даля.
1) Конечная линия, предельная часть чего – либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краёв.
2) Страна, область. Например: тёплые края, в наших краях (в нашей местности)
3) В России: крупная административно – территориальная единица. Например: Приморский край.
- Республика Татарстан только одна маленькая часть нашей большой планеты, но она богата различными видами растений и животных, изучить его каждому из вас, безусловно, будет очень интересно.
- Мы будем работать по плану
- Местоположение на карте
- Особенности природы.
- Растительный мир республики, района
- Животный мир республики, района.
- Охрана природы.
а) Работа в парах.
У каждого из вас на парте лежит лист с картой нашего государства. Посмотрите эту карту, определите местоположение нашего края. Расскажи соседу по парте, с кем граничит наш край. А он расскажет тебе, в каком направлении от Москвы находится столица нашей республики или наш город.
б) - особенности природы (рассказ ученика)
Территория Татарстана расположена в двух зонах – в полосе перехода лесной в степную. Умеренно – континентальный климат со средними зимними температурами – 10 – 13 С и средними летними + 15 - + 17 С создал благоприятные условия для произрастания хвойных, хвойно – широколиственных, широколиственных лесов и луговых степей. Большая часть территории республики также занята полями, садами и огородами.
В Татарстане большое количество озер и небольших речек, обитает много представителей животных и растений. По последним данным, в республике встречается более 430 видов животных и более 1500 представителей растений, а также 314 видов птиц.
Растительные ресурсы нашего края составлены из лесной, луговой, болотной, полевой, речной и озерной растительности.
Выделяется три – четыре яруса. Деревья, Кустарники, Травянистые растения, мхи.
К ресурсам животного мира относятся млекопитающие животные, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые, черви и др.
в) - Растительный мир республики (рассказывает 1ученик)
Растительный мир Татарстана.
Наиболее часто в Татарстане встречаются хвойные деревья: сосна обыкновенная, ель, пихта сибирская, лиственница сибирская.
Деревья с широкими крупными листьями: дуб, клен, липа. Пониже ярус составляет деревья: осина, рябина, калина, ольха, дикая яблоня, черемуха, ива, береза.
Кустарники: орешник, малина, можжевельник обыкновенный, шиповник.
Травянистые растения: лютик едкий, адонис весенний, лютик ползучий, калужница болотная, чистотел большой, мак – самосейка, клюква, пастушья сумка, крапива двудомная, земляника лесная, Иван – чай, клевер луговой, полынь горькая, ландыш майский и т. д.
Мхи: дикранум метловидный, фунария, сфагнум, гипнум луговой.
В нашей республике также много птиц. Чаще встречаются: синицы, зяблики, скворцы, иволги, чайки озерные, зимородки, лебеди-шипуны, дятлы, черные дрозды, серые вороны, сороки, воробьи.
б) Игра. Узнаете ли вы растения, которые я вам покажу (Показ гербарий).
А сейчас послушаем, что подготовили ребята о животном мире республики (1 ученик)
Животный мир Татарстана.
К ресурсам животного мира относятся млекопитающие животные, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые, черви и др.
Животные Татарстана приспособлены к жизни в достаточно суровых условиях, к зиме отрастает у некоторых густая и длинная шерсть, некоторые залегают в спячку. К млекопитающим относятся животные: еж, крот европейский, ушан, речной бобр, белка обыкновенная, бурундук, соня лесная, хомяк обыкновенный, ондатра, заяц-русак, заяц-беляк, волк, лиса, бурый медведь, рысь, выдра, куница лесная, кабан, лось.
В нашей республике также много птиц. Чаще встречаются: синицы, зяблики, скворцы, иволги, чайки озерные, зимородки, лебеди-шипуны, дятлы, черные дрозды, серые вороны, сороки, воробьи.
в) А теперь отгадайте, о каких животных нашего края идет речь
- У нее короткий, словно обрубленный, хвост, на ушках кисточки, а на мордочке – бакенбарды. Любимая ее пища – зайцы, тетерева, куропатки, но бывает и на лосей нападает (рысь)
- Это самый крупный и сильный зверь в наших лесах. Взрослые животные достигают 2 м в высоту и весят до 570 кг. Ударом переднего копыта он может разбить череп медведю. Летом ест молодые побеги и листья деревьев, зимой – веточки ивы, осины, сосны и также кору этих деревьев (лось).
- Это родственница белки. В отличие от белки умеет не только прыгать с ветки на ветку, но и планировать на расстояние до 40 м, а роль крыльев у нее играет покрытая шерстью кожистая складка, соединяющая передние и задние лапы. Питается почками, семенами, грибами, ягодами. В спячку не впадает, делает летом запасы корма на зиму (летяга)
- Это большой лесной петух, ходит по земле, распустив хвост веером и щелкает клювом. Когда поет, то ничего не слышит (глухарь).
г) Охрана природы родного края (рассказ ученика)
В Красную Книгу республики Татарстан занесены очень много видов животных и растений. Я выделю только некоторые из них. Среди животных занесены: еж ушастый, выхухоль, бурундук азиатский, суслик крапчатый, мышовка лесная, хомячок серый, медведь бурый, горностай, выдра, норка европейская. Растения: полынь крупноцветковая, василек русский, бодяк серый, пижма тысячилистная, одуванчик поздний, гвоздика пышная, золототысячник болотный, лён уральский, фиалка лысая, миндаль низкий.
д) Самостоятельная работа
Тесты (индивидуальная работа)
- Зона лесов расположена
а) южнее зоны тундры б) севернее зоны тундры
- Какие из животных обитают в наших краях?
а) белый медведь б) лемминг в) бурый медведь
г) дрофа д) лисица
3. В лесу выделяются:
а) 1 ярус б) 2 яруса в) 3 яруса г) 4 яруса
4. Выдели основные деревья смешанного и широколиственного леса
а) дуб б) лиственница в) липа г) сосна
IV. Обобщение.
- Как много сложено стихов и песен о родном крае. Наш поэт Владимир Калашников очень много стихов посвятил нашему родному городу Мамадыш. Сейчас нам прочитает ученик стихотворение о малой родине нашего местного поэта Владимира Калашникова «Мамадышские зори»
«Мамадышские Вятские зори,
Как прекрасен ваш утренний свет,
Вы встаете и в радость, и в горе,
И приносите людям рассвет.
За предутренней дымкой тумана,
Вдалеке, чуть виднеется лес,
А за лесом – большая поляна,
А за ней – очертанье небес.
Это четко все видно с Пузанки,
Самый лучший отсюда обзор,
Воздух свеж и всегда спозаранку
Слышен птичий веселый здесь хор.
От росы, по искрящейся травке,
Как приятно пройтись босиком.
Под горою холмистой и гладкой
Бьет студеным вода родником.
Вся до боли знакомая местность,
Вятка, город, Заошма, Беркас,
Как приятно всю видеть окрестность,
На заре в этот утренний час.»
- Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую красивую природу?
- А вы, дети, что можете сделать для этого? (не мусорить, не ломать деревья.)
- Молодцы, ребята. А что было прекрасное сегодня?
Домашнее задание.
Исследовать полезные ископаемые района, республики из дополнительных источников
Использованная литература и интернет-ресурсы
- «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимир Даль. Москва «Мир книги» 2004 год
- «Мамадыш – моя Родина» В. Калашников. Издание Мамадыш 2010 г.
- «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс, О. И. Дмитриева, Т. В. Максимова. Москва «Вако» 2009 г.
- http:eco//tatarstan.ru
- http//www.biqcountry.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира " Золотое кольцо России" 3 класс в 3 частях
Материал к уроку окружающего мира по УМК " Школа России" "Золотое кольцо России" 3 класс. Презентация в 3 частях....
"Поверхность моего края" урок окружающего мира УМК "Школа России"
на уроке использована технологии развития критического мышления...
" Солнечная система" - презентация к уроку окружающий мир- 2 часть
урок - презентация окружающий мир...
Конспект по математике. 2 класс УМК «Школа России». Урок-исследование «Четырехугольник».
Конспект по математике для учащихся 2 класса. УМК "Школа России"....
Презентация к уроку окружающего мира УМК "Школа России" по теме : "Наш край"
Презентация Нижегородской области...
Конспект урока окружающего мира "Человек - часть живой природы" (УМК " Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: определить место человека в окружающем мире Планируемые результаты Предметные: :§ формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром;&sec...
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе (Урок-исследование) УМК «Школа России»
Методическая разработка урока.....