ФГОС. Проблемы, поиск решения....
статья по теме
Размышления о плюсах и минусах новых образовательных стандартов в начальной школе из опыта работы пилотной площадки по реализации ФГОС НОО. Анализ трудностей, с которыми столкнулись учителя и возможные пути их преодаления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos._problemy_poisk_resheniya.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОС начального общего образования введен в действие с 1 января 2010 года и стал обязательным для всех школ России с 1 сентября 2011 года. Положительно то, что в стандарте четко определен социальный заказ школе, определены требования и к результатам, и к образовательной программе, и к условиям её реализации.
Идеи, заложенные в стандарте, отвечают всем требованиям государственной политики в области образования. Они очень актуальны и своевременны.
Наша школа использует в образовательном процессе различные УМК: «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Школа России» и систему развивающего обучения Л.Занкова, (которая и легла в основу стандарта второго поколения). Поэтому стандарты не стали чем-то новым, что нас пугает. Мы приняли это как ситуацию развития и совершенствования.
Возьмем, к примеру, реализацию вариативности. Использование в работе на протяжении многих лет различных УМК уже реализует это право. Или же введение дополнительных часов внеурочной деятельности: наша школа всегда выполняла функции социокультурного комплекса вследствие ее месторасположения.
Стандарт только расставил позиции, что мы делали правильно, а что могли бы подкорректировать. Идея введения дополнительных часов внеурочной деятельности перспективна, но лишь при наличии дополнительных помещений. Расположенные рядом Городской музей, музыкальная школа, Дом детского творчества, городская библиотека лишь частично могут удовлетворить наши запросы. Острая потребность в помещениях возникает и при обеспечении лабораторным оборудованием, которое является неотъемлемой частью системно-деятельностного подхода в образовании. Этот подход помогает ребенку быть исследователем на уроке, а во внеурочное время проявлять свои личностные качества и способности.
Роль учителя в ФГОС нового поколения значительно возросла. Увеличилась нагрузка и мера ответственности учителя. Педагогу порой одновременно необходимо отвести 2 группы учащихся на разные кружки. «В старые добрые времена», в каждом классе начальной школы был не только учитель, но и воспитатель, который, говоря языком новых стандартов, способствовал формированию у учащихся личностных результатов освоения ООП. Если бы такие специалисты вернулись в современную школу, пользу ощутили бы и родители, и учащиеся, и педагоги.
Также остается открытым вопрос о пересмотре оплаты труда учителей начальной школы.
По статистике средний возраст учителей нашего района 48 лет. Они обучают детей «по старинке» (используя репродуктивный метод передачи знаний), умея только так и не зная как по-другому. А новой школе нужен новый учитель - носитель смыслов и ценностей. Но этого невозможно достичь 72-х часовыми курсами повышения квалификации. Ведь нередко педагоги приезжают оттуда с четким осознанием того, что знания об особенностях преподавания им придется добывать самим, опытным путем.
Одним из неоспоримых достоинств Стандарта является внимание к работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и учащимися с проявлением признаков одаренности. Но, недостаточно проработан, на наш взгляд, вопрос о мотивации учащихся и о наличии принципиально разных категорий учащихся. Учащихся можно условно разделить три категории: примерно 10-15% отстающих, 75-80% - основная масса учащихся, и примерно 10% - талантливые учащиеся. С этими категориями необходимо работать совершенно по-разному. С отстающими требуется особая работа, так как обычно у них отсутствует мотивация к учёбе, и именно они являются источником социально опасных элементов. А обучение по программе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» начинается только с 4-го класса с периодичностью раз в две недели.
Другим приоритетом Стандарта является здоровьесберегающая деятельность. Здоровье человека формируется в школьный период, поэтому важно, чтобы образовательная программа была адекватна возрасту обучающихся и вызывала заинтересованное отношение к учебе. Кроме того, среди условий реализации ФГОС - организация сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников.
Огромный плюс новых стандартов заключается в том, что большое внимание уделяется формированию так называемых метапредметных результатов, которые обеспечивают овладение учащимися ключевыми компетенциями и как следствие составляют основу умения учиться. Но формирование метапредметных компетенций - процесс длительный. Он не заканчивается в начальной школе, а только начинается . Без сотрудничества учителей-предметников с другими учителями в параллели сформировать метапредметность будет невозможно. На наш взгляд метапредметность следует выстраивать как систему по горизонтали ( все предметы в параллели) и по вертикали (все ступени обучения). Вхождение учителей предметников в информационное поле ФГОС следует начать уже сегодня, используя систему курсов, вебинаров, практических конференций.
Сейчас мы работаем в режиме активного анализа результатов, увеличиваем научно-методическую базу. Единственное, что нас смущает, это возможная поспешность во внедрении стандартов второго поколения во все школы.
Очень важно, чтобы реализация стандарта не превратилась в очередную «бумажно-отчетную кампанию», чтобы государство не оставило школу один на один с организационными и финансовыми проблемами введения ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения"
Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения" по теме "Виды прогулок"....
Социализация воспитанников интернатных учреждений: проблемы, поиски, решения.
Сегодня социум имеет тенденцию к стремительному развитию. На глазах меняется жизнь, жизненные приоритеты, ценности и поэтому вопросы воспитания и социализации личности детей, имеющих недостатки ...
внеурочная деятельность в рамках ФГОС: проблемы, пути решения
в материале подробно описана внеурочная деятельность в моем классе...
Выступление на МО на тему: «Методы постановки учебной проблемы и поиска решений»
По данной теме находится достаточно много публикуемого теоретического материала. В данной работе попыталась теоретический материал привязать к практическому....
Формирование познавательной активности младших школьников. Проблемы. Поиски. Решения.
Интеллектуальные возможности личности, по мнению многих педагогов и психологов, являются одним из базовых психологических ресурсов, которые лежат в основе самодостаточной, инициативной и продуктивной ...
Инклюзивное образование:проблемы, поиски решений.
В статье рассмотрены основные проблемы с которыми сталкиваются педагогические работники если в классе обучается ребенок с особыми образовательными потребностями....
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения...