Инклюзивное образование:проблемы, поиски решений.
статья (1, 2, 3 класс) на тему

Гидаятханова Лариса Ивановна

В статье рассмотрены основные проблемы с которыми сталкиваются педагогические работники если в классе обучается ребенок с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gidayathanovoy_l.i.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЯ»

Гидаятханова Лариса Ивановна, воспитатель

г. Новокузнецк

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад № 235»

e-mail: fkff09@mail.ru

Аннотация: В связи с тем, что в настоящее время в образовании складывается тенденция, что большинство детей с ограниченными возможностями здоровья вынуждены обучаться в общеобразовательных школах. К сожалению большинство общеобразовательных учреждений, в настоящее время не готовы к приему на обучения детей с ОВЗ. В статья рассмотрены только некоторые проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, тьютер,

инклюзивное образование.

В настоящее время в современную образовательную практику большое внимание уделяется проблеме внедрения в общеобразовательные организации принципов инклюзивного образования.

Инклюзивное образование (французский вариант «inclusif» – включающий в себя; от латинского слова «include» – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая отношение ко всем людям как к равным, но и при этом создает необходимые условия для детей, которые имеют особые образовательные потребности.

Совместное обучение школьников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения. Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В настоящее время 4,5 % детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.

Важным условием при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья   является создание благоприятной среды, спокойного эмоционального фона, а также выполнение организационно-педагогических требований:

- разработка и введение адаптированной программы для детей с ОВЗ. Однако нужно заметить, что ограниченные возможности здоровья понятие достаточно емкое- многие обучающие успешно осваивают общеобразовательные программы, другим же необходим свои индивидуальный план обучения.

- обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между собой и с педагогами; педагоги воспитывают у детей прежде всего толерантное отношение к людям, которые чем-либо отличаются от других.

- построение индивидуальных маршрутов по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются.

- тесное сотрудничество с родителями, проведение целенаправленной и систематизированной работы с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.

Инклюзивное образование в России пока носит экспериментальный характер и имеет ряд недостатков. Можно отметить отсутствие специальной подготовки педагогических работников, незнание ими основ коррекционной педагогики и специальной психологии, а также несформированный программный и методологический аппарат “инклюзии”, недостаточное материально-техническое оснащение учреждений.

Первая проблема с которой сталкивается ребенок с ограниченными возможностями здоровья –это не достаточная доступность среды школы. Кабинеты общеобразовательной школы не предназначены для воспитания и обучения детей не только с нарушениями в опорно-двигательном аппарате, но и для несовершеннолетних с эпилепсией.

Вторая проблема -это отсутствие во многих  школах медицинского работника, или даже при наличие, низкая квалификация медицинского персонала. Во многих школах медицинский работник в учреждении находится ограниченное время, в то же время в школах, где обучаются несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья, медицинский работник должен находится постоянно, все время нахождения обучающегося в учреждении и иметь достаточную квалификацию для оказания экстренной медицинской помощи.

Третья проблема- это сложность освоения образовательных программ детьми с ограниченными возможностями здоровья. Очень часто такие обучающиеся имеют свой темп восприятия материала и свой темп его воспроизведения. И соответственно возникает ряд проблем: построения индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ, индивидуальная система оценки знаний и умений, которые усваивает ребенок, индивидуальный подход не только в обучения данного ребенка, но и в воспитании.

Четвертая проблема – недостаточная осведомленность педагогов об особенностях здоровья учащихся с ОВЗ. К сожалению в нашей стране долгое время складывалась отношение к инвалидам, как к людям второго сорта, и многие родители испытывают чувство вины, стыдятся ребенка с особенностями. Такая позиция приводит к тому, что родители часто замалчиваю диагнозы своего ребенка. Поэтому в экстренных случаях педагог часто бывает не готов к оказанию первой помощи ребенку, например ребенку с эпилепсией.

Исходя из выше изложенного, хотелось бы, чтобы прежде чем говорить об инклюзивном образовании в общеобразовательных школах, были созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. И это не только создание доступной среды, но и введения в штат школ тьютеров, подготовленных людей с медицинскими знаниями, способных сопровождать ребенка, поддерживать его, способствовать реализации его способностей.

Литература

  1. Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011.
  2. Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации // Доклад Алехиной С.В., представленный 7.12.2010 года в рамках Международного симпозиума «Инвестиции в образование - вклад в будущее».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование: проблемы и перспективы

В данной статье описаны проблемы и перспективы инклюзивного образования в массовой школе....

Инклюзивное образование. Проблемы в организации образования

В статье говорится о проблемах в организации образования ребёнка с ОВЗ, а также  об активных методах и приёмах обучения, применяемых на уроках для активизации деятельности учащихся с ОВЗ...

Инклюзивное образование: проблемы и пути их решения.

В данной статье раскрываются проблемы, связанные с инклюзивным образованием, и пути их решения....

Инклюзивное образование: проблемы и перспективы.

 Все люди, конечно же мечтают, о чём-то своём личном, что символизирует успех, процветание и счастье. Мы всегда мечтаем о том, чем будем заниматься в своей жизни, кем могли бы стать и чем ...

Повышение качества образования: проблемы и пути решения.

Повышение качества образования –   одна из основных задач Концепции модернизации российского образования.Показатель качества обученности учащихся был и остается основным при оценк...

Современные подходы к организации преемственности между дошкольным и школьным образованием: проблемы, перспективы, пути решения

Дошкольная и начальная – две смежных ступени в системе образования, где дошкольное образование является фундаментом. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении вариативных...

– Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»

dash; Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»...