Формирование познавательной активности младших школьников. Проблемы. Поиски. Решения.
статья на тему

Лебедева Наталья Петровна
Интеллектуальные возможности личности, по мнению многих педагогов и психологов, являются одним из базовых психологических ресурсов, которые лежат в основе самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности человека. Вот почему сегодня вопрос интеллектуального развития ребенка звучит актуально.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательной активности младших школьников. Проблемы. Поиски. Решения.

                   Лебедева Наталья Петровна

учитель начальных классов

                                                                                МБОУ «СОШ№10»

                                                                             г. Гусь – Хрустальный

      Школьное образование, как известно, предназначено для эффективной социализации подрастающего поколения. Как свидетельствуют результаты многих исследований в области педагогики, дефицит активности в сознании, общении и деятельности деформирует процесс социализации личности ребенка и проявляется в нарушении взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми, склонности к одиночеству. Интеллектуальные возможности личности, по мнению многих педагогов и психологов, являются одним из базовых психологических ресурсов, которые лежат в основе самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности человека. Вот почему сегодня вопрос интеллектуального развития ребенка звучит актуально.  

      Говоря об интеллектуальном развитии стоит обратить внимание на то, что сам термин «развитие» как «процесс последовательных, необратимых внешних и внутренних изменений» очень индивидуален. Я бы хотела коснуться вопроса «интеллектуального воспитания» как «процесса формирования у каждого ребенка жизненной потребности развиваться интеллектуально, привития ему культуры умственного труда» [4].  

      Согласно Холодной М.А. [5], каждый ребенок при любых условиях заполнен собственным умственным опытом, следовательно, имеет исходный «стартовый интеллектуальный капитал». У каждого ребенка существует индивидуальный диапазон возможного наращивания его интеллектуальных сил, связанный с обогащением и усложнением его ментального (умственного опыта). И каждый ученик объективно нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному росту за счет максимально возможного обогащения его ментального опыта. В этом  суть проблемы интеллектуального воспитания учащихся, главной целью которого, по мнению известных педагогов, является научение детей думать, что соответствует и потребностям современного общества и интересам личности. Как показывает педагогического опыт,  эта цель достигается формированием у детей познавательного интереса и познавательной активности, что является одним из показателей интеллектуальной воспитанности. Характерной чертой умственного развития является накопление хорошо отработанных и прочно закрепленных умственных приемов, которые можно отнести к интеллектуальным умениям [4].

В педагогике существуют разные группы интеллектуальных умений. Бабанский Ю.К. [1] под интеллектуальными умениями подразумевал «подготовленность человека к выполнению интеллектуальных действий» и выделил следующие умения:

  1. Умение воспринимать.
  2. Умение запоминать.
  3. Внимательность.
  4. Умение мыслить.
  5. Обладание интуицией.

Некоторыми моментами своей работы с третьеклассниками по формированию этих умений в целях повышения познавательной активности хочется поделиться.

Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Моя работа началась с «лесенки успеха». Перед началом урока зачитываю фразы выдающихся педагогов, которые вдохновляют детей на учебную деятельность.  

Как известно из педагогической практики, слабоуспевающий ребенок, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность приближается к нулевому уровню. Интеллектуальная пассивность проявляется в недостаточной сформированности интеллектуальных умений и навыков, а значит в негативном отношении ребенка к умственной нагрузке; использования им обходных путей при выполнении интеллектуальных задач, отсутствие познавательного интереса к такой деятельности.

У интеллектуально пассивных детей наблюдается своеобразная интеллектуальная лень. В.С. Юркевич [6], анализируя уровни развития познавательной потребности, характеризует «умственную лень» как результат отсутствия у ребенка любознательности. Как известно, человеку от природы присущ безусловный ориентировочный рефлекс «Почему?». Я очень ценю и дорожу этим и своей задачей считаю, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для поддержания этого свойственного человеку любопытства, дополнять новыми мотивами, идущими от содержания обучения, форм и методов организации познавательной деятельности, от стиля общения с учениками.

Современные педагоги отмечают, что сегодня у детей любопытство задается вопросом: «А зачем?», на это то же необходимо обратить внимание.

Говоря об умении воспринимать, важно отметить, что оно у человека теснейшим образом связанно с мышлением, с пониманием сущности предмета. Умение сознательно воспринять предмет  – это значит уметь мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове [3].

Положительные результаты в этом дает работа над различными текстами, обращаю внимание на осознание прочитанного. Провожу большую словарную работу (лексическую, словообразовательную), обогащая тем самым словарный запас языка, формирую умение высказывать свое мнение.  Плодотворно использую при этом минутки чистописания.

Наиболее важной формой умения воспринимать является умение наблюдать. Успех наблюдения определяю четкой постановкой задачи, что является своего рода «компасом», тем самым нацеливая детей. Совместно с ними выбираем направление наблюдения.  

Великий русский педагог К.Д.Ушинский [3], подчеркивая роль внимания в обучении. Он писал что «внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Как важно научить детей держать эти двери открытыми. Невнимательность школьников, как замечено из опыта работы, связанна с неполноценным формированием функций контроля и самоконтроля.

Задачи планомерного развития умения быть внимательным решаю целенаправленным формированием автоматизированных действий умственного контроля. Здесь слабым ученикам помогаю различными памятками с пошаговым контролем своих действий. Процесс обучения строю на активной мыслительной деятельности учащихся, а чтобы он не был скучным, использую художественные, образные приемы, это снижает эмоциональный тонус объяснения. При этом стараюсь правильно сочетать и чередовать разнообразие методов обучения: рассказ, беседу, самостоятельное разрешение проблемных ситуаций и др. Соглашусь с мнением педагогов, что при их правильном  сочетании и чередовании можно активно развивать внимательность как черту личности.  Мною было замечено, что вниманию учеников мешает детское переутомление. Дорожа каждой минутой времени, отведенного на урок, использую физкультминутки и как эффективное средство восстановления работоспособности и как повторение или закрепление изученного учебного материала. 

Как известно из психологии память – важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности, обеспечивающая единство и целостность человеческой личности. С целью формирования и тренировки памяти, а также развитию фонематического слуха у детей на уроках часто использую зрительные и слуховые диктанты.

Умение обладать интуицией включает в себя созерцание предмета посредством органов чувств. В основе слова «познавательная активность» лежит термин «познание», которое в работах Г.М. Коджаспировой [2] характеризуется как  «живое созерцание, умение абстрактно мыслить и практически применить полученные знания».

На уроках литературного чтения помогаю детям «разобраться в чувствах» с помощью дидактических игр. Описывая  литературные образы, с детьми применяем различные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), помогаю детям полученные знания связывать с жизнью.

Психологи и педагоги приходят к выводу, что не нужно устранять всех трудностей с пути ученика. Лишь в ходе их преодоления он сможет сформировать свои интеллектуальные умения. Помощь и руководство со стороны педагога и состоят в том, чтобы готовить учащихся к их преодолению.

Выше перечисленное, как показала моя небольшая практика, приводит в результате не к простому накоплению у детей знаний и умений, а к умению мыслить с помощью знаний. Это дает развитию интеллектуальных способностей школьников и способствует  у них повышению познавательной активности.  Руководство своей работы по формированию познавательной активности нашла в отрывке стихотворения Ирины Токмаковой:

….Сначала души разбужу, пусть жажда к знанью в них проснется,

Потом питомцев поведу к прозрачно-чистому колодцу.

Живую воду из глубин черпать я научу рукою,
Чтоб свой народ и край любить, мужать и хорошеть душою.

                                               

                                               

                   

                                            Литература.

  1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. Вып. 4.- М.: Взгляд, 1996.- 349 с.
  2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М.:Айрис – Пресс, 2008. – 256 с.
  3. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркигна. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
  4. Харламов И.Ф. Педагогика –– М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
  5. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – 2–е изд., переработанное и дополненное. СПб.: Питер, 2002 – 371 с.
  6. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности школьника // Вопросы психологии. – 1980. - № 2. – 83 – 92 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы

Презентация к проекту исследовательской работы по теме "Активизация познавательной активности младших школьников сельской школы"...

Статья " Формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения"

В статье говорится об актуальности данной темы. Предлагаются дидактические игры для младших школьников....

Формирование познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и олимпиадах.

Формирование познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и олимпиадах....

\'\'Инновационные технологии в формировании познавательной активности младших школьников в рамках ФГОС\'\'

Инновационные технологии в формировании познавательной активности младших школьников в рамках ФГОС...

2012 г. Развивающая программа "Познание" по формированию познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних "Зина"

Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития.   Специальные   исследования...