внеурочная деятельность в рамках ФГОС: проблемы, пути решения
статья (2 класс) на тему

Гусева Татьяна Владимировна

в материале подробно описана внеурочная деятельность в моем классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС:

 проблемы, пути решения.

      В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения перед нами встал очень серьёзный вопрос – организация  внеурочной деятельности учащихся. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Целью своей деятельности мы видим:

Создание условий для развития, личностного роста и социализации  обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья.

В основе модели лежат следующие принципы:

-Принцип учёта потребностей обучающихся и их родителей

-Принцип преемственности

-Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности

-Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность реализуется через взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования и культуры.

     Для решения данных задач необходимо усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время; организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, семьями обучающихся; выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности; оказать помощь в поисках «себя»; создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; расширить рамки общения с социумом; воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

     Выполнить поставленные задачи мне помогают следующие технологии:

  • педагогика сотрудничества;
  • дифференциация по интересам;
  • информационные и коммуникационные технологии;
  • игровые технологии;
  • обучение на основе «учебных ситуаций»;
  • технология саморазвития личности учащихся.

       Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями:

  • общеинтеллектуальное  

«Умники и умницы»- 2 часа.

«Юный мастер – 2 часа.

Веселый английский язык- 1 час.

«Юный художник» 1 час.

  • Общекультурное

Историческое краеведение 1 час.

  • спортивно-оздоровительное

«Здоровейка»- 1 час.

  Теннис -1 час.

  • духовно-нравственное

«Школа вежливости» - 1 час.

 Учителю крайне необходимо понимать  зачем проводятся данные занятия, и какой результат он должен получить на выходе. Поэтому при организации внеурочной деятельности нужно знать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Эффект — это последствие результата.

       Второй год мы с детьми работаем по программе «Умники и умницы», в которой  создана система  учебных заданий и задач, в процессе выполнения которых у детей идет развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, формируется стремление к размышлению и поиску, происходит становление самосознания и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

            Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

     Для оценки эффективности занятий по развитию познавательных способностей  можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках.

     

     Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» направлена на следующие школьные факторы риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы.

    В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта,  нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата.

     Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе,  на заседании методического совета принято решение по проектированию программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» для обучающихся 1-4 классов.

Цели:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, цели и следовать им в учебной деятельности, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

           Разработчики ФГОС второго поколения представили две модели -  модель выпускника дошкольного учреждения и модель выпускника начальной школы. Выпускник детского сада должен быть деятельным и активным,  любознательным, инициативным, открытым  внешнему миру, доброжелательным и отзывчивым. Я полтора года тому назад взяла малышей. Редко так бывает, чтобы в классе заявленными параметрами   обладают все ученики. И передо мной встал вопрос: каким образом я, как учитель и воспитатель, должна реализовать идею ФГОС в урочной и внеурочной деятельности? Каким образом преодолеть физиологические проблемы и педагогическую запущенность некоторых детей? Каким образом перестроить отношение  родителей? Вот некоторые проблемы в моем классе:

  • трудности адаптации к школьному обучению из-за отсутствия навыков общения со сверстниками, умения работать в группе;
  • - недостаточность общей готовности ребенка: физической, личностной и интеллектуальной ;
  • наличие серьезных логопедических проблем;
  • малая наполняемость групп;
  •  недостаточное количество специалистов, которые могли бы удовлетворить потребности родителей и учащихся в нашей школе.

      Каждый ребенок идет по индивидуальному маршруту. Решить поставленные задачи можно только действуя совместно –учитель, семья.

    Создание ситуации успеха, в которых ребенок может попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, достигнуть определенных результатов, значимых для него лично и для тех, кто работает вместе с ним, поможет подготовиться к дальнейшей жизни с успешной адаптацией в новом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Фантазия дождя"

Архив содержит методическую разработку занятия внеурочной деятельности в рамках ФГОС для 1 класса, сопроводительную презентацию, а также буклет. Так как данный сайт не может отображать тяжелые файлы п...

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через:            1. Проектную деятельность. 2.     Вышивание ка...

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС: организация, проблемы, пути решения.

Заинтересованность школы и учителя в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план  1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные резуль...

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»...

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Презентация " «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Презентация " «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»...