внеурочная деятельность в рамках ФГОС: проблемы, пути решения
статья (2 класс) на тему
в материале подробно описана внеурочная деятельность в моем классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС:
проблемы, пути решения.
В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения перед нами встал очень серьёзный вопрос – организация внеурочной деятельности учащихся. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Целью своей деятельности мы видим:
Создание условий для развития, личностного роста и социализации обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья.
В основе модели лежат следующие принципы:
-Принцип учёта потребностей обучающихся и их родителей
-Принцип преемственности
-Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности
-Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность реализуется через взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования и культуры.
Для решения данных задач необходимо усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время; организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, семьями обучающихся; выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности; оказать помощь в поисках «себя»; создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; расширить рамки общения с социумом; воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
Выполнить поставленные задачи мне помогают следующие технологии:
- педагогика сотрудничества;
- дифференциация по интересам;
- информационные и коммуникационные технологии;
- игровые технологии;
- обучение на основе «учебных ситуаций»;
- технология саморазвития личности учащихся.
Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями:
- общеинтеллектуальное
«Умники и умницы»- 2 часа.
«Юный мастер – 2 часа.
Веселый английский язык- 1 час.
«Юный художник» 1 час.
- Общекультурное
Историческое краеведение 1 час.
- спортивно-оздоровительное
«Здоровейка»- 1 час.
Теннис -1 час.
- духовно-нравственное
«Школа вежливости» - 1 час.
Учителю крайне необходимо понимать зачем проводятся данные занятия, и какой результат он должен получить на выходе. Поэтому при организации внеурочной деятельности нужно знать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.
Эффект — это последствие результата.
Второй год мы с детьми работаем по программе «Умники и умницы», в которой создана система учебных заданий и задач, в процессе выполнения которых у детей идет развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, формируется стремление к размышлению и поиску, происходит становление самосознания и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Для оценки эффективности занятий по развитию познавательных способностей можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» направлена на следующие школьные факторы риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы.
В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата.
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, на заседании методического совета принято решение по проектированию программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» для обучающихся 1-4 классов.
Цели:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, цели и следовать им в учебной деятельности, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Разработчики ФГОС второго поколения представили две модели - модель выпускника дошкольного учреждения и модель выпускника начальной школы. Выпускник детского сада должен быть деятельным и активным, любознательным, инициативным, открытым внешнему миру, доброжелательным и отзывчивым. Я полтора года тому назад взяла малышей. Редко так бывает, чтобы в классе заявленными параметрами обладают все ученики. И передо мной встал вопрос: каким образом я, как учитель и воспитатель, должна реализовать идею ФГОС в урочной и внеурочной деятельности? Каким образом преодолеть физиологические проблемы и педагогическую запущенность некоторых детей? Каким образом перестроить отношение родителей? Вот некоторые проблемы в моем классе:
- трудности адаптации к школьному обучению из-за отсутствия навыков общения со сверстниками, умения работать в группе;
- - недостаточность общей готовности ребенка: физической, личностной и интеллектуальной ;
- наличие серьезных логопедических проблем;
- малая наполняемость групп;
- недостаточное количество специалистов, которые могли бы удовлетворить потребности родителей и учащихся в нашей школе.
Каждый ребенок идет по индивидуальному маршруту. Решить поставленные задачи можно только действуя совместно –учитель, семья.
Создание ситуации успеха, в которых ребенок может попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, достигнуть определенных результатов, значимых для него лично и для тех, кто работает вместе с ним, поможет подготовиться к дальнейшей жизни с успешной адаптацией в новом мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Фантазия дождя"
Архив содержит методическую разработку занятия внеурочной деятельности в рамках ФГОС для 1 класса, сопроводительную презентацию, а также буклет. Так как данный сайт не может отображать тяжелые файлы п...
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"
Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через: 1. Проектную деятельность. 2. Вышивание ка...
Планирование программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Кружок "Хочу все знать""Программа предшкольной подготовки детей 6 лет "Первые шаги.Путь к успеху"
Размещен материал для учащихся 1-2 класса для организации занятий внеурочной деятельностью....
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС: организация, проблемы, пути решения.
Заинтересованность школы и учителя в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные резуль...
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»...
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Презентация " «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Презентация " «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»...