Социализация воспитанников интернатных учреждений: проблемы, поиски, решения.
статья по теме

Кудрявцева Елена Васильевна

 

Сегодня социум имеет тенденцию к стремительному развитию. На глазах меняется жизнь, жизненные приоритеты, ценности и поэтому вопросы воспитания и социализации личности детей, имеющих недостатки интеллектуального развития, являются приоритетными в образовательной политике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация воспитанников интернатных учреждений: проблемы, поиски, решения.

Сегодня социум имеет тенденцию к стремительному развитию. На глазах меняется жизнь, жизненные приоритеты, ценности и поэтому вопросы воспитания и социализации личности детей, имеющих недостатки интеллектуального развития, являются приоритетными в образовательной политике.

Выпускники специальных коррекционных школ-интернатов VIII вида зачастую оказываются совершенно не приспособленными к реальным условиям окружающего мира. Это дети, с раннего возраста успевшие столкнуться с нищетой, стесненными жилищными условиями, преступностью, насилием. Как правило, раны, нанесенные ребенку в первые годы жизни, остаются у него навсегда. Такие дети чувствуют себя незащищенными, одинокими и беспомощными. Став взрослыми, они нередко жестоко обращаются с собственными детьми, совершают преступления, начинают употреблять наркотики.

Актуальность проблемы подготовки детей к активной жизни совершенно очевидна. Реалии современного общества таковы, что воспитанник за порогом учебного заведения оказывается в лабиринте социальных, психологических и личностных проблем. Достаточная степень профессиональной подготовленности учащегося, умения адаптироваться к различным жизненным ситуациям, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации, работать в коллективе, иметь навыки деятельности, мотивированной на достижение успеха, способность к творческой деятельности, к продуцированию новых идей, – верный залог его жизненной успешности, его социальной востребованности. Поэтому мы рассматриваем современное коррекционное  образовательное учреждение как социальный институт, который призван на деле,  защищать права, свободу и достоинства каждого ребёнка, осуществлять его психолого-педагогическое сопровождение в трудном и противоречивом процессе личностного – социального развития и становления. И его задача – создать условия для успешной социализации личности учащегося, которые могут   реализовываться  через включение ребёнка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Данная  задача решается более успешно, когда возникает гармония двух противоположных процессов – социализации и индивидуализации.  Через коллективное творческое дело происходит социализация личности ребенка, его интеграция с обществом. Под КТД подразумевается не любая деятельность, а жизненно важное общественно необходимое дело, например, социальный проект, трудовая акция, спортивные состязания.

Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляется характер, привычки, культура поведения. Методика ситуационного семейного часа позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее.

 В настоящее время в специальной педагогике большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями. Разрабатываются организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей к учебной и трудовой деятельности, исследуются возможности их интеграции в общество. Особенно актуально значимым и востребованным сегодня становится создание учебных программ по трудовой подготовке учащихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, а также их реабилитация и социальная адаптация.

В  течение нескольких лет мы  работаем в специальной коррекционной школе  VIII вида. Большое значение придаём обучению и воспитанию детей как нормальной, полноценной личности. Для того, чтобы   воспитать полноценного гражданина своей Родины, требуется постоянно обращать  внимание на его личностные качества. Ведь обучающийся коррекционной школы, такой же ученик, как и в любой другой школе. Он – личность. Существует психологическая закономерность: если у обучающихся нет внутреннего стимула к саморазвитию, то нет и воспитания – целенаправленного процесса формирования и развития личности. Надо воспитывать, развивать положительные качества этой личности. Наша  задача: помочь учащимся коррекционной школы стать достойными гражданами своей страны.

Одной из основных функций педагогической поддержки является помощь ученику в становлении его как личности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации.

Для успешной социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы  уделяется много внимания  воспитательной работе, основными задачами которой являются  — выработка положительных качеств личности, формирование правильной оценки окружающих и самих себя. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разнообразных видов деятельности.
Воспитательная работа с детьми реализуется по следующим направлениям:
• «Личностное развитие»;
• «Охрана здоровья и физическое развитие, обеспечение основ безопасности жизнедеятельности»;
• «Трудовое, экономическое воспитание и профессиональное самоопределение»;
• «Гражданско-патриотическое, правовое воспитание»;
• «Эстетическо-творческое развитие».

В комплексе с различными мероприятиями, реализуемыми в школе, осуществляются  

  1. Спортивно-оздоровительная деятельность

Особое внимание уделяется организации массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работе, пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта, расширению кругозора воспитанников в области физической культуры, спорта, краеведения и туризма.

Учащиеся любят заниматься в спортивных секциях (лыжи, футбол, теннис, коньки, хоккей и пр.) Дети и педагоги принимают активное участие в ежегодных  спортивных мероприятиях школы, района, края. Неплохой потенциал и результаты воспитанники имеют и по лёгкой атлетике.

  1. Трудовая деятельность

Цель: создание условий для понимания того, что труд — основа всей жизни, трудом созданы все материальные и духовные блага; формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребёнка, воспитание бережного отношения к результатам труда.

 Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников.

Особое место занимают уроки социально-бытовой ориентировки. Многие темы предмета СБО для умственно отсталых детей-сирот являются вдвойне сложными и незнакомыми. Это вопросы формирования знаний о бытовой стороне семейной жизни, навыков обслуживания собственного жилого помещения (квартиры, дома), ориентации в инфраструктуре города (поселка), самоорганизации продуктивного досуга, решения экономических проблем.

На основе систематических наблюдений за детьми на занятиях по трудовой подготовке мы получили возможность проследить динамику продвижения в освоении теоретического и практического материала.

Полученные данные позволили нам дифференцированно подойти к коррекционной работе с детьми и сделать заключение о том, кто из учеников нуждается  в индивидуальном подходе.

Анализируя трудоустройство выпускников нашей школы, мы убедились, что в производственных условиях удовлетворительно адаптировались в основном те из них, интеллект которых нарушен в меньшей мере.

По окончанию школы обучающиеся и воспитанники показывают высокие результаты при сдаче экзамена по предмету. На протяжении 3-х лет уровень профессионально- трудовой подготовки остаётся стабильным.

  1. Социализация выпускников, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в обществе происходит через участие в различных творческих  конкурсах.
  2. Эстетико-творческая деятельность

Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и творческих способностей.

Для повышения качества воспитательной работы педагоги используют новые технологии, разнообразные формы, методы и приёмы, привлекают детей к активному участию в мероприятиях. Воспитанники школы ежегодно  принимают участие в конкурсах  детского творчества. В течение учебного года воспитанники школы неоднократно принимали участие в районных добровольческих акциях «Чистый двор» в рамках Весенней Недели Добра, «Туристическая тропа» и др.

  1. Мы отдыхаем

Целостное развитие личности ребёнка возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека. Значит, на школу ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни.
Где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым, как не в период отдыха? Большое внимание в школе  уделяется закаливанию детей, купанию. Купание происходит в специально обустроенном месте (бассейне), согласно графику, под руководством педагогов школы, медработника. Даже в зимний период. Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов дети, сами не подозревая, развивают свои физические и моральные качества, учатся дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учатся побеждать и проигрывать. Нужно только правильно их настроить, не отталкивать, не отворачиваться от детей. Правильно организованная и спланированная работа во время  отдыха решает проблему досуга, самовольных уходов и девиантного поведения детей «группы риска».

  1. Наши праздники

Большое значение придаётся сохранению, поиску, созданию и отработке традиций и ритуалов школы, которые объединяют всех учеников, способствуют формированию коррекционно-развивающей общешкольной среды: День знаний, День учителя, Праздник труда, Осенний бал, День инвалидов, День Матери, новогодние праздники, Рождественские встречи, Масленица, День Святого Валентина, День защитника Отечества, День птиц, 8 марта, Последний звонок, День защиты детей.

Важной особенностью воспитания ребёнка с отклонениями в развитии и поведении является оптимизм, уверенность в преодолении трудностей, надежда на достижение положительного результата, исключение из воспитательного процесса фиксации внимания на дефекте, опора на положительное в личности ребенка, стимуляция его компенсаторных возможностей и в то же время формирование умения объективно оценивать свои возможности, свои действия и поступки.

Особое место в процессе обучения занимают  педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся, среди которых и игровые технологии. Одним из видов обучающих игр,  которые мы используем, стали ролевые игры, они  характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность.

Для достижения поставленной цели посредством сюжетно-ролевой игры мы  используем следующие средства:

1.  Постановка общей для группы задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся.

2. Обеспечение различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, покупатель и продавец, бригадир и рабочие, почтальон и получатель почты  и т.д.);

3.  Взаимодействие участников группы в соответствии с их ролями;

4. Введение учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.;

5.  Обязательная оценка учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием замысла. Структурным компонентом является сюжет, содержание, роль. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль взрослого. В процессе сюжетно-ролевой игры формируются такие процессы как: мышление, воображение, память.

Из выше  сказанного следует, что социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам. <Андреева Г.М.>

Успешность и скорость адаптации не одинаковы у разных людей. В этом смысле принято говорить о степени социальной адаптированности или дезадаптированности ребенка.

Для прогнозирования и выявления возможных трудностей приспособления к учебной и трудовой деятельности детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью важен психологический мониторинг состояния их здоровья, позволяющий своевременно осуществлять комплекс превентивных и восстановительных мероприятий. Среди проблем, требующих незамедлительного решения: организация воспитательного и образовательного пространства в соответствии с особенностями психофизического развития детей; формирование разновариантного образовательного процесса, способствующего выбору образовательной программы, адекватной возможностям организма детей; создание системы социально-психологического сопровождения развития детей на всех ступенях онтогенеза; сохранение и приумножение здоровья детей.

Важную  роль в процессе адаптации ребенка, играет педагог. Так как именно он следит за социальной ситуацией в классе. Адаптировать ребёнка к условиям жизни в школе-интернате педагогу поможет индивидуальный подход к каждому из них. Для этого педагогу необходимо  обладать рядом важных профессиональных умений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Александровская Э. М., Лусканова Н. Г. Психологические трудности при адаптации детей к школе//Гигиена и санитария. - 1984. - № 3. – С. 17-22 
2. Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С.34-37. 
3. Кумарина Г.Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения// Народное образование. - 2002. - № 1. - С.111-121. 
4. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. – Ростов: Феникс, 1997. – 340 с. 
5. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация их деятельности/Под ред. Г. М. Иващенко. – М: НИИ семьи. – 1997. 
6. Эксакуто Т.В, Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов: Феникс, 2003. – 448 с.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы личностного развития воспитанников интернатных учреждений.

Проблемы личностного развития воспитанников интернатных учреждений и пути их разрешенияОсобенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи. Проблемы интеллектуального развития воспитанников....

Понятие, сущность, содержание процесса формирования правового сознания воспитанников интернатных учреждений.

Дети, воспитывающиеся в интернатных  учреждениях, учреждениях  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социально-демографическая группа несовершеннолетних, отличаютс...

Приказ об итогах проведения муниципального конкурса - выставки декоративно - прикладного искусства среди воспитанников интернатных учреждений Ямальского района

Приказ муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Ямальский центр внешкольной работы" от 23апреля 2023г., № 92, село Ярсале...

Итоги проведения муниципального конкурса - выставки декоративно - прикладного искусства среди воспитанников интернатных учреждений Ямальского района

Декоративно–прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к с...

Итоги муниципального конкурса - выставки декоративно - прикладного искусства среди воспитанников интернатных учреждений Ямальского района

Декоративно-прикладное искусство — вид художественного творчества, который охватывает многие разновидности профессиональной и самодеятельной творческой деятельности, направленной на создани...

Муниципальный конкурс - выставка декоративно -прикладного искусства среди воспитанников интернатных учреждений Ямальского района.

Стала доброй традицией проводить конкурс творчества детей, целью, которой является воспитание уважения к народным традициям, сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел, расширен...