Исследовательская работа
классный час (4 класс) на тему
1.История происхождения слова «фамилия».
Прапрадеды.
Кем был прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов –
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярева деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил.
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись – и ты увидишь в них
Историю России.
( Г.Граубин)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovat.rabota.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Батуринская общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
«Я и моя фамилия»
Работу выполнили: обучающиеся 4 класса
Хоменко Алия, Батурина Екатерина.
Руководитель: Келлер Вера Георгиевна,
учитель начальных классов.
1.История происхождения слова «фамилия».
Прапрадеды.
Кем был прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов –
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярева деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил.
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись – и ты увидишь в них
Историю России.
( Г.Граубин)
Разве не интересно узнать происхождение своей фамилии?
Меня этот вопрос заинтересовал. И я решила провести исследование, поставив перед собой следующие задачи:
- дать толкование фамилиям своего класса;
- определить частотность их распространения в нашем селе.
Для начала я узнала, что означает само слово «фамилия». По своему происхождению оно является латинским, а в русский язык попало из языков Западной Европы. Первое время в России это слово употребляли в значении « семья, члены семьи, домочадцы». Перед нами запись из Переписной книги города Ростова Великого за 1678 г.: «Во дворе Родионко, прозвище Богдашко, Фадеев сын Третьяков, у нево дети: Ивашко, Петрушка, Гаранька, У Ивашки сын Максимка 4 лет, да внук Богдашков Федотка Иванов сын Лапшин».
Только в 19 веке слово фамилия постепенно обрело новое значение.
Фамилия - это семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека. Имя каждому из нас подбирали родители. Отчество образовано от имени отца, которое, в свою очередь, ему дали его родители - наши дедушка и бабушка. Фамилия у нас тоже, как правило, отцовская, а к отцу перешла от деда, к деду от прадеда... Кто же её первый придумал, откуда она взялась?
Просматривая разные источники, я увидела, что фамилии можно представить в виде таких групп:
- Фамилии, образованные от имен;
- фамилии, образованные от названий профессий;
- фамилии, образованные от названий частей тела;
- фамилии, образованные от прозвищ;
- фамилии, образованные от названий животных;
- фамилии, образованные от ботанических терминов;
- фамилии, образованные от предметов домашнего обихода.
- Фамилии нерусского происхождения.
2.Толкование фамилий моего класса.
1. Фамилии, образованные от имен.
Моя фамилия Хоменко - украинская. Предполагаю, что она появилась от имени Хома, которое равно имени Фома ( из греч. Томас: арамейский те-ома близнец).
Егоров Эдуард
В русском языке имя Георгий (Георгий - из греч. «земледелец») закрепилось в трех формах: церковной - Георгий, скандинавской, пришедшей с варягами, - Юрий, и русский разговорной - Егор (Егорий). Значит фамилия Егоров от имени Егор.
Миляев Дима
Образовалось от древнерусского имени Миляй (милый).
2. Фамилии, образованные от названий профессий.
Кузнецов Вадим
Фамилия от древнерусского кузнь «кованное изделие», ковать. Фамилия дана по занятию отца. Так как кузнец был самым необходимым и всем известным человеком в селении, поэтому фамилия Кузнецов - одна из самых частых в России. С запада и юго-запада распространялись фамилии с основой коваль («кузнец»). Например, Ковалев, Коваленко и пр. У других народов тоже часты фамилии с основой, означающей «кузнец», например самая частая английская фамилия Смит, немецкая - Шмидт.
Олейников Федор
От польского olejnik « тот, кто делает растительное масло».
3.Фамилии, образованные от прозвищ.
1 .Фамилии, образованные от названий частей тела. Прозвища, связанные с отдельными частями человеческого тела, по-видимому, довольно популярны, и на их основе оформились фамилии.
Головкина Анна. Фамилия от прозвища Большеголовый.
Кадыков Максим.
Фамилия от прозвища Кадык; слово кадык означает «выступ на горле»; прозвище относилось или к человеку с большим выступом, или, переносно, к орущему, крикливому.
2.Фамилии, образованные от названий животных.
Названия животных являются одним из главных источников прозвищ, и фамилии, образованные от них, в русском столь же многочисленны, как и в других языках мира.
Лосенков Константин.
В старину были распространенны имена от названий животных. Лось - одно из таких. Также известен пример изменения фамилии немца Лос на Лось, чтобы она имела русское происхождение.
4.Фамилии, образованные от ботанических терминов.
Это самая многочисленная группа фамилий. Популярность растений объясняется тем, что они составляют основу питания, широко используются в медицине и промышленности.
Капустина Наташа.
- Производная от названия овоща капуста.
- Фамилия от внецерковного мужского личного имени Капуста, нередкого у русских в 15-16 веках. Например, с 1498г.- Холоп Капуста.
- От немецкого Kaput - конфузливый
5.Фамилии, образованные от предметов домашнего обихода и орудий труда.
Почти любое орудие труда или предмета обихода может использовать как прозвище, и, следовательно, от него можно образовать фамилию.
Рогожкин Никита.
От слова рогожа - «грубая ткань из мочальных лент».
6. Фамилии, образованные от прозвищ.
Батурина Екатерина.
От прозвища Батура -упрямый,упорный. Батурин - из Батурина
7.Фамилии нерусского происхождения.
Фамилии тюрского происхождения. Саитова Дарья
От saijid «принц, потомок Пророка» или « said» - блаженный, счастливый.
Фамилии иудейского происхождения.
Кашеутова Алина
«Каше» - в переводе с иврита « последователь бога».
3.Частотность употребления данных фамилий в классе и в с. Батурино
Подводя итог всему, о чем я говорила, отмечу, что большинство фамилий в моем классе образовано от личных имен, а также от названий частей тела, от названий профессий и есть фамилии нерусского происхождения.
А вот частотность употребления данных фамилий в с. Батурино, на основе подсчетов, показывает, что наиболее распространенными фамилиями являются Кузнецов, Кашеутов, Егоров, Батурин.
Используемая литература
1 .Е.Н.Полякова. Из истории русских имен и фамилий. Книга для учащихся. М.у «просвещение», 1975 г.
2 .А.В. Суперанская, А.В.Суслова. Современные русские фамилии. М.: Наука, 1981г.
З.А.В.Суперанская. Словарь личных имен.- М.: Изд-во Эксмо, 2005 г.
4 .Толковый словарь русского языка: В 4 т./Под ред. проф. Д.Ушакова.-М.: ТЕРРА,1996г.
5 .Б. Унбегаун. Русские фамилии: Пер. с англ./Общ, ред. Б. А. Успенского.- М.: Прогресс, 1989 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")
В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...
Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...
Методика исследовательского обучения. "Упражнения, готовящие детей к исследовательской работе"
Творческая работа...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...
Комментарии
Вера Георгиевна! Интересная
Вера Георгиевна! Интересная работа. Я голосую за Вашу работу. Удачи в конкурсе!
Очень хочется узнать Ваше мнение по поводу моих работ. Если понравятся, голосуйте.
Спасибо большое!
Спасибо большое!
с удовольствием посмотрю вашу работу!
Голосую за вашу работу.Буду
Голосую за вашу работу.Буду благодарна, если посмотрите и оцените мою.Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/592872
Спасибо!
Спасибо!
Здравствуйте! Мы с Вами
Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052, http://nsportal.ru/node/644680 Спасибо и удачи Вам!
Вера Георгиевна!Интересный
Вера Георгиевна!Интересный материал подготовили Вы и ваши дети! Голосую! Буду рада если оцените и мой проект.http://nsportal.ru/node/216399
Спасибо,очень приятно,что вы
Спасибо,очень приятно,что вы оценили мою работу.
Спасибо за работу.Сейчас
Спасибо за работу.Сейчас занимаюсь близкими проектами " Солдаты Победы" ваше стихотворение в тему. Проголосовала. Надеюсь на ваш голос. Спасибо!!!
Мне очень приятно. что мой
Мне очень приятно. что мой материал вам оказался полезным. Спасибо!!
Голосую за вашу работу!
Голосую за вашу работу!
Голосую за вашу работу!
Голосую за вашу работу! Посмотрите мою работу! http://nsportal.ru/node/667020