Адаптационная программа на этапе дошкольник-первоклассник
рабочая программа (1 класс) по теме
Данная программа предназначена для учителей первых классов и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptacionnaya_programma_na_etape_doshkolnik-pervoklassnik.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МОУ «Сернурская средняя (полная)
общеобразовательная школа №2 имени
Н.А.Заболоцкого»________ М.С.Вознесенская
Пояснительная записка к адаптационной программе «дошкольник - первоклассник».
Адаптационный период наиболее болезненно протекает для первоклассников на этапе «детский сад - школа». Первоклассники из организованного и привычного мира семьи и детского сада попадают в совершенно новые условия разновозрастной, многоликой школьной среды. Школа регламентирует все движения души, ума, тела ребенка. Она учит самоподчинению всем и каждому правилу. Тревога, растерянность, страшное напряжение - вот типичное состояние многих первоклассников. Былая гармония с миром у ребенка нарушается, а новая еще не налажена. Дети всем своим существом переживают это дисгармоничное время. Возрастная тревожность снижает общую сопротивляемость организма, в результате чего учащаются простудные заболевания, возрастает зона невротического риска.
Анализ этой ситуации привел к мысли о необходимости создания специальной программы на адаптационный период.
Адаптационная программа имеет цели:
1.Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя.
2.Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую школьникам и учителю лучше понять друг друга.
3.Создать условия для организации прочных долговременных связей между педагогами дошкольных учреждений и школы.
4.Актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность учащегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.
Адаптационная программа предусматривает следующие задачи.
Для первоклассников:
1) помочь ребенку принять позицию школьника;
2) помочь осознать появление нового сообщества - класса;
3) вести понятие оценки, различные ее критерии (правильность, аккуратность, красота);
4) обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Для учителей:
1) Снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися,
сократить период привыкания к новому классу;
2) Создать доброжелательную атмосферу себя и учителя, и ученики;
3) Помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и
дифференцировать обучение.
Для родителей:
1) Снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
2) Создать атмосферу сотрудничества;
3) Договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в
течение учебного года;
4) Выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и
соотнести их с ожиданиями педагогов.
Программа предусматривает выполнение всех ее положений общими усилиями администрации, педагогов, родителей, социально-психологической службы. Для того, чтобы адаптация шла успешно, необходимы следующие этапы ее организации:
- выработка единой адаптационной программы школы;
- создание классными руководителями на основе базовой своей
программы адаптации в классе с учетом возможностей и особенностей детского и родительского коллективов;
- обеспечение администрацией организационных условий для проведения адаптационного периода;
- проведение родительских собраний для выяснения ожиданий
родителей и ознакомления с материалами и итогами адаптационного
периода;
- проведение итоговых психолого-педагогических совещаний по каждой
возрастной группе для обмена опытом и осмысления результатов.
Ценность программы:
а) помогает строить учебно-воспитательную работу в системе,
последовательно отслеживая результаты;
Ь) позволяет своевременно исправить выявленные недочеты;
с) продвигает вперед творческую мысль учителя.
Адаптационная программа на этапе «дошкольник – первоклассник».
Администрация:
1. Общее родительское собрание с целью знакомства с программами, направлениями работы школы, требованиями к учащимся, учебниками и необходимыми принадлежностями к началу учебного года.
2. Особая организация учебного процесса с целью плавного перехода от режима детского сада к учебному труду:
- Пятидневка;
- Первые две недели уроки по 30 минут и три урока в день;
- Уроки по 35 минут в течение года;
- Создание игрового уголка и игровой комнаты.
3. Праздник «Посвящение в ученики».
4. Выработка программы «Дни активного взаимодействия классного руководителя со своим классом».
5. Педагогический консилиум «Адаптация учащихся первых классов к условиям школьной жизни».
Учащиеся:
1. Соблюдение правил для учащихся;
2. Учиться переходить организованно от отдыха к учебному труду и обратно;
Родители:
1. Ознакомление детей с безопасной дорогой в школу;
2. Сопровождение ребенка до школы и обратно с целью непрерывного контакта с учителем и приучения первоклассников к ограниченному времени, отведенному на дорогу в школу ( в течение месяца);
3. Организация дома уголка школьника в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
4. Контроль за новым для ребенка режимом дня, где разумно чередуется отдых и труд;
5. Отработка навыков по самообслуживанию: умение одеваться, раздеваться за короткий срок, аккуратно складывая вещи;
6. Использовать выходные дни для совместного отдыха, развивая кругозор ребенка;
7. Ежедневный контроль за выполнением домашнего задания;
8. Развитие в детях чувства ответственности;
Педагоги:
1. Ознакомление детей с правилами для учащихся;
2. Организация перемен для детей (музыкальных, игровых);
3. Экскурсия по школе с целью ознакомления с расположением необходимых кабинетов, столовой, спортзала, туалетов, медпункта, актового зала и т. д.;
4. Знакомство с пришкольным участком, спортивной площадкой;
5. Индивидуальное знакомство с семьями с целью изучения микроклимата в семье, особенностей характера ребенка;
6. Выявление семей социального риска, детей девиантного (отклоненного) поведения с целью ранней профилактики возможных правонарушений в семьях;
7. Проведение анкетирования среди родителей по истечении 2-3 недель обучения с целью выявления проблем адаптации и путей корректировки;
8 Взаимопосещение уроков и занятий между учителями начальных классов и воспитателями ДОУ №5 и №7.
Социально-психологическая служба.
1. Ознакомление учителей, родителей с психологическими особенностями младших школьников;
2. Знакомство психолога с каждым ребенком путем тестирования (рекомендации родителям, учителю);
3. Индивидуальная работа с детьми по корректировке выявленных недостатков (несформированность внимания, памяти и т. д.);
4. Вечера знакомств: психолог, дети, родители (первая неделя сентября);
5. Подготовка методических пособий для родителей и учителей 1-4 классов:
*Советы родителям первоклассников.
*Гиперактивный ребенок. Как быть?
*Для чего и как нужно развивать мелкую моторику пальцев рук.
*Как добиться устойчивого внимания на уроке.
6. Помощь в обследовании учащихся и составлении характеристик на учащихся.
7. Организация работы коррекционной группы, состоящей из «проблемных» детей.
Заместитель директора по УВР: __________________/ В. Н. Волкова /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптационная программа на этапе 4-5 классы
Данная программа предназначена для учителей 4 классов, предметников, классного руководителя 5 классов, родителей....
Комплексная адаптационная программа адаптации выпускников ДОУ к школе в рамках внедрения ФГОС НОО "ОБРУЧ"
Комплексная адаптационная программа адаптации выпускников ДОУ к школе в рамках внедрения ФГОС НОО "ОБРУЧ"...
Компклекс "Старший дошкольник-первоклассник"
Материалы для диагностики будующих первоклассников...
Адаптационная программа по русскому языку 2 класс
Программа к учебнику Канакиной 2 класс для работы с детьми ЗПР в общем классе. Программа содержит и подробное календарно- тематическое планирование....
План адаптационной программы для детей I младшей и II младшей группы.
План адаптационных мероприятий для детей раннего возраста. Мероприятия могут проходить совместно с родителями....
Авторская адаптационная программа "Веселая информатика"
для 1-4 класса...
Конспект открытого занятия для адаптационной программы на тему:»Солнышко и тучка»
Конспект открытого занятия на тему:»Солнышко и тучка» для детей 1,5-3 лет...