Адаптационная программа на этапе дошкольник-первоклассник
рабочая программа (1 класс) по теме

Волкова Валентина Николаевна

Данная программа предназначена для учителей первых классов и их родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   Утверждаю

                                                   Директор МОУ «Сернурская средняя (полная)

                                                   общеобразовательная школа №2 имени

                                                   Н.А.Заболоцкого»________   М.С.Вознесенская

             

Пояснительная записка к адаптационной программе «дошкольник - первоклассник».

     Адаптационный период наиболее болезненно протекает для первоклассников на этапе «детский сад - школа». Первоклассники из организованного и привычного мира семьи и детского сада попадают в совершенно новые условия разновозрастной, многоликой школьной среды. Школа регламентирует все движения души, ума, тела ребенка. Она учит самоподчинению всем и каждому правилу. Тревога, растерянность, страшное напряжение - вот типичное состояние многих первоклассников. Былая гармония с миром у ребенка нарушается, а новая еще не налажена. Дети всем своим существом переживают это дисгармоничное время. Возрастная тревожность снижает общую сопротивляемость организма, в результате чего учащаются простудные заболевания, возрастает зона невротического риска.

     Анализ этой ситуации привел к мысли о необходимости создания специальной программы на адаптационный период.

     Адаптационная программа имеет цели:

1.Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя.

2.Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую школьникам и учителю лучше понять друг друга.

3.Создать условия для организации прочных долговременных связей между педагогами дошкольных учреждений и школы.

4.Актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность учащегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.

     Адаптационная программа предусматривает следующие задачи.

 Для первоклассников:

1) помочь ребенку принять позицию школьника;

2) помочь осознать появление нового сообщества - класса;

3) вести понятие оценки, различные ее критерии (правильность, аккуратность, красота);

4) обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Для учителей:

1) Снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися,

сократить период привыкания к новому классу;

2) Создать доброжелательную атмосферу себя и учителя, и ученики;

3) Помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и

дифференцировать обучение.

Для родителей:

1) Снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;

2) Создать атмосферу сотрудничества;

3) Договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в

течение учебного года;

4) Выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и

соотнести их с ожиданиями педагогов.

     Программа предусматривает выполнение всех ее положений общими усилиями администрации, педагогов, родителей, социально-психологической службы. Для того, чтобы адаптация шла успешно, необходимы следующие этапы ее организации:

  1. выработка единой адаптационной программы школы;
  2. создание классными руководителями на основе базовой своей

программы адаптации в классе с учетом возможностей и особенностей детского и родительского коллективов;

  1. обеспечение администрацией организационных условий для проведения адаптационного периода;
  2. проведение родительских собраний для выяснения ожиданий

родителей и ознакомления с материалами и итогами адаптационного

периода;

  1. проведение итоговых психолого-педагогических совещаний по каждой

возрастной группе для обмена опытом и осмысления результатов.

Ценность программы:

а) помогает строить учебно-воспитательную работу в системе,

последовательно отслеживая результаты;

Ь) позволяет своевременно исправить выявленные недочеты;

с) продвигает вперед творческую мысль учителя.

Адаптационная программа на этапе       «дошкольник – первоклассник».

Администрация:

1. Общее родительское собрание с целью знакомства с программами, направлениями работы школы, требованиями к учащимся, учебниками и необходимыми принадлежностями к началу учебного года.

2. Особая организация учебного процесса с целью плавного перехода от режима детского сада к учебному труду:

  1. Пятидневка;
  2. Первые две недели уроки по 30 минут и три урока в день;
  3. Уроки по 35 минут в течение года;
  4. Создание игрового уголка и игровой комнаты.

3. Праздник «Посвящение в ученики».

4. Выработка программы «Дни активного взаимодействия классного руководителя со своим классом».

5. Педагогический консилиум «Адаптация учащихся первых классов к условиям школьной жизни».

Учащиеся:

1. Соблюдение правил для учащихся;

2. Учиться переходить организованно  от отдыха к учебному труду и обратно;

Родители:

1. Ознакомление детей с безопасной дорогой в школу;

2. Сопровождение ребенка до школы и обратно с целью непрерывного контакта с учителем и приучения первоклассников к ограниченному времени, отведенному на дорогу в школу ( в течение месяца);

3. Организация дома уголка школьника в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

4. Контроль за новым для ребенка режимом дня, где разумно чередуется отдых и труд;

5. Отработка навыков по самообслуживанию: умение одеваться, раздеваться за короткий срок, аккуратно складывая вещи;

6. Использовать выходные дни для совместного отдыха, развивая кругозор ребенка;

7. Ежедневный контроль за выполнением домашнего задания;

8. Развитие в детях чувства ответственности;

Педагоги:

1. Ознакомление детей с правилами для учащихся;

2. Организация перемен для детей (музыкальных, игровых);

3. Экскурсия по школе с целью ознакомления с расположением необходимых кабинетов, столовой, спортзала, туалетов, медпункта, актового зала и т. д.;

4. Знакомство с пришкольным участком, спортивной площадкой;

5. Индивидуальное знакомство с семьями с целью изучения микроклимата в семье, особенностей характера ребенка;

6. Выявление семей социального риска, детей девиантного (отклоненного) поведения с целью ранней профилактики возможных правонарушений в семьях;

7. Проведение анкетирования среди родителей по истечении 2-3 недель обучения с целью выявления проблем адаптации и путей корректировки;

8 Взаимопосещение уроков и занятий между учителями начальных классов и воспитателями ДОУ №5 и №7.

Социально-психологическая служба.

1. Ознакомление учителей, родителей с психологическими особенностями младших школьников;

2. Знакомство психолога с каждым ребенком путем тестирования (рекомендации родителям, учителю);

3. Индивидуальная работа с детьми по корректировке выявленных недостатков (несформированность внимания, памяти и т. д.);

4. Вечера знакомств: психолог, дети, родители (первая неделя сентября);

5. Подготовка методических пособий для родителей и учителей 1-4 классов:

    *Советы родителям первоклассников.

    *Гиперактивный ребенок. Как быть?

    *Для чего и как нужно развивать мелкую моторику пальцев рук.

    *Как добиться устойчивого внимания на уроке.

6. Помощь в обследовании учащихся и составлении характеристик на учащихся.

7. Организация работы коррекционной группы, состоящей из «проблемных» детей.

Заместитель директора по УВР: __________________/ В. Н. Волкова /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационная программа на этапе 4-5 классы

Данная программа предназначена для учителей 4 классов, предметников, классного руководителя 5 классов, родителей....

Комплексная адаптационная программа адаптации выпускников ДОУ к школе в рамках внедрения ФГОС НОО "ОБРУЧ"

Комплексная адаптационная программа адаптации выпускников ДОУ к школе в рамках внедрения ФГОС НОО "ОБРУЧ"...

Компклекс "Старший дошкольник-первоклассник"

Материалы для диагностики будующих первоклассников...

Адаптационная программа по русскому языку 2 класс

Программа к учебнику Канакиной 2 класс для работы с детьми ЗПР   в общем классе. Программа содержит и  подробное календарно- тематическое планирование....

План адаптационной программы для детей I младшей и II младшей группы.

План адаптационных мероприятий для детей раннего возраста. Мероприятия могут проходить совместно с родителями....

Конспект открытого занятия для адаптационной программы на тему:»Солнышко и тучка»

Конспект открытого занятия на тему:»Солнышко и тучка» для детей 1,5-3 лет...