Адаптационная программа на этапе 4-5 классы
рабочая программа (4 класс) по теме

Волкова Валентина Николаевна

Данная программа предназначена для учителей 4 классов, предметников, классного руководителя 5 классов, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptacionnaya_programma_na_etape_4.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Утверждаю

                                                    Директор МОУ «Сернурская средняя (полная)

                                                    общеобразовательная школа №2 имени

                                                    Н.А.Заболоцкого»_________  М.С.Вознесенская

             

Пояснительная записка

к адаптационной программе «4 - 5 классы»

    Важен адаптационный период и для пятиклассников на этапе «начальная школа – среднее звено». Пятиклассники, попав в ситуацию с «разноголосицей» требований учителей-предметников, испытывают большие трудности.

     Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителей, которые, не зная своих учеников, не могут успешно привлекать их к самоуправлению, индивидуализировать и дифференцировать обучение, корректировать педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят. Независимо от того, каким образом начинается учебный год, процесс адаптации идет так или иначе. Вопрос только в том, сколько времени уйдет на него и насколько этот процесс будет эффективен.

     Анализ этой ситуации привел к мысли о необходимости создания специальной программы на адаптационный период.

     Адаптационная программа имеет цели:

  1. Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя.
  2. Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую школьникам и учителю лучше понять друг друга.
  3. Создать условия для организации прочных долговременных связей между педагогами дошкольных учреждений и школы.
  4. Актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность учащегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.

Адаптационная программа предусматривает следующие задачи:

     Для пятиклассников:

  1. помочь адаптироваться к «разноголосице» требований учителей-предметников;
  2. помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;
  3. помочь принять новую позицию – ученика основной школы;
  4. помочь детям принять новых учителей.

     Для учителей:

  1. Снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
  2. Создать доброжелательную атмосферу себя и учителя, и ученики;
  3. Помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.

     Для родителей:

  1. Снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
  2. Создать атмосферу сотрудничества;
  3. Договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение учебного года;
  4. Выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.

     Программа предусматривает выполнение всех ее положений общими усилиями администрации, педагогов, родителей, социально-психологической службы. Для того, чтобы адаптация шла успешно, необходимы следующие этапы ее организации:

  1. выработка единой адаптационной программы школы;
  2. создание классными руководителями на основе базовой своей программы адаптации в классе с учетом возможностей и особенностей детского и родительского коллективов;
  3. обеспечение администрацией организационных условий для проведения адаптационного периода;
  4. проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей и ознакомления с материалами и итогами адаптационного периода;
  5. проведение итоговых психолого-педагогических совещаний по каждой возрастной группе для обмена опытом и осмысления результатов.

     Ценность программы:

  1. помогает строить учебно-воспитательную работу в системе, последовательно отслеживая результаты;
  2. позволяет своевременно исправить выявленные недочеты;
  3. продвигает вперед творческую мысль учителя.

Адаптационная программа на этапе 4 – 5 классы

 Администрация:

  1. К январю определить преподавателей-предметников и классных руководителей с учетом особенностей классного коллектива и учителя, работающего с детьми в начальной школе.
  2. Четко спланировать учебный процесс в 5-ых классах, оперативно реагировать на изменения в расписании этой параллели, не допуская пропусков уроков, указать в расписании кабинеты.
  3. В апреле провести общее собрание родителей учеников 4-ых классов и учителей-предметников с целью ознакомления с требованиями учителей средней школы, учебниками, программами для 5 класса.
  4.  Осуществлять контроль за соблюдением трудовой дисциплины: своевременное начало и конец урока.

Учащиеся:

  1. Изучение кабинетной системы в школе.
  2. Выполнение правил для учащихся.
  3. Выполнение требований учителей-предметников.

Родители:

  1. Неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей.
  2. Тесная связь с классным руководителем и учителями-предметниками.
  3. Поддержка родителями требований школы.
  4. Совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми, развития кругозора детей.
  5. Помощь классному руководителю во внеклассных делах.

Педагоги:

  1. Взаимопосещение уроков между учителями начальной школы и учителями-предметниками.
  2. Знакомство с программами 4-5, 5-4.
  3. Совместное проведение смотра знаний по математике и русскому языку в 4-ых классах.
  4. Совместное заседание учителей начальных классов, учителей русского языка и математики с целью выработки преемственности в требованиях единства ключевых определений по предметам, выработки перечня словарных слов.
  5. Не ставить отрицательных отметок в течение месяца.
  6. Не превышать объема домашних заданий согласно санитарным нормам.
  7. Экскурсия по кабинетам старших классов с целью ознакомления.
  8. Учитель-предметник, урок которого последний в расписании, обязан проводить детей до раздевалки и проследить за их организованным уходом домой.
  9. Учителю начальных классов, передающему детей в 5 класс, писать подробные характеристики на детей, полно охарактеризовать для классного руководителя класс в целом и родителей.
  10. Классному руководителю 5 класса держать под дополнительной опекой детей девиантного поведения.

Социально-психологическая служба.

  1. Изучить индивидуальные особенности учеников 4-ых классов с целью подбора классного руководителя.
  2. Тестирование учителей для выяснения более подходящей кандидатуры классного руководителя в 5-ых классах.
  3. Ознакомление учителей с психологическими особенностями детей подросткового возраста.
  4. Подготовка методических пособий для родителей и педагогов:
  1. Как увеличить темп чтения, скорость счета;
  2. Как развивать память;
  3. Как развивать логическое и образное мышление;
  4. Как выявить характерологические особенности личности, пути коррекции;
  5. Как выявить уровень самооценки.
  1. Выработка программы «Дни активного взаимодействия классного        руководителя со своим классом» (5 класс).
  2. Проведение малого педагогического совета «Адаптация учащихся в классном коллективе. Трудности. Пути коррекции».

Заместитель директора по УВР: _______________/ В. Н. Волкова /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационная программа на этапе дошкольник-первоклассник

Данная программа предназначена для учителей первых классов и их родителей....

Комплексная адаптационная программа адаптации выпускников ДОУ к школе в рамках внедрения ФГОС НОО "ОБРУЧ"

Комплексная адаптационная программа адаптации выпускников ДОУ к школе в рамках внедрения ФГОС НОО "ОБРУЧ"...

Адаптационная рабочая программа по физической культуре 1 класс для детей с РАС вариант 8.2

Программа разработана для ......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающ...

Адаптационная программа по русскому языку 2 класс

Программа к учебнику Канакиной 2 класс для работы с детьми ЗПР   в общем классе. Программа содержит и  подробное календарно- тематическое планирование....

План адаптационной программы для детей I младшей и II младшей группы.

План адаптационных мероприятий для детей раннего возраста. Мероприятия могут проходить совместно с родителями....

Конспект открытого занятия для адаптационной программы на тему:»Солнышко и тучка»

Конспект открытого занятия на тему:»Солнышко и тучка» для детей 1,5-3 лет...