Адаптационная программа на этапе 4-5 классы
рабочая программа (4 класс) по теме
Данная программа предназначена для учителей 4 классов, предметников, классного руководителя 5 классов, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptacionnaya_programma_na_etape_4.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МОУ «Сернурская средняя (полная)
общеобразовательная школа №2 имени
Н.А.Заболоцкого»_________ М.С.Вознесенская
Пояснительная записка
к адаптационной программе «4 - 5 классы»
Важен адаптационный период и для пятиклассников на этапе «начальная школа – среднее звено». Пятиклассники, попав в ситуацию с «разноголосицей» требований учителей-предметников, испытывают большие трудности.
Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителей, которые, не зная своих учеников, не могут успешно привлекать их к самоуправлению, индивидуализировать и дифференцировать обучение, корректировать педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят. Независимо от того, каким образом начинается учебный год, процесс адаптации идет так или иначе. Вопрос только в том, сколько времени уйдет на него и насколько этот процесс будет эффективен.
Анализ этой ситуации привел к мысли о необходимости создания специальной программы на адаптационный период.
Адаптационная программа имеет цели:
- Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя.
- Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую школьникам и учителю лучше понять друг друга.
- Создать условия для организации прочных долговременных связей между педагогами дошкольных учреждений и школы.
- Актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность учащегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.
Адаптационная программа предусматривает следующие задачи:
Для пятиклассников:
- помочь адаптироваться к «разноголосице» требований учителей-предметников;
- помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;
- помочь принять новую позицию – ученика основной школы;
- помочь детям принять новых учителей.
Для учителей:
- Снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
- Создать доброжелательную атмосферу себя и учителя, и ученики;
- Помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Для родителей:
- Снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
- Создать атмосферу сотрудничества;
- Договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение учебного года;
- Выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
Программа предусматривает выполнение всех ее положений общими усилиями администрации, педагогов, родителей, социально-психологической службы. Для того, чтобы адаптация шла успешно, необходимы следующие этапы ее организации:
- выработка единой адаптационной программы школы;
- создание классными руководителями на основе базовой своей программы адаптации в классе с учетом возможностей и особенностей детского и родительского коллективов;
- обеспечение администрацией организационных условий для проведения адаптационного периода;
- проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей и ознакомления с материалами и итогами адаптационного периода;
- проведение итоговых психолого-педагогических совещаний по каждой возрастной группе для обмена опытом и осмысления результатов.
Ценность программы:
- помогает строить учебно-воспитательную работу в системе, последовательно отслеживая результаты;
- позволяет своевременно исправить выявленные недочеты;
- продвигает вперед творческую мысль учителя.
Адаптационная программа на этапе 4 – 5 классы
Администрация:
- К январю определить преподавателей-предметников и классных руководителей с учетом особенностей классного коллектива и учителя, работающего с детьми в начальной школе.
- Четко спланировать учебный процесс в 5-ых классах, оперативно реагировать на изменения в расписании этой параллели, не допуская пропусков уроков, указать в расписании кабинеты.
- В апреле провести общее собрание родителей учеников 4-ых классов и учителей-предметников с целью ознакомления с требованиями учителей средней школы, учебниками, программами для 5 класса.
- Осуществлять контроль за соблюдением трудовой дисциплины: своевременное начало и конец урока.
Учащиеся:
- Изучение кабинетной системы в школе.
- Выполнение правил для учащихся.
- Выполнение требований учителей-предметников.
Родители:
- Неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей.
- Тесная связь с классным руководителем и учителями-предметниками.
- Поддержка родителями требований школы.
- Совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми, развития кругозора детей.
- Помощь классному руководителю во внеклассных делах.
Педагоги:
- Взаимопосещение уроков между учителями начальной школы и учителями-предметниками.
- Знакомство с программами 4-5, 5-4.
- Совместное проведение смотра знаний по математике и русскому языку в 4-ых классах.
- Совместное заседание учителей начальных классов, учителей русского языка и математики с целью выработки преемственности в требованиях единства ключевых определений по предметам, выработки перечня словарных слов.
- Не ставить отрицательных отметок в течение месяца.
- Не превышать объема домашних заданий согласно санитарным нормам.
- Экскурсия по кабинетам старших классов с целью ознакомления.
- Учитель-предметник, урок которого последний в расписании, обязан проводить детей до раздевалки и проследить за их организованным уходом домой.
- Учителю начальных классов, передающему детей в 5 класс, писать подробные характеристики на детей, полно охарактеризовать для классного руководителя класс в целом и родителей.
- Классному руководителю 5 класса держать под дополнительной опекой детей девиантного поведения.
Социально-психологическая служба.
- Изучить индивидуальные особенности учеников 4-ых классов с целью подбора классного руководителя.
- Тестирование учителей для выяснения более подходящей кандидатуры классного руководителя в 5-ых классах.
- Ознакомление учителей с психологическими особенностями детей подросткового возраста.
- Подготовка методических пособий для родителей и педагогов:
- Как увеличить темп чтения, скорость счета;
- Как развивать память;
- Как развивать логическое и образное мышление;
- Как выявить характерологические особенности личности, пути коррекции;
- Как выявить уровень самооценки.
- Выработка программы «Дни активного взаимодействия классного руководителя со своим классом» (5 класс).
- Проведение малого педагогического совета «Адаптация учащихся в классном коллективе. Трудности. Пути коррекции».
Заместитель директора по УВР: _______________/ В. Н. Волкова /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптационная программа на этапе дошкольник-первоклассник
Данная программа предназначена для учителей первых классов и их родителей....
Комплексная адаптационная программа адаптации выпускников ДОУ к школе в рамках внедрения ФГОС НОО "ОБРУЧ"
Комплексная адаптационная программа адаптации выпускников ДОУ к школе в рамках внедрения ФГОС НОО "ОБРУЧ"...
Адаптационная рабочая программа по физической культуре 1 класс для детей с РАС вариант 8.2
Программа разработана для ......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающ...
Адаптационная программа по русскому языку 2 класс
Программа к учебнику Канакиной 2 класс для работы с детьми ЗПР в общем классе. Программа содержит и подробное календарно- тематическое планирование....
План адаптационной программы для детей I младшей и II младшей группы.
План адаптационных мероприятий для детей раннего возраста. Мероприятия могут проходить совместно с родителями....
Авторская адаптационная программа "Веселая информатика"
для 1-4 класса...
Конспект открытого занятия для адаптационной программы на тему:»Солнышко и тучка»
Конспект открытого занятия на тему:»Солнышко и тучка» для детей 1,5-3 лет...