Урок литературного чтения в 3 классе «Школа России»
план-конспект урока (3 класс) по теме
Для 3 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе «Школа России».
В.Ю. Драгунский «Друг детства».
Диагностические цели:
1.Дети в конце урока должны уметь представлять картину, которую писатель нарисовал словами, понимать прочитанное, чувствовать ее настроение, переживания героя, аргументировано объяснить эмоциональное состояние героев в разных эпизодах, передавать их при выразительном чтении, проанализировать текст и осуществить пересказ (от первого лица – лица главного героя).
2.Выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.
3.Сделать вывод о том, каким должен быть настоящий друг.
Ход урока
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2. Проверка домашнего задания
3.Подготовка к восприятию
- Речевая разминка
На доске записаны пословицы.
- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
Верному другу цены нет.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Старый друг лучше новых двух.
Всякий избирает друга по своему нраву.
- Что объединяет все пословицы? (они о верном друге)
- Введение в тему.
Запись на доске
Друг – это тот, кто …
- Закончите фразу.
- Работа с выставкой книг писателя
Ребята, я приглашаю вас на выставку книг, в которых собраны произведения одного автора. Кто же является их автором?
Совершенно верно, эти произведения написал Виктор Юзефович Драгунский. Что вы знаете о В.Ю. Драгунском?
–Какие произведения Виктора Драгунского вам уже знакомы?
– Смешные или грустные рассказы пишет В.Ю. Драгунский?
– Вспомните, кто обычно главный герой его рассказов? (Дениска.)
– Знаете ли вы, что Дениской звали сына Виктора Драгунского?
Сегодня мы познакомимся с ещё одним из его рассказов (из серии «Денискины рассказы») Друг детства.
4. Восприятие художественного произведения.
Первичное чтение. Рассказ читает учитель.
- Анализ первичного восприятия
- Какие чувства вызвал у вас рассказ?
- Чем они вызваны?
- Постановка проблемного вопроса
– Почему Дениска не смог ударить мишку?
- Какие качества проявил этим поступком? Слабость? Искреннюю привязанность?
7. Этап повторного восприятия – дети перечитывают текст про себя
8. Анализ произведения
- Кем хотел стать Дениска?
- Осуществит ли мальчик свое желание? Почему?
- Что вспомнил Дениска, когда увидел мишку?
- Какие чувства испытывал мальчик к мишке?
- Почему автор так озаглавил свой рассказ?
- Почему мальчик считал мишку другом детства?
- Какие строки рассказа говорят о том, что малышу был дорог облезлый, плюшевый мишка с разными глазами? Почему?
- Могут ли игрушки быть друзьями?
- Можно ли Дениску назвать хорошим другом? Почему?
Работа в группах
Представьте, что мы записываем радио - спектакль. Распределимся в группы для чтения по ролям. По сколько человек? Почему? Распределите роли.
-Подумайте и обсудите, каким образом вы будите читать слова героев и слова автора, с каким настроением, с какой интонацией?
Упражнение в выразительном чтении по ролям.
- Предлагаю вернуться к началу урока. Что вы теперь сможете добавить:
Друг – это тот, кто …
10. Домашнее задание: перечитать произведение и подготовить пересказ от лица Дениски, картинный план к произведению – по желанию
Предварительный просмотр:
Урок по курсу "Окружающий мир" 4-й класс
УМК «Школа России» А. А. Плешаков
Тема: "Тундра"
Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
- Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
- Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.
Содержание урока:
- Местоположение зоны тундры, обозначение ее на карте природных зон.
- Природные особенности зоны тундры, флора и фауна.
- Экологические связи в зоне тундры.
- Занятия местного населения.
- Освоение полезных ископаемых и создающиеся вследствие этого экологические проблемы.
- Природоохранные мероприятия.
- Животные из Красной книги России. Заповедники.
Характеристика деятельности учащихся:
- - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- - находить на карте природных зон зону тундры;
- - характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения;
- - выявлять экологические связи в зоне тундры;
- - извлекать из дополнительной литературы (книг «Зелёные страницы», «Атлас определитель», энциклопедий) и Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения;
- - характеризовать зону тундры по плану;
- - моделировать природные особенности тундры;
- - рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и, возникших вследствие этого, экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;
- - формулировать выводы по изученному материалу;
- - оценивать свои достижения на уроке.
Оборудование:
- карта "Природные зоны России";
- мультимедийная презентация.
Ход урока
Слайд 1. | I. Организационный момент. |
Слайд 2. | II. Проверка домашнего задания. Разгадывания кроссворда. 1. Короткое название ледяной зоны. 2. Птица с небольшим красным клювом. 3. Название острова, на котором расположен заповедник. 4. Арктика - царство снега и :. 5. Растения, живущие в толще воды. 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях. - Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. |
Слайд 3. | III. Целеполагание. - Что хотите узнать об этой природной зоне? Местонахождение Погодные условия Растительный мир Животный мир Занятия населения |
Слайд 4. | IV. Работа по новой теме. Работа с картой. - Что вы можете рассказать о тундре, глядя на карту? (Тундра протянулась с Запада на Восток почти по всему побережью Северных морей. Эта зона находится южнее Арктических пустынь. Расположена на материке Евразия.) |
Слайд 5. | Тундра в переводе с финского языка означает "бесплодная", "враждебная". - В каком тепловом поясе находится эта природная зона? ( За линией северного полярного круга) - Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону. |
Слайд 6. | На тысячи километров с запада на восток - холодная безлесная равнина. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень холодное и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом -замершая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 - 50 см., а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. - Что такое снежная часть года это понятно, а почему вторая часть года мокрая? Ваши предложения. (Снег и лед, оттаяв, превращается в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.) - Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная и мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия. |
Слайд 7. | - Как растения приспособились к суровым условиям тундры? - Как растения приспособились к жизни? Растительный мир беден. Все они очень маленькие, корявые, стреляться по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и маленькие листья. - В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель - пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква - стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. |
Слайд 8. | Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. |
V. Физкультминутка | |
VI. Работа по новой теме. Рассмотрите иллюстрацию "В тундре весной" на с. 88-89 учебника. Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре? (В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень.) | |
Слайд 9. | Серый журавль - очень крупная птица. Размах крыльев около 2,5 метров. Перелёты совершает стаями. Весенний прилёт в конце апреля- мае. |
Слайд 10 | Северный олень очень крупная птица. Размах крыльев около 2,5 метров. Перелёты совершает стаями. Весенний прилёт в конце апреля- мае. |
Слайд 11 | Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. |
Слайд 12 | Белая куропатка - растениеядная птица, меняется оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. |
Слайд 13 | - Определи, о каком животном идет речь. «Это животное и кормит людей, обувает и одевает. Одежда, обувь из его шкур тёплая, лёгкая, красивая. Зимой эти животные на лёгких санях перевозят людей, грузы. Это животное крупное, сильное, неутомимое. День - деньской работает, а распрягут – сам себе еду добывает. Разгребёт копытами снег, а там кустистый лишайник – ягель. Им он и питается». |
VII. Физкультминутка | |
VIII. Работа по новой теме. 1. Работа по учебнику. С. 91-92 | |
2. Сообщение учащихся. Лемминги, группа млекопитающих подсемейства полевок. Длина тела 15 см, хвоста до 2 см. Обыкновенные лемминги распространены в лесах и тундрах Евразии и Северной Америки. Они питаются травой, ягодами, корой; активны весь год. Летом обыкновенные лемминги прокладывают сложные системы горизонтальных ходов и в оттаивающем слое грунта. Там же устраивают гнездовые расширения и выводковые гнезда. Кроме закрытых нор они прокладывают открытые траншеи, выедая вдоль них всю растительность. В углублениях грунта строят и толстостенные гнезда. Зимой поддерживают летние траншеи, которые сверху покрываются снегом. В периоды пиков численности возникают массовые дальние миграции. Десятки и сотни тысячи леммингов проходят многие десятки километров в поисках новые мест жительства. Не сбиваясь в плотные стаи, лемминги двигаются короткими перебежками в одном направлении, преодолевая на пути различные преграды, в том числе водоёмы - озёра и широкие реки с быстрым течением. Очень много зверьков в период миграции гибнет. Лемминги могут быть переносчиками возбудителей ряда вирусных заболеваний. Эти зверьки - основная пища песца. | |
Песец, хищное млекопитающее семейства волчьих. Длина тела до 75 см, хвоста до 50 см, массой обычно около 6кг. Мех зимой пышный, снежно-белый или у немногих (голубых песцов) различных оттенков - от песочного до тёмно-серого с голубоватым отблеском. Летом мех грязно-бурого цвета сверху, жёлтовато-серого снизу. В межсезонье линялые песцы выглядят пятнистыми. Песец обитает в тундре и лесотундре Евразии и Северной Америки. Но на материке он редок, чаще встречается на арктических островах. Песцы всеядные, его обычная пища - тундровые грызуны, прежде всего лемминги, а также птенцы и яйца во множестве гнездящихся в тундре птиц, а также падаль и выбросы моря. Численность популяции подвержена значительным колебанием в зависимости от обилия кормов, в поисках которые песцы могут совершать дальние миграции. Часто песцы используют одни и те же места для рытья нор на протяжении тысяч лет. Самки очень плодовиты - обычно приносят около 10, но и иногда и более 20 щенков. Щенки развиваются очень быстро. Песец подвержен частым эпизоотиям. Это центральный объект пушного промысла и звероводства, особенно голубой песец. Подвид песца, обитающий на острове Медном Командорских островов. | |
IX. Работа в рабочей тетради на печатной основе. С.28-29 задание 3, 5,6. | |
Слайд 14 | X. Работа по учебнику. Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Прочитайте статью "Тундра и человек" на с. 93-95 учебника. Учащиеся самостоятельно читают. |
Слайд 15 | - Какое основное занятие населения тундры? (Основное занятие - оленеводство. Еще ведется добыча полезных ископаемых - нефти и газа.) - Какие экологические проблемы возникли в тундре из-за деятельности человека? (От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. Незаконная охота - браконьерство. Вытаптываются оленьи пастбища. Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам. - Что нужно сделать, чтобы нс допустить нарушения экологических связей в тундре? (Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники.) |
Слайд 16 | XI. Закрепление. - Разгадайте кроссворд (с иллюстрациями). 1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики. (Тундра) 2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. (Белая сова) 3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. (Лемминг) 4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: "краснозобая:" (Казарка) 5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. (Белая куропатка) 6. Невысокие тундровые кустарники с синеватыми ягодами. (Голубика) 7. Растение тундры, ягоды которые похожи на малину. (Морошка) 8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. (Песец) 9. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство) 10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. (Волк) 11. Олений мох. (Ягель) 12. Редкая птица с длинной шеей. (Лебедь) 13. Самое крупное травоядное животное тундры. (Олень) 14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника) |
Слайд 17 | Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет. |
Слайд 18 | XII. Домашнее задание. Подготовить сообщение об охране природы. Придумать рассказ – загадку о животном или растении тундры. Прочитать статью учебника страницы 87-97. |
Слайд 19 | XIII. Итог урока. Игра "Да" - "Нет". |
Слайд 20 | XIV. Оценивание. |
ЛИТЕРАТУРА
- Учебник: А. А. Плешаков "Мир вокруг нас", 4 класс. Часть 1., М.: Просвещение, 2006.
- Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков "Мир вокруг нас", 4 класс. Часть 1., М. : Просвещение, 2008.
- Н.В. Лободина. Мир вокруг нас. 4 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006.
- О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир", 4 класс. М.: ВАКО, 2004.
- http://festival.1september.ru
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока по теме «В гости к весне» с использованием географической картины или таблицы
Оборудование: картина с изображением ранней весны (река, плывущие по ней льдины, деревья на берегу); картинка-символ “Солнечный зайчик”.
Выразительное чтение стихотворения, записанного на доске.
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
- Прочитай выделенное слово. О каком зайчике идет речь? (О солнечном.)
С каждым весенним днем солнце поднимается все выше и выше, светит ярче, и солнечных зайчиков становится больше. Они несут много света и тепла и, словно волшебники, творят чудеса в природе.
(Солнечный зайчик перемещается по картине, и проводится работа по расширению представлений.)
Солнечный зайчик коснулся снега.Что происходит со снегом под действием тепла? (Снег начинает таять, превращаясь в воду.)
Посмотрите внимательно на иллюстрацию. Где раньше тает снег? (У основания стволов деревьев.)
Как вы думаете почему? (Тёмный цвет стволов притягивает солнечные лучи, земля у основания стволов нагревается быстрее, следовательно, и снег здесь тает раньше.)
Солнечный зайчик коснулся дерева и разбудил его. Что происходит с почками? (Почки набухают и становятся листьями.)
Солнечный зайчик коснулся льда на реке. Что с ним происходит? (Лед становится тоньше, трескается, плывет по реке.)
Это явление называется ледоход. Прочитаем об этом в учебнике. (с.86-87)
Весной на лед реки выходить нельзя. Даже если еще нет ледохода, лед все равно стал тонким и хрупким. Ты не заметишь, как окажешься под водой. Помни об этом!
Предварительный просмотр:
Окружающий мир УМК «Школа России» 1 класс А. А. Плешаков
Фрагмент урока по теме: «Откуда берутся снег и лёд?»
Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда.
(Работа проводится в парах по заданиям учебника с.46.)
- Сравнение снега и льда по цвету.
- Какого цвета снег? Сравниваем с листами цветной и белой бумаги и делаем вывод, что снег – белый.
Лед сравниваем с цветной и белой бумагой, и делаем вывод, что ни один цвет не подходит. Тогда сравниваем лед с прозрачным стеклом и делаем вывод, что лед прозрачный, бесцветный.
-Сравним наш вывод с выводом в учебнике.
- Сравнение по признаку прозрачный / непрозрачный.
Выложим лед на газету. Видно буквы? Вывод: лед – прозрачный.
То же самое делаем со снегом. Вывод: снег – непрозрачный.
-Сравним с выводом в учебнике.
- Сравнение снега и льда по плотности.
Попробуйте из снега сделать горку. А ямку?
Теперь то же самое изо льда.
-Что вы заметили?
Сделаем вывод: снег – рыхлый (можно копать, мнется). Лёд – плотный, но хрупкий (ломается).
На этом практическая часть урока окончена. Весь снег и лед складывается в ведро. На перемене дети еще раз убеждаются в том, что в тепле снег и лед тают, превращаясь в воду.
Подведение итогов. Сравнительная таблица.
Снег | Лед |
Белый | Бесцветный |
Непрозрачный | Прозрачный |
Рыхлый | Хрупкий |
Учитель от имени Снеговика благодарит детей за работу и дарит снежинки тем, кто выполнил работу правильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
Конспект урока-обобщения в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...
УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»)
Конспекты уроков по литератуному чтению второй класс....
Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)
Данная презентация содержит материалы к первым урокам литературного чтения для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого. Это речевые разминки, рефлексия, игровой и информационный материал....
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...
Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов
Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...
Урок литературного чтения 3 класс Школа России Тема урока: Г.Б.Остер «Как получаются легенды».
Изучение нового материала...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...