Урок литературного чтения в 3 классе «Школа России»
план-конспект урока (3 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе «Школа России».

В.Ю. Драгунский «Друг детства».

Диагностические цели:

1.Дети в конце урока должны уметь представлять картину, которую писатель нарисовал словами, понимать прочитанное, чувствовать ее настроение, переживания героя, аргументировано объяснить эмоциональное состояние героев в разных эпизодах, передавать их при выразительном чтении, проанализировать текст и осуществить пересказ (от первого лица – лица главного героя).

2.Выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.

3.Сделать вывод о том, каким должен быть настоящий друг.

Ход урока

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2. Проверка домашнего задания

3.Подготовка к восприятию

  1. Речевая разминка

На доске записаны пословицы.

- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

Верному другу цены нет.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Старый друг лучше новых двух.

Всякий избирает друга по своему нраву.

- Что объединяет все пословицы? (они о верном друге)

  1. Введение в тему.

Запись на доске

Друг – это тот, кто …

- Закончите фразу.

  1. Работа с выставкой книг писателя

Ребята, я приглашаю вас на выставку книг, в которых собраны произведения одного автора. Кто же является их автором?

Совершенно верно, эти произведения написал Виктор Юзефович Драгунский. Что вы знаете о В.Ю. Драгунском?

–Какие произведения Виктора Драгунского вам уже знакомы?

– Смешные или грустные рассказы пишет В.Ю. Драгунский?

– Вспомните, кто обычно главный герой его рассказов? (Дениска.)

– Знаете ли вы, что Дениской звали сына Виктора Драгунского?

Сегодня мы познакомимся с ещё одним из его рассказов (из серии «Денискины рассказы») Друг детства.

4. Восприятие художественного произведения.

Первичное чтение. Рассказ читает учитель.

  1. Анализ первичного восприятия

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

- Чем они вызваны?

  1. Постановка проблемного вопроса

– Почему Дениска не смог ударить мишку?

- Какие качества проявил этим поступком? Слабость? Искреннюю привязанность?

7. Этап повторного восприятия – дети перечитывают текст про себя

8. Анализ произведения

- Кем хотел стать Дениска?

- Осуществит ли мальчик свое желание? Почему?

- Что вспомнил Дениска, когда увидел мишку?

- Какие чувства испытывал мальчик к мишке?

- Почему автор так озаглавил свой рассказ?

- Почему мальчик считал мишку другом детства?

- Какие строки рассказа говорят о том, что малышу был дорог облезлый, плюшевый мишка с разными глазами? Почему?

- Могут ли игрушки быть друзьями?

- Можно ли Дениску назвать хорошим другом? Почему?

Работа в группах

Представьте, что мы записываем радио - спектакль. Распределимся в группы для чтения по ролям. По сколько человек? Почему? Распределите роли.

-Подумайте и обсудите, каким образом вы будите читать слова героев и слова автора, с каким настроением, с какой интонацией?

Упражнение в выразительном чтении по ролям.

9. Обобщение

- Предлагаю вернуться к началу урока. Что вы теперь сможете добавить:

Друг – это тот, кто …

10. Домашнее задание: перечитать произведение и подготовить пересказ от лица Дениски, картинный план к произведению – по желанию



Предварительный просмотр:

Урок по курсу "Окружающий мир" 4-й класс

УМК «Школа России» А. А. Плешаков

Тема: "Тундра"

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
  2. Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
  3. Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.

Содержание урока:

  1. Местоположение зоны тундры, обозначение ее на карте природных зон.
  2. Природные особенности зоны тундры, флора и фауна.
  3. Экологические связи в зоне тундры.
  4. Занятия местного населения.
  5. Освоение полезных ископаемых и создающиеся вследствие этого экологические проблемы.
  6. Природоохранные мероприятия.
  7. Животные из Красной книги России. Заповедники.

Характеристика деятельности учащихся:

  1. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  2. - находить на карте природных зон зону тундры;
  3. -  характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения;
  4. - выявлять экологические связи в зоне тундры;
  5. - извлекать из дополнительной литературы (книг «Зелёные страницы», «Атлас определитель», энциклопедий) и Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения;
  6. - характеризовать зону тундры по плану;
  7. - моделировать природные особенности тундры;
  8. - рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и, возникших вследствие этого, экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;
  9. - формулировать выводы по изученному материалу;
  10. - оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование:

  1. карта "Природные зоны России";
  2. мультимедийная презентация.

Ход урока

Слайд 1.

I. Организационный момент.

Слайд 2.

II. Проверка домашнего задания.

Разгадывания кроссворда.

1. Короткое название ледяной зоны.

2. Птица с небольшим красным клювом.

3. Название острова, на котором расположен заповедник.

4. Арктика - царство снега и :.

5. Растения, живущие в толще воды.

6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.

- Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать.

Слайд 3.

III. Целеполагание.

- Что хотите узнать об этой природной зоне?

Местонахождение

Погодные условия

Растительный мир

Животный мир

Занятия населения

Слайд 4.

IV. Работа по новой теме.

Работа с картой.

- Что вы можете рассказать о тундре, глядя на карту?

(Тундра протянулась с Запада на Восток почти по всему побережью Северных морей. Эта зона находится южнее Арктических пустынь. Расположена на материке Евразия.)

Слайд 5.

Тундра в переводе с финского языка означает "бесплодная", "враждебная".

- В каком тепловом поясе находится эта природная зона? ( За линией северного полярного круга)

- Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону.

Слайд 6.

На тысячи километров с запада на восток - холодная безлесная равнина. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень холодное и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом -замершая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 - 50 см., а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

- Что такое снежная часть года это понятно, а почему вторая часть года мокрая? Ваши предложения.

(Снег и лед, оттаяв, превращается в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.)

- Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная и мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия.

Слайд 7.

- Как растения приспособились к суровым условиям тундры?

- Как растения приспособились к жизни?

Растительный мир беден. Все они очень маленькие, корявые, стреляться по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и маленькие листья.

- В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель - пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква - стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму.

Слайд 8.

Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

V. Физкультминутка

VI. Работа по новой теме.

Рассмотрите иллюстрацию "В тундре весной" на с. 88-89 учебника.

Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре?

(В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень.)

Слайд 9.

Серый журавль - очень  крупная  птица.  Размах  крыльев  около 2,5 метров. Перелёты  совершает  стаями. Весенний  прилёт  в  конце  апреля- мае.

Слайд 10

Северный олень очень  крупная  птица.  Размах  крыльев  около 2,5 метров. Перелёты  совершает  стаями. Весенний  прилёт  в  конце  апреля- мае.

Слайд 11

Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками.

Слайд 12

Белая куропатка - растениеядная птица, меняется оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.

Слайд 13

- Определи, о каком животном идет речь.

«Это животное и кормит людей, обувает и одевает. Одежда, обувь из его шкур тёплая, лёгкая, красивая. Зимой эти животные на лёгких санях перевозят людей, грузы. Это животное крупное, сильное, неутомимое. День - деньской работает, а распрягут – сам себе еду добывает. Разгребёт копытами снег, а там кустистый лишайник – ягель. Им он и питается».

VII. Физкультминутка

VIII. Работа по новой теме.

1. Работа по учебнику. С. 91-92

2. Сообщение учащихся.

Лемминги, группа млекопитающих подсемейства полевок. Длина тела 15 см, хвоста до 2 см.

Обыкновенные лемминги распространены в лесах и тундрах Евразии и Северной Америки. Они питаются травой, ягодами, корой; активны весь год.

Летом обыкновенные лемминги прокладывают сложные системы горизонтальных ходов и в оттаивающем слое грунта. Там же устраивают гнездовые расширения и выводковые гнезда. Кроме закрытых нор они прокладывают открытые траншеи, выедая вдоль них всю растительность. В углублениях грунта строят и толстостенные гнезда. Зимой поддерживают летние траншеи, которые сверху покрываются снегом.

В периоды пиков численности возникают массовые дальние миграции. Десятки и сотни тысячи леммингов проходят многие десятки километров в поисках новые мест жительства. Не сбиваясь в плотные стаи, лемминги двигаются короткими перебежками в одном направлении, преодолевая на пути различные преграды, в том числе водоёмы - озёра и широкие реки с быстрым течением. Очень много зверьков в период миграции гибнет. Лемминги могут быть переносчиками возбудителей ряда вирусных заболеваний. Эти зверьки - основная пища песца.

Песец, хищное млекопитающее семейства волчьих. Длина тела до 75 см, хвоста до 50 см, массой обычно около 6кг. Мех зимой пышный, снежно-белый или у немногих (голубых песцов) различных оттенков - от песочного до тёмно-серого с голубоватым отблеском. Летом мех грязно-бурого цвета сверху, жёлтовато-серого снизу. В межсезонье линялые песцы выглядят пятнистыми.

Песец обитает в тундре и лесотундре Евразии и Северной Америки. Но на материке он редок, чаще встречается на арктических островах. Песцы всеядные, его обычная пища - тундровые грызуны, прежде всего лемминги, а также птенцы и яйца во множестве гнездящихся в тундре птиц, а также падаль и выбросы моря. Численность популяции подвержена значительным колебанием в зависимости от обилия кормов, в поисках которые песцы могут совершать дальние миграции.

Часто песцы используют одни и те же места для рытья нор на протяжении тысяч лет. Самки очень плодовиты - обычно приносят около 10, но и иногда и более 20 щенков. Щенки развиваются очень быстро.

Песец подвержен частым эпизоотиям. Это центральный объект пушного промысла и звероводства, особенно голубой песец. Подвид песца, обитающий на острове Медном Командорских островов.

IX. Работа в рабочей тетради на печатной основе.

С.28-29 задание 3, 5,6.

Слайд 14

X. Работа по учебнику.

Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Прочитайте статью "Тундра и человек" на с. 93-95 учебника.

Учащиеся самостоятельно читают.

Слайд 15

- Какое основное занятие населения тундры?

(Основное занятие - оленеводство. Еще ведется добыча полезных ископаемых - нефти и газа.)

- Какие экологические проблемы возникли в тундре из-за деятельности человека?

(От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. Незаконная охота - браконьерство. Вытаптываются оленьи пастбища.

Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.

- Что нужно сделать, чтобы нс допустить нарушения экологических связей в тундре?

(Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники.)

Слайд 16

XI. Закрепление.

- Разгадайте кроссворд (с иллюстрациями).

1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики. (Тундра)

2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. (Белая сова)

3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. (Лемминг)

4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: "краснозобая:" (Казарка)

5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. (Белая куропатка)

6. Невысокие тундровые кустарники с синеватыми ягодами. (Голубика)

7. Растение тундры, ягоды которые похожи на малину. (Морошка)

8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. (Песец)

9. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство)

10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. (Волк)

11. Олений мох. (Ягель)

12. Редкая птица с длинной шеей. (Лебедь)

13. Самое крупное травоядное животное тундры. (Олень)

14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника)

Слайд 17

Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.

Слайд 18

XII. Домашнее задание.

Подготовить сообщение об охране природы.

Придумать рассказ – загадку о животном или растении тундры.

Прочитать статью учебника страницы 87-97.

Слайд 19

XIII. Итог урока.

Игра "Да" - "Нет".

Слайд 20

XIV. Оценивание.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Учебник: А. А. Плешаков "Мир вокруг нас", 4 класс. Часть 1., М.: Просвещение, 2006.
  2. Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков "Мир вокруг нас", 4 класс. Часть 1., М. : Просвещение, 2008.
  3. Н.В. Лободина. Мир вокруг нас. 4 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006.
  4. О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир", 4 класс. М.: ВАКО, 2004.
  5. http://festival.1september.ru



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока по теме «В гости к весне» с использованием географической картины или таблицы

Оборудование: картина с изображением ранней весны (река, плывущие по ней льдины, деревья на берегу); картинка-символ “Солнечный зайчик”.

Выразительное чтение стихотворения, записанного на доске.

Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.

- Прочитай выделенное слово. О каком зайчике идет речь? (О солнечном.)

С каждым весенним днем солнце поднимается все выше и выше, светит ярче, и солнечных зайчиков становится больше. Они несут много света и тепла и, словно волшебники, творят чудеса в природе.

(Солнечный зайчик перемещается по картине, и проводится работа по расширению представлений.)

Солнечный зайчик коснулся снега.Что происходит со снегом под действием тепла? (Снег начинает таять, превращаясь в воду.)

Посмотрите внимательно на иллюстрацию. Где раньше тает снег? (У основания стволов деревьев.)

Как вы думаете почему? (Тёмный цвет стволов притягивает солнечные лучи, земля у основания стволов нагревается быстрее, следовательно, и снег здесь тает раньше.)

Солнечный зайчик коснулся дерева и разбудил его. Что происходит с почками? (Почки набухают и становятся листьями.)

Солнечный зайчик коснулся льда на реке. Что с ним происходит? (Лед становится тоньше, трескается, плывет по реке.)

Это явление называется ледоход. Прочитаем об этом в учебнике. (с.86-87)

Весной на лед реки выходить нельзя. Даже если еще нет ледохода, лед все равно стал тонким и хрупким. Ты не заметишь, как окажешься под водой. Помни об этом!



Предварительный просмотр:

Окружающий мир УМК «Школа России» 1 класс А. А. Плешаков

Фрагмент урока по теме: «Откуда берутся снег и лёд?»

Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда.

(Работа проводится в парах по заданиям учебника с.46.)

  1. Сравнение снега и льда по цвету.

- Какого цвета снег? Сравниваем с листами цветной и белой бумаги и делаем вывод, что снег – белый.

Лед сравниваем с цветной и белой бумагой, и делаем вывод, что ни один цвет не подходит. Тогда сравниваем лед с прозрачным стеклом и делаем вывод, что лед прозрачный, бесцветный.

-Сравним наш вывод с выводом в учебнике.

  1. Сравнение по признаку прозрачный / непрозрачный.

Выложим лед на газету. Видно буквы? Вывод: лед – прозрачный.

То же самое делаем со снегом. Вывод: снег – непрозрачный.

-Сравним с выводом в учебнике.

  1. Сравнение снега и льда по плотности.

Попробуйте из снега сделать горку. А ямку?

Теперь то же самое изо льда.

-Что вы заметили?

Сделаем вывод: снег – рыхлый (можно копать, мнется). Лёд – плотный, но хрупкий (ломается).

На этом практическая часть урока окончена. Весь снег и лед складывается в ведро. На перемене дети еще раз убеждаются в том, что в тепле снег и лед тают, превращаясь в воду.

Подведение итогов. Сравнительная таблица.

Снег

Лед

Белый

Бесцветный

Непрозрачный

Прозрачный

Рыхлый

Хрупкий

Учитель от имени Снеговика благодарит детей за работу и дарит снежинки тем, кто выполнил работу правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»)

Конспекты уроков по литератуному чтению второй класс....

Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)

Данная презентация содержит материалы к первым урокам литературного чтения для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого. Это речевые разминки, рефлексия, игровой и информационный материал....

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...

Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов

Цели урока: познакомить с отрывком  произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...