Из опыта работы. Инновационная деятельность в становлении профессионализма учителя.
материал по теме
Из опыта работы. Инновационная деятельность в становлении профессионализма учителя.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 с.Арзгир, высшей категории, Пасько Татьяна Борисовна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnaya_deyatelnost_v_stanovlenii_professionalizma_uchitelya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность в становлении профессионализма учителя.
В президентской инициативе «Наша новая школа» говорится о том, как важен для новой школы высокопрофессиональный, компетентный учитель. Без него говорить о качестве образования в школе не имеет смысла.
Профессиональная компетентность учителя - один из факторов, оказывающих существенное влияние на сохранение и развитие потенциала образовательного пространства, на адаптацию школы к динамически изменяющимся условиям, на инновационную деятельность, наконец, на обеспечение нормального функционирования процесса образования. От нее принципиально зависит, насколько и как именно будут раскрыты возможности и способности ученика, каковы перспективы взаимодействия и конкретные формы сотрудничества ученика и учителя.
Важными направлениями инновационной работы в нашей школе является деятельность МК учителей начальных классов. В ходе работы кафедры происходит повышение профессиональной компетентности, развитие творческой деятельности, в различных областях педагогической практики. На кафедре широко используются такие формы коллективной деятельности педагогов, как школа профессионального мастерства и передового опыта, педагогическая студия, мастерская, мастер-класс, творческие микрогруппы, временные творческие коллективы, проектная команда. На кафедре в зоне особого внимания вопросы преемственности на этапе «Детский сад - начальная школа – среднее звено». Разработана модель «выпускника начальной школы», выработаны единые требования к учащимся учителями начальных классов и учителями предметниками.
На сегодняшний день, я считаю, что развитие школы не может осуществляться без инноваций. Ведущей формой инновационной деятельности МК учителей начальных классов выступает опытно-экспериментальная работа по теме «Разработка моделей предшкольного образования в условиях сельского социума». Краевая экспериментальная площадка была открыта в 2006г на базе нашей школы и МДОУ №12, завершила работу в июне этого года.
Наша школа, работающая в режиме эксперимента, прошла типичные этапы обновления. Были изучены и использованы новые технологии в обучении, воспитании и развитии ребёнка. Я, как и другие педагоги начальной школы, провела целенаправленную систематическую работу по освоению опыта педагогов-экспериментаторов, познакомилась со структурой составления программы, планов-конспектов. В ходе эксперимента разработаны и апробированы учебные планы и программы для подготовки детей дошкольного возраста: обучение грамоте «Волшебный мир звуков и слов», математика «Считаем, рассуждаем, фантазируем», интегрированный курс «Удивительный мир природы» (развитие речи + окружающий мир), подготовлена программа для работы с детьми, для которых русский язык не является родным. Подготовлено методическое пособие на основе данных программ, которое получило высокую оценку и одобрение Ученого совета Ставропольского государственного университета (2009 года).
Своим опытом работы в экспериментальной площадке я поделилась в статье «Обучение грамоте в подготовительной группе», опубликованной в журнале «Начальная школа» (2009г).
Главным результатом инновационной деятельности является работа, которая обеспечила каждому ученику индивидуальную траекторию развития, которая позволяет выравнивать стартовые возможности дошкольников для успешного обучения в первом классе и дальнейшего обучения в средней школе.
Переосмыслив свой педагогический опыт, я задала себе вопрос «Как обучать детей, прошедших подготовку в экспериментальной группе, в новых условиях? Как развивать устойчивый интерес к знаниям, потребность в самостоятельном поиске, как сделать учение радостным?»
Устойчивая положительная динамика образовательных достижений дошкольников мне не даёт право останавливаться на традиционном обучении. Проанализировав все учебные программы, пришла к выводу, что мне нужен такой учебно-методический комплект, который позволит развивать ребёнка дальше. Я остановилась на УМК «Планета знаний». «Планета знаний» - это передовые педагогические технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует:
- комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения;
- высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовкой;
- формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться;
- позволяет ребенку и дальше развивать свои способности, учит работать в коллективе, прививает навыки самостоятельности и самоконтроля.
В процессе обучения по данному УМК мною были использованы инновационные технологии: моделирование, проектирование, деятельностный подход, технология КСО, нестандартные ситуации на уроке, активные методы обучения, (составление кластеров, синквейнов). В УМК «Планета знаний» проектная деятельность выступает как основная форма организации в урочной и внеурочной деятельности школьников. Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.
На уроке дети самостоятельно выбирают темы для выполнения проектов. Моя же роль – помогать ученикам, консультировать и координировать работу учащихся, оказывать помощь в выборе направлений сбора сведений, отыскивать чудеса на каждом уроке. Мы вместе с детьми дерзаем и творим, ищем ответы на волнующие нас вопросы, и я радуюсь тому, что мои ученики не боятся их задавать. Ребята дарят мне минуты фантазии и воображения, вдохновения и творчества.
В нашем классе организована выставка «Проекты руками детей». Большая ответственность также ложится на плечи родителей при сборе информации и подготовке проектов. Это привлекает родителей активно участвовать в обучении ребёнка, а ребёнок получает постоянную поддержку и понимание, внимание и заботу со стороны родителей. В моём классе благодаря новому подходу в обучении и воспитании детей установлен тесный контакт с родителями.
Стоять на месте это не в наших правилах. Ещё одним направлением моей педагогической инновационной работы является оказание помощи в самореализации учащихся. Так, уже второй год мои воспитанники принимают активное участие в Национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России», которая направлена на постоянное расширение кругозора ребёнка, на развитие системы привлечения школьников в науку. В 2010-2011 учебном году 6 первоклассников моего класса стали лауреатами Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинациях: «Математическая мозаика», русский язык «Ума палата», «Окружающий мир», «Литературная викторина», а ученица Шкодий Дарья заняла III место в номинации «Мои любимые книги».
В прошедшем учебном году участие во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» нам принесло много побед: Шкодий Дарья дважды лидировала в номинации ««Мои первые книги», занимая первые места, Горохова Алина заняла I-е место в номинации «Мои первые книги», была награждена спецпризом, (в размере 1000 рублей). Набока Инна заняла III место в номинации русский язык «Лингвистические игры», 8 учащихся класса приняли участие в конкурсе «Интеллект-экспресс» в номинации «Тайны математики» и стали призёрами, заняли III место.
Мои ученики также принимают участие в олимпиадах краевого уровня. Так ребята приняли участие в Краевой многопредметной дистанционной олимпиаде «Интеллект» по информатике и английскому языку и показали хорошие результаты. Стали призёрами по информатике, заняли 1 и 2 места.
Ещё раз убеждаюсь, что экспериментальная работа даёт свои положительные результаты.
В прошедшем учебном году 64% учащихся класса приняли участие в заочной Всероссийской олимпиаде, 27% - в краевой олимпиаде «Интеллект», 55% учащихся класса заняли призовые места.
Работая над формированием познавательной активности учащихся, я вижу, что ребята учатся быть более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и аргументировано отстаивают ее. Но самое главное - это то, что у ребенка развиваются его познавательная деятельность и учебная мотивация. А если развиты эти качества, то будет развиваться и мышление. А думающий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Главная формула моего профессионального успеха — это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. А формула учительского счастья проста - это, когда получаешь удовлетворение от успешной деятельности твоих учеников, от чувства благодарности в их глазах за полученные знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы (выступление на методическом заседании школы) учителя английского языка
В своем выступлении делюсь опытом своей работы в разных классах, рассказываю о методах и формах, интересных видах деятельности....
Обобщение опыта работы по системе Л.В.Занкова учителя начальных классов первой квалификационной категории Титовой Татьяны Алексеевны
Обобщение опыта работы по системе Л.В.Занкова учителя начальных классов первой квалификационной категории...
Отчет об инновационной деятельности Бочковой Марины Николаевны, учителя высшей квалификационной категории МБОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ» Верхнеуслонского района РТ за 2016 год
отчет об инновационной деятельности Бочковой Марины Николаевны, учителя высшей квалификационной категории МБОУ " Татарско- Бурнашевская СОШ" Верхнеуслонского района РТ за 2016 год...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...
Роль методической работы предметной кафедры в развитии профессионализма учителя
В данной статье рассматривается вопрос профессионального роста учителя как посредством самообразования, так и за счет от эффективной системы методической работы предметной кафедры....
Представление опыта работы по теме "Практикоориентированная направленность сотрудничества учителя начальных классов и студентов в условиях педагогической практики"
Представление опыта работы по теме "Практикоориентированная направленность сотрудничества учителя начальных классов и студентов в условиях педагогической практики" в областном семинаре "...
Из опыта работы инновационной деятельности
Обобщение опыта работы по инновационной деятельности...