Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения
статья на тему

Федотова Елена Владимировна

Статья "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья31 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя школа №38»

Доклад

«Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения»

Подготовила: Федотова Е.В.

Саранск

К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой”.

Рескин

Уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Это и приводит к неуспеваемости.

Задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена на основе дифференцированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.

Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Дифференциация обучения осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, выбора средств педагогической поддержки учеников в соответствии с их возможностями.

По результатам психолого-педагогической диагностики в классе формируются три группы учащихся (по уровню достижений):

1 группа, ученики с высокими учебными способностями - 18%

Учащиеся, относящиеся к этой группе, могут вести работу со сложным материалом, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач, умеют выделять существенное, закономерное, достигают высоких уровней знания.

2 группа, учащиеся со средними способностями - 56%

Эти учащиеся усваивают материал после тренировочной работы, не сразу выделяют существенное, закономерное, умеют увидеть в частном общее, овладев знаниями; для усвоения знаний им требуется более длительное время.

Если учащихся 2 группы направлять, помогать, то они вполне смогут справиться и с заданиями 1 группы детей.

3 группа учащихся с низкими учебными способностями - 26%

эти учащиеся усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, выполняют задания репродуктивного характера, овладевают знаниями более длительное время.

Состав групп непостоянен. Он может меняться не только на протяжении всего процесса обучения, но и на различных уроках.

Дифференциацию можно проводить по-разному:

  1. по содержанию задания;
  2. по форме организации работы на уроке;
  3. по способу педагогической поддержки;
  4. по способу восприятия информации;
  5. по индивидуально-психологическим признакам. 

Необходимо осуществлять постоянный контроль за результатами этой работы, чтобы использовать его в дальнейшей учебной деятельности конкретного ученика. Одним из примеров дифференцированного подхода является работа на уроке чтения.

Например, для учащихся высокого уровня обучаемости подбираются задания исследовательского характера:

  1. к какому жанру можно отнести данное произведение?
  2. исследуй характер главного героя;
  3. найди закономерность в поведении героев.
  4. Для учащихся среднего уровня обучаемости можно предложить задания творческого характера:
  5. подбери варианты своего заголовка;
  6. измени время повествования;
  7. прочитай часть текста, инсценируй ее.

Для учащихся низкого уровня обучаемости подбираются задания репродуктивного характера.

Обозначенные виды дифференциации взаимосвязаны и могут быть использованы на различных этапах урока. Систематическое применение разных форм дифференциации позволило уменьшить состав учащихся третьей группы. Учащиеся почувствовали себя уверенными, успешными, у них повысилась самооценка и мотивация. Такой подход позволяет организовать совместную работу педагога и ребенка, основанную на сотрудничестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход к учащимся в процессе «открытия» знаний на проблемном уроке.

Проблемное обучение относится к технологиям на основе активизации познавательной деятельности учащихся. Методика преподавания на уроках проблемного обучения нацелена на то, что учащиеся должны «открыв...

Доклад. «Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся разных уровней обучения на уроках в начальной школе».

Учебный процесс в школе организуется как коллективная деятельность, но организация учебного процесса, как коллективной деятельности не исключает, а предполагает осуществление индивидуального подхода в...

презентация "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"

презентация к статье" Дифференцированный подход  к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"...

статья "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"

статья "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"...

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения

Доклад.Осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения...

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС....