Дифференцированный подход к учащимся в процессе «открытия» знаний на проблемном уроке.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Проблемное обучение относится к технологиям на основе активизации познавательной деятельности учащихся. Методика преподавания на уроках проблемного обучения нацелена на то, что учащиеся должны «открывать» знания, а не получать их в готовом виде. Уместно в данном случае привести высказывание Б. Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Именно активная деятельность учащихся позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» этого материала самими обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyistuplenie.docx | 54.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход к учащимся в процессе «открытия» знаний на проблемном уроке
Целью современного образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Побуждают детей думать, анализировать, рассуждать, отстаивать собственную позицию, способствуют «творческому усвоению знаний» и воспитанию активной личности проблемные уроки.
Проблемное обучение относится к технологиям на основе активизации познавательной деятельности учащихся. Методика преподавания на уроках проблемного обучения нацелена на то, что учащиеся должны «открывать» знания, а не получать их в готовом виде. Уместно в данном случае привести высказывание Б. Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Именно активная деятельность учащихся позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» этого материала самими обучающимися.
Однако после создания проблемной ситуации и формулирования проблемы часто при поиске решения используется фронтальная работа с учащимися. Такой способ подачи нового материала не обеспечивает активности мыслительной деятельности большинства, а тем более всех учащихся. Это происходит потому, что, как правило, поставленную проблему решают и раскрывают классу «сильные» обучающиеся, в то время как «слабые» только приступают к решению. Значит, в таких условиях самостоятельно усваивают знания в основном «сильные» учащиеся, а остальные получают их в готовом виде от своих товарищей. Поэтому данный вопрос я начала рассматривать с позиции дифференцированного обучения с учетом познавательных возможностей учащихся. На этапе поиска решения дети работают по карточкам, на которых сформулированы задачи на трех уровнях проблемности. Они отличаются степенью обобщенности задачи и степенью помощи, подсказки со стороны учителя. Три уровня проблемности (высокий – красная карточка, средний – желтая карточка, низкий – зеленая карточки) по сути дела представляют собой несколько вариантов одного и того же задания (при фронтальной работе эти вопросы могут использоваться для организации подводящего диалога).
Проблемная задача, сформулированная на высоком уровне, содержит 1-2 подсказки, на среднем уровне 2-3 (в зависимости от сложности материала). Проблемная задача, сформулированная на низком уровне, содержит ряд последовательно предлагаемых заданий и вопросов, которые постепенно подводят учащихся к «открытию» нового знания.
Чтобы легче было детям ориентироваться в карточках, определять порядок работы в них, карточки имеют разные цвета (как 3 цвета у светофора):
1 – красного цвета, 2 – желтого цвета, 3 – зеленого цвета.
Каждый ребенок получает все три карточки и сам определяет, с какой начать работу. Чтобы определить учителю, как ученик шел к «открытию» знания, учащиеся фиксируют результаты своих попыток на чистой карточке того же цвета, что и карточка с заданием. Это дает возможность учителю контролировать работу каждого ученика на этапах открытия нового знания.
Если учащиеся выведут и зафиксируют правило на высоком или среднем уровнях проблемности, они продолжают работу над правилом: проверяют формулировку в соответствии с подсказками и, если ученик убежден, что раньше формулировал верно, на следующей карточке записывает прежнюю формулировку.
ТЕМА: ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (Фрагмент урока)
Поиск решения (второй творческий этап)
Учитель: Сейчас предстоит работа по карточкам. Посмотрите внимательно и выберете, с какой карточки вы начнёте работать: красной, желтой или зеленой. (Дети выполняют работу и сдают листочки.)
Вода, стол, земля, стекло, печь.
КРАСНАЯ КАРТОЧКА
1. Просклоняйте имена существительные.
2. Какие слова склоняются одинаково?
3. Сформулируйте правило и запишите его на красной карточке.
ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА 1. Просклоняйте имена существительные. 2. Какие слова склоняются одинаково? 3. Как эти пять существительных можно разделить на три группы? 4. Сформулируйте правило и запишите его на желтой карточке. |
ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА 1. Просклоняйте имена существительные. 2. Какие слова склоняются одинаково? 3. Как эти пять существительных можно разделить на три группы? 4. Обратите внимание на окончание и род имен существительных. 5. Какие существительные отнесли к первой группе (1 склонение), к второй группе (2 склонение), к третьей группе (3 склонение)? 6. Сформулируйте правило и запишите его на зеленой карточке. |
Фронтальная работа (поиск решения будет идти методом подводящего от проблемы диалогом)
Вода, стол, земля, стекло, печь.
- Выведем правило вместе, работая по зеленой карточке.
1. Склонение имен существительных.
И.п. (что?) вода, стол, земля.
Р.п. (чего?) воды, стола, земли.
Д.п. (чему?) воде, столу, земле.
В.П. (что?) воду, стол, землю.
Т.п. (чем?) водой, столом, землей.
П.п. (о чём?) о воде, о столе, о земле.
И.п. (что?) стекло, печь.
Р.п. (чего) стекла, печи.
Д.п. (чему?) стеклу, печи.
В.п. (что?) стекло, печь.
Т.п. (чем?) стеклом, печью.
П.п. (о чем?) о стекле, о печи.
- Все ли имена существительные склоняются одинаково? (нет).
2. Какие слова склоняются одинаково? На что нужно обращать внимание? (вода, земля; стол, стекло).
3. Как эти 5 существительных можно разделить на 3 группы? (т.е. есть 3 типа склонений). ( вода, земля; стол, стекло; печь).
4. Обратите внимание на окончание и род имен существительных?
1 склонение 2 склонение 3 склонение
- а, - я - - о, -
ж.р. м.р. с.р. ж.р.
5. Какие существительные отнесли к первой группе (1 скл.), к второй группе (2 скл.), к третьей группе (3 скл.)?
6. Сформулируйте правило. («открытие»).
(Существительные бывают 1, 2, 3 склонения.
Существительные женского рода с окончанием - а, - я в именительном падеже относятся к 1 склонению;
Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о относятся к 2 склонению;
Существительные женского рода с нулевым окончанием с мягким знаком на конце относятся к 3 склонению).
Учитель: Прочитайте правило в учебник . Мы справились?
Что мы с вами упустили и надо добавить в нашу схему? (Добавляю)
1 склонение 2 склонение 3 склонение
- а, - я - - о, - е -
ж.р. м.р. м. р. с .р. ж. р.
Учитель: Какая же тема нашего урока? (Три склонения имен существительных).
Использую также карточки, которые рассчитаны на исследовательскую работу сильных и средних детей индивидуально или в группах. В это время провожу такую же работу фронтально со «слабыми» детьми.
ТЕМА: РОЛЬ СУФФИКСА В СЛОВАХ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУФФИКСА.
Таким образом, при такой организации проблемного урока задание даётся всем одинаковое, конечный результат – вывод новых знаний на одном из уровней проблемности – показатель уровня самостоятельности и развития мыслительной деятельности учащихся.В случае, когда отдельные обучающиеся не справляются с заданием ни на одном уровне проблемности, я имею возможность определить характер затруднений, их причины (отсутствие опоры на прежние знания, непоследовательность мыслительных операций и т.д.) и своевременно помогаю в зависимости от характера этих затруднений.
ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА
Текст 1. Пригрело солнышко. Весело побежали ручейки. Появились проталины. Скворец запел свою песню. Текст 2. Пригрело ласковое солнышко. Весело побежали шумные ручейки. Появились чёрные проталины. Скворец запел свою весеннюю песню.
Имя прилагательное – это … |
ТЕМА: ПОНЯТИЕ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ
ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСА В ГЛАГОЛАХ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ. (4 класс)
На доске записаны слова в два столбика и прочитаны учителем:
бросить бросил
видеть видел
падать падал
лаять лаял
КРАСНАЯ КАРТОЧКА
|
ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА
|
ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА
|
ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА У ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ. (3 класс)
На доске записаны слова в два столбика и прочитаны учителем:
мышь камыш
вещь борщ
дочь мяч
молодёжь нож
КРАСНАЯ КАРТОЧКА
|
ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА
|
ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА
|
ТЕМА: СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ, ПРИЗНАКИ И ДЕЙСТВИЯ. (1 класс)
На доске записаны слова: мама, красный, играть, брать, птица, жёлтый, сладкий, писать, обедать, верблюд, бегать, солёный, щука.
КРАСНАЯ КАРТОЧКА
|
ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА
|
ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА
Во вторую – слова, которые отвечают на вопрос какой? В третью – слова, которые отвечают на вопрос что делать? |
ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ 2 ЛИЦА ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. (4 класс)
На доске записаны слова и прочитаны учителем:
кричишь, возьмёшь, бежишь, поёшь, говоришь.
КРАСНАЯ КАРТОЧКА
|
ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА
|
ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА
|
ТЕМА: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК. (2 класс)
На доске записаны и прочитаны учителем пары слов:
полю – полью, Коля – колья, полёт – польёт, солю – солью, семя – семья.
КРАСНАЯ КАРТОЧКА
|
ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА
|
ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения
Статья "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения"...
Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения
статья о работе с разными учащимися...
Элементы дифференцированного подхода к учащимся в начальной школе в процессе обучения.
Эта статья поможет обратить внимание на вопросы дифференцированного подхода в обучении, особенно со слабоуспевающими учащимися....
Доклад. «Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся разных уровней обучения на уроках в начальной школе».
Учебный процесс в школе организуется как коллективная деятельность, но организация учебного процесса, как коллективной деятельности не исключает, а предполагает осуществление индивидуального подхода в...
презентация "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"
презентация к статье" Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"...
статья "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"
статья "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"...
Осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения
Доклад.Осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения...