Стыд,вина и наказание
методическая разработка (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет международного образования
Кафедра ЮНЕСКО
Лаборатория истории и культуры религий мира
Тема конспекта урока: «Стыд, вина и извинение»
Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55
Ваничкина Татьяна Игоревна
Кадетская школа № 1778, Северо-Восточного округа
Москва 2012
Тема: «Стыд, вина и извинение»
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, мотивировать осознанное нравственное поведение.
Задачи:
- ознакомить учащихся с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение;
-развивать ответственность за свои поступки, признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложное проявления;
-воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Оборудование: фонограмма по рассказу Л.Н.Толстого «Косточка», репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка», толковый словарь С. И. Ожегова, учебник «Основы светской этики. 4-5 кл.».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Орг. момент | Звучит песня «Улыбка» -Вспомните, кому вы улыбнулись сегодня? Жизнь от ваших улыбок стала радостней и добрей. | Утром улыбнулись родителям, в школе другу |
2.Проверка домашнего задания | Вспомните о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? Как оно звучит? | О золотом правиле нравственности Не делай того, что сам считаешь злом |
3.Подготовка к восприятию нового материала | Работа над репродукцией картины «Опять двойка». - Давайте попробуем по репродукции картины А.Ф.Решетникова определить чувства. - Ребята, внимательно рассмотрите картину. -Кто является главным героем? -Какие чувства испытывает мальчик? -Что выражает взгляд матери? -Что выражает взгляд сестры? -Как она учится? -Что можно сказать о младшем брате? - Эта картина А.Ф.Решетникова называется «Опять двойка». - Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? - Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски. | Мальчик Стыд, вину, огорчение, обиду грусть осуждение хорошо Едет на трехколесном велосипеде и смотрит ехидным взглядом серые, тёмные, мрачные |
4.Сообщение темы и цели урока | -Сегодня мы поговорим о нравственных понятиях: стыд, вина и извинение. Раскроем смысл этих слов и узнаем, когда принято извиняться. | |
5.Работа над новым материалом | Работа с понятиями «стыд», «вина», «извинение». -Ребята, как вы думаете, что такое стыд? -Давайте обратимся к словарю Прослушивание рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Обсуждение рассказа. -Почему заплакал Ваня? -Что он чувствовал? -Чувствовали вы когда-нибудь стыд? -Какие поступки вызывают эти чувства? существует множество причин для переживания чувства стыда. Работа с текстом учебника. Откроем стр.44-45 - Слово «стыд» связано со словом «вина». Что оно означает? - Найдите в тексте отрывок, который раскрывает значение слова вина. Чтение отрывка обучающимися. -А как объясняет это слово словарь? Вина – 1.Проступок, преступление. 2. Причина, источник чего-либо неприятного. - В каких ситуациях люди испытывают чувство вины? - Как вы думаете, как нужно поступить, когда ты в чем – то провинился? -А что такое извинение? Извинение – основание для оправдания. -Как нужно правильно просить прощение? Существует множество причин для переживания чувства стыда. Но существует и такое понятие - ложный стыд. Как вы понимаете это? С таким проявлением стыда нужно бороться
А как можно отвечать на извинения? | ответы учащихся Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка (от стыда сгореть, ни стыда, ни совести Ему было стыдно Вину и стыд Да Ответы учащихся? ответы детей обидел маму, друга, что-то не выполнил извиниться Извиняться нужно чаще Удостовериться ,что человек знает, за что Вы извиняетесь Не употреблять слово «извиняюсь», а говорить - «извините» Я не хотел тебя обидеть Стыда не должно быть ,когда не понятно на уроке и нужно спросить учителя Я тебя прощаю Не стоит извинения Хорошо |
6.Закрепление основных понятий урока. | Игра «Доскажи словечко» -Легче на душе становится, когда тебя …. Прощение дает нам свободу от чувства… Расположите слова по порядку СТЫД---ВИНА----- РАСКАЯНИЕ--------ИЗВИНЕНИЕ-------ПРОЩЕНИЕ | прощают вины |
7.Домашнее задание. | 1.Подобрите сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях . | |
8.Итог урока | О каких чувствах мы говорили на уроке? -Сейчас подведём итог нашего занятия. Дополните предложения: -Я знал, что ... . -Я узнал, что ... . | стыд, вина, извинение, ложный стыд ответы учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Стыд, вина и извинение»
1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.3. Уважительное отношение к окружающим....
Презентация по ОРКСЭ на тему: "Стыд, вина и извинение."
развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;развивать навыки сотрудничества со сверстниками.воспитывать у школьников чувство доброжелательности...
Конспект занятия "СТЫД, ВИНА И ИЗВИНЕНИЕ" (Модуль «Основы светской этики»).
Предлагаемый конспект может быть использован как и на уроках курса ОРКСЭ, так и на более ранних этапах в качестве пропедевтики, например, уроках развития речи в 3 классе, при написании сочинения в 4 к...
Урок по учебному курсу "Основы светской этике" 5 класс Тема: "Стыд, вина и извинение"
Урок разработан для обучающихся в 5 классе....
разработка урока по курсу ОРКСЭ , Тема: "Стыд, вина извинение"
разработка урока по курсу ОРКСЭ , Тема: "Стыд, вина извинение"...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" "Стыд, вина, извинения"
материал содержит конспект урока и призентацию...
Презентация к занятию по ОРКСЭ модуль"Светская этика" "Стыд, вина, Извинения
призентация к уроку №21 модуля "Светская этика" "Стыд, вина, извинения"...
Комментарии
Родительское собрание " Поощрение и наказание в семье"
Очень интересная тема родительского собрания. Про это много приходится говорить. Такая форма, думаю, заинтересует родителей. Обязательно воспользуюсь.