Устное народное творчество
план-конспект урока (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока. Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Тип урока – ознакомление с новым материалом.
Цели урока:
обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;
учить составлять план произведения при помощи моделирования.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, повторы, устойчивые эпитеты)
познакомить детей с былиной “Илья Муромец и Соловей-разбойник”;
выявлять художественные особенности былин;
Развивающие:
развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
формировать литературоведческие представления
Воспитательные:
воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словесности, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности
Планируемые достижения учащихся на уроке:
называть правильно былины и выделять их особенности
сравнивать героев – положительных и отрицательных
пересказывать по плану былины и отдельные эпизоды читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес)
сравнивать былины о подвигах одних и тех же героев, характеризовать особенности речи сказителей (былинщиков).
Оборудование: схема «Фольклор» для работы в группах, магнитофон и аудиокассета с записью былины, персональные компьютеры для учителя и учеников, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки, подключение к сети Интернет, ЭОР.
Ход урока
I Орг. момент
II Обобщение имеющихся знаний об устном народном творчестве.
1. Ребятам предлагается разделиться на группы для работы со схемой, в центре которой помещено слово “Фольклор”, а от него стрелочками обозначаются различные жанры фольклора (сказки, потешки, загадки, небылицы, скороговорки, пословицы.)
III Актуализация
- Почему один лепесток на схеме остался пустым?
- Какова цель нашего урока? (познакомиться с новым жанром фольклора и его особенностями)
- Я предлагаю вам прослушать фрагмент из нового произведения (ЭОР 1), а вы подумайте, к какому жанру фольклора можно отнести это произведение?
Высказывание предположений детей.
IV Изучение новой темы
Для активизации познавательных процессов детям задается вопрос: Что означает слово “былина”? (предположения детей).
- Где мы можем узнать точное толкование слова?
1) - Предлагаю вам пересесть к компьютерам и с помощью ЭОР ознакомиться со словарной статьей о виде народного творчества в Русском государстве (№2) - былине.
- Слово “Былина” означает “быль”, т. е. правдивое повествование. Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.
- Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам из времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.
- Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!
- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман – вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные.
- Итак, былины – это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.
- Самыми известными былинами стали “Добрыня и Змея”, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”, “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник” и многие другие.
- Сегодня мы познакомимся с одной из них.
2) Слушание былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник”
(слушание аудиокассеты с былиной)
3) Физминутка «Великаны – карлики»
4) Анализ произведения
Просмотр видеофрагмента из кинофильма «Илья Муромец» (3) на экране (ЭОР)
- Какие чувства вызвали у тебя герои былины?
- Каким вы представили Илью Муромца и Соловья-разбойника?
- Опиши внешний вид богатыря.
5) Словарная работа на уроке.
- Какие слова были непонятными в тексте былины? Обратимся к словарику в учебнике.
Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через болото
Ремни сыромятные - прочные ремни из невыделанной кожи животных
Тын - забор
Палаты княжеские – большое богатое помещение
Кафтан – верхняя одежда мужчин
Полно тебе слезить отцов-матерей – заставлять лить слезы, печалить
Дружина - княжеское войско в Древней Руси
6) Чтение былины детьми по цепочке.
V Первичное закрепление темы
Работа в парах
- Предлагаю разбиться на пары, выполнить задание на компьютере и проверить, насколько вы поняли, что такое былина. (ЭОР – интерактивное задание «Найди ошибки» (4), «Найди пару» (5))
VI Формулирование выводов. Рефлексия.
- Что такое былина? Кого воспевают в былинах?
- Как народ относится к богатырю – Илье Муромцу?
- Какие особенности этого жанра вы заметили?
-
VII Задание на дом:
- художественный пересказ былины
- нарисовать богатырские доспехи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Устное народное творчество"
Презентация проекта...
Устное народное творчество. Обобщающий урок.
Презентация позволяет повторить и обобщить изученный материал по разделу "Устное народное творчество". Презентация составл...
Устное народное творчество Кубани.
Данный урок разработан и проведен в 4 классе, но его материал можно использовать в любом классе как начальной школы , так и 5-6 класса. На уроке, построенном в форме устного журнала, дети знакомятся с...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки."
Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе...
Литературное чтение. 3 класс. «Устное народное творчество. Русские народные песни».
Урок литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.
План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...