Внеурочная деятельность.Программа краеведческого кружка «Югорские просторы».
проект (2 класс)
Программа краеведческого кружка «Югорские просторы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа краеведческого кружка «Югорские просторы». | 161.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность.
Программа краеведческого кружка «Югорские просторы».
Еловикова Наталья Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ «СШ№8»
Пояснительная записка
Новые федеральные государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя.
Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.
Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Чтобы мотивировать учащихся, можно использовать разные формы организации деятельности, разные технологии на уроках, но всё же «рамки урока» ограничивают в возможности выбора некоторых форм, в возможности более широко, полно, углублённо осуществить задуманное. Здесь-то и выступает «помощником» внеурочная деятельность.
Актуальность программы краеведческого кружка «Югорские просторы» (2 класс) обусловлена тем, что занятия по краеведению: способны расширить исторический диапазон учащихся, повысить знания о природных, социально-экономических и исторических условиях родного края, эффективно повлиять на процесс воспитания, образования и развития личности ребенка, сплочению школьного коллектива, повышению положительной мотивации к обучению и социализацию детей с ОВЗ.
Данная программа предполагает комплексное изучение социально – экономических и исторических условий родного края-Югры.
Основные направления программы: краеведческое и этнокультурное. Понимая, что только на основе знаний можно убедить детей в необходимости заботливо относиться к природе. В программе предлагаются разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разных профессий.
Бесценна роль педагога в организации системной, личностно – ориентированной деятельности по освоению регионального историко- культурного наследия Югры.
В программе используется сочетание этнокультурного материала с краеведческим с целью формирования у обучающихся общечеловеческих ценностей, гражданственности, уважения к традициям и культуре коренного народа Югры, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них, развития основы правильных мировоззренческих взглядов младших школьников, становления их активными участниками творческого обновления и преобразования своей Родины.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволит обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы направлено на развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края, воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, делать выводы, умения решать учебную задачу творчески. Развития коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств и технологий обучения.
Описание программы
Программа внеурочной деятельности по краеведению «Югорские просторы», 2 класс представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС НОО. Программа «Краеведение» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир», построена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир». Здесь прослеживается основная содержательная линия, определённая стандартом начального общего образования и представленная в разделе «Наш край».
Программа по краеведению «Югорские просторы» связана с такими дисциплинами, как окружающий мир, география, история, экология, поэтому обеспечивает благоприятные условия для дальнейшего изучения предметов естественно - научного цикла в среднем звене.
Целевое направление: внеурочное
Цель программы краеведческого кружка «Югорские просторы»: создание условий, обеспечивающих воспитание духовно богатой, высоконравственной личности обучающихся через изучение истории родного края, культуры и традиций коренных народов Югры во внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества, повышение мотивации школьников к изучению предмета «Окружающий мир».
Задачи:
Формировать элементарные представления об истории своего края, культуре и традициях коренного населения Югры – ханты;
Формировать представления о различных сторонах жизни своей малой родины.
Формировать активную гражданскую позицию, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города.
Формировать осознанное, ответственное отношение обучающихся к окружающей среде родного края.
Формировать способность наблюдать, обобщать.
Формировать коммуникативные, информационные, познавательные компетенции.
Развивать познавательную активность и самостоятельность обучающихся.
Привлекать обучающихся к обмену информацией в процессе занятий, исследовательской и проектной деятельности.
Способствовать воспитанию нравственных качеств ребёнка по отношению к окружающим независимо от его национальной принадлежности (доброжелательность, толерантность и др.).
Воспитывать чувство гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков.
Нормативно- правовые документы:
Федеральный уровень:
письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Региональный уровень:
Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.06.2010 №481 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»; Методические рекомендации по составлению рабочих программ, примерное положение о рабочей программе внеурочной деятельности Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.06.2012 №4694/12.
Муниципальный уровень:
Приказ департамента образования администрации г. Нижневартовска от 26.07.2010 №260 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях города Нижневартовска в 2010 году», Муниципальная программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2015-2020 годы» // утверждена Постановлением администрации города от 17.09.2014 №1858.
Место программы в учебном плане:
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю. Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Тематика отражает реальные интересы учащихся, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению, создать почву для создания собственных проектов.
Социальные партнеры: детская городская библиотека №5 « Филиппок» г. Нижневартовск, МБУ Нижневартовский краеведческий музей имени Т.Д. Шуваева.
Применяемые технологии: проектная и исследовательская деятельность, технологии развивающего, проблемного обучения,
продуктивная деятельность по изготовлению объектов демонстрации (газеты, выставки).
Особенности ступени образования:
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников, предусматривает организацию подвижной деятельности, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные игры, предусмотрена последовательная смена видов деятельности. Во время занятий поддерживается прямое общение между детьми, используется принцип свободного перемещения по классу, работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний между командами.
Программа построена на принципах:
• доступности;
• наглядности;
• активности;
• систематичности и последовательности;
• учёта возрастных индивидуально – психологических особенностей обучаемых;
• межкультурного взаимодействия;
Формы организации образовательного процесса
Программа предусматривает организацию активных форм проведения занятий с обучающимися:
• традиционных занятий
• практических занятий
• игры
• театрализованных представлений
• выставок
• защиты проектов
• конкурсов
• праздников
• викторин
• работа в микрогруппах
• творческих отчётов
• экскурсий
Основная часть
Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения программы
Личностными результатами изучения программы являются:
- Развитие наблюдательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
- Развитие внимательности, целеустремленности, умения преодолевать трудности.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.
- Развитие любознательности и формирование интереса к изучению истории родного края, культуры и традиций коренных народов Югры.
Метапредметными результатами изучения программы являются:
- Сравнивать разные объекты, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Анализировать объекты.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Контролировать свою деятельность.
- Искать и выбирать необходимую информацию.
- Участвовать в учебном диалоге.
- Использовать различные справочные издания.
Предметные результаты:
-Иметь представления о народах ханты и манси, традициях проведения детских фольклорных праздников, обычаях, отношение к животным у народа ханты, священных птицах и особенностях проживания их в городской среде, традиции проведения праздника Вороны.
Быт, традиционные жилища народа ханты. Полезные ископаемые Югры.
-Находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков, используя дополнительные источники информации;
-Отличать реальные исторические факты от вымыслов, на основе имеющих знаний;
-Узнавать символику Югры, г.Нижневартовска;
-Описывать достопримечательности родного города;
Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.), интернетресурсы и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- работать в семейных архивах.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
к концу 2 класса
Изучив курс «Югорские просторы», обучающиеся должны:
ЗНАТЬ: | УМЕТЬ: |
Историю своей семьи | Работать в сети Интернет, проводить презентации |
Определение слов «родня», «предки» | Правильно использовать слова в речи |
Геральдику Югры | Отличать от геральдики других городов; выполнять задания с творческим подходом |
Общие сведения о народе ханты | Владеть историческими знаниями о коренном народе Югры; обобщать полученную информацию |
Традиции проведения детских фольклорных праздников | Принимать участие в проведении фольклорных праздников |
Диких и домашних животных | Применять знания на практике |
Обычаи отношения к животным у народа ханты | Относиться к животным добродушно; работать в группах; находить нужную информацию |
Священных птиц | Выполнять оригами «Птица»; применять свои знания на практике |
Особенности проживания птиц в городской среде | Оказывать помощь птицам в зимнее время; обобщать информацию |
Традиции проведения праздника Вороны | Принимать участие в празднике; составлять мини-экспозицию общей выставки |
Быт, традиционные жилища народа ханты | выполнять аппликацию, работать в мини-группах |
Полезные ископаемые Югры | Принимать участие в выставках; исследовать и находить ответ на поставленный вопрос |
|
|
Тематическое планирование
№ | Название разделов, тем | Общее количество учебных часов | Форма проведения | Проведено | ||
По плану | По факту | |||||
1. | Вводное занятие | 1 | Беседа (инструктаж) | |||
2. | Раздел «Семья – это счастье» Мой семейный круг | 1 | Игра «Семейное шоу» | |||
Родня и предки – это кто? | 1 | Минипроект | ||||
Жизнь моей семьи. | 1 | фотовыставка | ||||
Наши традиции. | 1 | Презентация | ||||
3. | Раздел «Нижневартовск» | |||||
Геральдика города Нижневартовска | 1 | Пр.работа | ||||
«Достопримечательности города» | 1 | Интерактивная викторина | ||||
Экскурсия по городу | 1 | Виртуальная экскурсия | ||||
4. | Раздел «Знакомимся с народом ханты» | |||||
Общие сведения. Хантыйская семья: обычаи и традиции. | 1 | Видеопрезентация | ||||
Сказка «Запрет». | 1 | Инсценировка | ||||
Экскурсия в музей | 1 | Экскурсия в музей | ||||
Народные игры, забавы, сказки | 1 | Пр.занятие | ||||
Детские и семейные фольклорные праздники. | 1 | Встреча с интересными людьми | ||||
Детский праздник Трясогузки. | 1 | Праздник | ||||
5. | Раздел «Мудрость природы» | |||||
Дикие животные. | 1 | Путешествие по страницам Красной книги Югры | ||||
Домашние животные. | 1 | Игра «Угадай животное по описанию» | ||||
Мой четвероногий любимец. | 1 | Защита проектов | ||||
Отношение к животным у народа ханты. Олень. | 1 | Концерт | ||||
Медвежий праздник | 1 | Спортивный праздник | ||||
6. | Раздел «Мелодии природы!» | |||||
Мелодии природы. | 1 | Муз.викторина «Угадай мелодию!» | ||||
Удивительное в образе птицы. | 1 | Мастерская художника | ||||
Праздник Вороны. | 1 | Праздник | ||||
Священные птицы. Сказка «Как лебедь стал белым» | 1 | Слушание (легенды) | ||||
Городские птицы. | 1 | Презентация эл.книги «Пернатые гости» | ||||
Экскурсия в городской парк. | 1 | Экскурсия | ||||
Чем я смогу помочь пернатым? | 1 | Выставка кормушек (конкурс) | ||||
7. | Раздел «Жизнь предков» | |||||
Интересные люди в моей семье. Праздник «В семейном кругу». | 1 | Круглый стол | ||||
Быт предков хантыйской семьи. | 1 | Экскурсия | ||||
Виды традиционного жилища ханты. | 1 | Художественная мастерская | ||||
Домашняя утварь. | 1 | Творческая мастерская | ||||
8. | Раздел «Природные богатства Югры» | |||||
Что такое нефть? Города – нефтяники. | 1 | Встреча с нефтяником | ||||
Лики камней | 1 | Пр.работа | ||||
Современная Югра | 1 | Творческий отчет | ||||
Викторина «Я знаю свой край» | 1 | Интерактивная викторина | ||||
Итого | 34 | |||||
Всего: 34 часа в год (1 час в неделю) |
Аппарат контроля
Контроль и оценивание внеурочной деятельности обучающихся основывается на критериях уровня и качества выполняемых заданий: по содержанию представленных результатов, на основе наблюдений учителя за личностным ростом обучающихся в ходе работы.
В программу заложено использование различных форм контроля достижений учащихся: анкетирование, беседа, оценка работы в группах, контроль выполнения творческой работы, исследования, проекта и их презентации.
Формы контроля и система оценивания
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через: вербальную, содержательную, прогностическую оценку, оценку по конечному результату, рецензирование, проблемную ситуацию, самооценку, взаимооценку, создание определенного общественного мнения, самоконтроль, взаимоконтроль.
Формы контроля и система оценивания.
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через вербальную, содержательную, прогностическую оценку, оценку по конечному результату, рецензирование, самооценку, взаимооценку, создание определенного общественного мнения. С помощью «Листа контроля» в конце каждого занятия дети осуществляют самооценку.
Критерии оценк и число | 1.10 | 2.10 | 3.10 | 4.10 | … | |
Самооценка | ||||||
Оценка работы группы | ||||||
Впечатление от занятия | ||||||
Красный | Желтый | Синий | ||||
Любопытно | Интресно | Полезно |
Цветовое решение оценивания:
1. Самооценка
2. Оценка работы группы
Серый | Зеленый | Желтый |
Неочень активна | Достаточно активна | Согласованная |
3. Впечатление от занятия
Очень доволен | Остался равнодушен | Огорчен |
Методическое обеспечение учебного процесса
Ведущие методы: частично-поисковый, проблемно-поисковый, исследовательский, беседа, метод проектов, социально-перцептивные (процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания), ситуационные, импровизационные, моделирующие; упражнения, предполагающие обратную связь.
Приемы: создание ситуации успеха, сотрудничество учителя и ученика, ученика и ученика, привлечение обучающихся к оценочной деятельности, занимательность обучения, создание проблемных ситуаций, применение мер поощрения, наглядность;
Технологии: технология интерактивного обучения Л.И. Уманского, технология встречных усилий Г.А. Цукерман (согласование усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества, технология развития творческой деятельности), система оценивания по методике профессора П.И.Третьякова; технология КТД Н.Е.Щурковой
Организационные формы обучения: классная, индивидуально-групповая, групповая, коллективная.
Информационные ресурсы для педагога и учащихся:
- Воробьёва, Т.П. Современные требования к проектированию программ дополнительного образования: методические рекомендации/Т.П.Воробьёва – Курган: Институт развития образования и социальных технологий, 2011. – 123 с.
- Подколзин, Е. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Птицы»/Е.Подколзин. – Москва: ООО «Маленький Гений – Пресс», 2008. - 15 с.
- Кошкарева, Н.Б. Детские сказки варьёганских ханты/Н.Б.Кошкарева. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2006. – 108 с.
- Ковган, Е.В. Сказки народа ханты/Е.В.Ковган. – Санкт – Петербург: ТОО «Алфавит», 1995. – 143 с.
- Шутко, А. Учебное пособие: Генеалогическое древо богов мансийской, греческой и славянской мифологии/А.Шутко. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2006. – 96 с.
- http://www.coolreferat.com
- http://www.solnet.ee
- https://myopenugra.ru/competitions/?ELEMENT_ID=41491
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Программа кружка "Эрудит" 2 класс.
Кружок рассчитан на 34 часа.Цели программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности...
Внеурочная деятельность.Программа кружка "Радуга". 1 класс (ФГОС)
Главной целью кружка «Радуга» является раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтения книг и театра....
Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь».
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь". Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...
Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь". Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...
Внеурочная деятельность. Программа кружка "Занимательная информатика"
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Занимательная информатика". Данная программа построена на основе авторской программы Тур С.Н., Бокучава Т.П. ...
Внеурочная деятельность. Программа кружка "Умники и умницы"
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" для обучающихся 1 класса....
Внеурочная деятельность. Программа кружка "Мой край".
Программа "Мой край" реализует ФГОС. Направлена на формирование экологической культуры, интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельност...