ПРОЕКТ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»
материал (1 класс) по теме
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. В последнее время на фоне меняющейся общественно-политической и экономической ситуации в стране происходят серьезные изменения в формах, методах и содержании образования. Углубляется дифференциация обучения детей с разными интеллектуальными и материальными возможностями, появляются новые социально востребованные области обучения, формируются новые жизненные приоритеты. Сохранение здоровья подрастающего поколения - задача государственной важности, так как современные школьники составляют основной трудовой потенциал страны. При этом формирование принципов здорового образа жизни у школьников, факторы сохранения здоровья детей практически не учитываются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkola_zdorovya.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»
1.Нормативно- правовое основание для разработки проекта.
- Конвенция о правах ребенка.
- Федеральное законодательство об охране здоровья школьников: Конституция РФ,
- Семейный кодекс РФ,
- Трудовой кодекс РФ,
- Закон РФ “ Об образовании”,
- федеральные законы, связанные с социальными и поведенческими факторами, влияющими на здоровье школьников, в том числе закон РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и др.
- Программа развития МБОУ Мокро-Гашунская СОШ№7,
- Устав школы.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение качества образования и внедрение компетентностного подхода. Также отмечается, что нужно провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
2. Актуальность проекта.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. В последнее время на фоне меняющейся общественно-политической и экономической ситуации в стране происходят серьезные изменения в формах, методах и содержании образования. Углубляется дифференциация обучения детей с разными интеллектуальными и материальными возможностями, появляются новые социально востребованные области обучения, формируются новые жизненные приоритеты. Сохранение здоровья подрастающего поколения - задача государственной важности, так как современные школьники составляют основной трудовой потенциал страны. При этом формирование принципов здорового образа жизни у школьников, факторы сохранения здоровья детей практически не учитываются.
- Не учитывается основополагающий фактор укрепления и сохранения здоровья школьников – профессиональное здоровье педагога.
- Не разработаны технологии психологического сопровождения обучения детей в школе.
- Практически не решаются проблемы среды обитания в школе, связанные с отоплением и освещением, обеспечением стандартной мебелью, рациональным питанием и т.д.
В этих условиях одним из эффективных средств, с помощью которых можно было бы предотвратить ряд серьезных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников является создание школы, содействующей здоровью. По определению ВОЗ "здоровье – это состояние телесного, душевного и социального благополучия".
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила первостепенные цели воспитания школьников. Одним из главных моментов является создание в общеобразовательных учреждениях условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности нашей школы стала физкультурно-оздоровительная работа. Она включает в себя мероприятия доступные и привлекательные для большинства учащихся. Благодаря им у ребят формируется здоровый образ жизни, возникает устойчивый интерес и тяга к физическому совершенствованию.
3. Цели проекта.
При определении целей деятельности по здоровьесбережению мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, воспитанников, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения и др.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровьесбережению стала модель школы, где приоритетом является забота о сохранении здоровья воспитанников и учителей. При этом главной целью в рамках программы "Школы Здоровья" является создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения учащихся и сотрудников школы, обучение навыкам сохранения и укрепления здоровья учащихся, оздоровление образовательного пространства и повышение потенциала учебно-воспитательного процесса.
4. Задачи проекта "Школа Здоровья":
- четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
- планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;
- развитие психолого -педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
- участие в обобщении опыта путем ознакомления с работой Школ Здоровья, посещения научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме;
- Создание уклада жизни школы, сохраняющего здоровье детей и учителей.
- Внедрение инновационных технологий в учебный процесс, сохраняющих здоровье учителей и учащихся.
- Разработка и внедрение технологий психологического сопровождения обучения детей в школе.
- Внедрение программ гигиенического обучения и воспитания школьников.
- Создание системы физкультурно-оздоровительной работы.
- Разработка программ привлечения детей к исследовательской деятельности.
5.Основополагающие принципы построения проекта:
- Принцип гуманизации предполагает: реальное соблюдение прав педагога и ребёнка, закреплённых Законом «Об образовании», Декларацией прав ребёнка, Конвенцией о правах ребёнка и другими нормативными документами.
- Принцип сотрудничества – построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей в соответствии с принципами ненасильственного общения.
- Принцип развития предполагает: отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся; развитие умственных способностей; использование новейших здоровьесберегающих технологий.
- Принцип индивидуализации предполагает: всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития учащихся; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.
- Принцип дифференциации нацелен на выявление и развитие у обучающихся склонностей и способностей к работе на различном уровне в зависимости от личных качеств обучающихся.
- Принцип целостности, основанный на представлении о единстве процессов развития, обучения и воспитания, реализуется в создании сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.
- Принцип системности предполагает преемственность знаний, создание целостной системы, органически объединяющей все ступени образования.
- Принцип вариативности основан на комплексном образовании, поэтому системой обучения и программ должны быть обеспечены факультативные и специализированные курсы.
6.Гипотеза: если мы обеспечим:
- гигиенические условия образовательного процесса,
- комплексное системное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в учебно-воспитательном процессе,
- процесс непосредственной учебной деятельности ребенка и индивидуально-дифференцированный подход учителя к каждому ученику,
то мы создадим условия,
сохраняющие, укрепляющие и формирующие его здоровье.
7.Участники проекта :
- Учащиеся начальной школы ( 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс).
- Классные руководители начальной школы.
- Учителя-предметники.
- Фельдшер, закрепленный за школой.
- Родители.
- Техперсонал.
8. Ожидаемые конечные результаты программы :
- Повышение функциональных возможностей организма учащихся
- Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
- Повышение приоритета здорового образа жизни.
- Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
- Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
- Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
- Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
- В результате реализации проекта школы, содействующей здоровью, создается банк данных на каждого ребенка о физическом здоровье, банк данных психологических характеристик, накапливаются результаты учебной деятельности учащихся.
- Снижается заболеваемость, вызываемая вирусными инфекциями .
- Улучшается психологический микроклимат в классе, в школе, в педколлективе.
- В результате профилактических, коррекционных, оздоровительных мероприятий происходит адаптация детей к жизни.
- Школа становится информационным центром для школ района по здоровье сберегающим технологиям обучения и формированию здорового образа жизни в условиях сельской школы.
Реализация проекта «Школа здоровья» направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
- культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
- культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
- культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
- культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
- формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
- формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
- формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
- формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Реализация в учебно–воспитательном процессе приёмов и подходов проекта здоровьесбережения « Школа здоровья» позволит:
- Проводить урок на более качественном уровне.
- Снижать уровень тревожности ученика.
- Повышать психологическую комфортность и мотивацию обучения.
- Облегчить эмоциональное и психологическое состояние ученика в адаптационный период.
- Преодолеть однообразие пауз для отдыха во время урока.
- Создавать положительную мотивацию к ведению здорового образа жизни.
- Стабилизировать состояние здоровья младших школьников.
Оптимизировать учебный процесс
9.Основные направления реализации проекта
1. Диагностический мониторинг
- мониторинг инфраструктуры и условий безопасности условий обучения;
- мониторинг организации учебного процесса;
- мониторинг состояния медицинской помощи, состояния здоровья, питания
- мониторинг психологического комфорта;
- мониторинг удовлетворенности родителей условиями обучения детей.
2.Мероприятия по охране труда, соблюдению требований СанПина, соблюдение техники безопасности:
- учеба педагогического коллектива;
- инструктажи по соблюдению техники безопасности;
- создание условий обучения в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
3. Работа служб психолого-педагогического и социального сопровождения
- коррекционная деятельность;
- индивидуальное сопровождение;
- социальное сопровождение;
- координационно-развивающая работа;
- тренинги с детьми группы риска,
- профилактические мероприятия (профилактика употребления ПАВ, профилактика вредных привычек);
4. Оптимизация условий образовательного процесса
- осуществление адаптационных мероприятий в рамках преемственности программ обучения;
- использование здоровьесозидающих технологий на уроке и во внеурочное время;
5. Здоровьесозидающая деятельность на уроке
- создание условий для личностно-ориентированного обучения;
- психологическая безопасность урока;
- технологическое обеспечение здоровьесозидающей деятельности на уроке;
- создание условий гигиенической направленности урока;
- оценочная безопасность урока
6. Спортивно-массовая и оздоровительная работа
- спортивные секции;
- организация соревнований, экскурсий, походов;
- спортивные праздники с привлечением семьи.
7. Пропаганда здорового образа жизни
- просветительская работа (родительский всеобуч, сотрудничество со специалистами психологами, обучающие семинары);
- создание и реализации курсов и программ профилактической направленности и программ безопасности жизнедеятельности;
- внеурочная деятельность (уроки здоровья, участие в акциях здоровья, проектная работа)
10. Показатели эффективности реализации проекта:
- повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных субъектов;
- уменьшение числа учащихся, пропускающих занятия по болезни;
- отсутствие случаев травматизма во время учебно-воспитательного процесса;
- уменьшение числа детей, относящихся к различным «группам риска».
В рамках данных направлений необходимо осуществлять следующие простые и вместе с тем очень важные действия:
1. убеждать учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику ( проводить зарядку перед первым уроком в школе) , соблюдать режим труда и отдыха школьника;
2. во время учебного дня в школе проводить динамические паузы, подвижные игры.
3. задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе;
4. следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков;
5. проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями;
6. ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений (обтирать плафоны, мыть парты и стулья моющими средствами);
7. обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в столовой;
8. следить за условиями теплового режима, освещённости классных помещений;
9. привлекать учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне школы;
10. в рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учётом возрастных особенностей детей;
11. способствовать созданию комфортной атмосферы в школе и классных коллективах.
12. Применять разнообразные формы работы:
1) Учет состояния детей:
Анализ медицинских карт учащихся.
Определения группы здоровья.
Учет посещаемости занятий.
Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2)Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
Организация работы спортивных секций, кружков.
Динамические паузы.
Индивидуальные занятия.
Организация спортивных перемен.
Дни здоровья.
Физкультминутки для учащихся.
3)Урочная и внеурочная работа.
Открытые уроки учителей физкультуры и ОБЖ.
4) Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
5) Спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, шашки и шахматы, настольный теннис, легкая атлетика.
11. Этапы реализации проекта "Школа здоровья".
Название этапа | Сроки | Задачи исследования | Основные направления деятельности. Мероприятия. | Ответст венные | Ожидаемый результат | Форма представления отчета |
Подготовительный (проектировочный) этап | июль – август 2012 г. | 1. Разработка проекта «Школа – территория здоровья». 2. Оценка условий, при которых возможно достижение цели. 3. Выявление проблемы эксперимента и обоснование.
| 1. Постановка целей и задач проекта. 2. Формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых результатов. 3. Изучение и анализ нормативных, инструктивно-методических документов, методической литературы и передового опыта по организации и применению здоровьесберегающих технологий в режиме полного дня. 4. Изучение учебно-материальной базы школы и определение её готовности к началу эксперимента. | Директор Творческая группа | Будет создан проект «Школа здоровья», предусматривающий рациональную организацию процесса обучения и воспитания в тесной связи с вопросами здоровьесбережения обучающихся. Будет создана творческая группа для работы над проектом. | Проект |
Формирующий этап | сентябрь 2012 г. | Осуществле ние инструктивно-методической работы с участниками эксперимента в рамках реализации проекта | 1. Подбор и расстановка педагогических работников, определение функциональных обязанностей. 2. Проведение родительского собрания. 3.Диагностика и анализ состояния здоровья обучающихся, гигиенических условий обучения и воспитания, состояния горячего питания школьников. 4. Анализ учебного плана и программ, составление расписания уроков и внеклассных занятий в школе, режима дня для школьников в течение дня, недели | Директор Куратор проекта Зам. директора по ВР Медсестра Классные рук-ли | Будут использованы учебные планы, программы, расписание, предусматривающее снятие перегрузки учащихся. Школа будет подготовлена к началу основного этапа работы над проектом.
| Обсуждение и утверждение проекта на педсовете, – на заседании творческой группы. Совещание группы учителей, участвую щих в эксперимен те, по итогам второго этапа |
Практический (основной) этап | сентябрь 2012 г. – май 2013 г. | Осуществл ение программы основного этапа работы
| Реализация проекта по выбранным направлениям: 1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса. 2. Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа. 3. Укрепление социально-психологического здоровья. 4. Спортивно-массовые мероприятия. 5. Укрепление духовно-нравственного, эстетического здоровья; интеллектуальное развитие. | Директор Куратор проекта Зам. директора по ВР Медсестра Педагоги д/о Классные рук-ли | Будет устранена перегрузка учащихся учебным трудом, каждый ребенок получит возможность укреплять и развивать свое здоровье, интеллектуальный и творческий потенциал. Сформируются ценностные и нравственные ориентиры, повысится деятельная мотивация, снизится уровень заболеваемости ОРЗ и пропуски уроков по болезни. Будет осуществлена корректировка испытываемых технологий | Письменный отчет о ходе эксперимента по полугодиям учебного года. На педагогических советах, конференциях и один раз в году на общешкольной и районной конференциях |
Обобщающий этап | июнь 2013г. | Оценивание результатов работы над проектом. Подготовка и формулирование выводов и рекомендаций. | Обработка полученных данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями и задачами: анализ всех результатов; корректировка гипотезы; подготовка методических рекомендаций с их последующей апробацией; оформление и описание хода работы над проектом; | Директор Куратор проекта Зам. директора по ВР Медсестра Педагоги Классные рук-ли | Будут подготовлены методические рекомендации по формам и методам здоровьесбере гающих технологий для педагогов. Будет подготовлено описание опыта работы по здоровьесбере гающей и здоровьеразви вающей деятельности школы. | 1. Отчет на общешколь ной конферен ции. 2. Творческий отчет на семинаре руководите лей школы. 3. Описание и представле ние опыта работы общественности. |
12.План мероприятий по реализации проекта.
№ | Содержание мероприятий | Сроки выполнения |
1 | Создание «Совета здоровья школы» (обучающиеся – физорги) | сентябрь |
4 | Утренняя гимнастика до уроков (ежедневно). | в течение всего периода |
5 | Физкультминутки на уроках ( ежедневно) | в течении года |
6 | Подвижные перемены после 3 урока(понедельник, пятница). Ритмика после 3 урока( вторник). Спортивные игры после 3 урока ( среда). Мини соревнования после 3 урока (четверг). Отдых в игровой зоне , игры малой подвижности ( после 1 урока ежедневно). | сентябрь-май |
7 | Уроки физкультуры – основное звено в цепочке оздоровления учащегося ( по расписанию). | в течении года |
8 | Проветривание классных комнат ( ежедневно). | в течении года |
9 | Работа спортивной секции для младших школьников (четверг, 16:00). | сентябрь-май |
10 | Проведение недель здоровья (к 10 ч. утра) – осенние каникулы; Проведение Дня здоровья ( ежемесячно). Спортивный праздник « Папа, мама, я – спортивная семья» (1 раз в четверть внутри класс, в конце года – между классами). Походы: осенний, весенний, зимняя прогулка. ( по плану) | в течение года |
11 | Профилактика и коррекция нарушения зрения, осанки ( ежедневно). | в течении года |
12 | Дискотека « Кому уже 6, но нет 12!» (среда, 12ч). | в течении года |
13 14 | Питание учащихся ( в течении учебного года после 2 урока). Ароматерапия. В классах, коридорах выращивать герань (снимает неуверенность в себе), хлорофитум (хорошо очищает воздух), кактус (нейтрализует радиоактивность). | в течение года |
15 | Диагностика состояния уровня физической подготовленности и физического развития детей | сентябрь май |
13.Условия построения школы здоровья
В соответствии с программой развития и статусом школы, содействующей здоровью, строго соблюдается санитарно-гигиенический режим. Площадь и объем учебных помещений, в которых занимаются дети, в большинстве своем соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Вентиляционный режим школы позволяет относительно стабилизировать в течение дня уровень бактериального загрязнения воздуха, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов у учащихся. В школе используется естественное левостороннее и искусственное люминесцентное освещение. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны в связи с тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора. Для искусственного освещения в кабинетах используют люминесцентные светильники, а в коридорах – лампы накаливания общего назначения. Для школы характерно озеленение кабинетов, классных комнат, школьных коридоров. В школе созданы все условия для реализации поставленных задач.
14.Создание здоровьесберегающих условий для обучения.
В соответствии с Концепцией и программой развития для реализации поставленных целей и задач в школе созданы необходимые материально-технические и педагогические условия.
В соответствии с СанПиН 2.4.21178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в рамках реализации программы необходимо создавать следующие, отвечающие санитарным нормам, условия для обучения:
Воздушно-тепловой режим.
Световой режим.
Питьевой режим.
Требования к использованию школьной мебели.
Школьный туалет.
Школьное здание и двор.
Игровая площадка.
15.Организация урока
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
- Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий.
- Нагрузка от дополнительных занятий в школе.
- Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
В рамках указанного проекта можно выделить следующие приёмы и методы для организации здоровьесберегающего урока:
- релаксация или релаксационные упражнения – упражнения на расслабление. Релаксация позволяет снимать мышечное напряжение, усталость;
- утренняя гимнастика до занятий. Гимнастика активизирует обучающихся, настраивает на оптимальный темп работы на уроках;
- физкультминутки или упражнения-энергизаторы. В 1-2 классах учитель должен планировать проведение таких упражнений 2-3 на каждом уроке, в 3-4 классах – 1-2 упражнения. Физкультминутки позволяют детям переключиться с одного вида деятельности на другой, отдохнуть, активизироваться;
- гимнастика для глаз. Путем специальных упражнений учитель своевременно предупреждает утомляемость глаз учащихся, занимается профилактикой нарушения и ухудшения зрения;
- мозговая гимнастика. Проведения данного вида гимнастики позволяет обучающимся активизировать деятельность головного мозга;
- самомассаж. Применение приемов массажа ладоней, точечного массажа лица;
- минутки здоровья или валеологические минутки. Это небольшие беседы с использованием стихов, пословиц, загадок, а также обращение к жизненному опыту учащихся;
- профилактика нарушения осанки. Во время проведения уроков учителю необходимо своевременно обращать внимание на осанку, посадку учащихся, включать в урок упражнения, формирующие осанку;
- психологический настрой. От того, как ребенок настроен на урок, на определенный вид деятельности, зависит не только результативность, но и самочувствие каждого участника учебного процесса. К данному приему можно отнести и создание ситуаций успеха в качестве элемента психологической комфортности;
- личностно ориентированный подход;
- смена поз обучающихся за счет различных форм организации деятельности учащихся на уроках (работа в группах, в парах).
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать :
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3-хкратными повторениями каждого упражнения;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
14) в конце урока следует обратить внимание на следующее:
а) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
б) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
15) темп и особенности окончания урока:
а) быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
б) спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
в) задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Чтобы качественно построить деятельность на уроке с применением педагогических здоровьесберегающих технологий, педагогу необходимо иметь:
1) ТСО (магнитофон, компьютер и др.);
2) кассету или диск с записью музыки;
3) релаксационные техники и физкультминутки;
4) изображения природы;
5) траектории и упражнения для глаз;
6) содержание валеологических бесед;
7) приемы самомассажа;
8) приемы психологического настроя;
9) упражнения для мозговой гимнастики;
10) упражнения, формирующие осанку.
16.Воспитательная работа
- проведение классных часов;
- индивидуальные беседы с обучающимися;
- проведение утренников, конкурсов, игр, экскурсий;
- работу агитбригады;
- проведение факультативов оздоровительной направленности и занятий по внедрению зож;
6.вовлечение воспитанников в спортивные секции и кружки.
17. Работа с родителями
- анкетирование;
- родительское собрание, лекторий, практикум;
- консультации;
- индивидуальные беседы;
- совместные мероприятия родителей с детьми.
Реализация спортивно-оздоровительной работы школы
Для реализации спортивно-оздоровительной работы в школе коллективом педагогов была составлена специальная программа. Её цель - формировать у детей стремление укрепить своё здоровье и развить физические способности.
Данная программа - комплексная. Важно то, что особое внимание в ней уделяется аспектам физического и нравственного здоровья, а также ей присуща целенаправленная систематическая работа на всех ступенях обучения.
Задачи, стоящие перед педагогами школы, можно сформулировать следующим образом:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- активная и широкая пропаганда здорового образа жизни;
- воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
- установление тесной связи с медицинскими работниками по вопросам профилактики заболеваний.
В процессе реализации программы задействованы все: учащиеся школы, члены педагогического коллектива, медицинские работники, родители.
Физкультурно-оздоровительная программа включает в себя:
- подготовку и проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, дней здоровья;
- проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний;
- организацию экскурсий, походов, прогулок;
- организацию интересного и плодотворного досуга, включая каникулярное время;
- пропаганду здорового образа жизни детей и подростков;
- привлечение родителей и других представителей взрослого населения села к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни.
Данная программа полностью охватывает учебно-воспитательный процесс в школе. Так для физической и психологической разгрузки учащихся созданы спортивные секции, кружки, назначаются индивидуальные занятия. В режим школьника включены спортивные перемены, физкультминутки для учащихся.
Большое значение коллектив школы придаёт профилактике заболеваний учащихся:
- соблюдение гигиенических норм и правил учащимися;
- соблюдение норм освещения и отопления в классах и в школе;
- контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов;
- предупреждение распространения инфекционных заболеваний среди учащихся;
- беседы, лекции, просмотры научно-популярных программ, фильмов на тему здорового образа жизни.
ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе в режиме учебного дня осуществляется в самых разнообразных формах.
В оздоровительных целях созданы условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении. В общей сумме время физической активности ученика составляет не менее 3-х часов в день. Такой объём достигается благодаря проведению гимнастики перед началом учебных занятий, физкультминуток на уроке, подвижных игр во время перемен, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.
Неукоснительно соблюдается продолжительность перемен. Между уроками ребята отдыхают не менее 10 минут, а после второго и третьего урока – 20 минут.
При этом в обязательном порядке выполняются следующие требования: максимальное использование свежего воздуха, проведение подвижных игр на свежем воздухе. Этому способствует наличие игровой площадки для 1-4 классов.
В подготовке и организации дней здоровья активное участие принимают ученики и педагоги. Ответственность за их проведение несёт администрация школы. Непосредственное руководство осуществляет учитель физической культуры и преподаватель ОБЖ.
Во внеурочное время ребята посещают спортивные кружки и секции.
Вывод
Мы полагаем, что создание школы, содействующей здоровью, сохранит и укрепит телесное, физическое и нравственное состояние педагогов и учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в начальной школе "Здоровое питание"
Проектная работа учеников 3 класса с последующим выступлением перед младшими учащимися.Прописаны цели, задачи в соответствии с ФГОС , матрица проекта, план взаимодействия с учениками, в приложении кар...
Проект программы жизнедеятельности младших школьников « Школа здоровья»
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого человека, в т. ч и ребёнка, определяется соотношением внеш...
УМК «Учусь учиться» в рамках инновационного проекта «Экология. Здоровье. Школа».
За последние годы в нашей школе наблюдается тенденция снижения качества знаний учащихся первой ступени обучения. Отмечается ухудшение почерка учащихся, недостаточный уровень читаемости.Причин по...
Проект "Школа кулинаров". Презентация "Книга здорового питания" ученика 3 Г класса БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Панова Игоря Владимировича.
На уроках окружающего мира ученики получают знания о правилах рационального питания. Программа "Школа России". ФГОС. Главное условие проекта - блюдо должно быть полезным для здоровья. Учитель 3 Г клас...
воспитательный проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» и социальный проект "История школы в лицах"
Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее условие для личностного развития. Именно в общении ребенок усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных...
Проект "Школа здорового питания"
Внедрению программы «Разговор о правильном питании» в условиях МБОУ «Овсянниковская средняя общеобразовательная школа» предшествовал мониторинг изучения основ культуры питания. Иссле...
Проект "Школа Здоровья"
Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он вкл...