Проект программы жизнедеятельности младших школьников « Школа здоровья»
проект на тему
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого человека, в т. ч и ребёнка, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны.Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования.Этот проект направлен на сохранение и укрепление здоровья учащихся 1-4-ых классов, а также воспитание потребности в здоровом образе жизни, так как только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект программы жизнедеятельности младших школьников
« Школа здоровья»
МАОУ лицея № 29 г. Тамбова
Подготовлен учителем начальных классов
МАОУ лицея № 29 г. Тамбова
Лисиной Мариной Николаевной
Тамбов 2013
Пояснительная записка
Человек- высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен по крайней мере отвечать одному требованию: быть здоровым.
Учеными доказано, что 75% болезней взрослых заработаны в детские годы. Думая о будущем детей, надо особо подчеркнуть младший школьный возраст как самый важный.
Этот проект направлен на сохранение и укрепление здоровья учащихся 1-4-ых классов, а также воспитание потребности в здоровом образе жизни, так как только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
Проект реализуется на базе МАОУ лицея № 29 г. Тамбова.
Сроки реализации:
Актуальность проблемы
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого человека, в т. ч и ребёнка, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны.
Степень успешности этой деятельности – устранения вредных воздействий( корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости ( тренировка, повышение адаптационных способностей организма) – определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования.
Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Анализируя медицинские карты детей, беседуя с родителями детей, поступающих каждый год в школу, выясняется, что , не будучи ещё школьниками, они уже имеют серьёзные проблемы, которые могут в дальнейшем усугубиться и стать причинами , вызывающими трудности в обучении. Среди них :
-нарушение осанки;
- ослабленное зрение;
- хронические заболевания;
- дефекты речи;
Пытаясь исправить создавшееся положение, решено было разработать проект программы жизнедеятельности младших школьников, мероприятия которой направлены на укрепление здоровья и активизацию самого субъекта воспитания-ребёнка.
Цель: создание условий, позволяющих воспитать потребность в принятии ЗОЖ.
Задачи:
-внедрять здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья школьника;
- сформировать у учащихся необходимый уровень грамотности по вопросам ЗОЖ;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья;
- повысит интерес к спортивным мероприятиям;
- систематически проводить мониторинг диагностики здоровья и психофизического состояния учащихся.
Принципы программы:
- У каждого ребёнка свой потенциал здоровья, его нужно учитывать.
- Здоровье-состояние организма, им нужно научиться управлять.
- Здоровье-это результат собственного творчества.
- Принцип сотрудничества педагогов и родителей.
Участники программы:
- Учащиеся 1-4 классов.
- Учителя, работающие в этих классах.
- Педагог-психолог.
- Медицинский работник.
- Родители.
Ожидаемые результаты:
- Мотивация обучающихся на ЗОЖ.
- Сохранение и укрепление здоровья младших школьников.
Показатели результативности программы:
- Увеличение числа детей, занятых в спортивных секциях.
- Снижение количества пропущенных уроков по причине простудных заболеваний.
- Отсутствие увеличения количества детей с нарушением осанки и зрения.
- Сформированность у учащихся и их родителей необходимого уровня грамотности по вопросам ЗОЖ .( тестирование)
Индикаторы:
- Соотношение результатов медицинских осмотров.
- Соотношение количества пропущенных уроков по причине простудных заболеваний( по сравнению с прошлым годом).
- Соотношение количества детей, занятых в спортивных секциях.
- Соотношение результатов тестирования по уровню грамотности в вопросах ЗОЖ.
Содержание программы:
Программа реализуется на базе МАОУ лицея № 29 г. Тамбова.
При разработке содержания учитывался опыт работы по программе «Здоровье» данной школы, а так же обобщался опыт учебных заведений для достижения положительных результатов в решении этой проблемы.
Содержание программы структуировано по пяти основным направлениям:
направление | задачи | Формы работы |
1.Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени и ГПД | -снять утомляемость; -обучить жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиям | -динамические паузы; -здоорвьесберегающие технологии; -питьевой режим; -уроки физического воспитания |
2. Внеурочные спортивные мероприятия | -развивать силу, ловкость, выносливость; -формировать навыки работы в команде | -спортивные праздники; -эстафеты; -игры |
3. Внеклассная воспитательная работа | -формировать необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания; -развивать творческую активность учащихся | -тематические классные часы; -кружковая работа; -конкурсы; -проектная деятельность |
4. Работа с родителями | -повысить образовательный уровень родителей в вопросах гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания; -воспитывать активную позицию в отношении ЗОЖ | -тематические родительские собрания, лектории, всеобучи; -спортивные праздники; -круглый стол; -индивидуальные беседы |
5.Работа службы сопровождения | -сохранить душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребёнка; -корррекция речевых нарушений и нарушений в познавательной сфере | -индивидуальные занятия; -групповые занятия; -беседы; -тренинги; -консультации |
План реализации проекта программы жизнедеятельности учащихся 1-4-х классов
Программа реализуется в несколько этапов:
1-й класс «Тропинка к здоровью»
2-й класс «Школа Айболита»
3-й класс «Уроки Знайки»
4-й класс «Жить без доктора?»
1 класс «Тропинка к здоровью»
Месяц | Внеурочные спортивные мероприятия | Воспитательная работа ( кружковая работа) | Работа с родителями | Работа службы сопровождения | Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени и ГПД |
Сентябрь | день Здоровья | 1.« Что такое здоровье. Знакомство с доктором Здоровье». 2. « Дружи с водой. Советы доктора Воды». 3. « Дружи с водой. Друзья-вода и мыло». 4. « Уход за глазами. Глаза-главные помощники человека». | Родительское собрание « Режим дня младшего школьника» | Индивидуальные занятия. | -уроки физкультуры -динамические паузы - физ. минутки - пальчиковая гимнастика - смена видов деятельности на уроках - питьевой режим - дыхательная гимнастика - мимическая гимнастика - создание благоприятного психологического климата на уроке |
Октябрь | Спортивный праздник « Папа, мама и я- спортивная семья» | 1. « Уход за ушами. Чтобы уши слышали». 2. « Уход за зубами. Почему болят зубы». 3. « Уход за зубами. Чтобы зубы были здоровыми». 4. « Как сохранить улыбку красивой». | Помощь в проведении спортивного праздника. | Групповые занятия | |
Ноябрь | - час здоровья | 1. « Уход за руками и ногами. Рабочие инструменты человека». 2. « Забота о коже. Зачем человеку кожа». 3. « Надёжная защита организма». | Родительское собрание « Что мы знаем о ЗОЖ?». | Беседы | |
Декабрь | Спортивные эстафеты | 1. «Как следует питаться. Питание-необходимое условие жизни». 2. « Как следует питаться. Здоровая пища для всей семьи». 3. «Настроение в школе. Как настроение?». 4. «Поведение в школе. Как настроение?». | Родительский всеобуч «Как предотвратить вирусные инфекции». | Консультация врача-специалиста. | |
Январь | Лыжные соревнования | 1. «Вредные привычки». 2. «Настроение после школы. Я пришёл из школы». | Круглый стол «Как воспитать у ребёнка хорошую привычку». | Беседы | |
Февраль | Зимние олимпийские игры | 1. «Мышцы, кости, суставы. Осанка -стройная спина». 2. «Полезен ли спорт для здоровья». 3. «Как закаляться. Если хочешь быть здоров». 4. «Как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье». | Консультации | ||
Март | Спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие». | 1. «Как правильно вести себя на воде. Правила безопасности на воде». 2. «Правда ли, что отдых и развлечения необходимы для здоровья». 3. «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным». | Тренинги | ||
Апрель | Подвижные игры | 1. «Почему мы болеем». 2. «Кто и как предохраняет нас от болезней». 3. «Кто нас лечит. Сегодняшние заботы медицины». | Родительское собрание « Лекарства дома» | ||
Май | день Здоровья | 1. «Солнце и витамины». 2. «Как помочь сохранить себе здоровье». 3. «»Доктор Здоровье». 4. « Подвижные игры. «Городки». | Родительский лекторий «Как правильно отдыхать летом» |
2 класс «Школа Айболита»
Месяц | Внеурочные спортивные мероприятия | Воспитательная работа ( кружковая работа) | Работа с родителями | Работа службы сопровождения | Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени и ГПД |
Сентябрь | день Здоровья | 1.« Почему мы болеем? Причины болезни». 2. « Признаки болезни». 3. «Как здоровье?». 4. « Как организм помогает себе сам».. | Родительское собрание « Режим дня второклассника» | Индивидуальные занятия. | -уроки физкультуры -динамические паузы - физ. минутки - пальчиковая гимнастика - смена видов деятельности на уроках - питьевой режим - проветривание - дыхательная гимнастика - мимическая гимнастика - создание благоприятного психологического климата на уроке и в ГПД -«мозговая гимнастика»(игровой массаж) - музыкотерапия - гимнастика для глаз - релаксаутогенная терапия(релаксация мышц, лица, век, глаз) |
Октябрь | Час здоровья | 1. «Здоровый образ жизни». 2. « Какие врачи нас лечат». 3. « Инфекционные болезни». 4. « Прививка от болезни». | Круглый стол «Нравственное здоровье и его формирование». | Групповые занятия | |
Ноябрь | Спортивные соревнования «Праздник здоровья» | 1. «Какие лекарства мы выбираем». 2. «Домашняя аптечка». 3. « Отравление лекарствами». 4. «Пищевое отравление». | Родительское собрание « Уроки здоровья в школе». | Беседы | |
Декабрь | Лыжные соревнования | 1. «Если солнечно и жарко». 2. « Если на улице дождь и гроза». 3. «Опасность в нашем доме». 4. «Как вести себя на улице». | Родительский лекторий «Воспитание как мотивирование». | Консультация | |
Январь | Спортивный праздник « Папа, мама и я- спортивная семья» | 1. «Вода -наш друг». 2. «Чтобы огонь не причинил вреда». 3. «Чем опасен электрический ток». | Проведение спортивного парздника. | Беседы | |
Февраль | Малые Зимние олимпийские игры | 1. «Травма». 2. «Укусы насекомых». 3. «Что мы знаем о собаках и кошках». 4. «Отравление ядовитыми веществами». | Родительское собрание «Психология здоровья младшего школьника». | Практикум для родителей | |
Март | Подвижные игры | 1. «Отравление угарным газом». 2. «Как помочь себе при тепловом ударе». 3. «Если ты обморозился». | Родительский всеобуч «Формирование здорового образа жизни». | Консультации врача-специалиста | |
Апрель | Спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие». | 1. «Растяжение связок и вывих суставов». 2. «Переломы». 3. «Если ты ушибся или порезался». | Проведение спортивного праздника | Тренинги | |
Май | день Здоровья | 1. «Если в ухо, глаз, нос, горло попал посторонний предмет». 2. «Укус змеи». 3. «Расти здоровым». 4. «Я выбираю движение. Воспитай себя». | Родительский лекторий «Один дома» | Беседы |
3 класс «Уроки Знайки»
Месяц | Внеурочные спортивные мероприятия | Воспитательная работа ( кружковая работа) | Работа с родителями | Работа службы сопровождения | Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени и ГПД |
Сентябрь | день Здоровья | 1.« Режим дня школьника». 2. « Поведение. Я -ученик». 3. «В гостях к Мойдодыра». 4. « Друзья Вода и Мыло».. | Родительское собрание « Гигиена и режим младшего школьника» | Индивидуальные занятия. | -уроки физкультуры -динамические паузы - физ. минутки - пальчиковая гимнастика - смена видов деятельности на уроках - питьевой режим - проветривание - дыхательная гимнастика - мимическая гимнастика - создание благоприятного психологического климата на уроке и в ГПД -«мозговая гимнастика»(игровой массаж) - музыкотерапия - гимнастика для глаз - релаксаутогенная терапия(релаксация мышц, лица, век, глаз) - общеразвивающие упражнения |
Октябрь | Спортивные соревнования «Быстрее, выше, сильнее» | 1. «Одевайся по сезону». 2. «Забота о глазах». 3. « Чтобы уши слышали». 4. « Чтобы зубки не грустили». | Круглый стол «Что может быть важнее здоровья? Охрана зрения детей. Правильная осанка». | Групповые занятия | |
Ноябрь | Спортивный час | 1. «Как устроен человек?». 2. «Чихали мы на простуду!». 3. « Хорошо здоровы быть!». | Родительский всеобуч «Инфекционные заболевания. Грипп». | Беседы с врачом-специалистом | |
Декабрь | -игры на улице -весёлые старты»Все на лыжи и санки» | 1. «Лакомств 1000, а здоровье одно». 2. « Каким я был? Есть?». 3. «Каким я буду?». 4. «Вредные привычки». | Родительское собрание «Режим питания и его разнообразие». | Беседы | |
Январь | Малые Зимние олимпийские игры | 1. «Как стать Гулливером». 2. «Витаминная семья». 3. «Если хочешь быть здоров -закаляйся». | Помощь в проведении малых олимпийских игр | Консультации | |
Февраль | Спортивно-игровой праздник, посвященный Дню защитника Отечества | 1. «Я по улице иду». 2. «Безопасность в доме». 3. «Правила безопасности на воде». 4. «Береги себя». | Родительское собрание «Психология здоровья младшего школьника». | Консультации | |
Март | Народные и подвижные игры на свежем воздухе | 1. «Собака бывает кусачей». 2. «Первая помощь при несчастном случае». 3. «Что нужно знать о лекарствах». | Родительский лекторий «Секреты здоровья ребёнка». | Тренинги | |
Апрель | Спортивный праздник « Папа, мама и я- спортивная семья» | 1. «Секреты в лукошке». 2. «Маленькая ложь». 3. «Что такое характер? Непослушание». 4. «Всемирный день Здоровья». | Проведение спортивного праздника | Тренинги | |
Май | Спортивные соревнования «Самые ловкие и смелые | 1. «Дорогое слово». 2. «Ядовитые растения». 3. «Мы едем, едем, едем…». 4. «Путешествие в королевство «Будь здоров». | Родительский турнир «Путь к здоровья, силе, бодрости |
4 класс «Жить без доктора?»
Месяц | Внеурочные спортивные мероприятия | Воспитательная работа ( кружковая работа) | Работа с родителями | Работа службы сопровождения | Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени и ГПД |
Сентябрь | день Здоровья | 1.«Личная гигиена ». 2. «Путь к доброму здоровью ». 3. «Сон-лучшее лекарство». 4. «Расти здоровым. Команда скорой помощи ». | Выявление эмоциональной атмосферы в семье. Диагностика взаимоотношений родителей и учащихся. Наказание в семье (методика «Незаконченные предложения») | Индивидуальные занятия. Групповые занятия | -уроки физкультуры -динамические паузы - физ. минутки - пальчиковая гимнастика - смена видов деятельности на уроках - питьевой режим - проветривание - дыхательная гимнастика - мимическая гимнастика - создание благоприятного психологического климата на уроке и в ГПД -«мозговая гимнастика»(игровой массаж) - музыкотерапия - гимнастика для глаз - релаксаутогенная терапия(релаксация мышц, лица, век, глаз) - общеразвивающие упражнения |
Октябрь | Соревнования по мини футболу | 1. «Сохрани своё здоровье сам». 2. «Зимние забавы». 3.«Закаливание солнцем». 4.«Закаливание обливанием и обтиранием ». | Родительское собрание «Ваш ребёнок взрослеет» | Беседы | |
Ноябрь | Час здоровья | 1.«Закаливание пребыванием на свежем воздухе». 2.«Переохлаждение и его предупреждение во время самостоятельного гуляния в осенне-зимний период». 3. «Игры и упражнения на свежем воздухе». | Семейная спортивная спартакиада | Консультации | |
Декабрь | Весёлые старты | 1. «КВН «Чтоб здоровым вечно быть, надо спорт нам полюбить!». 2. «Здоровое питание». 3. «Овощи, ягоды, фрукты -полезные продукты». 4. «Что нужно есть, чтобы быть сильнее». | Круглый стол «Вредные привычки –профилактика в раннем возрасте» | Беседы с врачами - специалистами | |
Январь | Час здоровья | 1. «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть». 2. «Кругосветное путешествие вокруг стола». 3. «Гостей приглашаем –русским чаем угощаем». | Родительское собрание по обсуждению детских проектов на тему «Закаливание и оздоровление организма» | Практикум для родителей | |
Февраль | Спортивно-игровой праздник, посвященный Дню защитника Отечества | 1. «Как сохранить хорошее зрение». 2. «Органы слуха». 3. «Рабочие инструменты человека». 4. «Осторожно, грипп!». | Родительское собрание «Компьютер пришел в дом». | Беседы | |
Март | - Народные забавы и подвижные игры на свежем воздухе | 1. «Скелет–наша опора». 2. «Надёжная защита организма -кожа». 3. «На приём к врачу». | Анкетирование «Эмоции –положительные и отрицательные» | Тренинги | |
Апрель | Спортивный праздник « Папа, мама и я- спортивная семья» | 1. «Здоровье -жизнь». 2. «О вреде табака, алкоголя, психоактивных веществ». 3. «Игра «Велосипедист». 4. «Конкурс на знание правил оказания первой медицинской помощи». | Проведение спортивного праздника | Тренинги | |
Май | День Здоровья | 1. «Тёмная улица и безопасность». 2. «Универсальные Олимпийские игры». 3. «Восемь докторов». 4. «Научно –практическая конференция «Здоровье –это здорово!». | Родительское собрание «Культура ЗОЖ» | Практикум для родителей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурсной программы для начальной школы "Здоровым быть здорово!"
7 апреля – Всемирный день здоровья. Отмечается он в день создания Всемирной организации здравоохранения. Ежегодное проведение Дня здоровья стало традицией с 1950 года. Эта дата установлена для того, ч...
Программа дополнительного образования "Школа здоровья"
Прграмма дополнительного образования. Пояснительная записка: цель, задачи, актуальность, учебный план, учебно - тематический план, краткое содержание тем....
Внеурочная программа 1 класс "Школа здоровья"
Программы кружков...
Приложение к программе факультативного курса "Школа здоровья"
Приложение к программе факультативного курса "Школа здоровья"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" (кружок)
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.Здоровье подразумевает не только отсутствие боле...
Сценарий конкурсной программы для начальной школы "Здоровым быть здорово!"
Помочь ученикам осознать важность разумного отношения к своему здоровью; способствовать укреплению здоровья детей; развивать навыки работы в группах, коммуникативные способности, внимание, фанта...
Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»: «Овощи - это здоровье, сила и красота»
Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»...