Народоведение
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Бурдюкова Елена Ивановна

Тематическое планирование внеурочной деятельности 1-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodovedenie_2011.odt46.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №40"

 

Рабочая программа

 по внеурочной деятельности для  начальной школы

(1 — 4 классы)

«Народоведение»

Исполнитель:

                                                                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                                                               МОУ "СОШ № 40"

                                                                                                                      Бурдюкова Е.И.

Обсуждено на заседании                                           Утверждено педагогическим

методического                                                             советом школы

объединения учителей                                                Протокол №______    от "____" ________2011 г                начальных классов                                                      Директор МОУ СОШ № 40

Протокол №_____                                                Т.М. Мильситова____________________________                                                          

от "____" ___________2011 г                              

Руководитель МО

Камышева Г.Н._________________

Кемерово, 2011



Пояснительная записка.

      Рабочая программа занятий по народоведению в начальной школе (1 — 4 классы)  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального  общего образования. В основу положена  государственная программа факультативного курса  «Введение в народоведение» М.Ю. Новицкой.

     Цель курса:

Воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью, уважающих традиции и обычаи своего народа.

Прививать интерес детей к русской культуре и её традициям.


Задачи курса:

- ознакомление учащихся с основными сведениями по истории, культуре, национальным традициям России;
-  создание системных представлений о народной культуре России, её связи с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России;
-    формирование у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность, национальные традиции;
-     пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям);
-    развитие художественно - творческих способностей учащихся, эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества;


Предлагаемая система работы состоит из трёх основных элементов:
1. Знакомство с народным творчеством и народной культурой;
2. Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры;
3. Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре.
Реализация этих элементов осуществляется последовательно, от первого к  четвёртому  классу.

Занятия по «Народоведению»  включены во внеурочную деятельность. Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю. Таким образом, общий объем занятий  по программе:

  1. 1 класса составляет 33 часа,
  2. 2 класса — 34 часа,
  3. 3 класса — 34 часа,
  4. 4 класса — 34 часа.

Итого, общий объем курса составляет 135 часов.

     

Занятия по программе «Народоведение» реализуются через разнообразные нестандартные формы: КВНы, викторины, практикумы,  конкурсы, игры.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды деятельности: игры (дидактические, ролевые), ребусы, кроссворды, головоломки, сказки, работа в группах, праздники,  творческие задания.

В результате освоения программы у учащиеся будут сформированы следующие

личностные результаты:

  1. восприятие истории культуры русского народа как явления национальной культуры;
  2. ценностное отношение к историческому прошлому;
  3. потребность в познании русской  истории, любознательность;
  4. потребность в развитии своей речи, коммуникативности.

метапредметные результаты:

  1. умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания);
  2. умение задавать вопросы;
  3. умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  4. умение определять проблему и проводить мини-исследования;

предметные результаты:

  1. знание  русской  истории, традиций русского народа, малых форм русского фольклора;
  2. умение применять полученные знания на практике, в жизни;
  3. правильно осуществлять выбор языковых средств.

Формы контроля: опрос, тесты, сочинения, конкурсы, викторины.

Тематическое планирование

1 класс

№п/п

Тема

      Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

Малые разделы русского фольклора (14 ч)

    14

4

10

1-2

Введение в курс народоведение. Тайны народной игры.

2

1

1

3-4

Русская народная затейница.
«Иван, Иван, вырывай бурьян!»

2

-

2

5-7

Русские  народные песни (исторические, лирические, обрядовые)

3

1

2

8-9

Загадка, открой свою тайну!

2

-

2

конкурс

10-11

Считалки, потешки.

2

1

1

12-14

Волшебная сила русской сказки.
Осенины.

3

1

2

викторина

1-2

Христианские праздники (14 ч)

Зимние святки. Дед Мороз.

14

2

8

1

6

1

3-4

Колядки, колядки!
Рождественский сочельник.

2

1

1

5-6

Ох,блиночки, масляны бочочки!
Народный праздник – Масленица.

2

1

1

7-8

Вербный базар.

2

1

1

9-10

Пасха и её обычаи. Пасхальный стол.

2

1

1

опрос

11-12

Библейские легенды.

2

2

-

   

 13

Церковный праздник – Троица.

1

1

-

14

Обобщающий урок.

1

-

1

викторина

  1

Светские  праздники (5 ч)

День защитников Отечества.

5

1

3

1

2

-

тест

  2

Международный женский день –

 8 марта. Урок – утренник.

1

-

1

   3

День Космонавтики.

1

1

-

4-5

День Победы.

2

1

1

2 класс

Семья великая (10 ч)

10

4

6

1-2

Величаем свою семью.

2

1

1

сочинение

3-4

Русь великая (дом, семья, деревня)
Быт крестьянской семьи.

2

1

1

5-6

О чём расскажет народный костюм.
Создание деталей русского костюма.

2

1

1

7-8

Дом крепок стенами (создание модели русской избы)

2

1

1

9-10

Поисковая работа: мир моей семьи.
(Создание альбома)

2

-

2

альбом

Тысяча предметов в доме.

Откуда они? (24 ч)

24

6

18

1-2

Как пришёл к нам утюжок?

2

1

1

3-4

Звонче  голос колокола (валдайский колокольчик)

2

1

1

5-6

Её величество вилка.

2

1

1

7-8

Викторина «Ох, странные это предметы»

2

-

2

викторина

9-10

Ткём и вышиваем

2

1

1

11-12

Посуда из дерева и глины.

2

1

1

13-14

Русские традиции в деревянной посуде.

2

-

2

15-16

Русские традиции в глиняной посуде.

2

-

2

17-18

Русские традиции в игрушках.

2

1

1

тест

19-20

Праздник русской игрушки.

2

-

2

21-22

Экскурсия в краеведческий музей.

2

-

2

23-24

Урок – обобщение.

2

-

2

конкурс

                                                    3 класс

Народные традиции (24 ч)

1-2

Духовые народные инструменты.

2

2

-

3-4

Раз струна, два струна.

2

1

1

5-6

Ударим в барабаны.

2

1

1

7-8

Викторина об инструментах

2

-

2

викторина

9-10

Пирком, да за свадебку.

2

1

1

11-12

Воспитывай лаской.

2

1

1

13-14

Мифические существа, населяющие крестьянскую избу.

2

2

-

сочинение

15-16

Хоровод вожу, на людей гляжу.

2

1

1

17-18

Ах, шей ты мне, матушка, красный сарафан.

2

1

1

19-20

Сама болезнь скажет, что хочет.
Лучший доктор – лекарственные травы.

2

2

-

опрос

21-22

Праздник  о лекарственных травах.

2

-

2

23-24

Русская печка – матушка.

2

1

1

Наша земля Кузнецкая (10 ч)

10

6

4

1-2

Коренные жители нашего края.

2

2

-

тест

3-4

Первооткрыватель Кузнецкого угля.

2

1

1

5-6

История Кемеровской области.

2

2

-

опрос

7-8

Земляки, прославившие Кузбасс.

2

1

1

9-10

Экскурсия в музей  «Красная горка»

2

-

2

                                                              4 класс

Мировое древо славян (10ч)

10

9

1

1-2

Мать Земля и отец Небо.
Славянские боги.

2

2

-

3-4

Домовой, дворовой. Лес и леший.

2

2

-

5-6

Хлеб, вода и водяной. Кузница и мельница.

2

2

-

7-8

Человеческая жизнь: от смерти к рождению. Имя.

2

1

1

сочинение

9-10

Взросление. Коса и борода. Звёздный мост (погребение)

2

2

-

Жилище (8 ч)

8

6

2

1-2

Места добрые и недобрые.
Выбор места у славян для дома и селения.

2

2

-

3-4

Без Троицы дом не строится. Легенды.

2

2

-

5-6

Новоселье. Красный угол.

2

1

1

7-8

В едином хлебе.

2

1

1

Народные промыслы (16ч)

12

8

8

1-2

Былины древней Руси

2

2

-

3-4

Исторические памятники.

2

1

1

викторина

5-6

Жостово. Палех.

2

1

1

7-8

Хохлома.

2

1

1

9-10

Городец. Гжель.

2

1

1

11-12

Вологодское кружево.

2

1

1

тест

13-14

Что скажет старинная прялка.

2

1

1

15-16

Обобщающий урок. Экскурсия в краеведческий музей.

2

-

2

Содержание программы

1 класс (33 часа)

Малые разделы русского фольклора (14 ч)

Введение в курс народоведение. Тайны народной игры.

Русская народная затейница.
«Иван, Иван, вырывай бурьян!»

Русские  народные песни (исторические, лирические, обрядовые)

Загадка, открой свою тайну!

Считалки, потешки.

Волшебная сила русской сказки.
Осенины.

Христианские праздники (14 ч)
Зимние святки. Дед Мороз.

Колядки, колядки!
Рождественский сочельник.

Ох,блиночки, масляны бочочки!
Народный праздник – Масленица.

Вербный базар.

Пасха и её обычаи. Пасхальный стол.

Библейские легенды.

Церковный праздник – Троица.

Обобщающий урок.

Светские  праздники (5 ч)

День защитников Отечества.

Международный женский день –

 8 марта. Урок – утренник.

День Космонавтики.

День Победы.

2 класс (34 часа)

Семья великая (10 ч)

Величаем свою семью.

Русь великая (дом, семья, деревня)
Быт крестьянской семьи.

О чём расскажет народный костюм.
Создание деталей русского костюма.

Дом крепок стенами (создание модели русской избы)

Поисковая работа: мир моей семьи.
(Создание альбома)

Тысяча предметов в доме.

Откуда они? (24 ч)

Как пришёл к нам утюжок?

Звонче  голос колокола (валдайский колокольчик)

Её величество вилка.

Викторина «Ох, странные это предметы»

Ткём и вышиваем

Посуда из дерева и глины.

Русские традиции в деревянной посуде.

Русские традиции в глиняной посуде.

Русские традиции в игрушках.

Праздник русской игрушки.

Экскурсия в краеведческий музей.

Урок – обобщение.

3 класс (34 часа)

Народные традиции (24 ч)

Духовые народные инструменты.

Раз струна, два струна.

Ударим в барабаны.

Викторина об инструментах

Пирком, да за свадебку.

Воспитывай лаской.

Мифические существа, населяющие крестьянскую избу.

Хоровод вожу, на людей гляжу.

Ах, шей ты мне, матушка, красный сарафан.

Сама болезнь скажет, что хочет.
Лучший доктор – лекарственные травы.

Праздник  о лекарственных травах.

Русская печка – матушка.

Наша земля Кузнецкая (10 ч)

Коренные жители нашего края.

Первооткрыватель Кузнецкого угля.

История Кемеровской области.

Земляки, прославившие Кузбасс.

Экскурсия в музей  «Красная горка»

4 класс (34 часа)

Мировое древо славян (10ч)

Мать Земля и отец Небо.
Славянские боги.

Домовой, дворовой. Лес и леший.

Хлеб, вода и водяной. Кузница и мельница.

Человеческая жизнь: от смерти к рождению. Имя.

Взросление. Коса и борода. Звёздный мост (погребение)

Жилище (8 ч)

Места добрые и недобрые.
Выбор места у славян для дома и селения.

Без Троицы дом не строится. Легенды.

Новоселье. Красный угол.

В едином хлебе.

Народные промыслы (16ч)

Былины древней Руси

Исторические памятники.

Жостово. Палех.

Хохлома.

Городец. Гжель.

Вологодское кружево.

Что скажет старинная прялка.

Обобщающий урок. Экскурсия в краеведческий музей.

      Список  литературы для учителя

  1. М.Ю.Новицкая  «Введение в народоведение».  
    «Родная земля 1-2 классы» Книга для учителя.1998 г.  Изд . «Дрофа»
  2. М.Ю. Новицкая  «Родная земля». Учебник - тетрадь №1,2,3,4.Изд. «Дрофа» 1997г.
  3. М.Ю.Новицкая  Введение в народоведение. Родная земля. Учебник для 3класса четырёхлетней начальной школы. 2001 г. Изд. «Дрофа»
    М.Ю.Новицкая  Введение в народоведение. Родная земля. 3 класс. В 2 частях. 2005г. Изд. «Дрофа»
  4. М.Ю.Новицкая  Введение в народоведение. Родная земля. 4 класс. Книга для учителя. 2005г. Изд. «Дрофа»
    М.Ю.Новицкая  Введение в народоведение. Родная земля. 4 класс. 2003г. Изд. «Дрофа»
  5. Г.М. Науменко. Народная мудрость и знания о ребёнке. 2001 г. Изд. «Дрофа»
  6. Балибалов И. А. Кемерово. Вчера. Сегодня. Завтра. Кемеровское книжное издательство, 1976.- С.157-176.
  7. Колобков М.Н. Кемеровская область. - Новосибирск,1950.-С.65.
  8. Крылов Г.В., Завалишин В.В. Козакова Н.Ф. Исследователи Кузбасса. Кемеровское кн. Изд-во, 1983.- С.7-18
  9. Красная Горка. Краеведческое издание.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. Вып. 2.- С. 48- 61
  10. “Русские народные сказки”. Рига, 1993 г.
  11. Г.Федоров, “Глина”, Москва, 1997 г.
  12. М. Ильин, “Сто тысяч почему?” Дагучнедгиз, 1983 г.
  13. С. Газарян, “Прекрасное – своими руками”, Москва, 1987 г.
  14. З. Марина, “Лепим из пластилина”, СПб. “Кристалл” 1997 г.
  15. В. Горичева, “Сказку сделаем из глины”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г
  16. М. Нагибина, “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г.
  17. О. Карпов, “Веселый меридиан”, Новгородский НГУ им. Я.Мудрого, 1997 г.
  18. Т. Кабинетская, “Традиционные русские праздники в нач. школе”, Псков, 1996 г.А. Кинеман, “Детские народные подвижные игры”, Москва “Просвещение”, 1995 г.
  19. С. Шмаков, “Нетрадиционные праздники в школе”, Москва “Новая школа”, 1997г.
  20. И. Панкеев, “Русские праздники”, Москва, 1998 г.
  21. Т. Тарабина, “Пословицы поговорки”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г.
  22. Т. Тарабина, “Тысяча загадок”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г.
  23. В. Степанов “Русские пословицы и поговорки в играх”, АСТпресс Москва, 1998г

     Список литературы для учащихся

  1. М.Ю. Новицкая  «Родная земля». Учебник - тетрадь №1,2,3,4.Изд. «Дрофа» 1997г.
  2. М.Ю.Новицкая  Введение в народоведение. Родная земля. Учебник для 3класса четырёхлетней начальной школы. 2001 г. Изд. «Дрофа»
    М.Ю.Новицкая  Введение в народоведение. Родная земля. 3 класс. В 2 частях. 2005г. Изд. «Дрофа»
  3. М.Ю.Новицкая  Введение в народоведение. Родная земля. 4 класс. 2003г. Изд. «Дрофа»

 4. Русские народные сказки”. Рига, 1993 г.

25.Г.Федоров, “Глина”, Москва, 1997 г.

5. М. Ильин, “Сто тысяч почему?” Дагучнедгиз, 1983 г.

6. С. Газарян, “Прекрасное – своими руками”, Москва, 1987 г.

  1. З. Марина, “Лепим из пластилина”, СПб. “Кристалл” 1997 г.
  2. В. Горичева, “Сказку сделаем из глины”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Народоведение" (2-3 класс)

Программа разработана мной для занятий в рамках общешкольного направления по этнокультурному русскому компоненту образования....

Презентация к программе "Народоведение"

программа "Народоведение" была создана в 1994 году. За эти годы прошла апробацию, имеет результаты. Работа с данной программой хорошо вписывается в работу по духовно-нравственному направлению, патриот...

Занятие по курсу "Введение в народоведение". Куклы Пеленашка и Столбушка

Урок по курсу "Введение в народоведение", 1 класс или можно использовать как занятие  кружка по народно-прикладному искусству. Урок показывает возможности русской деревянной ложки на примере изго...

Календарно-тематическое планирование по народоведению Новицкая

Курс «Народоведение» посвящен изучению истории, традициям, культуре русского народа. Воспитывать обучающихся на традициях русской культуры необходимо потому, что 97,15 обучающихся русские. Совре...

Программа внеурочной деятельности. Кружок "Народоведение (обычаи моего народа)"

Программа разработана в рамках введения ФГОС НОО. Она поможет продуктивно заполнить часы внеурочной деятельности, так как даёт возможность работать в различных направлениях. Это и патриотическое воспи...

Программа факультатива по окружающему миру "Народоведение"

Данный курс разработан для того; чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию.  Кроме познавательного, факультативный курс имеет огромное воспитательное значение, так как раскр...

Народоведение в учебно-воспитательном процессе

В статье представлен опыт использования русского народного творчества в обучении и воспитании младших школьников....