Программа внеурочной деятельности. Кружок "Народоведение (обычаи моего народа)"
рабочая программа по теме

Николаева Наталья Николаевна

Программа разработана в рамках введения ФГОС НОО. Она поможет продуктивно заполнить часы внеурочной деятельности, так как даёт возможность работать в различных направлениях. Это и патриотическое воспитание, и социокультурное, и проектная деятельность. Предлагаются разнообразные формы работы: уроки, праздники, экскурсии, мастер-классы, презентации проектов и др. Прграмма разработана на 3 года обучения 2 - 4 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc361.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Тверской областной институт усовершенствования учителей

Программа внеурочной деятельности

(патриотическое направление)

Кружок «Народоведение (обычаи моего народа)»

2 – 4 классы

                                                                 Выполнила              

                                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                 МОУ «ЛСОШ № 7»

                                                                      г. Лихославля

                                                                                                     Николаева Наталья Николаевна

                                                                 

Тверь, 2010 год

Содержание

  1. Пояснительная записка_____________________________________3
  1. Цели и задачи кружка____________________________________5
  2. Основное содержание обучения
  1. Основные содержательные линии__________________________6
  2. Ценностные ориентиры программного содержания кружка ____6
  3. Примерное содержание кружка____________________________8
  1. Сроки реализации дополнительной образовательной программы_9
  2. Формы и режим занятий___________________________________9
  1. Планируемые результаты освоения учащимися программы кружка
  1. Личностные результаты__________________________________ 10
  2. Метапредметные результаты______________________________12
  1. Календарно – тематическое планирование_____________________ 15
  1. 2 класс (первый год обучения) ____________________________ 15
  2. 3 класс (второй год обучения)_____________________________ 23
  3. 4 класс (третий год обучения)_____________________________ 31

4. Литература________________________________________________ 40

Пояснительная записка

Наша Тверская земля - обладатель и хранитель не только истоков великих рек - Волги, Днепра и Западной Двины, множества озер и лесов, но и сложившейся веками самобытной традиционной культуры. Духовная и нравственная сила этой культуры и в наши дни оказывает благотворное воспитывающее влияние на всех, кто к ней прикасается, сохраняя и оберегая традиционно нравственные и жизненные народные ориентиры.

Изучение самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении задач нравственного, патриотического и эстетического воспитания подрастающего поколения.

То, что утеряно обществом за многие годы в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени, которое характеризуется не только ростом национального самосознания народов, но и обострением межнациональных конфликтов. И сегодня каждый раз, прикасаясь к самобытной уникальной культуре наших предков, мы пробуждаем генетическую память, закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, семье, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в гармонии с другими людьми.

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная  среда,  стимулирующая  активные  формы  познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Данный курс даёт возможность младшему школьнику предоставить условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми,  близкими  и  чужими  людьми.  Уровень сформированности этих личностных проявлений во многом зависит от направленности учебно-воспитательного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.).

     Создание условий для культурного самоопределения каждого обучающегося, его практической идентификации со своим народом должно быть обеспечено на начальных этапах его обучения в школе. Именно эту цель призван осуществить предлагаемый для ведения в рамках внеурочной деятельности по патриотическому направлению кружок "Народоведение (обычаи моего народа)".

     В программе данного кружка содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре России и Тверского края, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися начальных классов по формированию базиса их духовной культуры и социокультуризации каждого школьника.

В основу данного кружка  могут быть внесены изменения, учитывающие специфику любого региона.

    Предлагаемые в Приложении материалы могут быть использованы как учителями начальных классов, так и учителями истории, литературы, естественнонаучных дисциплин, музыки, изобразительного искусства, художественного труда, организаторами воспитательной работы. Причём, как в полном объёме, так и в виде отдельных элементов.

     Использование материалов предоставляет широкую возможность реализовать межпредметные связи, тем самым развивать системное мышление ребенка.

     Данные методические материалы позволят учителю начальных классов организовать необходимые условия по ознакомлению младших школьников с культурой России и своего региона, чем окажут действенную помощь в решении задач внеучебной деятельности в рамках базисного учебного плана.

Цели и задачи кружка

Цель: социокультуризация (практическая идентификация со своим народом) обучающихся младшего школьного возраста на основе погружения в традиции и обычаи русского народа (российских народностей в региональном представительстве) с учётом особенностей возрастного развития обучающихся, воспитанников, приобщение их к культурному наследию своего народа.

Задачи: 

  1.  формировать личность учащегося, способного самостоятельно, равноправно выполнять различные социальные роли;
  2. прививать навыки социального поведения средствами данного курса на доступном материале;
  3. формировать представления о семье, родном доме как составной составляющей общества;
  4. формировать навыки продуктивных видов деятельности (в том числе игровой), коммуникативных умений;
  5. расширять социальные контакты с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения на основе народных обрядов и традиций;
  6. развивать интерес и потребность к процессу речевого общения;
  7. знать народные праздники, игры, песни и танцы;
  8. формировать элементы доступного пониманию анализа, синтеза, сравнения;
  9. активизировать внимание и память;
  10. формировать навыки соблюдения поведенческих норм семейной жизни.

Основное содержание обучения

Основные содержательные линии

  1. Знакомство с народным творчеством и народной культурой России в целом и Тверского края в частности.
  2. Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры.
  3. Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре.

     Реализация этих элементов осуществляется последовательно, от второго класса к четвёртому.

     Ценностные ориентиры программного содержания кружка 

отражают целевые установки системы начального образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;

- уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;

- уважения к окружающим – умения слушать и слышать собеседника, признавать право каждого на собственное мнение;

 – обеспечения эмоционального благополучия ребенка;

 – приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям;

 – интеллектуального и духовного развития личности ребенка;

 – укрепления психического и физического здоровья;

формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе:

- принятия и уважения ценностей семьи и школы, коллектива, общества и стремления следовать им;

- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с народной культурой;

– взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей.

развитие умения учиться, а именно:

– создания условий для развития личности ребенка;

 – развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- развитие познавательных способностей и интересов, инициативы и любознательности, развитие творческого самовыражения;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, умению планировать работу, оценивать её;

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности на основе:

- развития самоуважения, самокритичности;

- ответственности за свои действия;

- готовности к преодолению трудностей;

– профилактики асоциального поведения;

 – создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур.

Примерное содержание кружка

Реализация указанных целей и задач достигается в результате освоения следующего примерного содержания кружка:

Основные части (разделы):

I часть. Дом. Род. Народ. (2 класс) Традиции дома. Традиции семьи. Семейные отношения. Традиции народа. Народная культура. Устное народное творчество. Семейные праздники (дни рождения, памятные события). Праздники светские и духовные. Народная одежда. Народные игры.

Практическая деятельность. Разучивание и проигрывание народных игр. Напевание русских народных песен. Разучивание потешек, пестушек (из детского фольклора). Организация праздника в стенах школы (с обязательным привлечением родителей, других родственников учащихся).

II часть. Жизнь по народному календарю. Народные промыслы и ремёсла. Игрушки России, Тверского края.(3 класс) Народное отношение к природе. Народные приметы. Времена года. Основные сезонные народные праздники. Народные промыслы. Их функции и особенности.

Практическая деятельность. Разучивание колядок, закличек. Игры со снегом. Весенняя игра «Вербохлёст». Майская игра «Завивание берёзки». Разучивание народных сезонных песен Тверского края. Изготовление детьми изделий народного промысла (лепка, рисование, роспись и т.д.). Изготовление кукол – закруток.

I I I часть. Основные вехи истории России. (4 класс) Великие русские города: Древний Киев, Великий Новгород, Москва. История возникновения Твери, других древних городов Тверского края. Тверская область сегодня: экономика, экология, культура. История моей семьи в истории России.

Практическая деятельность. Дети собирают генеалогические сведения, изучают происхождение своего имени, фамилии, определяют себя в историческом времени и культурном пространстве. Оформляют проекты по теме, готовят их презентации. Совершают поездки в исторические места Тверского края. Посещают культурные места областного центра.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

В соответствии с требованиями Стандарта кружок «Народоведение (обычаи моего народа)» организуется по социальному направлению развития личности. Организация занятий кружка регулируется базисным учебным планом образовательного учреждения. В данном случае это занятия со 2 по 4 класс. По 1 часу в неделю. Общее число часов – 102.

Формы и режим занятий.

Используются разнообразные формы: урок, прогулка, экскурсия, игры на воздухе и в помещении, работа в мастерских, посещение концертов, выставок. Режим занятий соответственно выбранной форме может варьироваться.

Планируемые результаты освоения учащимися программы кружка «Народоведение (обычаи моего народа)»

Содержание программы кружка направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования. 

Формирование универсальных учебных действий.

1.Личностные результаты.

В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Выпускник получит возможность для формирования:

  1. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  2. широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  3. ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;
  4. основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
  5. знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
  6. эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
  7. установки на здоровый образ жизни;
  8. чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.

 В сфере регулятивных УУД  обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
  2. проявлять познавательную инициативность;
  3. учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  4. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
  5. различать способ и результат действия;
  6. выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.

 В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
  2. записывать, фиксировать информацию об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  3. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  4. адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
  5. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  6. обобщать;
  7. устанавливать аналогии.

 В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).

Выпускник получит возможность научиться:

  1. правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  2. учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
  3. задавать вопросы;
  4. владеть диалогической формой речи;
  5. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.

2. Метапредметные результаты.

В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).

Выпускник получит возможность научиться:

  1. организовывать поиск необходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты,
  2. определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученные объекты информации, сопоставлять и обобщать разные части информации;
  3. пересказывать текст в разной форме, делать выписки, составлять небольшие по объёму письменные аннотации, отзывы;
  4. участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
  5. соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
  6. осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
  7. различать государственные и духовные праздники
  8. создавать иллюстрации, диафильмы по содержанию прочитанного или услышанного;
  9. распознавать особенности построения малых фольклорных форм (загадки, сказки, пословицы и др.);
  10. узнавать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности родного края и исторических мест России;
  11. используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
  12. реализовывать свой творческий потенциал;
  13. воплощать художественно-образное содержание и особенности народного творчества (в пении, слове, движении, играх)
  14. различать образцы  музыкального фольклора,  народные  музыкальные традиции родного края (праздники, игры, обряды);
  15. различать виды декоративно-прикладного искусства, узнавать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского искусства;
  16. передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов  России и своего региона;
  17. понимать общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность), сравнивать различные виды декоративно – прикладного искусства,  изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
  18. знать известные центры народных художественных ремесел России и своего региона; ведущие художественные музеи России и своего региона;
  19. адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека; распространенные  виды  профессий (с  учетом  региональных особенностей); влияние  технологической  деятельности  человека  на  окружающую среду и здоровье;
  20. готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте


Календарно-тематическое планирование

2 класс (первый год обучения)

п/п

Дата

Тема

Основное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Рекомендации по материально-техническому обеспечению занятия

 

I четверть – 8 часов

Твой дом. Твоя семья.

1.1

Что такое «народная культура»?

Человек и природа. Постоянный труд и стремление к красоте. Эстетизация быта. Многообразие видов и форм творческой деятельности.

Речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи).  Развитие восприятия, произвольного внимания, речи, мышления.

Видео-, фоторяд с представленными материалами, представляющими многообразие видов и форм народного творчества

2.2

Твой дом. Твоя семья.

Пословицы, поговорки о доме, о семье.

 Сходство и различие пословиц и поговорок.

Речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи).  Развитие речи, эмоциональной сферы, памяти, развитие творческих способностей

Сборники пословиц и поговорок.

3.3

Загадки.

Знакомство с жанром, его функции, особенности. Структура загадки. Отгадывание загадок.

Речевая деятельность: слушание, говорение.  Развитие речи, эмоциональной сферы, памяти, развитие творческих способностей

Сборники загадок.

4.4

Загадки о доме, о семье, о предметах быта.

Турнир "загадочников". «Рисование» загадок

Речевая, коммуникативная  деятельность, изобразительная деятельность.

Сборники загадок. Альбомы для рисования, цветные карандаши, краски.

5.5

Без хозяина дом сирота. Отец – кормилец дома, защитник дома.

Пословицы, поговорки, сказки об отце.

Речевая, познавательная деятельность, творческая деятельность. Развитие памяти, эмоциональной сферы

Сборники сказок, пословиц, поговорок по теме.

6.6

Мама – заботница, мама – работница.

Пословицы о маме. Сказки о маме. Устный журнал.

Речевая, познавательная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность.

Сборники сказок, пословиц, поговорок по теме.

7.7

«Жили – были дед да баба»

Разучивание стихов о бабушке и дедушке. Забавы бабушек для внуков. Песни бабушек для внуков. Бабушкины сказки.

Речевая, познавательная деятельность, творческая деятельность. Развитие памяти, эмоциональной сферы

Сборники сказок, пословиц, поговорок по теме. Аудиоматериал, текст песен.

8.8

Обобщающий урок – утренник «Каково в дому – таково и самому»

Оформление выставки рисунков «Моя семья», подборка фото- и видеоряда о традициях семьи. Выставка лучших «книжек – малышек» с произведениями устного народного творчества. Конкурсы для мам, пап, бабушек и дедушек, проводимые вместе с детьми. Концерт с самостоятельно подготовленными номерами худ самодеятельности от каждой семьи.

Речевая, познавательная, учебная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность. Развитие речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, умения общаться в коллективе сверстников и взрослых. Получение первоначального опыта самореализации в творческой деятельности.

Детские рисунки, видео и фотоматериал. Реквизит для конкурсов. Музыкальное сопровождение.

II четверть – 8 часов

Традиции семьи, традиции народа.

9.1

Традиции народа. Традиции семьи. Народные песни.

Народные песни - их особенности, функции. Слушание и разучивание. Рисунки к текстам песен.

Ознакомление с песенным народным творчеством. Развитие слухового восприятия, эмоциональной сферы, памяти.

Видеоряд с выступлениями народных коллективов. Аудиоматериал, текст песен. Альбомы, карандаши.

10.2

Русские народные песни (исторические, лирические, обрядовые, частушки).

Слушание и разучивание. Рисунки к текстам песен.

Практическое ознакомление с песенным народным творчеством. Речевая, коммуникативная, творческая  деятельность. Развитие слухового восприятия, эмоциональной сферы, памяти

Аудиоматериал, текст песен. Альбомы, карандаши.

11.3

Песни родного края. Концерт.

Посещение концерта в ДШИ для ознакомления с карельским музыкальным искусством.

Ознакомление с основными правилами поведения в общественных местах, усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе. Развитие эмоциональной сферы, внимания, слухового и зрительного восприятия, расширение кругозора

Правила техники безопасности при  передвижении по городу.

12.4

Скороговорки, считалки, потешки, пестушки.

 Знакомство с жанрами, их функциями и особенностями. Работа над дикцией. Рассказывание. Разучивание считалок, скороговорок.

Речевая, читательская  деятельность. Развитие эмоциональной сферы, внимания, слухового и зрительного восприятия, расширение кругозора

Сборники с произведениями малых фольклорных жанров.

13.5

Неигровой фольклор. Прибаутки, небылицы, стишки без конца, дразнилки, мирилки.

Знакомство с разными жанрами детского фольклора. Составление, оформление книжек-малышек с известными детям примерами детского фольклора. Помощь родителей приветствуется.

Речевая, читательская  деятельность. Ознакомление с народным творчеством, получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов. Развитие речи, эмоциональной сферы, памяти, развитие творческих способностей

Альбомы, цветная бумага, карандаши, фломастеры. Сборники с произведениями малых фольклорных жанров.

14.6

Празднование Нового года в России и за рубежом.

Конкурс на лучшего знатока традиций празднования Нового года

Речевая, коммуникативная, творческая  деятельность. Развитие речи, эмоциональной сферы. Развитие произвольного внимания, памяти. Развитие творческих способностей, мелкой моторики. Развитие этических навыков общения

Реквизиты для индивидуальных выступлений (по необходимости)

15.7

Что тебе подарить? Новогодние подарки семье и друзьям. Творческая мастерская.

Изготовление новогодних подарков. Работа с разными материалами.

Приобретение первоначального опыта участия в общественно-полезной деятельности (творческая мастерская) Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность.

Цветная бумага, фольга, мишура и другие материалы для работы. Музыкальное сопровождение.

16.8

Как вручить подарок. Практическое занятие.

 Урок - деловая игра. Сценки, проигрывание разных ситуаций. Анализ, выводы.

Приобретение опыта позитивного взаимодействия в семье, формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.  Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность.

Изделия, выполненные детьми. Реквизиты для сценок – ситуаций.

III четверть – 10 часов

Праздники светские и духовные.

17.1

Праздники светские и духовные.  Проектирование.

Разделение праздников светских и духовных. Связующая их нить – традиции народа. Оформление альманаха «Наши любимые праздники»

Познавательная, речевая деятельность. Творческая деятельность. Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России. Развитие творческих способностей, внимания, слуха, эмоциональной сферы

Листы ватмана, цветные карандаши, открытки, фотографии, вырезки из журналов и газет, детские сочинения.

18.2

Семейные праздники: дни рождения, памятные события.

Правила проживания в семье. Современные отношения к родителям.

Сказки о доме, семейных традициях.

 Приобретение опыта позитивного взаимодействия в семье. Развития навыков общения в коллективе. Развитие познавательной деятельности.

Сборники сказок.

19.3

«Вместе работаем – вместе веселимся». Урок-игра.

Разучивание игр и забав для семейного праздника

  Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность.

Реквизит для игр. Музыкальное сопровождение.

20.4

Юбилей бабушки и дедушки.

Разучивание песни «Золотая свадьба». Моя помощь бабушке и дедушке.

Практическое ознакомление с песенным творчеством. Речевая, коммуникативная, творческая  деятельность. Развитие слухового восприятия, эмоциональной сферы, памяти

Аудиоматериал, текст песен.

21.5

Школьные традиционные праздники. Урок- презентация.

Знакомство традиционными школьными праздниками. День первого звонка, День Учителя, Прощание с Азбукой, Последний звонок. Подборка стихов и песен. Загадки о школе.

Речевая деятельность, коммуникативная, читательская, творческая деятельность.

Презентация «Традиции нашей школы».

22.6

Государственные праздники.

Знакомство с символикой России. Знакомство с государственными праздниками – Днём народного единства, Днём Победы и др. Разучивание Гимна РФ.

Познавательная, речевая деятельность. Получение первоначальных представлений о государственной символике РФ.

Иллюстративный материал. Музыкальное сопровождение.

23.7

День защитников Отечества. Урок- спортивный праздник.

Спортивные состязания «Мы – будущие защитники своей Родины»

Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе. Приобретение практических познаний о здоровом образе жизни. Регулятивная, коммуникативная деятельность.

Реквизит для конкурсов. Спортивная форма.

24.8

Международный женский день - 8 марта. Урок-утренник.    

К проведению утренника привлекаются родители обучающихся. Каждая семья готовит конкурсы, подборку песен, стихов, танцев (на выбор), оформляется выставка «Золотые руки мамочки моей»

Речевая, познавательная, учебная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность. Развитие речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, умения общаться в коллективе сверстников и взрослых. Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. Получение первоначального опыта самореализации в творческой деятельности.

Изделия, выполненные руками родителей. Музыкальное сопровождение. Актовый зал.

25.9

Церковный праздник – Пасха.

Знакомство с одним из главных праздников православной церкви – Пасхой. Библейские легенды. История праздника. Расписывание яиц.

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, духовных традициях русского народа. Речевая, творческая деятельность.

Деревянные болванки для росписи. Альбомы. Краски, кисти.

26.10

Пасхальные обряды, обычаи, игры и забавы. Урок - игра.

Разучивание пасхальной  игры «Катание яиц». Знакомство с играми Тверского края, разучивание их.

  Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр.

Реквизит для проведения игр. Музыкальное сопровождение.

IV четверть – 8 часов

Народный костюм. Игры русского народа.

27.1

Народная одежда. Одежда повседневная и праздничная. Экскурсия.

Знакомство с народной одеждой.        История одежды; совершенствование костюма в различных климатических областях России. Рекомендуется посещение Лихославльского краеведческого музея.

Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Совершенствование правильного поведения при коллективном посещении общественного места (музея).

Правила техники безопасного передвижения по городу.

28.2

Тверской народный костюм.

Одежда Тверской губернии XVIII-XIX веков. Рисование костюмов.

Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека. Развитие внимания, эмоциональной сферы, памяти. Коррекция мелкой моторики, развитие творческих способностей. Творческая деятельность.

Альбомы, карандаши.

29.3

Карельский народный костюм.

Знакомство с карельским народным костюмом. Головной убор женщин-карелок. Орнамент, украшающий элементы народного костюма, его символика. Рисование орнамента.

Фото и видеоматериалы по теме. Альбомы, карандаши.

30.4

Посещение Фольклорно-этнографического центра г. Твери. Экскурсия.

Игровая программа «Крестьянский дом хранит…»

Ознакомление с основными правилами поведения в общественных местах, усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе. Развитие эмоциональной сферы, внимания, слухового и зрительного восприятия, расширение кругозора.

Транспорт для безопасной доставки учащихся в областной центр. Правила техники безопасного передвижения в общественном транспорте и по городу.

31.5

Игры нашей улицы. Урок – игра.

Дети предлагают для разучивания те игры, в которые играют на своей улице с друзьями. Занятие лучше проводить вне помещения, на свежем воздухе.

Развитие внимания, слуха, координация двигательной сферы. Развитие умения общаться в коллективе, в совместной игровой деятельности. Развитие творческих способностей.

Школьный двор (актовый зал). Музыкальное сопровождение, реквизит.

32.6

Народные игры. Обрядовые игры. Урок – игра.

Разучивание народных игр.

  Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр.

Школьный двор (актовый зал). Музыкальное сопровождение, реквизит.

33.7

Игры Тверского края. Урок – игра.

Разучивание игр Тверского края.

Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы.

Школьный двор (актовый зал). Музыкальное сопровождение, реквизит.

34.8

Обобщающий урок «Что мы знаем» Урок-утренник.

Исполнение народных песен, игры, исполнение диалоговых потешек, прибауток, небылиц. Конкурс пословиц, скороговорок, загадок.

Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы.

Музыкальное сопровождение, народные костюмы (по необходимости).

                            Требования к знаниям и умениям к концу первого года обучения

    К концу первого года обучения в кружке  "Народоведение (обычаи моего народа)" учащиеся должны знать:

    - что такое устное народное творчество, загадки, скороговорки, считалки, прибаутки, пословицы и потешки;

    - историю возникновения различных праздников;

    - традиции и обряды России;

    - особенности одежды Тверской губернии в XVIII-XIX вв;

    - отличие народной песни от авторской;

    Учащиеся должны уметь:

    - отличать пословицы и поговорки;

    - исполнять народную песню;

    - проводить русские народные игры;

    - изображать элементы русского народного костюма;

    - понимать смысл библейских легенд.  

3 класс (второй год обучения)

п/п

Дата

Тема

Основное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Рекомендации по материально-техническому обеспечению занятия

I четверть – 8 часов

Народный календарь и народные приметы.

1.1

Народное отношение к природе.

Древние взгляды на природу, возможность воздействия на неё, заботы об урожае. Спасибо Земле. Сказки, загадки о временах года, о земледелии.

Речевая, познавательная  деятельность. Развитие внимания, устной речи, эмоциональной сферы.

Презентация «Народное отношение к природе». Сборники сказок и загадок.

2.2

Времена года. Урок – исследование.

Красота времён года. Стихи русских поэтов о природе. Откуда взялись названия времен года, месяцев, дней недели? Работа со словарями и справочниками.

Речевая, познавательная, коммуникативно-информационная   деятельность. Развитие внимания, познавательной способности, расширение информационной компетенции.

Справочная литература. Репродукции картин- пейзажей Левитана, Саврасова, Шишкина. Сборник стихов русских поэтов о природе (Пушкин, Некрасов, Никитин, Тютчев, Фет, Баратынский и др.)

3.3

Народный календарь.

Приметы и обряды русского народа, связанные с природой. Разучивание закличек. Народные песни – заклички.

Речевая, познавательная  деятельность. Развитие памяти, чувства ритма, фонематического и музыкального слуха. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей.

Музыкальный ряд.

4.4

Народный календарь.

Земледельческий календарь. Обряды календарные и семейные. Разучивание закличек. Подборка пословиц и поговорок, связанных с сезонными изменениями природы.

Знакомство с особенностями культур народов России, их образа жизни. Творческая, читательская, коммуникативная деятельность. Развитие памяти, чувства ритма, фонематического слуха. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей

Музыкальное сопровождение. Деревянные ложки, металлофоны.

5.5

Народные приметы. Урок-конкурс.

Предсказания погоды. Приметы осени. Пословицы и поговорки, связанные с народными приметами. Конкурс пословиц.

Знакомство с особенностями культур народов России, их образа жизни. Творческая, читательская, коммуникативная деятельность. Развитие внимания, памяти, коммуникативности, устной речи.

Сборники примет, энциклопедии, календари, журналы с подборкой материалов по теме.

6.6

Жизнь по народному календарю. Разработка проектов.

Традиции и время. Разработка индивидуальных и групповых исследовательских, информационных, творческих проектов по народным приметам. Песни, игры, пословицы, соотнесение народных примет с настоящим временем.

Проектная деятельность. Учатся творчески применять знания на практике (создание проектов). Коммуникативная, познавательная, творческая, художественная деятельность. Развитие памяти, чувства ритма, фонематического слуха. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. Расширение сферы информационной компетенции.

Справочники, энциклопедии, подборка литературы по теме, сети Интернет.

7.7

Урок – презентация.

Урок проводится в виде единой групповой презентации. Каждая группа защищает свой проект по выбранному направлению.

Получение первоначальных навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, учителем. Развитие творческих способностей, создание условий для  самореализации каждого ребёнка.

Компьютер, проектор.

8.8

Посещение Фольклорно-этнографического центра г. Твери. Экскурсия.

Игровая программа «Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит»

Ознакомление с основными правилами поведения в общественных местах. Развитие эмоциональной сферы, внимания, слухового и зрительного восприятия, расширение кругозора.

Транспорт для доставки детей в областной центр.

II четверть – 8 часов

Народные игрушки.

9.1

Игрушка – моя подружка.

Мини-сочинение о любимой игрушке. Загадки, стихи об игрушках. Рисунок «Подарок лучшему другу»

Речевая деятельность. Создание небольших собственных текстов на основе впечатлений. Читательская деятельность. Развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, умения общаться со сверстниками. Развитие мелкой моторики. Творческая, художественная деятельность

Подбор литературы, иллюстративного материала по теме. Альбомы, карандаши, краски.

10.2

Русская народная игрушка

Игрушка – древнее изображение человека. Игрушки – образы. Образ женщины матери – символ земли и её плодородия Образ птицы – связь между землёй и воздухом, живыми и умершими, конь – солнце и вода,  козёл – образ покровителя урожая. Игрушка – оберег.

Речевая деятельность, познавательная деятельность. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей.

Презентация по теме, иллюстративный материал.

11.3

Русская народная игрушка

Виды игрушек. Погремушки, кони, свистульки, куклы.  Игрушки – символы. Рождественская кукла – коляда, пасхальная кукла – символ плодородия, кукла – масленица. Природный материал для изготовления народной игрушки (тряпки, солома, лоза, глина, береста, дерево). Изготовление простейшей тряпичной куклы.

Творческая художественная деятельность. Развитие творческих способностей, мелкой моторики. Получение первоначальных навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, учителем

Презентация по теме, иллюстративный материал. Ткани разной фактуры, нитки, ножницы, бисер и т.д.

12.4

Русская народная игрушка

Игрушки, созданные взрослыми и детьми. Каргопольские (Архангельская область), дымковские (Вятка), филимоновская (Тульская область), абашевская (Пензенская).

Речевая деятельность, познавательная деятельность. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей.

Презентация по теме, иллюстративный материал.

13.5

Русская народная игрушка

Матрёшка. Виды матрёшек. Тверская матрёшка. Декоративное рисование на тему «Рисуем Тверскую матрёшку».

Творческая художественная деятельность. Развитие творческих способностей, мелкой моторики.

Презентация по теме, иллюстративный материал. Альбомы, карандаши, краски.

14.6

Глиняная игрушка из Лихославля. Экскурсия.

Экскурсия на гончарное производство г. Лихославля.

Ознакомление с основными правилами поведения в общественных местах. Развитие эмоциональной сферы, внимания, слухового и зрительного восприятия, расширение кругозора.

Правила техники безопасного передвижения в общественном транспорте и по городу.

15.7

Игрушка – самоделка. Творческая мастерская.

Изготовление глиняных игрушек детьми по образцу (по выбору) Свистулька, кукла, конь и т.д.

Творческая художественная деятельность. Развитие творческих способностей, мелкой моторики

Образцы изделий, глина, вода, стеки, подручный материал.

16.8

Посещение передвижной выставки кукол в г. Лихославле. Экскурсия.

Выставка авторской куклы Пружининой Е.А. и изделий учащихся  кружка декоративно-прикладного творчества «Мастерок» по изготовлению  рукотворной куклы при РЦКиД.

Ознакомление с основными правилами поведения в общественных местах. Развитие эмоциональной сферы, внимания, слухового и зрительного восприятия, расширение кругозора.

Правила техники безопасного передвижения в общественном транспорте и по городу.

III четверть – 10 часов

Народные праздники.

17.1

Семейный праздник – Сочельник. Творческая мастерская.

Праздничные обряды Сочельника. Изготовление игрушек – подарков близким к празднику.

Расширение сферы информационной компетенции, развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, создание условия для самореализации обучающихся. Создание условия для укрепления семейных отношений, для сплоченности коллектива.

Материал для изготовления подарков (по выбору)

18.2

Рождество. Традиции Рождества.

Разучивание рождественских колядок. Народные игры. Игры со снегом.

  Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр.

Актовый зал. Музыкальное сопровождение. Реквизиты для ролевых игр.

19.3

Масленица – поклонение Солнцу.

 Символы. Гостевание и угощение. Пословицы, связанные с народными праздниками.

  Речевая, регулятивная деятельность. Коммуникативная, познавательная деятельность.

Сборники пословиц и поговорок. Журналы. Справочная литература, детская периодика. Индивидуальные и групповые задания.

20.4

Гостевание и угощение на Масленицу.

Правила приёма гостей. Ролевые игры. Угощения на Масленицу. Хороводы – игры

  Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр.

Актовый зал. Музыкальное сопровождение. Реквизиты для ролевых игр. Слова-роли для участников.

21.5

Масленичная неделя.

Прощёное воскресение.

Обряды. Обрядовые песни на Масленице. Игра «Бояре молодые»

Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы.

Музыкальное сопровождение. Актовый (спортивный) зал.

22.6

Накануне праздника. Обряды и обычаи Великого поста.

Групповой проект. Составление кулинарной книги с постными блюдами.

Творческая, познавательная. Расширение сферы информационной компетенции. Расширение знаний о традиционной русской кухне.

Оформление книги в виде сборника на стандартных листах формата А4. Цветные карандаш, фломастеры, вырезки из журналов, фотографии.

23.7

Накануне праздника.

Презентация кулинарной книги. Стихи к празднику.

Речевая деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Развитие умения общаться в коллективе, в совместной учебной деятельности.

Мультимедийная установка. Презентация кулинарной книги. Музыкальное сопровождение.

24.8

Пасхальные обычаи и обряды. Роспись яиц.

Знакомство с пасхальными обычаями и обрядами. Декоративное рисование – создание эскиза расписанного яйца. Выставка рисунков.

Коммуникативная, творческая деятельность.

Образцы изделий, альбомы, краски.

25.9

Праздник «Пасха – светлое воскресение»

Мероприятие готовится и проводится совместно с родителями. Пасхальные обряды, игры. Сценки.

  Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.

Актовый зал, музыкальное сопровождение.

26.10

Троица. Обычаи и обряды Троицы.

Народные игры.

  Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Получение элементарных представлений о взаимосвязи здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр.

Школьный двор (актовый зал). Музыкальное сопровождение, реквизиты для игр.

IV четверть – 8 часов

Народные промыслы.  Ремёсла Тверской области.

27.1

Народные промыслы. Вологодское кружево. Палех.

Народные промыслы. Их функции и особенности: особенности: бытовые, эстетические.

Речевая деятельность. Расширение сферы информационной компетенции

Презентация по теме.  Иллюстративный материал.

28.2

Народные промыслы. Жостово. Гжель.

Знакомство с промыслом. Создание эскиза жостовского подноса.

Творческая художественная деятельность. Развитие творческих способностей, мелкой моторики.

Иллюстративный материал. Альбомы, кисти.

29.3

Народные промыслы. Городец.

Знакомство с промыслом. Групповые проекты Создание панно методом аппликации из отдельных элементов.

Творческая художественная деятельность. Развитие творческих способностей, мелкой моторики. Получение первоначальных навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, учителем

Индивидуальные задания по группам. Образцы изделий, аппликационные элементы, клей, ножницы, ватман.

30.4

Народные промыслы. Хохлома.

Знакомство с промыслом. Роспись шкатулочек.  Мастер-класс.

Речевая деятельность (умение слушать, слышать и понимать). Творческая художественная деятельность. Развитие творческих способностей, мелкой моторики.

Деревянные заготовки-шкатулки, краски, кисти, альбомы.

31.5

Тверские народные промыслы. Вчера и сегодня.

Знакомство с центрами народных промыслов Тверской области. Историческая справка. Тверь, Осташков, Конаково, Торжок, Вышний Волочёк, Лихославль.

Речевая деятельность. Познавательная деятельность. Расширение сферы информационной компетенции

Дополнительная литература по теме. Иллюстративный материал.

32.6

Тверские народные промыслы. Вчера и сегодня.

Знакомство с центрами народных промыслов Тверской области. Современность. Сообщения детей по теме.

Речевая деятельность. Развитие монологической речи. Познавательная, коммуникативная. Развитие умения сплочённое работе в группах. Расширение сферы информационной компетенции

Индивидуальные задания для разных групп (дифференцированно), справочная литература, сети Интернет. Альбомы, цветные карандаши, канцелярские принадлежности.

33.7

Тверские народные промыслы. Экскурсия.

Посещение выставки «Венок талантов» в выставочном центре им. Л. Чайкиной г. Твери. Мастер-класс по изготовлению предмета народного промысла (по договорённости)

Расширение сферы информационной компетенции, развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, создание условия для самореализации обучающихся.

Транспорт для доставки детей в областной центр.

34.8

Урок – обобщение

Праздник «Деревенские посиделки». С привлечением родителей, а также творческих коллективов ДШИ, ДДТ и РЦКиД.

 

Регулятивная, коммуникативная, творческая деятельность. Развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, создание условия для самореализации обучающихся

Актовый зал. Музыкальное сопровождение. Детские творческие коллективы (по предварительной договорённости). Реквизит, костюмы.

Требования к знаниям и умениям к концу второго года обучения

    К концу второго года обучения в кружке "Народоведение (обычаи моего народа)" учащиеся должны знать:

    - историю возникновения различных праздников;

    - традиции и обряды России;

    - центры основных народных промыслов и ремёсел России

    - основные центры народных промыслов и ремёсел Тверской области и продукцию, которую они выпускают.

    Учащиеся должны уметь:

    - исполнять народные песни и заклички;

    - различать пословицы и поговорки, раскрывать их смысл, использовать их по необходимости в своей речи;

    - различать основные виды росписи;

    - проводить народные игры;

    - изображать основные элементы народных промыслов (Городецкая роспись, хохломская, гжельская);

 - проектировать свою деятельность, выполнять презентации своих проектов. 

4 класс (третий год обучения)

п/п

Дата

Тема

Основное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Рекомендации по материально-техническому обеспечению занятия

I четверть – 8 часов

История России. Наши предки – славяне.

1.1

История России

Наши предки-славяне

Территория расселения восточных славян. Жилища, одежда, орудия труда и занятия восточных славян. Связь между природой и занятиями людей. Предки, род, племя.

Речевая деятельность. Регулятивные действия. Познавательная, деятельность, творческая.

Иллюстративный материал. Карта «Расселение славян в V-VIII веках». Карточки – тесты. Иллюстрация «Орудия труда и оружие»

2.2

Славянские боги и праздники

Бог, религия, идол, дух, жертва. Языческие боги восточных славян. Связь между явлениями природы и языческими божествами. Славянские праздники. Рисуем талисманы.

Речевая, познавательная, деятельность, творческая.

Учебник «Введение в историю» 4 класс Е.В. Саплиной. Иллюстративный материал. Альбомы, карандаши.

3.3

Древний Киев

Киевская Русь. Ремесленники, купцы, князь, дружина, дань, собор, мозаика, фрески. «Экскурсия» по Древнему Киеву.

Речевая, познавательная, учебная деятельность.

Карта «Русь в IX-XII веках». Видеоматериал по теме.

4.4

Господин Великий Новгород

Путешествие в Великий Новгород. Вече, посадник, Кремль, бояре. Общее в облике Новгорода и Киева. Создание макета древнего русского города.

Речевая, познавательная, учебная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность.

Карта «Русь в IX-XII веках». Иллюстративный материал. Аппликации, карточки с изображением построек, людей.

5.5

Крещение Руси

Легенда об Иисусе Христе. Крещение Руси. Христианство. Евангелие. Последствия принятия христианства на Руси.

Речевая, познавательная, учебная деятельность.

Карта «Русь в IX-XII веках». Учебник «Введение в историю» 4 класс Е.В. Саплиной. Иллюстративный материал.

6.6

Древняя Москва. Урок – проектирование.

Исследовательский групповой  проект «Древняя Москва». Направления: география, архитектура, мастеровые, мода, история, литература.

Речевая, познавательная, учебная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность.

Карта «Русь в IX-XII веках». Репродукция картины Васнецова «Основание Москвы». Подборка стихов и песен о Москве. Карточки с заданиями для каждой группы. Справочники, энциклопедии, сети Интернет.

7.7

Презентация проекта «Древняя Москва»

Отчёт о проведённых  исследованиях каждой группой. Оформление буклета (при возможности – в электронном виде)

Речевая, познавательная, учебная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность. Развитие речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, умения общаться в коллективе сверстников. Получение первоначального опыта самореализации в творческой деятельности.

Мультимедийная установка.

8.8

Наши предки в далёком прошлом. Урок - конкурс.

Обобщение изученного в виде конкурса (по группам или индивидуально).

Задания для конкурса. Значки-жетоны для оценивания, альбомные листы, карандаши, ручки.

II четверть – 8 часов

Города России. Города большие и малые.

9.1

Экскурсия в Москву.

Исторические места нашей столицы.

Ознакомление с основными правилами поведения в общественных местах. Развитие эмоциональной сферы, внимания, слухового и зрительного восприятия, расширение кругозора.

Транспорт для доставки детей в г. Москву.

10.2

История возникновения Твери.

Ознакомление с историей и культурой родного края, этнокультурными традициями, особенностями быта жителей  Твери.

Речевая, регулятивная, познавательная деятельность.

Справочный материал. Видеофильм.

11.3

История малых городов Тверской губернии. Торжок. Экскурсия.

Ознакомление с историей и культурой родного края, этнокультурными традициями, особенностями быта жителей Торжка и его окрестностей. Пушкинский музей в Торжке.

Ознакомление с основными правилами поведения в общественных местах. Развитие эмоциональной сферы, внимания, слухового и зрительного восприятия, расширение кругозора.

Транспорт для доставки детей в г. Торжок.

12.4

Города – крепости. Ржев. Зубцов.

Ознакомление с историей и культурой родного края, этнокультурными традициями, особенностями быта жителей Ржева, Зубцова. Гербы этих административных центров. Легенды, связанные с их созданием.

Речевая, регулятивная, познавательная деятельность.

Видеофильм. Фотоматериалы. Иллюстрации.

13.5

Старица. Калязин. Кашин.

Ознакомление с историей и культурой родного края, этнокультурными традициями, особенностями быта старейших городов Тверского края. Гербы. Старицкие легенды. Иван Грозный в Старице. Колокольня Никольского собора, кружевоплетение  в Калязине. Анна Кашинская – заступница. Минеральные источники.

Речевая, регулятивная, познавательная деятельность. Коммуникативная деятельность.

Видеофильм. Фотоматериалы. Иллюстрации. Сообщения детей по теме.

14.6

Осташков.

Ознакомление с историей и культурой родного края, этнокультурными традициями, особенностями быта жителей Осташкова и его окрестностей. Нило-Столобенский монастырь. Исток Волги. Озеро Селигер – жемчужина Тверской России.

Речевая, регулятивная, познавательная деятельность. Коммуникативная деятельность.

Видеофильм. Фотоматериалы. Иллюстрации. Сообщения детей по теме.

15.7

Лихославль. Экскурсия в Лихославльский краеведческий музей.

Ознакомление с историей и культурой родного края, этнокультурными традициями, особенностями быта жителей Лихославльского района. Карелы – коренные жители района.

Ознакомление с основными правилами поведения в общественных местах. Развитие эмоциональной сферы, внимания, слухового и зрительного восприятия, расширение кругозора.

Правила техники безопасности при  передвижении по городу.

16.8

Экскурсия в Тверской областной краеведческий музей.

Ознакомление с историей и культурой родного края, этнокультурными традициями, особенностями быта народов Тверского края. Природа и экология Тверской области сегодня.

Ознакомление с основными правилами поведения в общественных местах. Развитие эмоциональной сферы, внимания, слухового и зрительного восприятия, расширение кругозора.

Транспорт для доставки детей в областной центр.

III четверть – 10 часов

Тверь и Тверская область. История и современность.

17.1

Флаг и герб Тверской области и Твери. Гербы областных административных центров. Посещение городской библиотеки.

Ознакомление с основными государственными символами Твери и городов Тверской области. Материал предоставляется Лихославльской городской библиотекой.

Ознакомление с основными правилами поведения в общественных местах. Развитие эмоциональной сферы, внимания, слухового и зрительного восприятия, расширение кругозора.

Правила техники безопасности при  передвижении по городу.

18.2

Тверская область: география, промышленность, сельское хозяйство, население.

Географическое положение Тверской области. Полезные ископаемые. От народных промыслов к современной промышленности. Работа со справочной литературой.

Речевая, регулятивная, познавательная деятельность. Коммуникативная деятельность.

Видеофильм. Фотоматериалы. Иллюстрации. Справочная литература. Задания для групповой работы детей.

19.3

Тверская область: природа, экология.

Природные ресурсы Тверского края Экология. Создание стенда «Сбережём природу Тверского края»

Речевая, регулятивная, познавательная деятельность. Коммуникативная деятельность.

«Красная книга» Тверской области. Фотоматериалы. Иллюстрации. Справочная литература. Задания для групповой работы детей. Альбомы, фломастеры, цветные карандаши.

20.4

Тверская область: культура.

В гости к мастеру. Ремёсла Тверской области. Живопись. Музыка. Традиции народа в современной жизни.

Речевая деятельность, познавательная деятельность.

Учебник «Введение в историю» 4 класс Е.В. Саплиной. Справочная литература для учителя.

21.5

Памятники культуры и истории в Твери и области.

Связь истории, культуры, традиций, фольклора.

Речевая деятельность, познавательная деятельность

Видеофильм. Фотоматериалы. Иллюстрации. Справочная литература.

22.6

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Афанасий Никитин –  купец из Твери, путешественник из России. «Хождение за три моря» - путевые записки, исторический памятник России.

Речевая деятельность, познавательная деятельность

Учебник «Введение в историю» 4 класс Е.В. Саплиной. Фотоматериалы. Иллюстрации. Дополнительная литература для учителя.

23.7

Пушкинское кольцо Верхневолжья.

Тверь, Торжок, Берново, Грузины, Павловское, Малинники, Старица. Конкурс чтецов.

Речевая деятельность Чтение наизусть. Выразительное чтение. Познавательная деятельность.

Фотоматериалы. Иллюстрации. Литература для учителя. Сообщения детей по теме.

24.8

И.А. Крылов в Твери.

Библиографическая справка о жизни И.А. Крылова в Твери. Памятники баснописцу. Инсценирование известных басен.

Речевая деятельность Чтение наизусть. Выразительное чтение. Познавательная деятельность.

Иллюстрации. Литература для учителя. Сборники басен И.А. Крылова.

25.9

Посещение Тверского ТЮЗа. Обзорная экскурсия по городу.

Исторические места Твери. Памятники А Никитину, А.С. Пушкины, И.А. Крылову. Обелиски защитникам в годы ВОВ. Знакомство с театральной жизнью областного центра.

Ознакомление с основными правилами поведения в общественных местах. Развитие эмоциональной сферы, внимания, слухового и зрительного восприятия, расширение кругозора.

Транспорт для доставки детей в областной центр.

26.10

Резервный час.

IV четверть – 8 часов

 Я и моя семья в истории и культуре России

27.1

Я и моё имя.

Происхождение имён, фамилий, отчеств. Значение имён, имя, прозвище. Откуда к нам пришли наши имена. Имена моей семьи.

Речевая, познавательная, учебная деятельность, творческая.

Учебник «Введение в историю» 3 класс Е.В. Саплиной. Сборники с произведениями малых фольклорных жанров.

28.2

Имя – ангел хранитель.

Проект «Имя мамочки моей».

Речевая, познавательная, учебная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность.

Справочная литература. Стихи о маме. Гороскоп. Справочник «Значение имён»

29.3

Моя родословная.

Генеалогическое древо. Обучение составлению генеалогического древа своей семьи.

Речевая, познавательная, учебная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность.

Учебник «Введение в историю» 3 класс Е.В. Саплиной. Компьютеры, альбомы, канцелярские принадлежности, цветная бумага, фотоматериал.

30.4

Моя родословная.

Генеалогическое древо. Работа над генеалогическим древом.

Познавательная, учебная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность

Компьютеры, альбомы, канцелярские принадлежности, цветная бумага, фотоматериал.

31.5

История Родины и история моей семьи.

Презентации индивидуальных проектов «Моя семья», «Моя родословная»

Речевая, познавательная, учебная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность. Развитие речи, эмоциональной сферы.  Получение первоначального опыта самореализации в творческой деятельности.

Мультимедийная установка.

32.6

Традиции семьи, традиции народа.

Презентации индивидуальных проектов «Моя семья». Расширение темы (традиции моей семьи, любимые праздники, занятия, любимые блюда моей семьи, домашние животные и т.д.)

Речевая, познавательная, учебная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность. Развитие речи, эмоциональной сферы.  Получение первоначального опыта самореализации в творческой деятельности.

Мультимедийная установка. Индивидуальные проекты.

33.7

История и культура моей семьи – часть истории и культуры народа большой и малой Родины.

«Без меня народ неполный». Урок – утренник. Презентации лучших работ обучающихся. Народные песни, игры. Проведение конкурсов.  Обязательное привлечение родителей.

Речевая, познавательная, учебная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность. Развитие речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, умения общаться в коллективе сверстников и взрослых. Получение первоначального опыта самореализации в творческой деятельности.

Актовый зал. Музыкальное сопровождение. Мультимедийное сопровождение для презентаций лучших детских работ.

34.8

Резервный час.

   

Требования к знаниям и умениям к концу третьего  года обучения

    К концу третьего года обучения в кружке "Народоведение (обычаи моего народа)" учащиеся должны знать:

- обычаи и верования своих предков;

- государственную символику России;

- названия крупных административных центров Тверской области;

- государственные символы Твери и Тверской области (герб, флаг);

- исторические места Тверского края;

- природу и экологическое состояние Тверской области;

- известных людей России, чьи имена связаны с Тверским краем (А.С. Пушкин, И.А. Крылов, А. Никитин и др.);

учащиеся должны уметь:

- различать прошлое, настоящее и будущее;

- отличать и узнавать герб и флаг Твери, герб Лихославля;

- уметь составлять родословную своей семьи;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

- осознавать своё место в историческом времени и культурном пространстве на основе эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой;

- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в группах от разработки до демонстрации готового продукта;

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое (в зависимости от цели чтения);

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные).


Литература для учителя

  1. Виноградова Е.А., Виноградов А.Д. Тверь. ХVI – ХVIII вв. Очерки истории и экономики. – Тверь: 2002. – 356 с.: ил.
  2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла культура, традиции, технология Издательство «Культура и традиции» Москва 2008 г.– 120с.
  3. Ершов Б.А., Финкельштейн В.Б. Тверь и тверитяне – Тверь: Издательства Студия–С, 2005 г. – 296 с.: илл. 226
  4. Ершов Б.А., Финкельштейн В.Б. Тверь и тверитяне. Тверия. Книга вторая – Тверь: Издательства Студия–С, 2006 г. – 328 с.: илл. 303
  5. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли – Тверь: 1995. – 384 с.: ил.
  6. Корнева Т.А., Шмидт Е.А. Уроки истории в 3-ем классе. (Поурочные разработки). Методическое пособие для учителей начальных классов. Часть I, часть II. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2000.
  7. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2006, - 240 с. + вкл.
  8. Лыхин Ю. Как составить родословную // Сибирское наследство. Иркут. обл. публ. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2004 - № 1 - 3 с
  9. Михня С.Б. История Тверской земли с древнейших времён до наших дней. – Тверь: «Мартин», 2008. – 480 с., ил.
  10. Миронов Ю. Ю. Главная книга семьи // Дошкольная педагогика – ООО “Детство-пресс” - 2004 - № 5 – 55 с. – 6 – 49 с.
  11.  Народно-обрядовый календарь// Библиотечка газеты «Толока»: «Усадьба» - приложение к газете «Толока. Календарь-справочник садовода – огородника».– 2007 г. - №1.
  12. Науменко Г.М Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами. Всесоюзное издательство «Советский композитор», М.: 1977 – 104 с.
  13. Науменко Г.М. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Всесоюзное издательство "Советский композитор". - М. Вып. V. - 1988.
  14. Науменко Г.М.  Игры и игровые припевы. Русский детский игровой фольклор. Книга для учителей и учащихся. Издательство "Просвещение". - М., 1995.
  15. Рыбников П.Н. Русские народные былины, песни: Ч. I. – М.: Сов. Россия, 1990. – 176 с. – (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»; № 19)
  16. Соловьёва Л.Н. Игрушка альбом Издательство «Интербук-бизнес» - Москва. 2002 г. – 120 с.
  17. Тверской народный костюм/Сост. Маковская Г.Л.– Калинин,1986.–16с.
  18. Тверской народный костюм/ Сост. Волощенко М.В., Камардина Г.Ф. –  Тверь., 2007. – 18с.
  19. Торопцев А.П. От Руси к России. Киевская Русь Исторические рассказы для младшего и среднего школьного возраста. Издательство «Росмэн-Пресс», 2001.

Литература для учащихся

  1. Бедник Н.И. Хохлома. Для младшего школьного возраста. Издательство «Художник РСФСР», 1980.
  2. Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 224 с.
  3. Жданова Л. Жостово. Аппликация. ООО «Хатбер-пресс», 2003.
  4. Лазарев А. Учебник для общеобразовательных школ «Народоведение». – Челябинск, Южно-Уральское Книжное Издательство, 1997
  5. Науменко Г.М. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки Составление, запись и обработка Г.М. Науменко. Рисунки Л.Н. Корчемкина. Издательство "Детская литература". - М., 1988, - 208 с.: ил.
  6. Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество Издательство "Советский композитор". - М., 1988, - 192 с.: ил
  7. Науменко Г.М. Котенька-коток. Русские народные детские песни  Издательство "Дом". - М., 1990, - 112 с.: ил.
  8. Науменко Г.М. Золотой серпок. Русские народные сказки. Издательство "Малыш". - М., 1994, - 80 с.: ил.
  9. Науменко Г.М. Русские детские страшилки. Издательство "Классика плюс". - М., 1997, - 128 с.: ил.
  10. Пантелеева Л.В. Жостово. Альбом для раскрашивания. Для младшего школьного возраста. Издательство «Малыш», 1986.
  11. Пантелеева Л.В. Узоры на фарфоре. Альбом для раскрашивания. Для младшего школьного возраста. Издательство «Малыш», 1982.
  12. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений – 5-е издание.ю стереотипное – М.: Дрофа, 1996. – 96 с.: ил.
  13. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2001. – 128 с.
  14. Составитель Исламова С. М. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей – М: - ванта +, 1995 – т 5 – ч 1 – 46-56 с
  15. Старостин А. Родословное древо // Новая Игрушка – М:1995 - № 2 –27с
  16. Тверские пословицы и поговорки/ Сост. Брадис Л.В., Шомина В.Г. – Тверь: Издание Тверского областного государственного Дома народного творчества., 1993 г. – 59 с.
  17. Тверские сказки/ Сост. Концедайло Л.М., Смирнова О.В. –  Тверь: Издание Тверского областного государственного Дома народного творчества., 1997 г. – 102 с.
  1. Тверской детский фольклор/ Сост.  Брадис Л.В., Шомина В.Г.–  Тверь: Издание Тверского областного государственного Дома народного творчества., 2000 г. – 178 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексная рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции народов России»

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.Мы ж...

Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Игры народов России»

Модифицированная программа внеурочной деятельности. Программа содержит приложения: бессюжетные игры; игры - забавы; народные игры; любимые игры детей; считалки....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс

Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс.

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс....

Традиции и обычаи моего народа

Информация этнокультурной составляющей...

Программа внеурочной деятельности "Традиции и обычаи народов России"

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования....