Программа факультатива по окружающему миру "Народоведение"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Данный курс разработан для того; чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию. Кроме познавательного, факультативный курс имеет огромное воспитательное значение, так как раскрывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры. Этот факультатив поможет ребятам изучить историю своего села, узнать знаменитых мастеров, составить свое генеалогическое древо, сблизить с родными людьми, научит уважать и почитать старших.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodovedenie.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Иркутской области
Отдел образования администрации МО «Братский район»
МКОУ «Александровская СОШ».
Рассмотрено на методсовете. Утверждено:
Протокол № . Приказ МКОУ «Александровская СОШ»
№ .
_________________/Астапова Л. Н./
Программа факультативного курса
по окружающему миру
для обучающихся 4 класса
«НАРОДОВЕДЕНИЕ»
Программу составила Кривенко Г. В.,
учитель начальных классов, II категория.
С. Александровка, 2009 год.
Пояснительная записка
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, право каждого человека и каждого народа. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь своё место в мире природы и мире людей.
Данный курс разработан для того; чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию. Кроме познавательного, факультативный курс имеет огромное воспитательное значение, так как раскрывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры. Способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути любого народа.
Этот факультатив поможет ребятам изучить историю своего села, узнать знаменитых мастеров, составить свое генеалогическое древо, сблизить с родными людьми, научит уважать и почитать старших.
Цель: Приобщить детей к глубинному традиционному наследию своего села.
Задачи курса:
- способствовать развитию чувства национального достоинства через освоение связей традиций культуры и народного искусства страны с бытом и историей своего села;
- формировать представление об общечеловеческих ценностях русского народа и населения своего села;
- ознакомить учащихся с особенностями русского жилища;
- дать первоначальное представление о характере родственных отношений, ввести понятие «родословная», «генеалогическое дерево»;
Формы деятельности детей в процессе освоения курса.
Разработка рефератов, проведение экскурсий, составление генеалогического дерева, разучивание русских народных игр, хороводов, песен, моделирование народных празднеств, подготовка творческих работ и организация выставок фотографий, рисунков и др.
Прогнозируемые результаты.
Дети должны знать: историю строения домов, историю своего села, историю своего дома, процесс работы по изготовлению деревянных кружев, мастеров резьбы по дереву нашего села, виды вышивки и домашней выпечки, виды календарей, приметы и обычаи по временам года, 3 русские народные песни, 10 -15 пословиц и поговорок, термины родства.
Должны уметь: рассказать историю своего села, по народным приметам определять погоду, составлять генеалогическое дерево своей семьи, вышить простейший узор, организовать и провести 3 русских народных игры.
Система отслеживания и оценивания результатов.
Предполагается создание портфолио лучших творческих разработок учащихся, организация выставок лучших поделок, фотографий и рисунков в школе и на территории поселения. Лучшие работы учащихся будут отмечены наградами. С целью повышения интереса к творческой познавательной деятельности детей, предполагается разработка для родителей наиболее активных учеников благодарственных писем и других форм поощрения.
Структура факультативного курса.
№ п\п | Наименование разделов и тем. | Общее количество часов. | В том числе | |
теоретических | практических | |||
I. Мир дому твоему. | 15 | 6 | 9 | |
1. | «На земле и на воде». (История строения домов, дома на воде, на земле и на сваях, сельское жильё и городское, материал для строительства жилья). | 4 | 2 | 2 (Исследовательская деятельность учащихся и подготовка рефератов). |
2. | «Под крышей дома своего». (История села в истории России, история своего дома в истории села). | 3 | 1 | 2 (Экскурсия в школьный музей, встреча с известными людьми села, работа с историческими документами. Сочинения «Моя маленькая родина», «Мой дом – моя пристань».) |
3. | «Не дом, а терем». (Старинный и современный интерьер деревенского жилища, русское деревянное зодчество, роль колодца и печи в доме). | 5 | 2 | 3 (Экскурсия по улицам села, фотографирование лучших домов, с последующей фотовыставкой, встреча с мастерами деревянного зодчества, конкурс рисунков «Деревянные кружева России», посещение школьного музея). |
4. | «Не красна изба углами, а красна пирогами». (Искусство в быту народа, виды вышивки, древние истоки орнамента, виды и приёмы домашней выпечки, встреча с местными умельцами). | 3. | 1. | 2. (Утренник «Горячи калачи из русской печи», посещение школьного кружка «Умелые руки» с целью знакомства с вышивками девочек нашей школы). |
II. Если в доме есть фольклор, хлебосольным будет двор. | 12. | 3. | 8. | |
1. | «Народные приметы и обычаи». (Виды календарей, православные праздники и посты, зимние приметы и обычаи, весенние приметы и обычаи, летние приметы и обычаи, о православных праздниках и постах, традиции моего села). | 6 | 3 | 3 (Составление календаря знаменательных народных дат, моделирование народных праздников). |
3. | «С шуткой, песней и весельем работа спорится». (Русские народные песни, частушки, игры, пословицы и поговорки). | 6. | 1. | 5 (Разучивание народных игр, песен, хороводов, частушек, пословиц и поговорок). |
III. Родственные узы. | 4. | 2. | 2. | |
1. | «На свет народился – с людьми породнился». (Термины родства: свёкор, свекровь, тёща, зять, деверь, золовка и т. д. Внутренний строй большой крестьянской семьи | 2. | 1. | 1 ( Построение генеалогического древа). |
2. | «Не мила жизнь без малых детушек». Рождение ребёнка, выбор имени, крещение. Колыбельные песни, потешки, прибаутки, детские игры, детские игрушки). | 2. | 1. | 1. (Разучивание колыбельных песен, детских игр). |
IV. ПО одёжке встречают, по уму провожают. | 2. | 1. | 1. | |
1. | «Девушки, девицы на все руки мастерицы». (Виды верхней одежды, головных уборов, обуви на Руси, правила их изготовления, традиционная одежда жителей села). | 2. | 1. | 1. (Моделирование одежды, организация деревенских посиделок «Одежда на Руси»). |
V. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. | 1. «Праздник села». | 1. (Организация выставок детских работ, исполнение русских народных песен и хороводов). |
Методические рекомендации.
Занятия по данному курсу направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся. Они предполагают большое количество творческих заданий: сочинений, рисунков, составление генеалогического древа. На теоретических занятиях преобладают лекции, беседы, просмотр видеофильмов, репродукции, рисунки. Практические занятия представлены в виде коллективных способов работы, игровых форм организации деятельности учащихся, экскурсий, фотографирования с последующим составлением альбома, встреч с родными людьми, чаепитий и посиделок.
Больше внимания уделять истории нашего села, семьи, нравственных устоях крестьянской семьи.
Ребята должны осознать, что это наша жизнь тесно связана с историей, с традициями, бытом жителей русских сёл и деревень. Наша обязанность всё это сохранить и передать следующему поколению.
Тематическое планирование.
№ п\п | Название темы. | Количество часов. | Сроки проведения. |
1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4,5. 1. 2. 3. | I. Мир дому твоему - 15 часов. «На земле и на воде» - 4 часа. Первые жилища. Дома на воде, на сваях, на мостах. Дома на деревьях, передвижные дома. Материал для строительства домов. План написания реферата по теме «На земле и на воде». «Под крышей дома своего» - 3 часа. История моего села и моего дома. Замечательные люди нашего села. Встреча с выдающимися людьми нашего села. «Не дом, а терем» - 5 часов. Старинный и современный интерьер сельского жилья. Посещение школьного музея. Экскурсия по улицам села. Фотографирование лучших домов. Деревянные кружева России. Встреча с мастерами деревянного зодчества нашего села. Экскурсия в их мастерские. «Не красна изба углами, а красна пирогами» - 3 часа. Виды вышивки. Посещение школьного кружка вышивания. Виды и приёмы домашней выпечки. Чаепитие «Хороши калачи из | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1. 2 1 1 1 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. | русской печи». II. Если в доме есть фольклор, хлебосольным будет двор – 12 часов. «Народные приметы и обычаи» - 6 часов. Виды календарей. О православных праздниках и постах. Зимние и народные приметы и обычаи. Весенние приметы и обычаи. Весёлая масленка. Народные летние традиции и обычаи. Осенние приметы и обычаи. «С шуткой, песней и весельем работа спорится» - 6 часов. Русские народные песни. Хороводные песни. Частушки. Русские народные игры. Народные танцы и пляски. Поговорки, пословицы – народная мудрость. III. Родственные узы - 4 часа. «На свет народился - с людьми породнился» - 2 часа. Термины родства: свёкор, свекровь, тёща, зять и т. д. Генеалогическое древо семьи. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
1. 2. 1. 2. 1. | «Не мила жизнь без малых детушек» - 2 часа. Рождение ребёнка, выбор имени, крещение. Детские колыбельные песни, игрушки, детские забавы. IV. По одёжке встречают, по уму провожают - 2 часа. «Девушки, девицы на все руки мастерицы» – 6 часов. Виды и украшение верхней одежды, головных уборов, обуви русского народа. Посиделки «Одежда на Руси». «Итоговое занятие» | 1 1 1 1 1 |
Список литературы:
- Афанасьев А. Н. Народ – художник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 . – 169с.: ил.
- Громыко М. Н. Мир русской деревни. - М.: Красная звезда, 2001. – 240 с.: ил.
- Калописсис Т. Дома со всего света. - М.: Астрель – АСТ, 2002. – 876 с.: ил.
- Кретин Надин Праздники. - М.: Астрель - АСТ, 2002. – 185 с.
- Куфтина О. В. Русские фольклорные традиции. - Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
- Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки, как историко-этнографический источник. - М.: Красная звезда, 2001, - 297 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива по математике
Данная программа составлена для факультативных занятий по математике в 1-4 классах...
Программа факультатива "Язык родной - копилка знаний"по русскому языку 2 класс
Цельюфакультативных занятий как и всего курса русского языка на I ступени общего среднего образования в целом, является овладение русским языком как средством общения, Формирование у учащихся умений ...
Программа факультативого курса «Развитие познавательных способностей»
Целенаправленное развитие познавательных процессов младших школьников включает в себя умения: наблюдать и срав¬нивать; замечать общее в различном; отличать главное от второстепенного; находить законом...
программа факультатива
цели и задачи...
Рабочая программа факультатива "Школа безопасности".
Факультативный курс «Школа безопасности» для 1-х классов посвящен одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, п...
Программа факультатива по русскому языку
Программа составлена с учетом познавательных возможностей учащихся младших школьников и их психологической готовности, мотивации, а так же с ориентиром на уровневую дифференциацию. Программа состоит и...
Программа факультатива "Дорогой нравственности"
Программа «Дорогой нравственности»предназначена для младших школьников, направлена на обеспечениедополнительной теоретической подготовки по духовно-нравственному воспитанию....