Занятие по курсу "Введение в народоведение". Куклы Пеленашка и Столбушка
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме
Урок по курсу "Введение в народоведение", 1 класс или можно использовать как занятие кружка по народно-прикладному искусству. Урок показывает возможности русской деревянной ложки на примере изготовления традиционной архангельской куклы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pelenashka.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №3»
города Энгельса Саратовской области
Внеклассное мероприятие по курсу
«Введение в народоведение».
Творческие «возможности» русской деревянной ложки.
Изготовление традиционной архангельской ложки.
Кукла «Пеленашка». Кукла «Столбушка».
Учитель высшей квалификационной категории
Кривошеина Ирина Николаевна
2010 год
Тема. Творческие « возможности» русской деревянной ложки.
Изготовление традиционной архангельской куклы на ложке.
Кукла «Столбушка». Кукла «Пеленашка».
Цель: систематизировать сведения о народной кукле; научить изготавливать одну из разновидностей народной куклы – куклу «Пеленашку», куклу «Столбушку».
Задачи: познакомить учащихся с историей появления народной куклы, русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол;
побудить у учащихся интерес к народному творчеству, к традициям русского народа;
научить подбирать материалы для изготовления кукол;
воспитывать творческое отношение к выполняемой работе.
Практическая работа: изготовление куклы «Столбушка», куклы «Пеленашка».
Учебно-материальное оснащение:
- лоскуты белой ткани(55x70 см), цветной ткани 22x25 см, 32x24 см, 26x21 см для туловища, платка, пелёнки
- красные нитки для перевязывания, белые шнурки
- берёзовые и осиновые полешки длиной 17 см, диаметр 4,5 см
- деревянные ложки
- образцы народных кукол
- инструкционные карты для изготовления кукол
- электронная презентация «Народные куклы»
Ход:
I. Организационный момент.
Слайд 1. Чем дальше в будущее входим,
тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
хоть новому принадлежим.
В. Шафнер.
II. Проверка домашнего задания.
- Давайте вспомним начало русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
…Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
- Слушай Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу: береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Она скажет тебе, чем помочь несчастью.
- Почему мать велела беречь куклу после её смерти?
III. Подготовка к восприятию нового материала.
- Отгадайте загадку.
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
Слайд 2. (Изображение деревянной ложки)
- Деревянная ложка известна всем как столовый прибор, как уникальный ударный музыкальный инструмент. Но ложка также является одним из средств создания предметов для игры.
IV. Постановка цели занятия.
- Подумайте, почему я начала занятие с отрывка из сказки «Василиса Прекрасная», а потом загадала загадку о ложке? Чем мы сегодня будем заниматься?
(Ответы детей)
V.Объяснение нового материала.
- Всюду, где селился человек, кукла была неизменным его спутником.
Слайд 3. Слова А.Синявского ( «Голос из Хора»)
Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу земли.
- На мой взгляд, в этом отрывке очень хорошо сказано как о значении, так и о важности куклы, как для детей, так и для народа в целом.
Итак, мы начинаем знакомство с таинственным и загадочным миром кукол. А помогут нам ученицы 9 класса.
Ученик 1. При слове «кукла» в нашем сознании возникает некий образ, связанный с миром детства. Но всегда ли это было так?
- А как вы думаете, что означает слово «кукла», как вы понимаете его значение?
(Ответы учащихся)
Ученик 2. Оказывается, о происхождении этого слова до сих пор спорят учёные и исследователи. Слово «кукла» в русском языке заимствовано либо от латинского «сuculla», либо произошло от древнегреческого корня «кук». Исходное слово «кука» может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги, и «нечто страшное, обитающее в темноте».
Ученик 3. Если открыть словарь С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.
В словаре В.Даля и в словаре «Русских народных говоров» это слово имеет множество значений. Вот некоторые из них:
- Идол. В старину говорили: «А если сильно холодно, куклу вынесут, подержат: завтра тепло будет».
- «Заломы», закрутки в посевах, делаемые колдунами.
- Снежная баба.
- Кулак.
- Лён в связке.
- Моток ниток.
Слайд 4. (Ребёнок с куклой)
Ученик 1. Раньше, в обычной жизненной ситуации, когда ребёнку хотелось поиграть или он закапризничает, мама брала первое, что находилось под рукой, а это часто было небольшое полешко, а позднее ложка и кусок материи или платок, оборачивала материей черпак ложки и получалась кукла в платке.
Ученик 2. Ложка в деревенской семье изначально была сакральным предметом, то есть священным, имеющим магический смысл, поэтому применение в качестве игрушки было сначала запрещено. Но были баклуши, ложки с небольшими дефектами, а позднее и просто ложка, которая быстро превращалась в игрушку-куклу.
Ученик 3. На черпаке ложки лицо не принято было рисовать, так как по народным поверьям считалось, что кукла с лицом обретала душу, становилась одушевлённой и могла навредить ребёнку. Поэтому такая кукла была и игрушкой и оберегом.
Учитель. То, что у куклы не было лица, объясняется также отсутствием в деревнях необходимых красок и умения красиво рисовать.
Традиционной игрушкой на ложке считается архангельская кукла на ложке.
Слайд 5. (Архангельская кукла)
Ученик 1. В семье для игр кукол «вертели» обычно из старого тряпья. Считалось, что ношеная материя оберегает ребёнка, хранит родовую силу. Для кукол чаще всего использовали подол женских рубах и фартуков. Лоскутки рвали, а не резали ножницами.
(Показ учителем изготовления архангельской куклы на ложке при помощи заготовок).
VI. Практическая работа.
Слайд 6. (Кукла «Пеленашка»)
Ученик 2. Кукла «Пеленашка» имела в жизни женщины много значений. «Пеленашка» была символом материнства. Ещё до рождения ребёнка её клали в колыбельку, чтобы она охраняла младенца от злых духов, потом её вешали над колыбелькой (Слайд 7.), а затем ребёнок в неё играл.
Слайд 8-9.
Ученик 3. В основе кукла «Столбушка» имеет берёзовое полешко, баклушу (деревянная заготовка, из которой впоследствии вырезается ложка). Раньше следили, чтобы эта кукла, которая является оберегом, стояла на устойчивом основании для достатка в доме, для сохранения семейного счастья.
Учитель. Сейчас у вас будет возможность попробовать изготовить рукотворную куклу, которая будет самой любимой и памятной для вас. Ту, в которую вы вложите частичку своей души. В ней будет что-то такое, от чего станет теплее на сердце.
1 группа детей под руководством 1 ученика делают куклу «Пеленашку».
2 группа детей под руководством 2 ученика делают куклу «Столбушку».
Учитель. Работать мы будем по инструкционным картам.
Инструкционная карта по изготовлению куклы «Пеленашка».
- На черенок ложки намотать светлую хлопчатобумажную или льняную ткань.
- Посередине общей длины ложки ткань завязать шнурком.
- На голову куклы (черпак) повязать платок, сделав одинарный узел спереди и двойной узел сзади ложки.
- Куклу завернуть в пелёнку и крестообразно перетянуть верёвкой. (Раньше это считалось дополнительным оберегом).
«Пеленашка» готова!
Инструкционная карта по изготовлению куклы «Столбушка».
- Обернуть полешко тканью по длине.
- Повязать на полешко крест-накрест платок, края завести назад полешка и зафиксировать тонким шнуром.
- Запеленать полешко и обвязать крест-накрест верёвочкой.
Игрушка готова!
Учитель. Осталось только поговорить с малышом и покачать его.
Люли, люли, люленьки,
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте на кровать
Начинайте ворковать.
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели в изголовьице –
Спи-ка на здоровьице.
Стали гули ворковать –
Стала дочка засыпать.
VII. Итог занятия.
- Почему кукла бала без лица?
- Хотели бы научиться изготавливать другие народные куклы?
( Показ слайдов с изображением других народных кукол)
- Отличается ли современная кукла от народной? В чём, по-вашему, «плюсы» и «минусы» этих кукол?
- Пригодится ли вами умение делать куклу в дальнейшей жизни?
VIII. Рефлексия.
- Подарите улыбки своим куклам.
Инструкционная карта по изготовлению куклы «Пеленашки»
(на ложке).
1 .На черенок нераскрашенной ложки (если ложка декорирована, то её черпак можно предварительно обмотать светлой льняной или хлопчатобумажной материей) аккуратно намотать белый лоскуток ткани, ширина которого соответствует длине черенка, а длина составляет 55-70 см.
2. Посередине общей длины ложки ткань завязать шнуром (узел раньше символизировал пуп – центр жизненной силы).
3. На голову куклы (черпак ложки) повязать платок. Кусок материи (22х 25 см) сложить пополам и, «обрамляя» внешнюю сторону черпака ложки, сделать одинарный узел спереди и двойной узел сзади ложки.
4. Куклу завернуть в пелёнку и крестообразно перетянуть верёвочкой (раньше это являлось дополнительным оберегом).
Кукла «Пеленашка» готова!
Инструкционная карта по изготовлению куклы «Столбушки»
- Обернуть берёзовое полешко тканью по длине, превышающей длину полешка так, чтобы при сгибе ткань закрывала полешко на 1см.
- Повязать на полешко крест-накрест платок, края которого завести назад деревяшки и зафиксировать ниткой или тонким шнуром (размер материи платка: 26х21см).
- Запеленать полешко (размер пелёнки: 32х24см) и обвязать крест-накрест верёвочкой.
Игрушка готова!
Другой вариант: «лицом» куклы является естественная одежда берёзы – береста.
Куклу можно положить в колыбельку (лапоть) и покачать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по внеурочной деятельности "Пальчиковые куклы"
Бинарное (интегрированнон) занятие по внеурочке6 "Театр Петрушка" и "Умелые руки" с использованием структур сингапурской методики....
Занятие в ГПД "Народная тряпичная кукла. Изготовление Кувадки"
Привить интерес и любовь к русскому народному творчеству. Познакомить с традициями и символикой Кувадки....
конспект занятия кружка "Мастерилка" по теме "Куклы из пеньковой верёвки"
Занятия кружка "Мастерилка" направлены на то, чтобы у обучающихся развивать любовь к художественному творчеству, учит конструировать из природного материала поделки. Такие занятия развивают у детей во...
"Конспект занятия для 1 класса «Мартиничка» - кукла встречи весны"
Цели занятия:Образовательная: познакомить учащихся с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны, научить изготавливать обрядовых и игровых кукол,Развивающая: развивать познавательный интерес ...
Конспект внеклассного занятия для 1 класса «Мартиничка» - кукла встречи весны
Цели занятия:Образовательная: познакомить учащихся с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны, научить изготавливать обрядовых и игровых кукол,Развивающая: развивать познавательный интерес ...
Занятие №36.Дата проведения 01.11.2020 г. Тема занятия:Изготовление куклы «Пеленашка». Изготовление основных деталей.
Тема занятия:Изготовление куклы «Пеленашка». Изготовление основных деталей.Обережные куклы играли важную роль в жизни древних славян. Они помогали достичь различных благ – понимания ...
Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы "Пеленашки"
Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы "Пеленашки"...