Рабочая программа "Детская риторика"
рабочая программа (3 класс) по теме

Салфетова Анна Александровна

Пояснительная записка

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе авторов Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской (2002 г.) в рамках системы развивающего обучения Л. В. Занкова и предполага­ет развитие коммуникативных умений младших школьников.

Тематический план ориентирован на использование учебно-методичес­кого комплекта:

• для учителя: Ладыженская, Т. А. Уроки риторики в школе: книга для учителя. ­М.: Баласс, 2004 .

• для учащихся: Ладыженская, Т. А. Детская риторика. В рассказах и рисунках. 3 класс. Ч. 1,2. - М.: Баласс, 2002.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетептностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценност­ных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и спосо­бы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профес­сионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориен­тации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение расс­матривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Цели  обучения риторике:

- формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;

- формирование понятийных и инструментальных знаний.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реа­лизовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- обучение умелой, искусной, эффективной речи;

- овладение способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности.

- освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентирован­ной компетенций и компетенции личностного саморазвития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_ritorika.docx16.91 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska5.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКАЯ РИТОРИКА

Дата

Тема

Кол-во часов

Тип, методы проведения урока

Образовательный минимум содержания обучения, изучаемый на уроке (ОМСО)

Формы контроля

Оснащение урока

Чему учит риторика (3 ч.)

Чему учит риторика

1 ч.

Повторение, репродуктивный

Наука, пословица, адресат

Анкета

Пословицы, поговорки, учебник

Твои речевые роли

1 ч.

Введение новых знаний

Объяснительно-иллюстративный

Читатель, чтец, слушатель, рассказчик, собеседник

Анкета

Отрывки из сказок

С какой целью? Зачем?

1 ч.

Рефлексия, репродуктивный

Речевая задача, диалог, выделение слова

Разыгрывание диалога

Учебник

Речь (5 ч.)

Неподготовленная речь

1 ч.

Введение новых знаний

Объяснительно-иллюстративный

Слушатели, что и как говоришь

Руководство учителя

Учебник

Подготовленная речь

2 ч.

Введение новых знаний

Объяснительно-иллюстративный

Приёмы подготовки, ключевые слова

Репетиция выступления

Алгоритм подготовки

Говорим подробно, кратко

1 ч.

Рефлексия, репродуктивный

Кратко, подробно

Диалог

Высказывания великих людей

Похвала. Не забудь похвалить

1 ч.

Закрепление, репродуктивный

Комплимент, приветствие, просьба, благодарность

Разыгрывание сценок, ситуаций

Учебник

Слушаем. Думаем. Размышляем (5 ч.)

Слушаем, вдумываемся

1 ч.

Введение новых знаний

Объяснительно-иллюстративный

Кто как слушает, ключевые слова

Выписывание ключевых фраз

Учебник

Читаем учебные тексты

1 ч.

Введение новых знаний

Объяснительно-иллюстративный

Абзац, тема текста, смысловые части

Заполнение таблицы

Таблица

Приёмы правки. В кабинете писателя

2 ч.

Рефлексия

Объяснительно-иллюстративный

Нужное слово, последовательность изложения, добавление

Руководство учителя

Учебник

Условные знаки.

1 ч.

Закрепление, репродуктивный

Повтор, последовательность

Запись исправлен

ного текста

Тест

Вежливое общение (4 ч.)

Что такое вежливость?

1 ч.

Введение новых знаний

Учтивость, уважительность

Работа с текстом

Учебник

Добрые дела, добрые слова

1 ч.

Рефлексия, репродуктивный

Приветствия

Сочинение сказочной истории

Учебник

Вежливо. Невежливо. Грубо

1 ч.

Закрепление, репродуктивный

Грубые выражения

Рисунки к стихотворе

нию

Учебник

А ты вежлив?

1 ч.

Контроль

Ключевые слова

Анкета

Тест-анкета

Правильная речь (3 ч.)

Пиши правильно

1 ч.

Введение новых знаний

Объяснительно-иллюстративный

Орфографическая норма

Примеры слов

Учебник

Произноси правильно

1 ч.

Рефлексия

Орфоэпия, орфографическая норма

Запись исправлен

ного текста

Орфографический словарь

Употребляй слова правильно

1 ч.

Закрепление, репродуктивный

Алфавитный порядок

Толкование слов

Толковый словарь

Текст (5 ч.)

Пересказ

1 ч.

Введение новых знаний

Цитаты

Выделение ключевых слов

Тексты

Кратко о книге. Выбери нужное

2 ч.

Рефлексия

Аннотация, начальное предложение

Краткий пересказ текста

Текст

Диалог и монолог

2 ч.

Рефлексия

Реплики, виды текста

Признаки монолога

Схема видов текста

Поздравляю тебя… Вас (3 ч.)

Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего?

1 ч.

Введение новых знаний

Объяснительно-иллюстративный

Устный и письменный текст

Пожелания

Учебник

С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 марта!

2 ч.

Закрепление

Обращение, подписи, пожелания

Поздравительная открытка

Поздравительная открытка

Тексты разные важны, тексты всякие нужны (6 ч.)

Разные тексты

1 ч.

Введение новых знаний

Объяснительно-иллюстративный

Тип текста, рисунки-символы

Ответ на письмо

Текст письма

Сравни и скажи

1 ч.

Рефлексия

Сходный, отличный от, разный

Найти отличия

Учебник

Сравнительное описание

2 ч.

Закрепление, репродуктивный

Сравнительное описание, сравнительные особенности

Закончить историю

Схема описания

Рассуждение

2 ч.

Закрепление, исследовательский

Слова-связки, объяснение, вывод, цитаты

Запись рассуждения

Учебник



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе авторов Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской (2002 г.) в рамках системы развивающего обучения Л. В. Занкова и предполагает развитие коммуникативных умений младших школьников.

Тематический план ориентирован на использование учебно-методического комплекта:

• для учителя: Ладыженская, Т. А. Уроки риторики в школе: книга для учителя. М.: Баласс, 2004 .

• для учащихся: Ладыженская, Т. А. Детская риторика. В рассказах и рисунках. 3 класс. Ч. 1,2. - М.: Баласс, 2002.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетептностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Цели  обучения риторике:

- формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;

- формирование понятийных и инструментальных знаний.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- обучение умелой, искусной, эффективной речи;

- овладение способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности.

- освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенции личностного саморазвития.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций.

В первом блоке «Общение» дается представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения; о коммуникативных качествах речи; речевой ситуации, её компонентах.

Во втором блоке «Речевые жанры» дается представление о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.

Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, обще предметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Это определило необходимость выделить в тематическом планировании не только содержание знаний, которые должны быть предъявлены ученику (обязательный минимум) и сформированы у него (требования), но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования. Именно этот аспект дает основание для утверждения гуманистической, личностно ориентированной направленности процесса образования младших школьников.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос: что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и набор конкретных способов деятельности - ответ на вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания. Таким образом, наряду со «знаниевым» компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника –умением читать, писать, считать) в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет соблюсти «баланс» теоретической и практической составляющих содержания обучения.

Тематический план учитывает систему обучения в классе, в котором будет осуществляться учебный процесс, который формирует понимание происхождения и значимости риторических понятий, роли риторики. В системе наук, развивает мыслительные операции, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, рассуждать по аналогии, обеспечивает духовное, творческое и личностное развитие детей.

В соответствии с этим реализуется типовая модель программы в объеме 35 часов.

На основании примерных программ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по риторике, и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня.

С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о математике будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления математических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Главное внимание уделяется формированию умений анализировать и оценивать общение, умений общаться, умений ориентироваться в ситуации, формированию коммуникативных намерений, определять свои неудачи и промахи.

На ступени начальной школы задачи учебных занятий (в схеме –планируемый результат) определены как формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Реализация тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, создавать устные и письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, энциклопедическими материалами. В требованиях к выпускникам начальной школы ключевое значение придается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией, а именно умением извлечь и проанализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), и т. п. При реализации программ с элементами развивающего обучения стимулируются активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр.

Большую значимость на этой ступени образования имеет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Учащиеся должны уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
  2. Интернет-ресурсы.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе

Учащиеся должны знать:

- понятийные компоненты – общение, речевая ситуация, виды общения, речевой этикет, риторические этапы подготовки текста, качества речи.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать и оценивать общение – корректность речевого поведения в ситуациях, уместность использования несловесных средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях;

- ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его;

- уместно использовать словесные и несловесные средства общения.

Учащиеся должны владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития. Участвовать в диалоге, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, использовать умение анализировать и синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и абстрагировать в семейно-бытовой и учебной сферах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Риторика"

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные з...

Рабочая программа "Риторика 3 кл"

Рабочая программа "Школа 2100" "Риторика 3 кл"...

рабочая программа риторика 1-4 классы

рабочая программа риторика 1-4 классы...

рабочая программа " Риторика" 3 класс

разработка рабочей программы  по курсу внеурочной деятельности  " Речевой этикет" 3 класс ( Ладыженская Т.М.)...

Рабочая программа "Риторика"

Рабочая программа по элективному курсу "Риторика"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности.Детская риторика.2 класс ( Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках».)

Детская риторика34 часа, 1 час в неделюТ.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская«Детская риторика в рассказах и рисунках», 2 класс Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуа...