Рабочая программа по внеурочной деятельности.Детская риторика.2 класс ( Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках».)
рабочая программа (2 класс)
Детская риторика
34 часа, 1 час в неделю
Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская
«Детская риторика в рассказах и рисунках», 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуального направления) составлена на основе программы авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской , в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования и планируемых результатов начального общего образования.
Пояснительная записка
Введение курса внеурочной деятельности «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika_2019-2020_syumaykina_n._a._redakt.docx | 52.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская риторика
34 часа, 1 час в неделю
Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская
«Детская риторика в рассказах и рисунках», 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуального направления) составлена на основе программы авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской , в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования и планируемых результатов начального общего образования.
Пояснительная записка
Введение курса внеурочной деятельности «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
В ходе курса предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют следующие задачи:
- обучение умелой, искусной, эффективной речи;
- овладение способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности;
- освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенций личностного саморазвития.
Курс «Риторика» восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие обучающиеся хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе курса лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне; этот предмет способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.
Место учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения программы курса внеурочной деятельности 1 час в неделю (34 часа в год).
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности - зачетная.
Формы контроля – тесты, викторины, выставка достижений, проекты, концерты, публичные выступления ребёнка; участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах; решение риторических задач; сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
Педагогические технологии, используемые учителем: ИКТ, личностно-ориентированная, «мозговой штурм» и др.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
учащиеся научатся:
- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
- отличать истинную вежливость от показной;
- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
- учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
учащиеся научатся
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- понимать учебную задачу, последовательность действий при её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
Обучающийся получит возможность научиться:
- высказывать своё предположение (версию);
- работать по предложенному плану;
- совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
учащиеся научатся:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя;
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- находить ответы на вопросы,
- используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- обнаруживать изменения, происходящие с объектами (по результатам наблюдения, опыта), устно описывать объекты наблюдения, соотносить результаты с целью наблюдения.
учащиеся получат возможность научиться:
- делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- сравнивать и группировать предметы и их образы;
- подробно пересказывать небольшие тексты, называя их тему;
- при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей
- самостоятельно готовить рабочее место, пользоваться учебными принадлежностями, выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда.
Коммуникативные УУД
учащиеся научатся
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать несложный текст;
- проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;
– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности
- формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
- оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
- осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
учащийся получат возможность научиться:
–анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
- классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
- реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
- признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
- различать описания разных стилей – делового и художественного;
- продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
- анализировать словарные статьи;
- реализовывать словарные статьи к новым словам;
- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
- воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
- анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
- слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
- редактировать текст с недочётами.
Работа с информацией
Обучающиеся научатся:
– получать из потока большой информации, нужную и важную информацию;
– осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках;
– определять возможные источники информации и способов её поиска;
– рассматривать её с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать её, критически оценивать, сопоставлять её с информацией из других источников и жизненным опытом.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– оценивать потребность в дополнительной информации;
– получать информацию из наблюдений при общении;
– анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части;
– наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях.
Совместная деятельность
Обучающиеся научатся:
– определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
– в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
– оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
– осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- выступать перед публикой и слушать своего оппонента;
- различать типы текстов, делить текст на части;
- применять в своей речи новые термины;
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек и «вредных» слов;
- поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом;
- сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
- давать оценку невежливому речевому поведению.
Содержание учебного курса
Общение. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
Текст. Речевые жанры. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
При проведении занятий по внеурочной деятельности по курсу «Риторика» использую следующие виды деятельности: игровую, художественно-творческую, познавательную, досугово-развлекательную.
Основные формы организации внеурочной деятельности при изучении данного курса: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с иллюстративно-наглядным материалом, игра, практическая работа, обязательные практические занятия: работа с иллюстративно-наглядным материалом (в игровой форме);изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни ситуаций речевого общения.
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование.
(по программе – 34 часа, 1 ч в неделю)
№ п/п | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика по теме (на уровне учебных действий) | Даты уроков | |
Плановые сроки изучения материала | Скорректированные сроки изучения материала | |||
1 четверть (40 учебных дней- 8 часов) | ||||
Что такое успешное общение. Речь как средство воздействия на мысли, чувства (1 час) | ||||
1 | Проверь себя. | Приводить примеры важности общения в жизни людей. Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения. | 06.09.2019 | |
Чему учит риторика (3 часа) | ||||
2 | Наука риторика. | Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению. Называть адресанта, адресата высказывания. Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия). Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях. | 13.09.2019 | |
3 | Речевая ситуация. | 20.09.2019 | ||
4 | Адресат – адресант. | 27.09.2019 | ||
Как мы говорим (10 часов) | ||||
5 | Свойства устной речи: темп, громкость. | Называть несловесные средства общения. Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях. Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач. | 04.10.2019 | |
6 | Тон речи. Настроение, чувства и тон говорящего. | 11.10.2019 | ||
7 | Мимика, жесты, поза. | 18.10.2019 | ||
8 | Говорящий взгляд. | 25.10.2019 | ||
2 четверть (39 учебных дней - 8 часов) | ||||
9 | Мы слушаем – нас слушают. | Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения. Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают. Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения. Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях. Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст. Анализировать несловесные средства, используемые говорящим. Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности. | 08.11.2019 | |
10 | Что такое уметь слушать. | 15.11.2019 | ||
11 | Слушаем и стараемся понять. | 22.11.2019 | ||
12 | Слушаем и выделяем непонятное. | 29.11.2019 | ||
13 | Слушаем, как говорят. | 06.12.2019 | ||
Вежливая просьба (3 часа) | ||||
14 | Вежливая просьба. | Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили. Называть речевые формулы вежливой просьбы. Характеризовать особенности скрытой просьбы. | 13.12.2019 | |
15 | Скрытая просьба. | 20.12.2019 | ||
16 | Скрытая просьба. | 27.12.2019 | ||
3 четверть (50учебных дней - 11часов) | ||||
Учусь читать и писать (1 час) | ||||
17 | О чем говорит шрифт? Рисунки, таблицы, схемы. | Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах. Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст. | 10.01.2020 | |
Тема и основная мысль (3 часа) | ||||
18 | Тема и основная мысль текста. | Определять тему и основную мысль текста. Озаглавливать текст. Выделять опорные слова в тексте. Моделировать текст по записанным ранее опорным словам. | 17.01.2020 | |
19 | Опорные слова. | 24.01.2020 | ||
20 | Подробный пересказ. Краткий пересказ. План текста. | 31.01.2020 | ||
Вежливый отказ (2 часа) | ||||
21 | Вежливый отказ. | Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы. Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ. Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ. | 07.02.2020 | |
22 | Ответы на отказ. | 14.02.2020 | ||
Типы текстов (1 час) | ||||
23 | Типы текстов. | Различать повествование, описание, рассуждение, объяснять, чем они отличаются. | 21.02.2020 | |
Рассуждение (2 часа) | ||||
24 | Примеры и правила в рассуждении. | Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать. Называть части рассуждения. Вводить в рассуждение убеждающие примеры. Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон. Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью. | 28.02.2020 | |
25 | Точные и неточные объяснения. | 06.03.2020 | ||
Понятие об описании (4 часа) | ||||
26 | Понятие об описании. Признаки предмета. | Определять тему, основную мысль описания. Описывать хорошо знакомый предмет, животное. | 13.03.2020 | |
27 | Описание в объявлении. | 20.03.1920 | ||
4 четверть (36 учебных - 7 часов) | ||||
28 | Загадки-описания. Сочини загадку. | Определять тему, основную мысль описания. Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли. Определять в тексте его описательный фрагмент. Сочинять загадку, в основе которой лежит описание. | 03.04.2020 | |
29 | Музыкальная страница. | 10.04.2020 | ||
Невыдуманный рассказ (5 часов) | ||||
30 | Невыдуманный рассказ | Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком. Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика. Реализовывать рассказ о случае из своей жизни | 17.04.2020 | |
31 | Части рассказа. | 24.04.2020 | ||
32 | Составление рассказа. | 08.05.2020 | ||
33 | Составление рассказа. | 15.05.2020 | ||
34 | Конкурс рассказов собственного сочинения. Подведение итогов. | 22.05.2020 | ||
Итого: 34 часа |
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Для учителя:
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И.Детская риторика. Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Издательство: ЮвентаБаласс, 2014
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. :Баласс; Ювента. 2014
- Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. :Баласс; Ювента. 2015
- Обучение общению: методика школьной риторики. Учебное пособие для педагогов, студентов вузов, преподавателей и слушателей системы повышения квалификации/Ладыженская Т.А. ЛадыженскаяН.В., КурцеваН.И., Махновская Н.И.,БунееваЕ.В., НовожиловаФ.А., Ладыженская Т.М. –М.; Баласс, 2013
Для учеников:
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник-тетрадь для 1 класса. В 2-х частях. Издательство: ЮвентаБаласс, 2016
Экранно-звуковые пособия
- видеофильмы;
- видеоролики;
- слайды;
- презентации;
Технические средства
- мульти-медийная аппаратура;
- компьютер.
Интернет ресурсы
http://school.yandex.ru-Каталог детских ресурсов «Интернет для детей»
http://shkola.lv – Портал бесплатного образования
http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов
http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов
http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы
http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания кафедры учителей начальных классов
от 28.08.2019г. №1
Руководитель кафедры
учителей начальных классов
_____________ Миронычева И.П.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
__________Л.С. Балаян.
29.08.2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности. "Детская вокальная группа".
Программа внеурочной деятельности по формированию эмоционально эстетического восприятия окружающего мира студии «Детская вокальная группа» разработана в соответствии с требованиями Федерального ...
Программа внеурочной деятельности «Детская риторика»
Данная программа адресована учителям, работающим по программе "Школа "100"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Детская риторика в рассказах и картинках" Т. А. Ладыженская. 1 класс. Школа 2100.
Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начальног...
Программа внеурочной деятельности "Детская риторика"
Нашим детям предстоит жить в сложном противоречивом мире. С одной стороны это мир новейших достижений техники, мир открытых границ и больших возможностей для р...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Детский фитнес"
Программа «Детский фитнес» для обучающихся рассчитана на 4 года обучения (270 часов). Программа предполагает проведение занятий со школьниками 2 часа в неделю. Продолжительность заня...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детской общественной организации «Добро»
В ходе реализации программы « Добро» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.Первы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности детского объединения «Бумагопластика».
Цель программы : развитие мелкой моторики у обучающихся с интеллектуальным нарушением посредством техники бумагопластики.Задачи программы:Обучающие: знакомить с основными понятиями и базовыми фо...