Нравственное воспитание младших школьников в психолого-педагогиском, методическом и историческом аспектах
статья по теме
Большая роль в формировании основ нравственного воспитания детей принадлежит начальной школе, поскольку в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми нравственными ценностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov_v_psihologo-pedag.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Золотова О.А., учитель начальных классов
ГОУ Лицей № 344 Невского района Санкт-Петербурга
Нравственное воспитание младших школьников в психолого-педагогическом, методическом и историческом аспектах
Большая роль в формировании основ нравственного воспитания детей принадлежит начальной школе, поскольку в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми нравственными ценностями.
Вышедшие в последние годы нормативно-правовые и научно-методические документы (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция модернизации российского образования России до 2010» и др.) отмечают необходимость усиления функций воспитания в работе общеобразовательных учреждений. Так, одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается нравственное воспитание подрастающего поколения.
В нашей статье мы остановимся на рассмотрении нравственного воспитания в психолого-педагогическом, методическом и историческом аспектах.
Психолого-педагогический аспект
Нравственное воспитание – это процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. При этом задачами нравственного воспитания являются следующие:
1) формирование представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и преимуществах овладения им;
2) воспитание нравственных чувств, привычек, норм;
3) воспитание гуманных чувств и отношений;
4) формирование основ патриотизма и межнациональной терпимости;
5) воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться;
6) воспитание коллективизма.
На процесс нравственного воспитания младших школьников влияют следующие условия: социальные, демографические, организационно-методические, педагогические.
По мнению многих педагогов и психологов, успех нравственного воспитания в начальной школе обусловлен возрастными особенностями младших школьников. Среди таких возрастных особенностей выделяют следующие:
- ярко выраженная готовность младших школьников к положительному воспитанию и осмыслению явлений общественно-политической, экономической, трудовой жизни общества, окружающих взрослых, доверчиво отношение к слову учителя;
- нравственная сензитивность младших школьников как особая расположенность их к усвоению моральных требований и совершению добрых дел;
- наличие опыта участия в коллективной жизнедеятельности, в совместных делах;
- повышенная эмоциональность младших школьников, отзывчивость на окружающее, любознательность, внушаемость, склонность к подражанию и др.
В педагогике начальной школы выделяют следующие подходы к нравственному воспитанию младших школьников: поведенческий (деятельностный) подход, системный, аксиологический, когнитивный, интегративно-конструктивный, мировоззренческий, целостный, личностно-ориентированный, средовый подход, возрастной подход, герменевтический и др. подходы.
Методический аспект
Целенаправленная воспитательная работа требует диагностирования — исследования учителем уровня воспитанности класса в целом и каждого воспитанника в отдельности. Так, среди диагностических методик нравственной воспитанности младших школьников выделяют следующие: метод прямых вопросов, метод сочинений, метод воспитывающих ситуаций, метод проблемных ситуаций, анкетирование.
Так, выделяют следующие критерии диагностики нравственной воспитанности младших школьников:
1) когнитивный критерий, его показатели: а) полнота и объем нравственных знаний и знаний о нравственных ценностях, б) степень интереса к этим знаниям;
2) эмоционально-ценностный критерий, его показатель – степень развития эмоционального отношение к нравственно значимым ценностям, их личностного принятия;
3) поведенческий критерий, его показатели: а) наличие практического опыта готовности следовать принятым нравственным ценностям в поведении, б) степень способности оценить свое поведение и окружающих с позиций следования нравственным
ценностям.
Среди основных методов, которые учителя использует в процессе нравственного воспитания, выделяют следующие: игры, экскурсии, классные часы, этические беседы. Данные методы учителя используют в процессе нравственного воспитания детей как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе.
В процессе нравственного воспитания младших школьников участвует не только учитель, но и родители, которые должны знать, что успешное нравственное развитие их ребенка зависит от следующего:
- во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье;
- во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравственные потребности;
- в-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребенка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей личности;
- в-четвертых, они должны осознавать важность это задачи для самих себя, а также четко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.
Исторический аспект
Проблемы нравственного воспитания детей привлекали внимание исследователей на различных этапах развития нашего общества. Так, в педагогике выделяют четыре этапа становления и развития теории нравственного воспитания:
I этап (XI - XVIII вв.) - период возникновения предпосылок становления теории нравственного воспитания.
II этап (XVIII - первая половина XIX в.) - период рассмотрения отдельных элементов процесса нравственного воспитания.
III этап (вторая половина XIX века) - формирование основ теории нравственного воспитания.
IV этап (XX век) - становление системы нравственного воспитания
подрастающего поколения. Данный этап принято делить на следующие периоды:
а) период до 1917 года - развитие гуманистического направления
нравственного воспитания.
б) советский период (1917-1980-ые гг.) – становление идеологической системы нравственного воспитания, основной принцип которой – принцип связи школы с политикой.
в) постсоветский период (1990-ые гг. - по настоящее время) - для
которого, прежде всего, характерно усиление общечеловеческой и личностно-
ориентированной направленности нравственного воспитания.
Список использованной литературы
- Косачева И.П. Нравственное развитие младшего школьника. М.: АРКТИ, 2005. – 59 с.
- Мохова И.В. Нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе // Начальная школа. 2009. № 5. С. 38-40.
- Петрова Л.И. Воспитание младшего школьника. Ростов-н/Д: Феникс, 2008.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: ВЛАДОС, 2008.
- Строганова Л.В. Формируем нравственную культуру младших школьников // Начальная школа. 2009. № 5. С. 77-81.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"
Данный материал является кратким описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....
Презентация методической системы нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"
Методическая система представлена в виде презентации...
«Культурно-исторические традиции в системе духовно-нравственного воспитания младших школьников».
доклад на тему:«Культурно-исторические традиции в системе духовно-нравственного воспитания младших школьников»....
Культурно-историческое наследие Сарова как основа духовно-нравственного воспитания младших школьников.
"Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое место", сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна в наше время....
"Духовно-нравственное воспитание младших школьников" - выступление на Методическое объединение
Презентация к выступлению на методическом объединении в рамках конкурса "Педагог года 2015-2016"...
Методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников "Дорогою добра"
Формирование нравственных качеств личности через восприятие, и понимание....
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...