Культурно-историческое наследие Сарова как основа духовно-нравственного воспитания младших школьников.
статья по теме
"Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое место", сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна в наше время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Культурно-историческое наследие Сарова как основа духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Смирнова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №2».
«Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое место» Д.С.Лихачев
Нравственность формируется в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень много зависит от нравственного пространства, в котором формируется ребенок.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что
- общество нуждается в подготовке образованных высоконравственных людей;
- в современном мире человек живет, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепшие чувства, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Как классный руководитель работаю над решением следующих задач:
- воспитание духовности, гражданственности, патриотизма через включение обучающихся в систему гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания;
- организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
- создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
- укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условие духовно-нравственного воспитания школьника.
Важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особые благоприятные условия для включения детей в систему реальных нравственных отношений взаимопонимания, ответственности, требовательности.
Одним из направлений духовно-нравственного воспитания детей я вижу в знакомстве своих учеников с краем, в котором они живут, с истоками культуры родного края. Настоящий гражданин любит Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Без любви к родному городу без знания его истории невозможно воплотить в жизнь добрые начинания.
Традиционными стали Уроки знаний 1 сентября, посвященные истории Земли Саровской. Начинаем изучение в 1 классе со сказа о Земле Саровской, написанного нашим поэтом Павлом Тужилкиным, где в доступной форме, простым и ясным языком даются исторические сведения.
В дальнейшем, на уроках окружающего мира изучаем объекты природы Сарова, взятые под охрану, выполняем проекты «История моего города».
Сотрудничество с библиотекой способствует воспитанию любви к родному краю, его историческому наследию. Библиотечные уроки всегда интересны и познавательны.
Особое место в краеведении занимают экскурсии. Мы посетили святые места, связанные с жизнью Серафима Саровского.15 лет провел он на дальней пустынке – месте, где вокруг раньше был только лес со зверями да птицами. Преподобный Серафим Саровский жил один, отшельником, но помогал всем, кто приходил к нему советом, добрым словом, исцелял от болезней, недугов. Посещение места, где старец 1000 ночей молился за людей, обогащает детей новыми знаниями, чувствами.
В городском краеведческом музее есть экспозиция, посвященная истории Саровского монастыря. Мы узнали о том, какие народы проживали здесь, чем они занимались, знакомились с миром животных и птиц обитающих вокруг нас.
Во время автобусной экскурсии по улицам города узнали об известных ученых, именами которых названы улицы города.
Ездили в р. п. Выездное в Центр ремесел, где нас учили делать куклы из соломы, как в далекие времена наши прабабушки делали такие куклы своим детям и внукам.
Богат наш край ремеслами.
В селе Вознесенское жив народный промысел изготавливать матрешки.
Во время экскурсии в Нижегородский Кремль узнали старинные легенды о башнях, прониклись духом стойкости и патриотизма наших далеких предков.
Во время экскурсии в город Перевоз посетили 12 родников, посвященных 12 апостолам, побывали и в славном городе Муроме.
Из каждой поездки привозили не только сувениры, но и желание узнавать все больше и больше.
Краеведческий материал вдохновил учениц 4 класса на написание исследовательских работ: «Нижегородские таланты - гордость России», которая заняла 2 место в городском конкурсе творческих работ, и «Озеро Светлояр – жемчужина природы». Девочка пишет: «В Нижегородской области огромное количество знаменитых людей. Я выбрала эту тему, потому что она очень интересная и увлекательная. Я буду дальше изучать жизни великих людей. Очень надеюсь, что кто-то из учеников нашей Гимназии станет тоже знаменитым».
С 2011 года в городе проводятся ежегодные Серафимовские детские чтения, которые пробуждают живой интерес детей к традициям Русской православной церкви, к святыням Земли Нижегородской. Участие в чтениях – это помощь в духовно-нравственном воспитании детей и формировании православного мировоззрения. Разнообразен круг тем и вопросов, которые интересуют детей: и церковная архитектура, и жизненный подвиг святых подвижников Земли Русской, и басни на темы нравственности и морали.
В этом году мы впервые поучаствовали в творческом литературном конкурсе православной сказки.
Живой отклик у детей оставляют встречи с нашими земляками, ветеранами Войны, участие в благотворительных акциях «Застава», «Письмо солдату». Ведь они – живые свидетели истории, люди, формирующие нравственные идеалы наших детей.
Впоследствии, на уроке Основы Религиозных культур и светской этики при изучении темы «Нравственные идеалы» дети называли Александра Матросова, Алексея Маресьева, Серафима Саровского.
Одной из основных задач курса является развитие представлений детей о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» призван сыграть важную роль в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
В анкетировании, одной из форм диагностики при изучении индивидуальных особенностей личности, дети отмечали, что коллективные поездки, праздник «Славные города России», очень запомнились. «Они учат любить свою Родину, свой город, уважать людей и своих друзей, быть добрыми, честными и справедливыми».
Знание прошлого, сохранение добрых традиций помогает младшим школьникам формировать свою гражданскую позицию, воспитывает и развивает духовно-нравственные ценности. «Настоящий человек закладывается там, где есть святыни души» (В.А.Сухомлинский).
Использованная литература:
1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников-М.:Просвещение 2009.
2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 класс.-М,:ВАКО, 2004.
3. Окутина Г. Твоя большая малая Родина-Саров, 2007.
4. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. //Классный руководитель, - 2010, №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС
Учителя начального звена нашей гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...
Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы
Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...
Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы
Выступление на МК учителей начальных классов ....
РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает обязательным для изучения в 4 классе курс «Основы религиозных культур и светской этики». Каждая школа, в...
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Духовно – нравственное развитие и воспитание ребёнка как личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет, имеют огромное значение для человека на протяжен...