Методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников "Дорогою добра"
классный час (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa.docx | 836.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа
по духовно-нравственному воспитанию
младших школьников
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 18
Зубова Елена Андреевна
Муром 2015
Цель: формирование нравственных качеств личности через восприятие, и понимание.
Задачи:
1.Способствовать формированию нравственных качеств.
• познакомить с понятием «добро»
• расширение знаний детей о доброте, взаимоуважении,
• формирование у учеников потребности в понимании другого человека;
2. Развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи.
• развивать готовность идти навстречу друг другу;
• формировать навык речевого этикета;
• способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
• развитие умения аргументировать свою точку зрения.
3. Воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям.
• воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
В результате занятия участники смогут:
• сформулировать понятия «добро», «доброжелательность».
• раскрыть нравственное содержание доброты и гуманности;
Форма проведения: путешествие по уголкам доброго сердца.
Подготовительная работа: учитель создает презентацию к занятию, составляет карточки для групповой работы, для игры «Синквейн», раздает ученикам слова, проводит репетицию, привлекает к подготовке реквизитов, дополнительного материала родителей учеников.
Оборудование: плакаты с пословицами о доброте, рисунок «цветка доброты», диски с песнями: « Доброта» сл. Н. Луповой, муз. И. Лученка, «Дорога добра».
Ход занятия.
1.Организационный момент
Ученик читает стихотворение:
Слово это серьёзное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!
Эпиграф: Стремитесь найти хоть однажды
Звезду человечности в каждом!
Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по уголкам большого доброго сердца под этим девизом. Но скажите, как вы понимаете понятие человечность? Людей с каким сердцем, можно назвать человечными? Вот и наше сердечко доброе, умеет дружить, переживать, всегда готово прийти на помощь.
2. Основная часть
Учитель: Итак, мы отправляемся в уголок доброты
- Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, солнце, улыбка, мама, … (дети продолжают)
- Что такое зло? Это нечто противоположное добру: плохое, беда, ненастье.
- Мы живем с вами на планете Земля. Если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? Когда вам было комфортнее: рядом с добрым человеком или со злым?
Давайте заполним лепестки цветка так, что бы каждое слово начиналось одинаково «ДОБРО» Ребята, какие пословицы и поговорки вы приготовили с вашими родителями. (у учителя заготовлены пословицы)
•Добрые дела - красят человека.
• Спеши делать добро.
• Без добрых дел нет доброго имени.
• Жизнь дана на добрые дела.
• За добро - добром платят.
•Худо тому, кто добра не делает никому.
• Не одежда красит человека, а добрые дела.
• Доброе дело само себя хвалит.
Учитель:Вслушайтесь в пословицы народа о доброте. Как вы их понимаете?
Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру.
Игра «Сказка».
Учитель:Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка,.)
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут в этом старинные весы? (Показ самодельных весов)
Игра «Весы»
Учитель:- На одну чашу весов мы будем «складывать зло» (Таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь)
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром.
Вспомните, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.
Дети:(Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашку свою капельку (приготовленные заранее мелкие цветные камушки для аквариума). Вскоре чаша весов добра перевешивает чашу зла.)
Учитель:-Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки – в море добра. Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след.
Учитель:Доброго человека можно еще назвать толерантным. Отправляемся в уголок толерантности.
Что такое толерантность?
Толерантность – это милосердие
Толерантность – это доброта души
Толерантность – это сострадание
Толерантность – это уважение
Толерантность – это дружба
Толерантность – это терпение
- А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.
Учитель:Отправляемся в уголок уважения и гуманности
— Что такое уважение?
— Как проявляется уважение?
— За что можно уважать людей?
— Можно ли уважать себя? Почему?
— Кого и что вы уважаете?
Игра «Обида»
Учитель: Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это не просто шарик, а сердечко маленького человечка, который пришел к нам и не совсем на вас похож. Например, у него другого цвета волосы, темная кожа, другие традиции в семье (учитель показывает шарик). Сейчас мы ее начнем его обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить что-то обидное, мы будем причинять сердечку боль, потихоньку его сдувая. (дети зачитывают фразы с доски:
Ты не интересный, не похож на нас, и так далее
- Посмотрите на шарик - сердечко, изменилось ли оно? Что в нем изменилось и почему?
Шарик от боли сморщился, как при болезни. – сердце человека от боли страдает. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать что-нибудь хорошее, сами тем временем будем надувать шарик, что бы он стал как прежде. Что бы сердечко стало здоровым.
- Ребята, а сейчас посмотрите на него, нашему сердечку лучше, но почему он не такой как прежде?
Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее исправить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».
- Почему мы дольше помним обиды?
- Нравиться ли нам, когда нас обижают?
- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?
- Как быть добрее?
Итог: не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее. Нужно быть терпимым и уважительным к людям, которые чем – то не похожи на вас.
Учитель: А теперь мы отправимся в уголок вежливости, ведь толерантный человек обязательно вежлив. Здесь мы будем с вами играть:
Я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на неё надо хором сказать: "Это я, это я, это все мои друзья!” и похлопать. Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и потопать.
Игры - загадки
• Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
• Кто быть вежливым желает,
Старушке место уступает?
• Кто опрятный и весёлый
Спозаранку мчится в школу?
• Кто из вас идет по школе,
Обдирая стены в холе?
• А во вчерашний понедельник,
Кто был грубый и бездельник?
• Сколько будет пятью пять,
Кто мне сможет подсказать?
• Ну, а кто всегда поможет,
Друга вызволить, кто сможет?
• Малышей кто обижает,
Им учиться лишь мешает?
Учитель: Я буду задавать вопросы, вы улыбайтесь, если так поступает толерантный человек, и хмуритесь, если так поступает не толерантный человек
• Поздороваться при встрече?
• Толкнуть и не извиниться?
• Говорить: «Спасибо» за подарок?
• Обозвать обидным словом соседа?
• внимательно слушать говорившего человека, не перебивать.
• Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
• Помогать родителям?
Итог: Нужно уважать друг друга, несмотря ни на что, быть терпимым и гуманным, вежливым и тогда у вас с будет много друзей.
Учитель: Путешествие продолжается – уголок дружбы.
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Мозговой штурм «Дружба – это …».
Работа над понятием «дружба».
Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям?
После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на мини-цветочках и приклеиваются к листу (будущей газете).
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
В толковом словаре С.И. Ожегова:
ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью
В. И. Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:
«Дружба - …это бескорыстная приязнь».
Зачем дружба нужна людям? Кого вы называете своими друзьями
Но ведь даже у друзей бывают ссоры и конфликты, дайте научимся их разбирать и избегать.
Игра “Корпе мира”
Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. “Корпе мира” побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы, друг с другом.
Ход игры. Для игры необходимо корпе.
Учитель: - Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (Ответы детей)
- С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? (Ответы детей)
- Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? (Ответы детей)
- Сегодня я принесла для нас вот такую вещь. Это наше с вами “корпе мира”. Давайте договоримся, если возникнет спор, “противники” могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Учитель кладет в центре комнаты корпе, а на нее — красивую игрушку.) Представьте себе, что Мира и Алина хотят взять эту игрушку поиграть, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут на “корпе мира”, а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на корпе.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию? (Ответы детей)
Обсуждение вопроса
Почему произошёл данный конфликт. Как его разрешить? Послушайте стихотворение и скажите, как нужно себя вести, если все-таки возник конфликт.
Не навреди! Подумай! Не шуми!
Всех уважай! Добрее посмотри!
Не спорь, коль не уверен! Отойди!
А, если с кем и вышло что не очень,
То первым подойди сам, между прочим.
Скажи: - Давай забудем все разборки.
«Худой мир лучше ссоры» в поговорке.
Ты – Человек! Ты – умный, добрый, знаю,
Тебе я, милый, очень доверяю!
Ты дружелюбен! Мы не правы в паре.
И эта ссора надо нам? Едва ли!»
Учитель: - Как нужно себя вести, если все -таки возник конфликт? Какими словами заканчивается стихотворение?
Работа в группах: обсуждение правил дружбы.
– А есть книга (мультфильм), в которой действительно один герой написал объявление о том, что хочет завести друзей.
- Кто этот герой?
- Что помогло всем подружиться? А кто им мешал?
- Но ведь у героев этой книги была замечательная мысль: построить Дом Дружбы. Хотели бы вы жить в таком доме?
- Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть и по каким законам жить в Доме Дружбы.
Давайте с вами выработаем правила дружбы, ПОВЕСИМ В НАШЕМ УГОЛКЕ И ПОСТАРАЕМСЯ ЭТИ ПРАВИЛА СОБЛЮДАТЬ. (работа в группах по составлению правил дружбы), в приложении.
• Не выдавать чужие секреты;
• Всегда быть откровенным с другом;
• Не бойся попросить прощения;
• Не груби;
• Не надо менять друзей;
• Надо быть постоянным в дружбе;
• Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
• Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
• Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
• Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).
• радоваться вместе с другом его успехам;
• предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
• стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций;
• защищать друга; и т.д.
• (правила составленные детьми вклеиваются в «газету»)
3. Обобщение
Игра «Синквейн
Поиграем в игру. Учитель раздает карточки для игры. Она называется «Синквейн» от французского «Пятистрочие». Первая строчка – данное слово, вторая строчка – два прилагательных к этому слову, третья строчка - три глагола к данному слову, четвертая строчка – короткое предложение об этом слове, пятая – слово-ассоциация. (правила игры объясняются детям доступным языком, родители с правилами ознакомлены заранее) Например, ребенок; красивый, любимый; играет, радуется, поет; Ребенок – это маленькое солнышко, Радость.
Предлагаю вам для игры словосочетание «толерантный человек». (В данной игре помогают приглашенные родители) Опрос детей.
4. Подведение итога. Рефлексия.
Учитель: А сейчас ребята построим Домик дружбы, толерантности, доброты, как хотели герои мультфильма. Для этого приготовьте шаблоны, которые вы приготовили вместе с вашими родителями и наклейте их на плакаты. Дети под песню «строят» дом, мир вокруг себя.
Вам понравился ваш дом? Ваш мир, где все дружат, никого не боятся?. Ребята мы можем с вами по- настоящему создать такой мир. Но что для этого нужно? (ответы детей)
ВЫВОД: Правильно , чтобы в каждом сердце нашелся уголок для гуманности, доброты, взаимоуважения, толерантности. Давайте поселим наши сердца в этом домике. Пусть они оберегают нас и мир вокруг нас.
Создание круга дружбы
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои,
Ты им улыбку подари. (Дети улыбаются друг другу)
Слева друг и справа друг,
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку пожми,
Передай ему тепло твоей руки.( дети пожимают руку тому, кто справа)
Много в мире нужных вещей,
Но друга иметь – намного важней.
Нет пословице, ребята, верней,
Той, что гласит «Имей СТО друзей».
Держась за руки, дети исполняют песню
Учитель: - Пришло время сказать друг другу «До свидания» с новой надеждой на встречу. Ведь без расставаний не будет и встреч. Давайте хором весело скажем:
Если каждый будет друг к другу терпим,
Мы сделаем вместе толерантным наш мир!
-Давайте вернёмся к нашему « цветку доброты»
– Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?
( Ученики выходят с цветами, на которых написаны слова, обозначающие качества доброго человека. Это задание они готовили дома.)Какая чудесная получилась цветочная поляна! На ней обозначают необходимые человеку качества: милосердие, сострадание, бескорыстие, благодарность, уважение, нежность, скромность. Заботьтесь о своём саде, не позволяйте зарастать ему сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами. Спешите делать добро!
Песня « Дорога добра».
Список литературы:
1. М.И. Рожков, Л.В. Бойбородова, М.А. Ковальчук “Воспитание толерантности у школьников”.
2. Классный руководитель №4 2006 год, Г.А. Абозина, Ростовская область, классный час для старшеклассников “Толерантность”.
3. Педагогический вестник, 2008 год, С.Брунько, “Будь толерантен – попросту терпим”.
2. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2007.
3. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2008.
4. Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. и др. – Волгоград: Учитель, 2007.6. Психологические игры – тренинги.
7. О.Д. Ушакова “Афоризмы и крылатые выражения”, справочник школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Добрые традиции семьи" (методическая разработка классного часа)
Что такое традиции. Какие бывают традиции,...
Методическая разработка классного часа на тему "В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души"
Классный час разработан для учащихся 3-4 классов. Подобранный материал раскрывает смысл таких нравственных понятий как "доброта", "милосердие"; показывает нео...
Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Классные часы по духовно-нравственному воспитанию для 1-2 классов
Классные часы и презентации по духовно-нравственному воспитанию для 1-2 классов...
Методическая разработка урока на тему: "Духовно - нравственное и патриотическое воспитание школьников"
Цели:- воспитание культуры поведения;- создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.Задачи:- формирование цельной духовно нравственной личности;- воспитание ува...
Классные часы по духовно-нравственному воспитанию
Цикл классных часов по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе....
КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»
Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...