ОРКСЭ Урок 9. «Свобода и моральный выбор человека»
методическая разработка (4 класс) по теме
Сформировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор»
Уметь грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.
Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся
Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9_orkse.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 9 ОРКСЭ «Свобода и моральный выбор человека»
Цели :
1. Образовательные:
Сформировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор»
Уметь грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.
2. Развивающая:
Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся.
3. Воспитательная:
Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.
Оборудование:
учебник, рабочая тетрадь, текст притчи, мультимедийная установка
План занятия:
1. Орг. момент.
2. Обсуждение результатов домашнего задания. Возможные вопросы учащимся.
3. Создание ассоциативного ряда к слову свобода. Обсуждение . Работа со словарями, справочниками и энциклопедиями.
4. Работа с притчей «Все в твоих руках».
5. Выводы, связать с понятием моральный выбор.
6. Работа с примерами.
7. Чтение статьи из пособия для учащихся.
8. Итог
Эмоциональный настрой на урок
Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.
-Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?
Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой?
Работа над новым материалом
- Какие слова вы представляете, когда слышите слово свобода?
Напишите их.
Проверка и дополнение
+ ЖИЗНЬ, ВЫБОР, ПРОСТОР, НЕБО, СЧАСТЬЕ, КАНИКУЛЫ, ВЕТЕР и др.
Работа в группах. Работа со словом «свобода» по словарю Ожегова, большому Энциклопедическому словарю.
Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.
Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества.
Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.
Обсуждение
- Что значит быть свободным?
- Для чего нужна свобода?
- Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?
Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику?
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
- Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
- Какой путь выбрали бы вы, ребята?
Вывод. Человек всегда может сделать выбор.
Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».
Чтение статьи на странице 22-23
- Найти ответы на вопросы.
- Что такое моральный выбор?
-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?
-Как должен поступать добродетельный человек?
-Что такое моральный конфликт?
Мой выбор
Ситуация 1.
Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?
а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;
б)куплю много конфет и угощу всех товарищей;
в)поступлю по- другому.
Обсуждение ответов.
Вопросы по сказкам : 1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?
2.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
3.Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?
Итог. Рефлексия.
-Что такое свобода?
-Как связана свобода с моральным выбором?
-Что влияет на выбор?
-Всегда ли у человека есть выбор?
-Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?
- Всё ли было понятно на уроке? Вы- свободные люди?
Домашнее задание
Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина.
В каких ситуациях морального выбора оказалась Чернавка?
Как она поступила? Приходилось ли вам оказываться в ситуации
морального выбора?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к конспекту урока "Свобода и моральный выбор человека".
Демонстрационный материал к конспекту урока "Свобода и моральный выбор человека". (ОРКСЭ)...
ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека"
Данный урок проводится в 4 классе. Предмет - ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". Цель урока: формировать представление о свободе как основе нравственного выбора человека.Задачи: - формировать ...
Технологическая карта урока «Свобода и моральный выбор человека» (модуль ОСЭ, урок №9)
На уроке организуется работа в группах, используя технологию приёма "Мозаика". Представлены листы для самооценки....
ОРКСЭ 4 класс " Свобода и моральный выбор человека."
Данный материал может использоваться, как на уроках ОРКСЭ, так и во внеклассной работе. Советую дополнить занятие просмотром м.ф " Огромное небо одно на двоих" Материалы к уроку содержатся в папке - а...
4 класс. ОРКСЭ. Технологическая карта урока по теме "Свобода и моральный выбор человека"
Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Свобода и моральный выбор человека" и информационные ресурсы, используемые на уроке....
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека" (учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свободе, моральном выборе и конфликте, их связиЗадачи урокаДидактические:1. познакомит...