Технологическая карта урока «Свобода и моральный выбор человека» (модуль ОСЭ, урок №9)
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему
На уроке организуется работа в группах, используя технологию приёма "Мозаика". Представлены листы для самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_svoboda_i_moralnyy_vybor.docx | 29.65 КБ |
svoboda_i_moralnyy_vybor_cheloveka_2.pptx | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
«Свобода и моральный выбор человека» (модуль ОСЭ, урок №9)
Учитель: Бобовникова Н.Ю., МБОУ СОШ №24г. Ковров
Цель: формирование понимания значения свободы и морального выбора в жизни человека и общества.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-формирование умения постоянно учиться
-учить делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
-формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-формирование умения работать с новой информацией
-формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания,
- формирование умения работать в паре и группе
- формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера
- формировать начальные формы рефлексии
- формировать умения принимать и сохранять учебную задачу
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-освоение знаний по теме «Свобода и моральный выбор»
Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.
Подготовленная ИОС
ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебник «Основы светской этики» Просвещение 4 класс, электронное приложение к учебнику, информационные листы по теме урока, инструкционные карты,
План взаимодействия педагога и учителя.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
1 | Организационный момент. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. | Проводит энергезирующую разминку. | Эмоционально настраиваются на урок | Коммуникативные |
2 | Актуализация знаний, выход на тему, цель, учебные задачи в сотворчестве с детьми. | Читает притчу. Слайд. Приложение 1. Задаёт вопросы: -Какой вопрос каждое утро встаёт перед учителем? -Что приходится делать учителю? (выбор) -Какие слова вы представляете, когда слышите слово выбор? ( одно из слов свобода) -Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? Дополните тему сегодняшнего урока. Слайд Свобода и моральный ----------человека.(выбор) Хотели бы вы узнать: -Что такое свобода? -Что влияет на выбор? Слайд. Это то, что мы постараемся узнать на уроке. Какие источники информации нам помогут? Как бы вы хотели работать? Чему будем учиться?- принимать и сохранять учебную задачу -работать с информацией -слушать и слышать товарищей -чётко и ясно излагать своё мнение -работать в паре или группе -учится делать нравственный выбор и давать нравственную оценку Слайд Подготавливает ИОС: доска, слайды. | Слушают текст. Формулируют тему, цель и задачи урока, отвечая на вопросы, вступая в диалог с учителем. | Коммуникативные Регулятивные. |
3 | Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока) -работа учащихся с материалом учебника | Задаёт вопросы: -Что такое свобода? -Кто более свободен в своих действиях, животное или человек и почему? Слайд. Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.
Задаёт вопросы для групп: 1 гр. Что значит быть свободным? Слово учителя. Свобода – это, прежде всего ответственность за тот выбор, который ты совершаешь в жизни. Организует работу в группах, используя технологию приёма «Мозаика», создаёт подготовленную ИОС. (Вопросы для участников групп: -Что такое моральный выбор? -От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением? -Как должен поступать добродетельный человек? -Что такое моральный конфликт? Задание: выбрать и записать из текста цитату, которая наилучшим образом подходит для ответа на вопрос) В позиции консультанта – фасилитатора. Организует диалог по вопросам, используя иллюстрации учебника. -В какой ситуации морального выбора оказался мальчик? Стр.22 В какой ситуации морального выбора оказалась Чернавка? Как она поступила? Стр.23 | Читают самостоятельно 1-2 абзац учебника(стр.22) Индивидуальная работа со словарями, находят определения свободы. Зачитывают определение в учебнике, в словарях, дают устные ответы. (фронтальная работа) Обсуждают вопросы в группах, высказывают своё мнение. Читают текст учебника(стр.22 с 3 абзаца- стр.23.)., разбитый на четыре части, отвечают на свой вопрос в инструкционной карте. Работают согласно технологии. Участвуют в диалоге согласно технологии. Участвуют в диалоге. | Коммуникативные Познавательные Регулятивные Личностные. |
4 | Закрепление. | Слайд. В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом — дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так поведет себя. Но выбирает он сам. Вывод:
Предлагает ситуации для обсуждения в парах: 1.У тебя есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К тебе пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то, какое взять себе? 2.Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, и знаешь, чей он. Как ты поступишь? 3. Летом ты заработал деньги для поездки на экскурсию, а папа просит тебя отдать ему эти деньги, т.к. они ему сейчас очень необходимы для личных нужд. Как ты поступишь? Слово учителя. Кому сложно было сделать выбор? А кому легко? Но бывают случаи посложнее. Читает материал. Подвиг во имя жизни. Слайд Приложение 3. | Обсуждают в парах по одной предложенной ситуации, высказывают своё мнение. | Коммуникативные Познавательные Регулятивные Личностные. |
5. | Рефлексия деятельности (итог урока) | Выдаёт листы самооценки, даёт инструктаж по их заполнению. Организует диалог по самооценке. | Заполняют листы самооценки. Приложение 4 Участвуют в диалоге. | Регулятивные Коммуникативные |
6. | Подведение итогов урока. Домашнее задание. | Обращается к теме урока, целям и задачам. слайд. Благодарит за работу учащихся, мотивируя их на дальнейшее самостоятельное получение знаний. Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания. | Выбираю по желанию домашнее задание. Приложение 5 Слайд. | Коммуникативные Регулятивные Личностные |
Приложение 1.
Притча. Утренний выбор.
Учитель всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Его ученики сидели вокруг, и один спросил:
— Почему Вы улыбаетесь? Что хорошего произошло?
Учитель ответил:
— Просто это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня: блаженство или страдание, радость или недовольство? И так случается, что я выбираю блаженство.
Приложение 2.
Ситуации для обсуждения в парах.
1.У тебя есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К тебе пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то, какое взять себе?
2.Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, и знаешь, чей он. Как ты поступишь?
3. Летом ты заработал деньги для поездки на экскурсию, а папа просит тебя отдать ему эти деньги, т.к. они ему сейчас очень необходимы для личных нужд. Как ты поступишь?
Приложение 3.
Подвиг во имя жизни.
8 мая 1949 года на территории Трептов-парка в Берлине был открыт «Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом». Всемирно известный мемориальный комплекс в Трептов-парке, где похоронены около пяти тысяч советских воинов, — это фигура советского солдата, в одной руке которого — меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой — спасённая из развалин в Берлине маленькая немецкая девочка. По свидетельству маршала Василия Чуйкова, прототипом статуи воина-освободителя стал сержант Николай Масалов. 26 апреля 1945 г. в ходе боёв в центре Берлина Масалов вынес трёхлетнюю немецкую девочку из зоны обстрела. Николай Масалов сделал свой нравственный выбор: рискуя своей жизнью, он спас ребёнка.
Приложение 4.
Листы самооценки.
(Подчеркните верные утверждения)
От чего зависит моральный выбор человека? | На чём основано нравственное поведение? | Что такое моральный выбор? | Чем определяется моральный выбор человека? |
- от страны - от самого человека - от родителей - от друзей | - на законах - на моральных нормах - на советах друзей - на привычках | - между моральными нормами - между добром и злом -между своими интересами и интересами других -верны все ответы | - местом жительства - стойкостью характера - семьёй - возрастом |
Приложение 5.
1. Вопросы в учебнике стр. 23 №1-2
2. Написать сочинение на тему «Как я оказался в ситуации морального выбора».
3. Вспомнить сказки и нарисовать иллюстрации по теме урока.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Свобода и моральный выбор человека.
Узнать Что такое свобода? Как связана свобода с моральным выбором? Что влияет на выбор? Всегда ли у человека есть выбор? Учиться Принимать и сохранять учебную задачу Работать с информацией Слушать и слышать товарищей Чётко и ясно излагать своё мнение Работать в паре или группе У чится делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому. Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества. Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.
Вопросы для обсуждения в группах. 1 гр. Что значит быть свободным? 2 гр. Для чего нужна свобода? 3 гр. Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода? 4 гр. Кто чувствует себя счастливым и почему?
Работа в группах.
Человек всегда может сделать выбор. Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор ».
Работа в парах.
Узнать Что такое свобода? Как связана свобода с моральным выбором? Что влияет на выбор? Всегда ли у человека есть выбор? Учиться Принимать и сохранять учебную задачу Работать с информацией Слушать и слышать товарищей Чётко и ясно излагать своё мнение Работать в паре или группе У чится делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
Домашнее задание. 1. Вопросы в учебнике стр. 23 № 1- 2. Написать сочинение на тему «Как я оказался в ситуации морального выбора». 3. Вспомнить сказки и нарисовать иллюстрации по теме урока
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы светской этики. Урок-презентация "Свобода и моральный выбор человека"
Основы светской этикиУрок-презентация по теме "Свобода и моральный выбор человека" В данном уроке применяются разнообразные формы работы: групповая форма работы, беседа, дискуссия, творческие работы....
ОРКСЭ Урок 9. «Свобода и моральный выбор человека»
Сформировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор» Уметь грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения. Способствовать развитию мышления и грамотной реч...
Технологическая карта урока светской этики по теме "СВОБОДА И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА"
Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Свобода и моральный выбор человека"....
Презентация к конспекту урока "Свобода и моральный выбор человека".
Демонстрационный материал к конспекту урока "Свобода и моральный выбор человека". (ОРКСЭ)...
Методическая разработка урока по модулю «Основы светской этики» на тему: «Свобода и моральный выбор человека».
Разработка урока по теме свобода и моральный выбор человека помогает понять что свобода, это не вседозволенность, свобода зависит от выбора сделанного человеком, и чем моральный выбор отличается от вы...
4 класс. ОРКСЭ. Технологическая карта урока по теме "Свобода и моральный выбор человека"
Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Свобода и моральный выбор человека" и информационные ресурсы, используемые на уроке....
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека" (учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свободе, моральном выборе и конфликте, их связиЗадачи урокаДидактические:1. познакомит...