«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».
план-конспект урока (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УРОК № 3.
«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».
Цель: возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
Задачи:
- воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным;
- учить детей дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением;
- подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;
- показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;
- улучшение взаимоотношений в семье.
Ход урока.
- Организация деятельности учащихся.
- Введение в тему урока. О чем пойдет речь сегодня на уроке? (чтение стихотворения учителем).
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
- Работа с понятиями род и семья.
Беседа с учащимися по вопросам:
- Как вы понимаете значение слова «семья»?
- Как образовано это слово?
- Что такое род?
- Существует ли сегодня понятие рода?
- Создание образа семьи. (Самостоятельная работа детей: у каждого на парте заготовки сердцевинки и лепестков цветка. Дети составляют образ своей семьи, подписывая лепестки именами членов семьи. Из цветков формируется полянка класса на доске).
- Обсуждение результатов самостоятельной работы.
- Может ли человек прожить один?
- Работа в группах.
Ассоциативный портрет семьи.
На заранее заготовленных листах дети рисуют, как представляют собой семью, пишут, что такое «семья» в их понимании.
Посмотрите, что нарисовала я.
- С кем или с чем можно олицетворит свечу? (с человеком).
- Воск – …(тело)
- Фитиль – …(душа)
- Огонь - …(оживотворяет свечу)
Свеча возгорелась духом – очаг.
С чем можно еще сравнить огонь, очаг? (Дом, наполненный любовью, уважением. Любовь – животворящая сила семьи, дома, человека).
- Знакомство с семейными заповедями.
- Семья – это особый союз, где все друг другу помогают, где человек старается согласовать свои действия с жизнью остальных. А какие правила, заповеди соблюдаются в вашей семье? (помогать друг другу, жить в любви, уважать друг друга, слушаться старших, не ссориться, помогать по хозяйству)
- Как вы понимаете значение слов – слушаться родителей? (слышать их, выполнять их поручения, просьбы)
- Могут ли дети сами готовить себе еду, одеваться, делать домашние дела? У кого этому нужно учиться? (у своих родителей)
- В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим. Но почему же так трудно слушаться, ведь даже если ты знаешь, что тебе говорят правильные вещи, все равно подчиняться непросто. Что же нам мешает? (упрямство, своеволие)
- Как с ними бороться? (сдерживать себя, тренировать волю, соблюдать семейные традиции, семейные заповеди)
- А какие же заповеди должны жить в семье?
- Почитай отца, мать
- Возлюби ближнего своего, как самого себя
- Делай другому так, как хотел бы чтобы делали тебе
- Не огорчай никого
- Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья – живой организм, где все решается сообща, где держат общий совет.
- Подведение итогов урока.
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
- Задание на дом: Подготовь рассказ о своей семье. Вместе с родителями придумай и нарисуй герб своей семьи.
УРОК № 4.
«ЦЕННОСТЬ РОДСТВА И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ».
Цель: воспитывать у детей чувство гордости за свою семью, фамилию, за своих родителей.
Задачи:
- воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным;
- учить детей дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением;
- подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;
- показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;
- объяснить детям суть терминов «родословная», «родовое дерево».
Ход урока.
- Организация деятельности учащихся.
- Введение в тему урока.
Сегодня мы продолжаем разговор о семье. Скажите, пожалуйста, как вы думаете, почему у нас на доске изображение старого ветвистого дерева? Как он относится к теме нашего урока?
- Работа с понятиями род и семья.
Каким старинным словом можно заменить слово «семья»? (Подвести детей к понятию «род».)
Это слово можно заменить еще словом «династия». (Слова «род» и «династия» помещаются на доске.)
В одиночку каждому трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем-то разделить радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили.
Каждый человек на земле имеет свою фамилию, имя. Это отличает его от других людей. Фамилия человека, которая передается из поколения в поколение, - его гордость.
Сейчас я прочитаю вам сказку В.А.Сухомлинского «Сказка о человеке и стрекозе»
«Человек пошел на кладбище к могиле Отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы.
На стебельке травы сидела Стрекоза. Она внимательно наблюдала за работой Человека и думала: что он делает? Ведь здесь не огород и не цветник.
Прошло несколько дней. Человек опять пришел на кладбище. Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом кусте первый цветок.
- Человек, - не утерпела Стрекоза,- что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот холмик? Зачем сажаешь на нем цветы, поливаешь траву?
- Под этим холмиком мой Отец, - ответил Человек. – Это его могила.
- А что такое Отец? – опять спрашивает Стрекоза.
- Что такое могила?
Человек объяснил. Но Стрекоза не могла ничего понять. Она стала просить:
- Человек, скажи мне, что надо сделать, чтобы понять все, о чем ты говоришь?
- Для этого надо быть Человеком,- ответил Человек.
- Понравилась вам сказка? Какие выводы вы сделали из услышанного?
- Только люди знают своих родственников, помнят их.
Род состоит из поколений. Как называются старшие поколения? А младшие? (На доске появляются слова «предки», «потомки».)
Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А кто же составляет ветви, могучие стволы и корни вашего семейного дерева?
- Назовите родственников, которых вы знаете.
- Давайте проверим, все ли из нас знают своих родственников. Сейчас я раздам вам карточки. Необходимо соединить линией соответствующие понятия в столбиках.
- Работа в группах (желательно с использованием интерактивной доски).
Прабабушка Папин или мамин брат
Бабушка Сын твоей тети и дяди
Дедушка Мама твоего дедушки или бабушки
Дядя Дедушка твоего отца или мамы
Тетя Мама твоей мамы или папы
Двоюродный брат Папа твоей мамы или папы
Двоюродная семья Мамина или папина сестра
Племянник Сын твоей сестры или брата
Племянница Дочь твоей сестры или брата
Отчим Муж твоей мамы
Мачеха Жена твоего папы
- Знакомство с понятием «семейные ценности».
Каждый род что-то объединяет. Посмотрите на слова. Что, по-вашему, из этого списка должно объединять каждый род? (Дети выбирают с доски таблички со словами, объединяющими род.)
верность традициям | забота | любовь |
сквернословие | фамилия | общее увлечение |
добрые дела | драка | общие предки |
подарки | праздники | ссора |
обида | сходство | взаимопонимание |
- В каждой семье этим дорожат и все это ценят. Как можно назвать это одним словом? (Ценность)
- Что еще может обозначать слово ценность? (богатство…)
- Чем эти ценности отличаются друг от друга? (духовные, материальные)
- Какие из них являются главными, наиболее важными?
- В одной из русских пословиц говорится: «Мир и лад – доброй семьи уклад». Как вы понимаете эту пословицу?
- Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке о себе и о других? Уважаемые потомки, поднимите, пожалуйста, руки! Я верю, что вы будете достойны своих предков!
Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением В. Берестова, в котором поэт обращается к своим потомкам с такими словами:
Любили тебя без особых причин:
За то, что внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей…
- Задание на дом: Вместе с родителями нарисуй свое родовое дерево.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").
Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....
урок по орксэ модуль "светская этика" "Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества"
Урок разработан для 4 класса. В материале презентация и разработка урока....
« Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»
Углубить у детей сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях....
Урок ОРКСЭ Тема урока: Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества
Усвоение понятий: семья.воспитание, род, традиции, научить анализировать нравственные понятия, связанные с семейным воспитанием...
Модуль «Основы светской этики». Тема урока:«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС...
Конспект занятия «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»
Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»...