Методическая разработка урока"Свобода и ответственность" курса ОРКСЭ, модуль "Светская этика"
методическая разработка (4 класс) по теме
В материале содержится подробное поэтапное описание урока по заданной теме, использованных приёмов и методов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_svoboda_i_otvetstvennost_kursa_orkse_modul_ose.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
изучения темы «Свобода и ответственность»
курса ОРКСЭ (модуль ОСЭ)
Учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 19 г. Владимира
Мамоновой Елены Викторовны
Цель:
формирование духовно-нравственной культуры личности через изучение темы «Свобода и ответственность»
Задачи:
личностные
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- воспитывать желание быть духовно красивым человеком;
- развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;
- формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.
метапредметные
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;
- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
предметные
- создать условия для осознания учащимися основных понятий;
- уточнить смысл понятий: «свобода», «ответственность»;
- формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Ожидаемый результат:
личностный:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;
предметный:
осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора, ответственности человека;
метапредметный:
навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.
Основные термины и понятия:
свобода, моральный выбор, ответственность, преднамеренность. Ситуация морального
выбора.
Оборудование:
учебник; рабочие тетради; ноутбук; проектор; презентация; мелкие предметы по
количеству групп, например: газеты, нити, кусочки ваты, небольшие листы бумаги, тексты притч.
Примерный ход урока*:
1. Орг. момент
2. Эмоциональный настрой на урок
Представьте: летний тёплый день, цветущий луг, вокруг порхают бабочки, вы стоите, широко раскинув руки, устремив взгляд ввысь, к бездонному голубому небу, подставив лицо солнышку и ощущая легкость, свободу и желание познавать мир.
Слайд №1
___________________________
*
Задания основных этапов могут использоваться выборочно
3. Целевая установка.
Сегодня на уроке мы продолжим познавать законы жизни человеческого общества и говорить о свободе.
Запись на доске даты и номера урока (№ 10)
4.Формулировка темы урока.
Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку.
Слайд №2
Ползти. Идти. Бежать. Лететь.
Стремиться. Верить и хотеть...
Забыть. Устать. Застыть. Стоять.
Хандрить. Поддаться. Угасать...
Два выбора. И две судьбы.
Ну, а итог решаешь ты...
Татьяна Ярошевич
Вопросы:
- Как вы понимаете эти слова?
- Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему уроку?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
Учитель открывает тему: «Свобода и ответственность».
Слайд №3
Сегодня мы как раз и поговорим о том, как научиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами. Узнаем, какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность. Ответим на вопрос: «Связана ли ответственность с необходимостью и умением человека сделать правильный и свободный выбор?».
5. Проверка домашнего задания.
(с. 23 – вопрос «Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?»)
- Чтобы начать наш разговор, проверим домашнее задание.
Посмотрите на картину Федора Решетникова «Опять двойка» с точки зрения морального конфликта? Слайд №4,5
Плохая отметка - мама, семья
Сказать или не сказать?
Как правильно выйти из этого конфликта?
Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора? Приведите свои примеры.
Вывод: Из ваших жизненных ситуаций видно, что каждый из вас часто оказывается в ситуации морального выбора, и чтобы поступить правильно, добродетельно, обязательно нужно все взвесить, подумать, потом принять решение.
6. Актуализация опорных знаний.
Разбейтесь на группы в зависимости от того, у кого какой предмет лежит на парте (нитки, лист бумаги, пуговица, газета, кусочек ваты). Каждой группе надо решить, что главное можно сделать с этим предметом (каждый участник группы называет свою версию – сообщает решение ответственный, выбранный группой.)
Выслушивается решение каждой группы.
Вопросы:
Какие еще были мнения в группе?
Почему группа решила именно так?
Были ли все члены группы свободны в своем решении?
Всем ли было легко согласиться с мнением группы? Почему?
Выводы.
Предмет может быть один, а решения о его использовании разные. Иногда решение принять нелегко, это может быть связано с тем, что человек должен принять мнение большинства, уступить.
Свобода проявляется не только в отстаивании своего мнения, но и в возможности уступить.
Каждый человек свободен в своем выборе, но должен помнить, что несет ответственность за свои решения.
7. Изучение нового материала:
Сегодня мы как раз и поговорим о том, как научиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами.
(Выходят дети, читают заранее подготовленное стихотворение А.Барто «Уехали») Уехали
Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком —
Ему пощупать нос.
Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.
Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увёз.
Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовёт на сбор.
И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.
Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.
Ребята вспомнили о нём —
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.
Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
(Агния Барто.)
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, почему именно это стихотворение А.Барто прозвучало на сегодняшнем уроке?
- Как бы вы поступили, оказавшись в такой ситуации?
- О какой ответственности идет речь в стихотворении?
8. Работа в группах с литературными текстами (ПРИТЧИ).
Каждая группа должна ознакомиться с притчей и кратко пересказать по плану:
Слайд №6
Кто главные действующие лица притчи?
Что с ними произошло?
Чем закончилась история?
1 группе:
Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, – подумал он, — и копейка – деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует – кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. – Была одна копейка, а теперь – тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! – обрадовался счастливчик, – А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, – и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие…» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька…
2 группе:
" Жил некогда молодой человек - очень бедный индеец. Он жил в большом городе, и окружали его только белые люди. У него не было ни дома, ни родных, ни друзей. Он пришел в город за счастьем, но нашел лишь нищету и боль. Время от времени он, работая как мул, добывал несколько монет на кусок хлеба. Если бы не это, ему пришлось бы просить милостыню, или воровать.
Однажды молодой человек отправился на рынок. Бредя как в тумане, он диким взглядом рассматривал изобилие прекрасных товаров. Он был в таком шоке, что не видел, куда идет, и, в конце концов, налетев на стоявшие корзины, свалился на какого - то старика.
Старик нес четыре большущих кувшина, и только что остановился и присел, чтобы перекусить. Парень разозлился и обругал старика за то, что тот расселся у него на дороге. Кувшины старика опрокинулись и покатились. Увидев это, молодой человек решил, что на сегодня ему удалось найти для себя пропитание.
Он помог старику и взялся нести тяжелые кувшины. Старик сказал, что идет домой в горы, и молодой человек настоял на том, чтобы сопровождать его хотя бы часть пути. Старик повернул в горы и по дороге накормил молодого человека, отдав ему часть купленных на рынке продуктов. Молодой человек набил брюхо под самую завязку и, почувствовав, что сыт, начал замечать, насколько тяжелы сосуды, которые он нес. Он покрепче прижал их к себе.
Молодой человек спросил у старика: что у тебя в этих кувшинах? Старик не ответил, но сказал, что собирается показать молодому человеку друга, который развеет его горести, даст ему совет и научит мудрости необходимой для того, чтобы разобраться в неисповедимых путях этого мира.
После этого старик призвал к себе оленя. Ничего красивее этого оленя молодому человеку в своей жизни видеть не доводилось. Олень был настолько ручным, что подошел совсем близко и бродил вокруг.
Он сиял и переливался всеми цветами радуги. Молодой человек был настолько очарован, что тут же догадался, что это волшебный олень. Старик сказал, что если молодой человек хочет, чтобы олень стал его другом и подарил ему свою мудрость, он должен всего на всего отказаться от кувшинов.
Все мелочные желания и страсти молодого человека всколыхнулись в ответ на это предложение. Молодой человек спросил: Так что же, все-таки в твоих кувшинах. Старик искренне ответил, что в кувшинах пища.
Разумеется, молодой человек не поверил ни единому слову старика. Он прикинул, что старик наверняка колдун. И если за свои кувшины он готов отдать волшебного оленя, то, какое невероятное могущество, какую фантастическую силу они должны содержать. Молодой человек заявил, что он выбирает кувшины.
Молодой человек схватил кувшины и убежал. Забрался в укромное место и там их открыл. В кувшинах оказались только пища и вода, молодой человек в припадке гнева сбросил их с высокой скалы на камни.
Юноша догнал старика, и высказал ему всю свою злость и обиду, но тот ответил: "Ты сам не знаешь, чего ищешь, ты не знаешь что такое волшебство, поэтому не можешь судить, нашел ты его или нет. Ты не принял на себя ответственности за свое решение, потому так разозлился из - за своего просчета. Если бы твое решение было осознанным, и если бы ты готов был за него ответить, ты оставил бы еду, что была в кувшинах себе, и был бы этим более чем доволен. А может, тебе даже удалось бы понять, что эта еда тоже была волшебной".
3 группе:
Жили два соседа.
Как водится - один из них был баснословно богат, был он удачлив в делах, у него была большая семья, он имел движимое и недвижимое имущество ( за что его очень уважали), с его мнением считались, и вокруг него всегда было много людей, всячески старавшихся снискать его внимания.
Второй сосед традиционно был беден - семьи у него не было, из недвижимого имущества у него была хибара, а из движимого - один ишак. Мало кто считался с ним, и он всячески завидовал своему удачливому соседу. Как - то к бедняку пришел один из сыновей богатого соседа, мол он очень болен и просит, чтобы бедняк пришел к нему для важного разговора. Удивленный и заинтригованный таким приглашением бедняк пришел к богачу, который лежал в постели, окруженный своими домочадцами и лекарями. Попросив всех, кроме бедняка, удалиться, богач начал свой разговор. Он рассказал бедняку о том, что знает о его нелегкой доле и о том, что бедняк завидует ему и, поскольку сам он смертельно болен и вскоре собирается покинуть этот мир, решил подарить все свое имущество бедняку, поскольку ему не взять с собой своего богатства, и на том свете оно ему не поможет.
Бедняк, пораженный таким поворотом дел, всячески отнекивался, говорил, что нет - он не завидует, что богач обязательно исцелится (с такими деньгами да не найти лекаря), и что ему ничего не нужно..., но богач был непреклонен - он сказал, что таково его решение, но есть одно условие - бедняк должен обещать, что когда он (богач) умрет и его тело будут хоронить, бедняк должен провести одну ночь в могиле вместе с его телом, а на следующее утро его откопают и передадут все имущество. На том и порешили.
Через какое - то время богач умер, были устроены его похороны, и его сыновья пришли за бедняком с тем, чтобы он выполнил свое обещание, данное их отцу. Глубокой ночью появились два ангела, в чьи обязанности входило получать от душ умерших людей подробный отчет за каждое мгновение, проведенное умершим в земной жизни, прежде чем будет решено, куда отправить его душу - в Ад или Рай. В одной из могил они заметили два тела, причем одно из них было живым - это был бедняк, находившейся в могиле рядом с телом своего соседа и читавший молитвы. Ангелы задались вопросом, как быть и с кого начать, но, рассудив, что покойник от них никуда не денется и прежде, чем забрать с собой его душу, решили сначала допросить бедняка о прожитой им жизни.
На следующее утро сыновья богача пришли на кладбище и, раскопав могилу, освободили бедняка, исполняя последнюю волю своего отца. Только его освободили, как бедняк, поседевший, как лунь, бросился бежать прочь. Вслед за ним побежали сыновья богача, крича ему, что они должны передать ему всё имущество их отца, на что бедняк ответил, что не нужно ему никого богатства, и что за всю жизнь у него кроме хибары и его ишака ничего не было, и то - всю ночь его допрашивали ангелы, требуя ответа за каждый его шаг и даже за то, почему его ишак без ведома забрел в соседский огород и пощипал там травы...
4 группе:
Король стал стар и призвал к себе двух сыновей.
- Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны, и я решу, кто будет моим преемником, — сказал правитель двум принцам.
Юноши поклонились и разъехались в разные стороны. Старшему сыну досталась равнинная восточная провинция. Младший сын стал править горной западной провинцией.
Прошёл год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провёз короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля.
— Видите, отец, какую власть я приобрёл за год! Всё в моей провинции держится на страхе и повиновении, — с гордостью сказал принц.
— Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, — ответил король.
В горной провинции короля тоже встретили с почётом. Горцы низко кланялись королевской свите и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.
— Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных, — сказал младший принц королю.
Вскоре король объявил, что назначает своим преемником младшего принца.
— У него нет власти, народ его не боится, он даже армию не создал! — обиженно заявил старший принц.
— Не власть украшает правителя, а ответственность перед людьми, — спокойно объяснил король.
Общее обсуждение смысла притч каждой группы.
9. Работа с учебником
- Найдите в тексте учебника ответ, что такое ответственность. (Ответственность – эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.)
Слайд №7
- Прочитайте стр. 24 и найдите, какие существуют условия ответственного поведения.
Слайд №8
- Стр. 25, 1 абзац. Что такое внутренняя обязанность человека?
- Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы?
- Стр. 25, 2 абзац. Прочитайте.
Коллективное составление схемы «Отношения ответственности» Слайд №9
Отношения ответственности
Кто несет ответственность? За что человек несет ответственность?
(Родители, дети, учителя, люди) (за поступки и действия)
Перед кем человек несет ответственность?
(Перед природой, обществом, друг перед другом)
Определите отношения ответственности и заполните таблицу
Кто? | За кого? |
Родители |
Учителя |
Дети |
Ученики |
Люди |
Друг |
Человек |
10. Закрепление.
Элемент театрализации (физкультминутка)
Покажите пантомимой, что вы несете тяжёлый груз.
- Как вы думаете, можно ли сравнить ответственность с тяжелым грузом? Почему?
Ответственность - это груз, и большинство людей склонны ответственности избегать. Чем более человек силен и развит, тем за большее он может, готов и хочет отвечать. Ответственность - это нагрузка, и чтобы эту нагрузку нести, нужна сила, готовность и умение. Но ответственность - не только груз, это еще пропуск во взрослый мир, билет на большие права и возможности.
Вам поручили ответственное задание – выбрать подарок для одноклассницы. Легко ли это сделать? Почему?
Свобода – это выбор, а выбор – это ответственность.
Слайд №10
Доказали мы с вами, что понятия свобода и ответственность идут рядом? (Ответ: доказали)
Работа в группах.
(Каждая группа получает лист бумаги, который поделен на 3 колонки: Я. ДРУГИЕ. ШКОЛА.)
– Вам предстоит определить три вида ответственности: перед собой, перед другими, перед школой. Соедините стрелками ситуацию с видом ответственности.
Я | Другие | Школа |
Благодарить | Умываться | Ухаживать за животными и растениями |
Вовремя ложиться спать | Заботиться о младших сестрах и братьях | Содержать в порядке книги и тетради |
Выполнять домашнее задание | Чистить зубы | Соблюдать правила внутреннего распорядка |
Игра “Водоворот мнений”.
Заполненные листы передают другой группе (по часовой стрелке). Группа, получив лист, обсуждает работу другой группы и фломастером (у каждой группы свой цвет) возле каждого утверждения ставит следующий из знаков:
Слайд №11
+ – согласны,
– – не согласны.
? появился вопрос, требуется разъяснение.
(Как только группа получит свой лист, просматривает знаки, проставленные другими группами.
11. Домашнее задание (дифференцированное):
В учебнике с. 25 (вопросы и задания),
1-я группа уч-ся: Обсудить вместе с родителями “Как научиться быть ответственным” (можно составить Памятку, например,
1. Не забывать своих обещаний;
2. Выполнять порученные дела в срок;
3. Стараться выполнять на “совесть” и т.д.)
2-я группа: (на карточке записаны слова из сказки Антуана де Экзюпери “Маленький принц”).
Лис говорит прекрасные слова: “Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: Ты всегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу”.
– Поразмышлять над словами Лиса. Выслушать мнение своих родителей.
3-я группа: Как может быть пословица “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь” может быть связана с темой сегодняшнего урока?
12. Подведение итогов урока.
Упражнение "Выражаем свое мнение"
Разделите классную комнату на 4 части, разместив в I углу табличку "Абсолютно согласен", во II углу - "Абсолютно не согласен", в III углу - "Частично согласен", оставив центр тем, кто затрудняется ответить.
Ученики должны "проголосовать ногами", т. е. занять место в классе, соответствующее их мнению. (Необходимо обратить внимание на то, как дети "голосовали", долго ли думали)
– Прочитайте мудрые мысли. Если мысль подходит к теме свободы и ответственности, то надо молча идти в соответствующую часть класса. Объясните их смысл с позиции нашего с вами разговора об ответственности.
Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо.
Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения.
Легко ли быть свободным?
Составление синквейна к слову:
СВОБОДА
Думать, задавать, поступать
Свобода – это обязанности.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще. Такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?
13. Рефлексия.
- Спасибо, ребята. А теперь давайте мысленно опять перенесёмся на летнюю лужайку. Красивые, свободные бабочки предлагают вам весомые, ответственные высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по модулю «Основы светской этики» на тему: «Свобода и моральный выбор человека».
Разработка урока по теме свобода и моральный выбор человека помогает понять что свобода, это не вседозволенность, свобода зависит от выбора сделанного человеком, и чем моральный выбор отличается от вы...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией.
Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией для учащихся 4 класса....
Методическая разработка урока по теме «Что такое светская этика?» в рамках курса «ОРКСЭ» 4 класс
Урок разработан в соответствии с требованиям ФГОС НОО....
Методическая разработка урока Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе на тему: «Храм»
Срок реализации: 1 год.Возраст:10 лет....
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Мой класс – мои друзья!»
Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании, как о важнейшей нравственной ценности.Задачи урока:– формировать навыки конст...
Методическая разработка урока (виртуальная экскурсия) по основам светской этики Технологическая карта урока «Знакомство обучающихся с религиями через религиозные праздники. Православная пасха»
Данная методическая разработка позволяет познакомить обучающихся 4 класса с религиозным праздником Пасха в форме виртуальной экскурсии...