Общеобразовательная программа по моделированию
рабочая программа по теме
В современных требованиях к обучению, воспитанию и подготовке школьников к труду важное место отведено формированию активных, творческих сторон личности. Интерес к технике дети проявляют с ранних лет. Они видят, как растет и развивается техника в нашей стране, им не терпится принять активное участие во всех делах и открытиях взрослых. Используя и удовлетворяя этот интерес в работе с младшими школьниками – организованы эти целенаправленные занятия по обучению их конструированию технических объектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Центр детского творчества «Гармония»
Утверждено:
Методическим советом
От «________» 2011г.
Общеобразовательная программа объединения
«Моделирование»
Срок реализации: 4 года
Возрастная группа 7-10 лет.
Педагог дополнительного образования
Землянскова М.Ф.
Локомотивный городской округ, 2011 г.
Пояснительная записка
В современных требованиях к обучению, воспитанию и подготовке школьников к труду важное место отведено формированию активных, творческих сторон личности. Интерес к технике дети проявляют с ранних лет. Они видят, как растет и развивается техника в нашей стране, им не терпится принять активное участие во всех делах и открытиях взрослых. Используя и удовлетворяя этот интерес в работе с младшими школьниками – организованы эти целенаправленные занятия по обучению их конструированию технических объектов.
Для школьников конструировать - это означает планировать и проектировать, преобразовывая этот замысел в действующую модель. Планирование младшие школьники могут осуществлять различными способами: они могут выразить свой план словами, с помощью рисунка. Наброска и т.д.
Данная программа рассчитана на то, чтобы ребенка готовить к конструкторско - технологической деятельности: это значит:
Учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, и устройство модели. Учить детей доказывать целесообразность и пользу этой модели.
Обеспечить детям возможность систематически упражняться в мышлении, т.е. учить детей оперировать имеющимися знаниями, применять на практике, переносить в другую ситуацию и одновременно знакомить детей с наиболее распространенными инструментами, с простейшей конструкторско- технологической документацией (техническим рисунком, чертежом, описанием и т.д.)
Моделирование – один из видов конструкторско-технологической деятельности детей. Моделирование-это создание ими макетов и моделей
(автомобилей, судов, самолетов, ракет и т.д.).
Моделирование-это познавательный процесс, который обогащает школьников общетехническими знаниями, умениями и способствует развитию их творческих способностей в области техники Начальное техническое моделирование – это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию несложных макетов и моделей. Это познавательный процесс формирования у младших школьников начальных политехнических знаний и умений.
Актуальность данной программы
В стандартах второго поколения особое внимание уделяется преемственности, как обеспечению непрерывного образования с учетом возраста и перспективности развития ребенка.
В характеристику понятия нового содержания обучения входит предпосылки учебных умений, новые социальные роли ученика, познавательные интересы будущего школьника, умственные операции (сравнение, классификацию, анализ, обобщение и пр.).
В современных требованиях к обучению, воспитанию и подготовке школьников к труду отведено важное место формированию активных, творческих сторон личности.
Данная программа «Начальное техническое моделирование» является одной из возможностей содержательного отдыха детей.
Педагог не строит свою работу с «нуля». Сумму определенных знаний и умений учащиеся получают на уроках. А данная программа дает возможность «подхватить» достижения ребенка и пробудить личность к поиску, активному труду, раскрыть внутренние резервы, дать школьникам практическую направленность в развитии творческих способностей и решить задачи всестороннего развития и творческих способностей и решить задачи всестороннего развития и воспитания детей.
Практическая значимость
Техническое моделирование - один из видов конструкторско - технологической деятельности школьников. Под техническим моделированием школьников принято понимать создание ими макетов и действующих моделей- автомобилей, судов, самолетов, ракет и т.д.
Техническое моделирование – это познавательный процесс, который обогащает школьников общетехническими знаниями, умениями и способствует развитию их творческих способностей в области техники.
Начальное техническое моделирование - это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования у младших школьников начальных политехнических знаний и умений.
Изготовление поделок своими руками - средство развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, то есть общего развития ребенка. Ведь поделку, которую ребенок сделал своими руками, даже если она не совсем совершенна. приносит ему большое удовлетворение. Если же выполненная работа становится полезной и вызывает одобрение окружающих, то и у детей появляется и крепнет чувство радости и гордости за свой труд. Тогда дети полны желания творить добро для пользы людей. Вместе с тем формируется характер, вырабатывается воля, настойчивость и упорство к преодолению трудностей и достижению цели - рождается здоровый азарт труда. Ребенку бесконечно хочется удивлять и убеждать людей в том. что его труд может быть полезным, он делает дело, он - личность, его вдохновляет самоутверждение. Через труд ребенок открывает в себе лучшие качества.
Цель:
Цель программы - через моделирование изделий развивать в детях технические , творческие способности; развитие индивидуальных способностей, готовить к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с историей развития техники в нашей стране;
освоить основные приемы обработки различных видов бумаги и картона, и различных видов бросового материала;
закреплять и расширять знания, полученные на уроках, способствовать их систематизации;
совершенствовать умения и формировать навыки работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов.
Развивающие:
развивать политехнические представления и расширять политехнический кругозор учащихся начальных классов;
продолжать формирование образного технического мышления и умения выразить свой замысел на плоскости с помощью наброска, рисунка, простейшего чертежа, силуэта;
пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции и желание выполнять макеты и модели этих объектов;
способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления простейших технических объектов: выбор материала, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль;
развивать смекалку детей, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности и т.д.
Воспитательные:
содействовать патриотическому воспитанию, гордость за достижения нашей Родины в области техники;
воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки, уважения друг к другу;
эстетическое воспитание;
воспитывать трудолюбие, аккуратность, прививать основы культуры труда, экономичное отношение к используемым материалам.
Отличительные особенности программы
Данная программа включает теоретическую часть и практическую работу.
Программа рассчитана на полугодие и ориентирована на:
систематизацию технических понятий, расширение политехнического кругозора детей;
формирование первоначальной графической подготовки и развитие пространственного мышления;
формирование и закрепление обще трудовых умений и навыков, учить работать различными инструментами ручного труда, расширять знакомство с обработкой различных материалов;
формирование положительных мотиваций к познавательной и практически-трудовой деятельности.
Через труд ребенок открывает в себе лучшие качества. Помочь детям закрепить естественную потребность трудиться, трудиться увлеченно, со вкусом. Приохотить ребят к труду так, чтобы, выполняя его, дети могли пережить и понять, что только труд является результатом всех достоинств человека.
В процессе конструирования технических моделей у детей развивается глазомер, тактильные ощущения, развивается мелкая моторика рук, память, внимание, мышление. Воспитание трудом прививает ребенку такие качества как: терпение, ум, умение ценить как свой, так и чужой труд.
Работа в объединении строится на основе дружеского общения воспитанников и педагога, добровольности, игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Такая атмосфера способствует: проявлению интереса к прекрасному, развитию творческого воображения и опирается на основные педагогические принципы:
принцип научности - направлен на формирование у учащихся знаний методов и способов конструирования, приемов решения творческих задач и политехнических знаний;
связь теории и практики - те знания, которые дети получают на занятиях, воплощаются в практической деятельности конструирования моделей;
принцип обучения и воспитания детей в коллективе - воспитывается и развивается чувства ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи;
принцип последовательности и систематичности - направлен на развитие компетентности детей в данном виде творчества;
принцип доступности - деятельность в объединении строится на основе реальных возможностей ребенка, учебный материал прост и доступен;
принцип наглядности - обеспечивается применением разнообразных образцов игрушек, их иллюстраций, использованием технологических карт и схем изготовления;
принцип эстетизации детей - благодаря занятиям в объединении у детей формируется эстетическое отношение к действительности, что позволяет развивать у них художественно-эстетический вкус.
Планируемые результаты.
Должны знать:
приемы и правила пользования простейшими инструментами ручного труда;
элементарные свойства бумаги, картона, древесины, некоторых тканей, их использование, применение, доступные способы обработки;
простейшие правила организации рабочего места;
способы перевода выкроек изделия и отдельных его деталей на кальку, бумагу, картон;
способы применения шаблонов;
способы соединения деталей из бумаги, картона;
правила сборки макетов и молей;
названия основных частей изготовляемых макетов и моделей;
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.
Дети должны уметь:
выделять общие и индивидуальные признаки предметов т технических объектов;
вырезать из бумаги квадрат, треугольник, из квадрата вырезать круг;
правильно подбирать материал;
создавать силуэты технических объектов;
умение организовать рабочее место;
выполнять разметку несложных объектов на доступных материалах при помощи линейки и шаблонов;
владеть навыками: прочно соединять детали между собой; оформлять готовую модель.
Методы обучения.
Словесный - беседы, лекции, рассказы, экскурсии на производство, презентации, просмотр кинофильмов, встречи с родителями рабочих профессий. Все это дает возможность расширить и углубить знания детей о труде взрослых, о рабочих профессиях и т.д.
Наглядный – дает возможность, рассматривая и сравнивая графические изображения и реальные детали или объекты, сопоставляя разные изображения между собой – представить объемный предмет по его плоскому изображению и использовать в самостоятельной работе.
Практический - в технической творческой деятельности младших школьников работа может выполняться по образцу, шаблону, простейшему чертежу, или собственному замыслу.
Репродуктивный - расширение политехнического кругозора, формирование политехнических понятии развитие абстрактного восприятия действительности окружающего мира.
Эвристический - создает определенную целевую проблему, которую дети должны осмыслить и создать, благодаря нестандартному детскому видению и пониманию.
Задачи обучения:
Расширять и углублять знания , полученные детьми в детском саду и семье, о трудовой деятельности взрослых и о некоторых конкретных видах труда;
Привить любовь и уважение к окружающему нас миру.
Развивать познавательную активность и устойчивый интерес к технике.
Способствовать формированию восприятия пространственных отношений, образного мышления, умения изучать, запоминать, сопоставлять, анализировать и воспроизводить форму и конструкцию несложных предметов и технических объектов.
Формирование умения достаточно самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления простейших технических объектов (выбора материала, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль).
Пополнять и расширять запас слов и терминов в области техники и современного производства.
Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию у них трудолюбия, организованности, самостоятельности, инициативы и упорства в достижении цели, культуры труда, осознанного стремления к участию в общественно полезном труде, чувства коллективизма, взаимопомощи, умения работать в коллективе и для коллектива.
Тематический план
№ | Тема занятий | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Всего часов |
1. | Вводное занятие. Материалы и инструменты. | 2 | 2 | 4 |
2. | Технические понятия. | 2 | 6 | 8 |
3. | Первоначальные графические знания и умения. | 2 | 2 | 4 |
4. | Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей. | 2 | 10 | 12 |
5. | Графическая подготовка в начальном техническом моделировании. | 2 | 6 | 8 |
6. | Разработка и изготовление объемных макетов и моделей технических объектов. | 2 | 18 | 20 |
7. | Элементы простейших машин и механизмов. Работа с конструктором . | 2 | 4 | 6 |
8. | Выставочная деятельность. | 2 | 1 |
9. | Подведение итогов. | 2 | 1 |
Всего | 68 |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Материалы и инструменты.
Значение техники в жизни человека. Роль и значение рационализаторов, новаторов и изобретателей на производстве.
Порядок и содержание работы на занятиях в кружке.
Показ образцов готовых моделей.
Рассказ о свойствах и применении бумаги, картона, проволоки и др. материалов.
Инструменты и способы обработки указанных материалов, назначение инструментов, правила пользования ими, правила техники безопасности.
Тема 2. Технические понятия.
Углубление знаний о свойствах различных материалов и их использовании.
Знакомство с содержанием трудовой деятельности человека на производстве (шоферы и т.д.).
Экскурсии на предприятия для ознакомления детей с содержанием труда взрослых, с производственной техникой. Так, например, во время экскурсии на автобазу дети могут познакомиться с принципами работы машин самого разнообразного значениями (транспортными, строительно-дорожными, сельскохозяйственными и т.д.).
Тема 3. Первоначальные графические знания и умения.
Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, угольнике, циркуле, карандаше, чертежной ученической доске. Их назначение и правила пользования.
Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия сгиба, осевая или центровая линия, сплошная тонкая.
Расширение понятий об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы.
Закрепление знаний об условных обозначениях.
Тема 4. Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей.
Понятие о контуре, силуэте технического объекта.
Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: различные прямоугольники, треугольники, круг, половина круга и т.д.
Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и др. технических объектов с геометрическими фигурами.
Экскурсии на строительную площадку, улицы города, вокзал, автобазу и т.д., для зрительного изучения формы и основных элементов конструкции различных машин и механизмов.
Тема 5. Графическая подготовка в начальном техническом моделировании.
Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Различия этих графических изображений.
Правила и порядок чтения изображений объемных деталей (наглядного изображения, чертежа развертки и т.д.)
Тема 6. Разработка и изготовление объемных макетов и моделей технических объектов.
Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: призме, цилиндре, конусе. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность.
Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и др. технических объектов с геометрическими телами.
Понятия о развертках и выкройках простых геометрических тел (призма, цилиндр, конус).
Тема 7. Элементы простейших машин и механизмов. Работа с конструктором.
Сборка моделей машин, механизмов и др. технических устройств и сооружений из готовых деталей наборов конструктора: по образцам, рисункам и чертежам, собственному замыслу.
Тема 8. Заключительные занятия.
Беседа «Чему мы научились на занятиях в кружке?»
Подготовка итоговой выставки.
Подготовка и проведение итогового праздника.
Методическое обеспечение программы
В работе объединения используются следующие формы работы: практические занятия, тематические утренники, встречи со специалистами, беседы о производстве хлеба и уважительном отношении к нему, цикл бесед о производстве бумаги, картона, ткани, стройматериалов и т.д.
Занятие-диалог, занятие фантазия, способствующие развитию у детей памяти, внимания и творческого воображения, экскурсии- дети учатся наблюдать, сравнивать, отличать положительные и отрицательные стороны, находить нужные объекты, выставки, где происходит демонстрация результатов собственной работы, а также ознакомление с достижениями других.
Основными методами , обеспечивающими усвоение воспитанниками материала, развивающими их творческую деятельность являются: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа, дидактическая игра, анализ и сравнение.
Формой подведения итогов реализации данной программы является творческая выставка в конце учебного года.
Техническое оснащение занятий
Оборудование:
таблицы : «Технические безопасности при работе с ножницами», «Правила рабочего человека», «Правильно работай с ножницами!» и др.;
чертежи;
образцы изделия;
Инструменты и приспособления:
ножницы;
карандаши;
кусачки;
линейки;
кисточки для клея;
шило;
подкладной лист;
гладилка (счетная палочка).
Материалы:
А) Бумага и картон:
цветная бумага;
техническая бумага;
наждачная бумага;
гофрированный картон;
упаковочные и кондитерские материалы (картонажные изделия-коробки, стаканчики и т.п.);
упаковочный тарный (трехслойный, пятислойный).
Б) Материалы различного происхождения:
природные материалы (скорлупа, кожа, мех, пух, перо);
дерево (опилка, стружка);
металл (проволока, жестяные банки, тюбики из-под крема);
пластмасса (трубочки от фломастеров, стержней, изоляция с телефонных аппаратов;
проводов, упаковки с ячейками в коробках конфет, пластиковые футляры « киндер - сюрпризов»).
В) Волокнистые материалы:
натуральные (вата, шпагат, нитки);
синтетические (синтепон, поролон).
Г) Клей:
бумажный;
клей «ПВА».
Список литературы, используемый педагогом:
Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование .-М ., :Просвещение, 1990
Цирулик Н.А. Умелые руки .1класс 2006
Цирулик Н.А. Уроки творчества 2, 3 класс, 2006
Цирулик Н.А. Творческая мастерская, 2006
Богатеева З.А. чудесные поделки из бумаги.,М.:Просвещение,1992
Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей:
Техническое моделирование-СПБ. : Кристалл, Корона принт.
Цаматалина Е.Е.100 поделок из ненужных материалов. Ярославль.: «Академия развития», «Академия, К ?»,1999
Данкевич Е.В., Жакова О.В. большая книга поделок для девочек и мальчиков. СПБ: ООО «Издательство –Кристалл»,2000
Забавы круглый год./ Пер.с нем. –М,:ОЛМА_Пресс,2001.
Маркуша А.М.Мужчинам до 16 лет. М.: Дет. лит., 1966
Маркуша А.М. А я сам. Книга для тех, кто начинает мастерить. М.: Дет. лит. ,1984
Маркуша А.М. . Книга для сыновей и пап., М. : Педагогика, 1990
Сделай сам и подари./Пер.с нем.-М. :ОЛМА- Пресс, 2001
Шпаковский Б.О.для тех, кто любит мастерить., М. : Просвещение,1990
Беляков Н.Д. Цейтлин Н.Е. Внеклассные занятия по труду с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1989
Горский В.А. Техническое конструирование. М.: Изд-во : просвещение 1987.
Тарасов Б.В. Самоделки школьника .М.: Просвещение, 1990
Цейтлин Н.Е. Рожнев Я.А. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах. М.: Просвещение, 1980
Стахурский А.Е. ,Тарасов Б.В. Техническое моделирование в начальных классах. М., Просвещение, 1990.
Горский В. А. Техническое творчество учащихся. М., Просвещение,1980
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».
Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»...
Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.
В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы...
Рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.4)
Программа коррекционно-развивающих занятий разработана для обучающихся 1 класса на основе варианта 1.4. стандарта для глухих обучающихся, имеющих помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умстве...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО НАЧАЛЬНОМУ ТЕХНИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ «МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»
Программа имеет научно-техническую и художественную направленность, носит общеразвивающий, личностно-ориентированный характер, удовлетворяет интересы детей, увлекающихся конструированием и моделирован...
Дополнительная общеобразовательная программа «Математическое конструирование и моделирование»
Дополнительная общеобразовательная программа «Математическое конструирование и моделирование», для учащихся 1 класса...
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «3 D моделирование из бумаги»
Программа предназначена для освоения учащимися современных техник в техническом творчестве таких, как:Скрапбукинг (scrap «вырезка» + book «книга»), объединил в с...