Дополнительная общеобразовательная программа «Математическое конструирование и моделирование»
рабочая программа (1 класс)
Дополнительная общеобразовательная программа «Математическое конструирование и моделирование», для учащихся 1 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Ковернинская средняя школа №1»
Принята на заседании методического (педагогического) совета От «__»___________20___г. Протокол №____________ | Утверждаю: Директор «__»___________ 20___г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Математическое конструирование и моделирование»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Год обучения: 1 год обучения
Автор-составитель:
Бобылева Ирина Игоревна, педагог
дополнительного образования
п. Ковернино 2018 год
Пояснительная записка
Мир техники велик. Нас окружают различные машины, механизмы, приборы, аппаратура. Желание узнать и понять, почему движется или работает тот или иной технический объект, не только пробуждает любознательность детей, но и стремление сделать что-то своими руками. Программа «Математическое конструирование и моделирование» вводит ребенка в удивительный мир технического творчества и дает возможность поверить в себя, и свои способности. Дополнительная общеобразовательная программа «Математическое конструирование и моделирование» является программой технической направленности.
Новизна данной программы заключается в том, что помимо средства занятости свободного времени они еще и помогают адаптироваться к новым экономическим условиям современной жизни. Занятия моделированием дают возможность обучающимся участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их применения. Соединение обучения, труда и игры в единое целое обеспечивает решение познавательных, практических и игровых задач. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить.
Актуальность программы заключается в том, что данная дополнительная общеобразовательная программа направлена на получение обучающимися знаний в области конструирования и технологий, что дает им возможность научиться самостоятельно конструировать и моделировать различные объекты действительности, опираясь на схему, а также самостоятельно проектировать, составлять схему какого-либо объекта.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство.
Дополнительная общеобразовательная программа «Математическое конструирование и моделирование» рассчитана на 1 год обучения, 33 часа в год, 1 час в неделю. Для занятий в объединение приглашаются учащиеся 7-8 лет. Возможен приём детей разных возрастов, начиная с 7 лет, в зависимости от желания ребенка.
Форма организации занятия - групповая, формы проведения занятия - беседа, практическое занятие, соревнование, выставка.
Занятия проводятся 1 раз в неделю; продолжительность занятия - 40 минут.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у детей начальных научно-технических знаний, прикладных навыков и создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка в окружающем мире.
Задачи программы
Обучающие:
1. Развитие технического мышления;
2. Формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
3. Формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления моделей.
Развивающие:
1. Развивать желание трудиться над созданием технических объектов и стремление разобраться в их конструкции;
2. Развивать образное мышление и умение выразить свои замыслы на плоскости;
3. Развивать смекалку детей, находчивость, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать трудолюбие, организованность, самостоятельность, инициативу;
2. Воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач.
3. Формирование и развитие коммуникативных, познавательных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.
Содержание Программы
Программа представлена следующими разделами:
- Работа с бумагой: теоретические знания о бумаге, её видах и свойствах, практическая работа с бумагой;
- Математические представления: знания о геометрических фигурах, принадлежностях (циркуль, треугольники), практические умения выполнять чертеж геометрических фигур, называть их буквами, умение работать по схеме;
- Моделирование (оригами): теоретические знания об искусстве «оригами», умение выполнять поделки в технике «оригами», умение работать по схеме;
- Конструирование (работа с набором «Лего»): практические умения собирать различные фигуры из набора «Лего», умение работать по схеме;
- Работа на компьютере: теоретические знания о компьютере, о его составных частях и назначении, практические умения в построении алгоритма действий.
Ожидаемые результаты
- Личностные планируемые результаты. У обучающихся будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других;
- нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося, способного к самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства, а также ответственно относящегося к организации театральной деятельности)
- толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего коллективного творчества).
- Метапредметные планируемые результаты:
Регулятивные УУД. У учащихся будут сформированы следующие умения:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- планировать свои действия на отдельных этапах выполнения работы;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха;
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при работе с чертежом;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при изготовлении моделей.
Коммуникативные УУД. У учащихся будут сформированы следующие умения:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- работать в группе, управлять поведением партнера;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение выражать разнообразные эмоциональные состояния.
- Предметные результаты.
При прохождении курса учащиеся узнают:
- правила техники безопасности;
- требования к организации рабочего места;
- условные обозначения на чертежах;
- свойства различных материалов и способы их обработки.
При прохождении курса учащиеся научатся:
- правильно обращаться с чертежными инструментами и приспособлениями;
- вносить изменения в конструкцию моделей;
- работать с шаблонами, выкройками;
- выполнять практическую работу самостоятельно (в том числе по чертежу).
Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 1 | 1 | - | Беседа |
2 | Работа с бумагой | 5 | 2 | 3 | Тестирование, наблюдение, выставка работ |
3 | Математические представления | 10 | 4 | 6 | Тестирование, наблюдение, выставка работ |
4 | Моделирование (оригами) | 7 | 2 | 5 | Тестирование, наблюдение, выставка работ |
5 | Конструирование (работа с набором «Лего») | 5 | 1 | 4 | Тестирование, наблюдение, выставка работ |
6 | Работа на компьютере (выполнение операций) | 4 | 2 | 2 | Тестирование, наблюдение, выставка работ |
7 | Итоговая аттестация | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестирование, выставка работ |
33 | 12,5 | 20,5 |
Содержание изучаемого курса
Каждая тема раскрывается в течение 3-7 занятий, включает в себя теоретическую информацию и практическую работу
Продолжительность занятия 40 минут.
Программа «Математическое конструирование и моделирование» рассчитана на 33 занятия.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | 05.09 | Теоретическое | 1 | Вводное занятие. Знакомство учащихся с основным содержанием курса. | Беседа |
2 | 12.09 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Точка. Линия | Тест |
3 | 19.09 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Виды бумаги. | Тест |
4 | 26.09 | Практическое | 1 | Практическая работа с бумагой. | Выставка работ, наблюдение |
5 | 03.10 | Практическое | 1 | Практическая работа с бумагой. | Выставка работ |
6 | 10.10 | Практическое | 1 | Практическая работа с бумагой. | Выставка работ, наблюдение |
7 | 17.10 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Отрезок. | Наблюдение |
8 | 24.10 | Теоретическое Практическое | 1 | Обозначение геометрических фигур буквами. | Наблюдение |
9 | 07.11 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Обозначение геометрических фигур буквами. | Наблюдение |
10 | 14.11 | Теоретическое Практическое | 1 | Луч. Сантиметр. Угол. | Наблюдение Тест |
11 | 21.11 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Циркуль. | Наблюдение |
12 | 28.11 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Циркуль. | Наблюдение |
13 | 05.12 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Многоугольники. Прямоугольник. | Беседа |
14 | 12.12 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Многоугольники. Прямоугольник. | Беседа Тест |
15 | 19.12 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Изготовление геометрического набора треугольников. | Наблюдение Тест |
16 | 26.12 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Изготовление геометрического набора треугольников. | Тест Выставка работ |
17 | 16.01 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | «Оригами». | Тест |
18 | 23.01 | Теоретическое Практическое | 1 | «Оригами». | Выставка работ |
19 | 30.01 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | «Оригами». | Выставка работ |
20 | 06.02 | Практическое | 1 | Изготовление закладки для книг | Выставка работ |
21 | 20.02 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Аппликация «Автомобиль». | Выставка работ |
22 | 27.02 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Аппликация «Автомобиль». | Выставка работ |
23 | 06.03 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Оригами «Щенок», «Жук». | Выставка работ |
24 | 13.03 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Работа с набором «Лего». Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Лего». | Выставка работ |
25 | 20.03 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Работа с набором «Лего». Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Лего». | Выставка работ |
26 | 03.04 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Работа с набором «Лего». Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Лего». | Выставка работ |
27 | 10.04 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Работа с набором «Лего». Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Лего». | Выставка работ |
28 | 17.04 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Работа с набором «Лего». Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Лего». | Выставка работ |
29 | 24.04 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Действия предметов | Тест Наблюдения |
30 | 08.05 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Алгоритм Обратные действия | Тест Наблюдения |
31 | 15.05 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Последовательность событий. Алгоритм. | Тест Наблюдения |
32 | 22.05 | ТеоретическоеПрактическое | 1 | Итоговая аттестация. Выставка творческих работ. | Выставка работ. |
33 | 29.05 | Практическое | 1 | Выставка творческих работ. | Выставка работ. |
Форма подведения итогов
Методы отслеживания результативности:
1. Педагогическое наблюдение;
2. Педагогический анализ результатов тестирования, активности учащихся на занятиях и т.п.
Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - выставка работ, соревнования, итоговая аттестации. Эти мероприятия являются контрольными и служат показателем освоения детьми программы, а также сплачивают детский коллектив.
Литература
1.Хамцова Л.А. Начальное техническое моделирование. –Москва: «Перо», 2016;
2.Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. – Москва: «Просвещение», 1982;
3.Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. – М.: «Просвещение», 1986;
4.Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: «Просвещение», 1988;
5.Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. – М.: «Просвещение», 1981;
6.Архипова Н.А. Методические рекомендации. – М.: Станция юных техников им. 70-летия ВЛКСМ, 1989.
Литература для учащихся и родителей
1.Болков А.В. Самолёты. – Москва: АСТ-пресс, 2014;
2. Ванина Т. Звездолёты. – Москва: АСТ-пресс, 2014;
3. Иванова О. Военные самолётики.– Москва:АСТ-пресс, 2014;
4.Пимушкин С.И. Игрушки из крышек.– Москва: АСТ-пресс, 2015;
5.Пимушкин С.И. Роботы из крышек.– Москва: АСТ-пресс, 2014;
6.Пимушкин С.И. Роботы из спичечных коробков.– Москва: АСТ-пресс, 2014.
Перечень сайтов
1. http://sitekd.narod.ru
2. http://usamodelkina.ru
3.http://masteraero.ru
4.http://technologys.info
5. http://origamik.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Математические игры"
Дополнительная образовательная программа "Математические игры"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО НАЧАЛЬНОМУ ТЕХНИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ «МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»
Программа имеет научно-техническую и художественную направленность, носит общеразвивающий, личностно-ориентированный характер, удовлетворяет интересы детей, увлекающихся конструированием и моделирован...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Начальное техническое моделирование» разработана в соответствии с «Законом об образовании...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки» направленность:социально-педагогическая уровень программы:ознакомительный
Рабочая программа кружка «Математические ступеньки» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов....
Дополнительная общеобразовательная программа «Лего-конструирование»
Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Легоконструирование" рассчитана на учащихся начальной школы...
Дополнительная общеразвивающая программа "Математический Олимп"
Актуальность программы – соответствие потребностям времени. Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Актуальность.Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и ...