Дополнительная общеобразовательная программа «Математическое конструирование и моделирование»
рабочая программа (1 класс)

Бобылева Ирина Игоревна

Дополнительная общеобразовательная программа  «Математическое конструирование и моделирование», для учащихся 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Ковернинская средняя школа №1»

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

От «__»___________20___г.

Протокол №____________

Утверждаю:

Директор

«__»___________ 20___г.

Дополнительная общеобразовательная программа

 «Математическое конструирование и моделирование»

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Год обучения: 1 год обучения

Автор-составитель:

Бобылева Ирина Игоревна, педагог

 дополнительного образования

п. Ковернино 2018 год

Пояснительная записка

Мир техники велик. Нас окружают различные машины, механизмы, приборы, аппаратура. Желание узнать и понять, почему движется или работает тот или иной технический объект, не только пробуждает любознательность детей, но и стремление сделать что-то своими руками. Программа «Математическое конструирование и моделирование» вводит ребенка в удивительный мир технического творчества и дает возможность поверить в себя, и свои способности. Дополнительная общеобразовательная программа «Математическое конструирование и моделирование» является программой технической направленности.

Новизна данной программы заключается в том, что помимо средства занятости свободного времени они еще и помогают адаптироваться к новым экономическим условиям современной жизни. Занятия моделированием дают возможность обучающимся участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их применения. Соединение обучения, труда и игры в единое целое обеспечивает решение познавательных, практических и игровых задач. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить.

Актуальность программы заключается в том, что данная дополнительная общеобразовательная программа направлена на получение обучающимися знаний в области конструирования и технологий, что дает им возможность научиться самостоятельно конструировать и моделировать различные объекты действительности, опираясь на схему, а также самостоятельно проектировать, составлять схему какого-либо объекта.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство.

Дополнительная общеобразовательная программа «Математическое конструирование и моделирование» рассчитана на 1 год обучения, 33 часа в год, 1 час в неделю. Для занятий в объединение приглашаются учащиеся 7-8 лет. Возможен приём детей разных возрастов, начиная с 7 лет, в зависимости от желания ребенка.

Форма организации занятия - групповая, формы проведения занятия - беседа, практическое занятие, соревнование, выставка.

Занятия проводятся 1 раз в неделю; продолжительность занятия - 40 минут.

Цель и задачи программы

Цель программы: формирование у детей начальных научно-технических знаний, прикладных навыков и создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка в окружающем мире.

Задачи программы

Обучающие:

1.        Развитие технического мышления;

2.        Формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

3.        Формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления моделей.

Развивающие:

1.        Развивать желание трудиться над созданием технических объектов и стремление разобраться в их конструкции;

2.        Развивать образное мышление и умение выразить свои замыслы на плоскости;

3.        Развивать смекалку детей, находчивость, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности.

Воспитательные:

1.        Воспитывать трудолюбие, организованность, самостоятельность, инициативу;

2.        Воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач.

3.  Формирование и развитие коммуникативных, познавательных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.

Содержание Программы

Программа представлена следующими разделами:

  • Работа с бумагой: теоретические знания о бумаге, её видах и свойствах, практическая работа с бумагой;
  • Математические представления: знания о геометрических фигурах, принадлежностях (циркуль, треугольники), практические умения выполнять чертеж геометрических фигур, называть их буквами, умение работать по схеме;
  • Моделирование (оригами): теоретические знания об искусстве «оригами», умение выполнять поделки в технике «оригами», умение работать по схеме;
  • Конструирование (работа с набором «Лего»): практические умения собирать различные фигуры из набора «Лего», умение работать по схеме;
  • Работа на компьютере: теоретические знания о компьютере, о его составных частях и назначении, практические умения в построении алгоритма действий.

Ожидаемые результаты

  • Личностные планируемые результаты. У обучающихся будут сформированы:
  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других;
  • нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося, способного к самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства, а также ответственно относящегося к организации театральной деятельности)
  • толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего коллективного творчества).
  • Метапредметные планируемые результаты:

Регулятивные УУД. У учащихся будут  сформированы следующие умения:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
  • планировать свои действия на отдельных этапах выполнения работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха;
  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при работе с чертежом;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при изготовлении моделей.

Коммуникативные УУД. У учащихся будут  сформированы следующие умения:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
  • работать в группе, управлять поведением партнера;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • умение выражать разнообразные эмоциональные состояния.
  • Предметные результаты.

При прохождении курса учащиеся узнают:

  • правила техники безопасности;
  • требования к организации рабочего места;
  • условные обозначения на чертежах;
  • свойства различных материалов и способы их обработки.

При прохождении курса учащиеся научатся:

  • правильно обращаться с чертежными инструментами и приспособлениями;
  • вносить изменения в конструкцию моделей;
  • работать с шаблонами, выкройками;
  • выполнять практическую работу самостоятельно (в том числе по чертежу).

Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-

Беседа

2

Работа с бумагой

5

2

3

Тестирование, наблюдение,

выставка работ

3

Математические представления

10

4

6

Тестирование, наблюдение,

выставка работ

4

Моделирование (оригами)

7

2

5

Тестирование, наблюдение,

выставка работ

5

Конструирование (работа с набором «Лего»)

5

1

4

Тестирование, наблюдение,

выставка работ

6

Работа на компьютере (выполнение операций)

4

2

2

Тестирование, наблюдение,

выставка работ

7

Итоговая аттестация

1

0,5

0,5

Тестирование,

выставка работ

33

12,5

20,5

Содержание изучаемого курса

Каждая тема раскрывается в течение 3-7 занятий, включает в себя теоретическую информацию  и практическую работу

Продолжительность занятия  40 минут.

Программа «Математическое конструирование и моделирование» рассчитана на 33 занятия.

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1

05.09

Теоретическое

1

Вводное занятие. Знакомство учащихся с основным содержанием курса.

Беседа

2

12.09

ТеоретическоеПрактическое

1

Точка.    Линия

Тест

3

19.09

ТеоретическоеПрактическое

1

Виды бумаги.

Тест

4

26.09

Практическое

1

Практическая   работа с бумагой.

Выставка работ, наблюдение

5

03.10

Практическое

1

Практическая   работа с бумагой.

Выставка работ

6

10.10

Практическое

1

Практическая   работа с бумагой.

Выставка работ, наблюдение

7

17.10

ТеоретическоеПрактическое

1

Отрезок.  

Наблюдение

8

24.10

Теоретическое

Практическое

1

Обозначение     геометрических  фигур буквами.

Наблюдение

9

07.11

ТеоретическоеПрактическое

1

Обозначение     геометрических  фигур буквами.

Наблюдение

10

14.11

Теоретическое Практическое

1

Луч. Сантиметр. Угол.

Наблюдение

Тест

11

21.11

ТеоретическоеПрактическое

1

Циркуль.

Наблюдение

12

28.11

ТеоретическоеПрактическое

1

Циркуль.

Наблюдение

13

05.12

ТеоретическоеПрактическое

1

Многоугольники. Прямоугольник.

Беседа

14

12.12

ТеоретическоеПрактическое

1

Многоугольники. Прямоугольник.

Беседа

Тест

15

19.12

ТеоретическоеПрактическое

1

Изготовление    геометрического        набора треугольников.    

Наблюдение

Тест

16

26.12

ТеоретическоеПрактическое

1

Изготовление    геометрического        набора треугольников.    

Тест

Выставка работ

17

16.01

ТеоретическоеПрактическое

1

«Оригами».    

Тест

18

23.01

Теоретическое

Практическое

1

«Оригами».    

Выставка работ

19

30.01

ТеоретическоеПрактическое

1

«Оригами».    

Выставка работ

20

06.02

Практическое

1

Изготовление закладки  для  книг

Выставка работ

21

20.02

ТеоретическоеПрактическое

1

Аппликация «Автомобиль».

Выставка работ

22

27.02

ТеоретическоеПрактическое

1

Аппликация «Автомобиль».

Выставка работ

23

06.03

ТеоретическоеПрактическое

1

Оригами  «Щенок», «Жук».  

Выставка работ

24

13.03

ТеоретическоеПрактическое

1

Работа      с      набором «Лего». Конструирование    различных предметов с использованием    деталей набора «Лего».

Выставка работ

25

20.03

ТеоретическоеПрактическое

1

Работа      с      набором «Лего». Конструирование    различных предметов с использованием    

деталей набора «Лего».

Выставка работ

26

03.04

ТеоретическоеПрактическое

1

Работа      с      набором «Лего». Конструирование    различных предметов с использованием    деталей набора «Лего».

Выставка работ

27

10.04

ТеоретическоеПрактическое

1

Работа      с      набором «Лего». Конструирование    различных предметов с использованием    деталей набора «Лего».

Выставка работ

28

17.04

ТеоретическоеПрактическое

1

Работа      с      набором «Лего». Конструирование    различных предметов с использованием    деталей набора «Лего».

Выставка работ

29

24.04

ТеоретическоеПрактическое

1

Действия предметов

Тест

Наблюдения

30

08.05

ТеоретическоеПрактическое

1

Алгоритм Обратные действия

Тест

Наблюдения

31

15.05

ТеоретическоеПрактическое

1

Последовательность событий. Алгоритм.

Тест

Наблюдения

32

22.05

ТеоретическоеПрактическое

1

Итоговая аттестация. Выставка творческих работ.

Выставка работ.

33

29.05

Практическое

1

Выставка творческих работ.

Выставка работ.

Форма подведения итогов

Методы отслеживания результативности:

1. Педагогическое наблюдение;

2. Педагогический анализ результатов тестирования, активности учащихся на занятиях и т.п.

Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - выставка работ, соревнования, итоговая аттестации. Эти мероприятия являются контрольными и служат показателем освоения детьми программы, а также сплачивают детский коллектив.

Литература

1.Хамцова Л.А. Начальное техническое моделирование. –Москва: «Перо», 2016;

2.Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое   моделирование. – Москва: «Просвещение», 1982;

3.Андрианов П.М.  Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. – М.: «Просвещение», 1986;

4.Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: «Просвещение», 1988;

5.Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. – М.: «Просвещение», 1981;

6.Архипова Н.А. Методические рекомендации. – М.: Станция юных техников им. 70-летия ВЛКСМ, 1989.

Литература для учащихся и родителей

1.Болков А.В. Самолёты. – Москва: АСТ-пресс, 2014;

2. Ванина Т. Звездолёты. – Москва: АСТ-пресс, 2014;

3. Иванова О. Военные самолётики.– Москва:АСТ-пресс, 2014;

4.Пимушкин С.И. Игрушки из крышек.– Москва: АСТ-пресс, 2015;

5.Пимушкин С.И. Роботы из крышек.– Москва: АСТ-пресс, 2014;

6.Пимушкин С.И. Роботы из спичечных коробков.– Москва: АСТ-пресс, 2014.

Перечень сайтов

1.        http://sitekd.narod.ru

2. http://usamodelkina.ru

3.http://masteraero.ru

4.http://technologys.info

5. http://origamik.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Математические игры"

Дополнительная образовательная программа "Математические игры"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО НАЧАЛЬНОМУ ТЕХНИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ «МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»

Программа имеет научно-техническую и художественную направленность, носит общеразвивающий, личностно-ориентированный характер, удовлетворяет интересы детей, увлекающихся конструированием и моделирован...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки» направленность:социально-педагогическая уровень программы:ознакомительный

      Рабочая программа  кружка  «Математические ступеньки» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов....

Дополнительная общеобразовательная программа «Лего-конструирование»

Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Легоконструирование" рассчитана на учащихся начальной школы...

Дополнительная общеразвивающая программа "Математический Олимп"

Актуальность программы – соответствие потребностям времени.       Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Актуальность.Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и ...