Тематическое планирование по истории и культуре марийского народа
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме
Тематическое планиерование по истории и культуре марийского народа в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_i_kultura_narodov_mariy_el.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
История и культура народов Марий Эл
34 часа
(из расчёта 1 час в неделю)
Подчёркнуты практические задания
№п/п | Тема урока | Краткое содержание программы | Дата проведения |
Моя Родина Республика Марий Эл (4 часа) | |||
1 | Знакомство с географической картой Республики Марий Эл. Край Марийский –край лесной. | Краткие сведения о республике. Административное деление, районы республики. Трудовые традиции жителей Марийского края в прошлом: собирательство, бортничество, охота. | |
2 | Наш поселок. | Посёлок входит в Килемарский район, район — в республику Марий Эл. Заочное путешествие по современным районам республики. Объяснение отдельных географических названий (топонимика). Народные промыслы нашего района. | |
3 | Заочное путешествие по району. | Знакомство с памятниками истории и культуры. Музеи родного района. Знатные люди района Почетные граждане посёлкаВстречи со старожилами, краеведами. Разучивание гимна Республики Марий Эл. | |
4 | Йошкар-Ола — столица нашей республики | Возникновение (1584) и история города. | |
Семья.Родство. (2 часа) | |||
5 | Родословная семьи. Моя семья | Поколения предков — связь времен. Виды и степени родства. Фамилия, имя, отчество | |
6 | История имен и фамилий рода. | Гостевые песни моей мамы, бабушки. Стихи марийских поэтов о семье. Исследовательские навыки. Сбор материала для своей родословной. Составление родословной. Составление рассказов «Моя бабушка», «Мой дедушка». | |
Школа. Знание – наше богатство. (3 часа) | |||
7 | Школа — источник знаний. | Чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки. | |
8 | История нашей школы. | Экскурсия в школьный музей. Сбор материала «почётный выпускник моей школы» | |
9 | Письменность в жизни марийцев. Первые писатели марийского края. | День марийской письменности (Марий тиште кече).Марийские ученые: доктор филологических наук В. М. Васильев, академик всесоюзной сельскохозяйственной академии наук В. П. Мосолов. Основоположники марийской литературы:С.Чавайн, М.Шкетан, Н.Игнатьев, Г.Микай, их произведения. | |
Фольклор марийского народа (3 часа) | |||
10 | Загадки — как форма умственного развития. | ||
11 | Марийские сказки | Ознакомление с марийскими сказками. Художественно-выразительные особенности марийской сказки | |
12 | Герои марийских сказок | Отражение в сказочной прозе народных традиций, представлений о добре, зле, мудрости, находчивости и т. д. Герои народных сказок: богатыри, умный еж, доверчивый медведь, трусливый заяц, хитрая лиса, глупый волк, хитрый сверчок и др. Инсценировка марийскорй сказки. | |
Народный опыт воспитания (3 часа) | |||
13 | Труд – основа воспитания | Труд, дружба и товарищество -основа воспитания. | |
14 | Притча. | Евангельская притча о немилосердном должнике | |
15 | Современная литература о вечных ценностях | Опыт, личный пример, убеждения, запрет (табу). | |
Музыкальная культура (3 часа) | |||
16 | Песенное творчество. | Жанровые разновидности народных песен (свадебные, рекрутские, гостевые). | |
17 | Народные музыкальные инструменты. Известные в республике и за ее пределами фольклорно-этно-графические ансамбли песни и танца. | Народные мелодии, исполняемые на марийских, русских, татарских, удмуртских, чувашских музыкальных инструментах. «Марий памаш» («Марийский родничок»), «Пеледыш» («Цветок»), «Эрвел"марий» («Восточные мари ) и др. Встреча с исполнителями на народных музыкальных инструментах. | |
18 | Композиторы Яков и Андрей Эшпай. | Музыкальные произведения. | |
Народное искусство (3 часа) | |||
19 | Орнамент традиционной марийской вышивки. | Орнаментальные мотивы: «конь», «олень», «утка», «лебедь», «солнце», «звезды», «ромб», «крест». Общие сведения о тканях, нитках, технике исполнения, цветовой гамме вышивки. | |
20 | Русские узорные полотенца. | Орнамент и цветовая гамма. Национальная обувь татар (кожа, аппликация). Особенности женской обуви (мозаичные ичиги-сапожки — читек). Ткачество удмуртов. | |
21 | Чувашские ювелирные украшения. | Практические навыки. Составление узоров для салфетки, платка, полотенца. | |
Театры Республики Марий Эл (4 часа) | |||
22 | Из истории марийского театра. | Зарождение театрального искусства марийцев. | |
23 | Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана | Интерьер театра. Театральный этикет. | |
24 | Академический русский театр имени Г. Константинова. | Общие сведения. Посещение спектакля, знакомство с театром, ведущими актёрами. Составление словаря основных театральных терминов. | |
25 | Кукольный театр. | Посещение представления кукольного театра. Знакомство с творчеством актёров. | |
Национальная кухня (3 часа) | |||
26 | Особенности марийской кухни. | Лашка; латка— суп-лапша. Подкогыльо; падкагыль — вареники. Кыравец — каравай с крупой и мясом. Сокта — домашняя колбаса. Команмелна; коман мелена — двухслойные (трехслойные) блины. | |
27 | Традиции русской кухни | Хлеб. Похлебка. Квас. Окрошка. Пироги .Знакомство с татарской кухней. | |
28 | Удмуртская народная кухня. Чувашская традиционная кухня. | Сбор рецептов националь¬ной кухни своей семьи. Оформление альбома «Этнокухня | |
Праздники. Народный Календарь. (5 часов) | |||
29 | Марийские календаные праздники | Общие сведения. | |
30 | Православный календарь. | Общие сведения. | |
31 | Праздники календаря. | День космонавтики, День национального героя – 26 апреля, День Пбеды, Международный день музеев 18 мая. | |
32 | Обычаи и традиции встречи народных календарных праздников у каждого народа. | Русская Масленица, Марийский весенний праздник сохи «Агавайрем», | |
33 | Летний праздник цветов «Пеледыш пайрем», | история возникновения. Исследовательские навыки. Оформление календаря народных праздников родной стороны. | |
34 | Викторина «Знаешь ли ты свой край?» | Итоговый |
Пояснительная записка
Курс «История и культура народов Марий Эл» является вариативной частью базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, формируемым участниками образовательного процесса. Он призван обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл. Программа курса «История и культура народов Марий Эл» разработана с учетом Базисного учебного плана Республики Марий Эл, на основе изучения типовой программы для общеобразовательных школ «История и культура марийского народа» (1992). При разработке программы авторами учтены замечания и рекомендации учителей истории и культуры марийского народа.
Ведущими идеями программы являются усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам и верованиям людей независимо от их этнокультурной принадлежности. Вместе с тем подчеркивается важность воспитания интолерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигилизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности. В программе сделан акцент на формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл, воспитание гражданственности у молодежи, патриотических чувств и гордости за свою малую Родину.
Для выполнения этих идей поставлены конкретные цели и предполагается решение следующих задач:
1. Обучающие:
- ознакомление с историей Республики Марий Эл, с этнографией, культурным наследием народов, населяющих Республику Марий Эл, с многочисленными источниками устной и письменной литературы и умения пользоваться этими источниками.
- расширение кругозора обучающихся в области развития истории и культуры марийского края.
- формирование основ мультиперспективности, умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения.
2. Развивающие:
- развитие интереса к истории Марий Эл и Марийского края, к культуре и традициям народов республики (марийцев, русских, татар, удмуртов, чувашей и др.);
- развитие аналитических способностей обучающихся;
- формирование умения видеть проблемы, порождаемые полиэтническим и поликультурным характером местного сообщества, и способностей отстаивать толерантную и конструктивную стратегию поведения в возможных сложных ситуациях.
- формирование этнокультурных компетенций, приобретение минимума умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей жизненной практике.
3. Воспитывающие:
- воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры своей малой Родины;
- формирование уважительного отношения к народам, проживающим в Марий Эл, к их традициям, обычаям и культуре;
- воспитание эмпатии, товарищества и содружества.
- воспитание эстетического восприятия окружающего мира и чувства ответственности за его сохранность.
Предметом изучения курса «История и культура Марий Эл» история, этнография, этнопедагогика, культура и искусство народов Марий Эл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по истории 8 класс VIII вид
тематическое планирование по истории для 8 специального (коррекционного) класса VIII вида...
Календарно тематическое планирование "Основы мировых религиозных культур"
Календарно тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование уроков по физической культуре для 3 класс ае
Трехчасовое календарно-тематическое планирование уроков по физической культуре для 3 класса 2012г....
Авторская программа по изучению истории и культуры чувашского народа в начальной школе
В основу данной программы заложена концепция развития у учащихся творческого отношения к изучаемому предмету....
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Модуль «Основы православной культуры») 4 класс - 34 часа
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования (ФГОС)....
Материал к занятию по воспитательной работе "История и культура русского народа"
Занятие по воспитательной работе "История и культура русского народа"...
Календарно-тематическое планирование 4 класс "Мир музыки моего народа"
Календарно-тематическое планирование 4 класс по программе М.С. Красильниковой "Гармония"...