Авторская программа по изучению истории и культуры чувашского народа в начальной школе
учебно-методическое пособие по теме
В основу данной программы заложена концепция развития у учащихся творческого отношения к изучаемому предмету.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ
ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Третьякова И.И.
ПРОГРАММА
по изучению
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
ЧУВАШСКОГО НАРОДА
в начальной школе
Нижнекамск
2005
Одобрено методическим советом Городского управления образования
Программа по изучению истории и культуры
чувашского народа в начальной школе
Автор: Третьякова И.И. – учитель начальных классов I квалификационной катего-
рии гимназии №34
Рецензент: Семенова Г.Н. – доцент кафедры методики чувашского языка и литературы Чувашского государственного университета
1
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания уровня Б и программы З.К. Яковлевой «Чувашский фольклор» для факультативных занятий в общеобразовательных школах.
Логика построения и вариативная часть содержания соответствует авторскому замыслу.
В современных образовательных воспитательных учреждениях решение проблемы национального самосознания осуществляется, как правило, с использованием традиционного подхода, не ориентированного на детальное исследование культурных традиций собственного народа, национальных корней и национальных особенностей.
Центральная проблема этнической культуры – возрождение национального самосознания, воспитание у ее представителей не только уважения к иным культурам, но, в первую очередь, чувства предпочтения родовых этнокультурных ценностей, планомерное и всестороннее формирование у подрастающего поколения исторического сознания, «возвращая» ему прошлое своей родины.
Важнейшей основой в решении этих проблем является возрождение принципа народности, согласно которому обучение, воспитание и вся система образования строятся с учетом психологии, языка, культуры народа, его традиций, обычаев и национальных особенностей.
Сохранение и обогащение нравственного и социального идеалов тесно связано с историческим и культурным самосознанием народа.
Знание этой взаимосвязи позволяет формировать у детей устойчивого интереса к историческим и культурным памятникам и ценностям своего народа.
В основу данной программы заложена концепция развития у учащихся творческого отношения к изучаемому предмету, формирование научного мировоззрения, интереса к народной культуре и традициям собственного народа, сознание себя как достойного представителя нации, имеющей главное прошлое и будущее.
Содержание программы включает основы изучения особенностей традиционной культуры воспитания: устное народное творчество (загадки, сказки, скороговорки, приговорки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, колыбельные песни), игры, обрядовые календарные праздники, составление диалогов на основе игровых моментов.
Изучение курса истории и культуры чувашского народа призвано обеспечить: формирование уважительного отношения к чувашской национальной культуре наряду с культурой братских народов, позитивного отношения к ценностям собственной культуры; развитие умений наблюдать и объяснять поведение разнообразных обрядовых праздников, понимать общественную потребность в развитии национальных культур, интеллектуальных возможностей и гуманистических качеств личности у учащихся.
В авторской образовательной программе определены учебные темы первого года обучения с проведением экскурсий в школьном, городском и краеведческом музеях.
Программа рассчитана для учащихся 7 – 8 лет.
2
Время на изучение курса отводится из расчета 1 час в неделю (34 часа).
Выполнению внешкольных мероприятий и проведению экскурсий предшествует ознакомление учащихся с правилами техники безопасности, которые необходимо строго соблюдать.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ ЧУВАШСКОГО НАРОДА
ВО 2 КЛАССЕ
(1 час в неделю, всего 34 часа)
Экскурсии – 4 часа.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
I четверть (9 часов) | ||||
Кÿртĕм (Вводное занятие). | 1 | 1 | ||
Шут такмакĕсем. «Шак – шак – шак кайăк». «Пĕрре пĕри». | 2 | 1 | 1 | |
Выляма чĕнмелли юрă. «Çу та иртрĕ». | 1 | 1 | ||
Чĕнÿ-йыхрав сăвви «Кил, кил, Анна». | 1 | 1 | ||
Витлешÿ такмакĕсем. Хăвăрт каламалли такмаксем. | 1 | 1 | ||
Сăпка юрри «нянине – папине». Экскурси (Гимназири музей). | 1 | 1 | ||
Кĕрхи уявсем. Авăн. Чÿклеме. Вĕреннине çирĕплетни. | 2 | 2 | ||
II четверть (7 часов) | ||||
Вăйă – диалог «Асанне», «Пасара». | 1 | 1 | ||
Халăх сăмахлăхĕнчен. «Пÿрне юмахĕ». «Çĕвĕç». | 2 | 1 | 1 | |
Йăпатмалли сăвă-юрă. | 1 | 1 | ||
Кĕрхи уяв. Улах ларни. Экскурси (Гимназири музей). | 1 | 1 | ||
Вĕçсĕр такмак – диалог. | 2 | 1 | 1 | |
III четверть (10 часов) | ||||
Сурхури юррисем. | 2 | 1 | 1 | |
Ачасен хĕллехи вăййисем. «Вăкăрла е мăкăрла». «Юр пикене тупăр». «Шур куянла». | 3 | 3 | ||
Вĕçсĕр халап. «Шăши». | 1 | 1 | ||
Ваттисен сăмахĕсем. | 2 | 1 | 1 | |
Çăварни юррисем. | 1 | 1 | ||
Экскурси (Краеведени музейĕ). | 1 | 1 | ||
IV четверть (8 часов) | ||||
Тупмалли юмахсем. | 1 | 1 | ||
И.Я. Яковлев букварĕнчи калавсемпе юмахсем. «Лаша шырани». «Пулă сĕрни». «Кулач». Вĕреннине аса илни». | 2 | 1 | 1 | |
Сĕрен сăвви – юррисем. Мăнкун (Пасха). | 2 | 1 | 1 |
8
Çуллахи вăйăсем (сăмахпа каласа вылямалли вăйăсем). «Япала пуçтармалла». «Çерем ватса вир акрăм». | 1 | 1 | ||
Çурхи «Уяв». | 1 | 1 | ||
Çуллахи уявсем. Çимĕк. Питрав. Вĕреннине çирĕплетни. | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по истории и культуре марийского народа
Тематическое планиерование по истории и культуре марийского народа в 4 классе...
"Изучение истории и культуры родного края"
В презентации размещены материалы для практического применения: упражнения и задания направленные на развитие речи детей, виды изложений и сочинений,...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через изучение истории и культуры своей страны
Духовность и нравственность в современном обществе - понятия, утратившие свою первоначальную значимость. Старые ценности - потеряны, новые - так и не сформировались. Хочется видеть детей, которые помн...
Внеклассная деятельность при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга
Изучение истории города в начальной школе....
Материал к занятию по воспитательной работе "История и культура русского народа"
Занятие по воспитательной работе "История и культура русского народа"...
Статья: "Организация внеклассной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга в начальной школе."
В последние годы в российской системе начального образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Задача сегодняшней школы - помочь ...
Педагогический проект Использование игровых технологий при изучении истории и культуры народов Республики Марий Эл в начальных классах.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо...