Календарно-тематическое планирование 4 класс "Мир музыки моего народа"
календарно-тематическое планирование по музыке (4 класс) на тему

Жердецкая Галина Николаевна

Календарно-тематическое планирование 4 класс по программе М.С. Красильниковой "Гармония"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                               Календарно - тематическое планирование 4 класс. 

(1 час в неделю, всего 35 часов)

МИР МУЗЫКИ МОЕГО НАРОДА

№ п/п

Название раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

Примечания

план

факт

1      

I четверть (9 ч)

Художественный мир лирико-эпической оперы Н. Римского-Корсакова

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

Н. А. Римский-Корса-

ков. Опера «Сказание

о невидимом граде Ки-

теже и деве Февронии»

                                   Жанровые особенности эпической оперы образы

и их развитие, характер

музыкального действия,

музыкальный язык.

 Действие 1. Пустыня

(три разворота)

Выразительность и

изобразительность му-

зыкальной характери-

стики места и времени

действия. Характерные

интонации музыкальной речи героев.

1 ч                                                              

Слушают диалог Всеволода

и Февронии, характеризуют их музыкальные образы.

Определяют певческие голоса героев и характерные  интонации их музыкальной речи.

 Разучивают ариозо Февронии, дают

названия его основным темам.

Слушают «разговор» Февронии с лесными животными, характеризуют героиню

по кругу её общения.                                                            

Слушают диалог Всеволода

и Февронии, выделяют его

этапы и анализируют изме-

нения в отношениях геро-

ев. Выявляют круг повторя-

ющихся и варьирующихся

интонаций в партиях геро-

ев и напевают их.

Смотрят и обсуждают ви-

деофрагмент первого дей-

ствия.

2-3

Действие 2.

Малый Китеж

(пять разворотов) Столкновение

нравственных позиций

Февронии и Кутерьмы,

интонационно-жанровый

контраст их музыкального

языка.

 Русская истори-

ческая песня «Про татарский полон»

Драматические события

финала второго действия.

1 ч

Предвосхищают построе-

ние оперной сцены народ-

ного гуляния.

Слушают финал второго

действия, выявляют и раз-

учивают темы-характе-

ристики монголо-татар,

включая мелодию песни

«Про татарский полон».

оценку.

Напевают и характеризу-

ют звучание темы Китежа

в завершении действия,

предполагают дальнейшее

развитие событий.

4-5

Действие 3. Картина1.

Большой Китеж

(три разворота)

Рассказ Поярка о со-

бытиях в Малом Китеже.

Симфоническая картина

«Сеча при Керженце» –

музыкальные характеристики противоборствующих сил, исход битвы.

1 ч

Слушают сцену Поярка

с китежанами, разучива-

ют реплики народа.

Разучивают молитву ките-

жан, выявляют особенно-

сти её мелодии, сравнива-

ют три проведения темы и

приёмы её развития.

Разучивают и инсценируют

солдатскую песню.

6

Действие 3. Картина 2.

Берег озера Светлый

Яр

Развитие образов Февро-

нии, Гришки и монголо-

татар. Плач Февронии – жанро-

вая основа и интонаци-

онное родство с предше-

ствующими темами геро-

ини. Диалог Февронии и

Гришки: интонационные

истоки музыкальной речи

героев. Музыкальная

характеристика монго-

ло-татар, их реакция на

чудесное преображение

Большого Китежа.

1 ч

Слушают сцену волшебно-

го преображения Китежа,

характеризуют выразитель-

ные и изобразительные

средства музыки, опреде-

ляют смысл включения ин-

тонаций из оперы «Князь

Игорь» А. Бородина в сце-

ну преображения Китежа.

Сравнивают звучание темы

Китежа на протяжении

картины, объясняют изме-

нения в её характере.

Моделируют симфониче-

скую картину боя, подби-

рают и напевают темы для

музыкальных характери-

стик русских и татар.

Слушают симфоническую

картину «Сеча при Кержен-

це», воссоздают по музыке

события боя, передают в

пластической импровиза-

ции взаимодействие проти-

воборствующих сил.

Слушают начало 2 карти-

ны, определяют по музыке состояние монголо-татар,

Февронии и Гришки.

Слушают и напевают плач

Февронии, характеризуют

интонационно-жанровую

основу музыки, выявляют

родство темы плача с пред-

шествующими темами Фев-

ронии, напевают примеры.

Озвучивают слова диалога

Февронии и Гришки: под-

бирают попевки к репли-

кам героев, импровизируют

их музыкальную речь, ра-

зыгрывают диалог в парах.

Смотрят диалог в видеоза-

писи, обсуждают его сце-

ническое воплощение.

Слушают завершение кар-

тины. Размышляют об от-

ношении Гришки к своему

предательству, о решении

Февронии отпустить его на

волю. Обсуждают реакцию

татар на чудесное преобра-

жение Китежа.

7

Действие 4. Картина 1.

Лесная чаща

(два разворота)

Вступление – музыкаль-

ная характеристика об-

становки действия. Раз-

витие образов Февронии

и Гришки (продолже-

ние). Молитва и «свисто-

пляска» Гришки. Транс-

формация интонаций

Кутерьмы в сцене без-

умия. Этапы чудесного

преображения природы.

Восхождение Февронии

и призрака Всеволода

в преображённый град

Китеж.

1 ч

Моделируют музыкальную

картину лесной чащи. Слу-

шают и сравнивают начало

четвёртого действия со

вступлением к опере.

Слушают диалог Февро-

нии и Гришки, размышля-

ют о влиянии на них

свершившегося чуда.

Читают слова молитвы,

моделируют её интонаци-

онное содержание и сочета-

ние голосов.

Слушают молитву, испол-

няют её фрагмент, размыш-

ляют о влиянии молитвы

на Гришку.

Слушают свистопляску,

напевают её мелодию, ана-

лизируют конструктивное

родство с темой похвалы

пустыне.

Слушают и поют колыбель-

ную Февронии, выявляют

её жанровые признаки.

Слушают симфоническую

картину преображения

леса: определяют темы, на развитии которых она

построена; анализируют

«краски» симфонического

оркестра; сравнивают го-

лоса реальных и волшеб-

ных птиц; в пластическом

интонировании передают

«колыхание листвы» и «за-

жигающиеся звёзды».

Знакомятся со сценой

встречи Февронии и при-

зрака Всеволода, сравни-

вают её со встречей героев

в первом действии. Опре-

деляют композиционные

функции этих сцен в опере.

Пластически импровизи-

руют фрагмент перехода

призрака Всеволода и Фев-

ронии в преображённый

Китеж, определяют мело-

дию, которая развивается в

музыке перехода. Находят

тему, подтверждающую по-

явление героев в Большом

Китеже, и передают в сво-

ём исполнении характер её

звучания.

8

Действие 4. Картина 2.

Невидимый град

Китеж

Музыкальная

характеристика

волшебного Китежа.

Завершение лирической

линии оперы –

свадебный обряд. Завершение нравствен-

но-этической линии опе-

ры – письмо Февронии к

Гришке.

1 ч

Вспоминают свадебную

песню, прерванную появ-

лением врагов, разучивают

её продолжение и инсцени-

руют песню.

Слушают сцену, в которой

Феврония пишет письмо

Гришке. Размышляют о

причинах отказа компози-

тора сократить эту сцену.

Сочиняют своё письмо

Гришке (и другим героям

оперы).

9

Н. А. Римский-Корса-

ков. Опера «Сказание

о невидимом граде

Китеже и деве Февро-

нии». Обобщение

(два разворота)

Эпическая опера.

Многоплановость дра-

матургии: столкновение

китежского и татарского

«миров», лирическая

линия Февронии и Все-

волода, нравственный

«поединок» Февронии и Кутерьмы. Лейттемы

и лейтинтонации, кон-

структивное единство

тем оперы. Разнообра-

зие народно-жанровых

истоков музыкального

языка оперы. Компози-

ция оперы.

1 ч

Напевают темы, записан-

ные на с. 38–39 учебника,

ищут основание их объеди-

нения в группы, подыски-

вают темы, дополняющие

эти группы.

Напевают лейттемы, слу-

шают их варианты и опре-

деляют, в какой момент

действия звучат эти темы.

Определяют и напевают

темы, записанные на с. 40–

41 учебника, характеризуют

три сюжетные линии оперы, дают им обобщён-

ное название, выявляют

ключевые моменты в

развитии каждой линии.

Приводят примеры пере-

сечения разных сюжетных

линий в судьбах героев

оперы.

Смотрят две интерпре-

тации одного фрагмента

оперы и обсуждают особен-

ности сценического вопло-

щения в каждой версии.

Темы музыкальных проектов: «История создания оперы «Сказание о невидимом граде Китеже

и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова»; «Древнерусские легенды и предания как источник либретто

оперных произведений»; «Эскизное исполнение фрагмента оперы «Сказание о невидимом граде Китеже

и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова»; «Музыкальные портреты героев оперы «Сказание

о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова» и др.

10

II четверть (7 ч)

Художественный мир эпической симфонии. Симфония № 2 («Богатырская») А. Бородина

А. П. Бородин. Сим-

фония № 2 («Богатыр-

ская»)

Симфонический цикл,

его строение, харак-

тер частей (на примере

пройденных симфоний).

Предполагаемый круг

образов «Богатырской»

симфонии А. П. Боро-

дина.

Вспоминают построение

симфонического цикла,

характер каждой его части.

Напевают основные темы

частей пройденных сим-

фоний в опоре на графиче-

скую схему.

Предполагают круг образов

и характер частей Бога-

тырской симфонии Боро-

дина. Вспоминают музыку

пройденных произведений

Бородина и напевают темы

для частей «Богатырской»

симфонии.

Слушают, характеризуют и

разучивают главную тему

симфонии. Слушают и

сравнивают проведения

главной темы в экспози-

ции, репризе и коде первой

части, выявляют изменения

характера темы и средств

выражения в каждом по-

следующем её проведении.

11

Часть 1. Главная тема

Главная тема в экспо-

зиции, репризе, коде –

этапы становления героя

симфонии. Увеличение.

Предполагаемые вариан-

ты преобразования глав-

ной темы в разработке.

Предполагают возможные

варианты дальнейших пре-

образований темы и пере-

интонируют её (вопроси-

тельно, грозно, призывно

и др.).

Вспоминают соотношение

героев в первой части Пя-

той симфонии Бетховена,

предполагают характер вто-

рого героя симфонии Боро-

дина и сочиняют мелодию

второго героя.

Слушают, характеризуют,

пластически интонируют

тему второго героя симфо-

нии. Анализируют инто-

национные связи музыки

первого и второго героев.

Предвосхищают тенденцию

развития двух тем, слуша-

ют, анализируют, пластиче-

ски интонируют развитие

двух тем в связующей в

опоре на графическую за-

пись.

Предполагают характер по-

бочной темы в симфонии Бородина. Подбирают из

музыки главной и свя-

зующей тем подходящие

интонации для побочной

темы и импровизируют её

мелодию.

12

Часть 1. Экспозиция

(два разворота)

Музыкальные образы

экспозиции, их взаимо-

действие. Народно-жанровые

основы тематизма, его

ритмические, тембровые,

динамические особен-

ности. Акцент. Компо-

зиционные функции ос-

новных тем экспозиции,

тенденции их развития.

Слушают, анализируют и

исполняют побочную тему,

характеризуют её развитие,

передают в пластическом

интонировании тембровые,

регистровые, ритмические

изменения темы с ориен-

тацией на графическую

запись.

Слушают и разучивают

заключительную тему, вы-

являют в ней сближение

интонаций главной и по-

бочной тем с ориентацией

на графическую запись.

Пластически интонируют

экспозицию первой части.

Обобщают развитие тем в

экспозиции, предполагают

характер их дальнейших

преобразований в разра-

ботке.

Часть 1. Разработка

Композиционные функ-

ции разработки. Этапы

развития музыкального

действия в разработке.

Изменение характера

тем, способы их пре-

образования (мотивно-

тематическое развитие,

остинато, маркато,

стретта).

Слушают разработку, опре-

деляют этапы её развития,

характеризуют преобра-

зования и взаимодействие

тем, подтверждают музы-

кальными примерами.

Составляют исполнитель-

ский план разработки, под-

бирают жесты для разных

проведений тем (перекли-

чек, наложений и т. д.) и

пластически интонируют

разработку.

12

Часть 1. Реприза

и кода

Композиционные функ-

ции репризы и коды.

Изменения тем-образов

по сравнению с экспо-

зицией, разработкой.

Выразительность и изо-

бразительность. Способы

развития тем (увеличе-

ние, уменьшение, сек-

венции).

Слушают и пластически

интонируют репризу, срав-

нивают её с экспозицией

в опоре на графическую

запись, характеризуют

произошедшие в темах из-

менения. Осмысливают

характер звучания интона-

ций главной и побочной в

заключительной теме, их

преобразование и взаимо-

действие.

Часть 1.

Графический конспект

Музыкальная история

первой части симфонии

и её обобщение в графи-

ческом конспекте. Темы-

образы и их взаимодей-

ствие.

Слушают коду, выявляют

этапы развития, сравнива-

ют музыку в начале и за-

вершении первой части.

Разбираются в графиче-

ском конспекте, опреде-

ляют правила его состав-

ления, вспоминают этапы

развития музыкальной

истории первой части, ори-

ентируясь по конспекту.

Пластически интонируют

первую часть симфонии.

13

Часть 2. Скерцо

Картина «богатырских

игрищ». Основные темы

части, характер сопо-

ставления «русских» и

«восточных» интонаций.

Средства выразительно-

сти (остинато, синкопа и

др.). Построение скерцо

(трёхчастная форма).

Вспоминают скерцо сим-

фоний Л. Бетховена,

П. Чайковского, напевают

их темы, предполагают,

какую картину из жизни

богатырей «нарисует» в

скерцо композитор. Моде-

лируют темы для скерцо:

выбирают в музыке первой

части подходящие для скер-

цо интонации и импровизируют на их ос-

нове мелодии.

Слушают вторую часть

целиком, характеризуют

выразительные и изобра-

зительные особенности её

музыки.

Поют и пластически ин-

тонируют основные темы

скерцо.

Определяют построение

скерцо и составляют его

графическую схему.

Выявляют интонационные

связи между музыкой пер-

вой и второй частей.

Пластически интонируют

скерцо в опоре на графи-

ческую схему.

14

Часть 3. Анданте

Содержание медленной

части симфонии и осо-

бенности её построения.

Образ сказителя Баяна:

музыкальное воплощение

традиций былинного рас-

пева, звукоподражание

переборам гуслей. Интонационные связи те-

матизма с музыкой пред-

шествующих частей.

Слушают начало третьей

части, по музыке опре-

деляют образ, созданный

композитором, и инстру-

мент, переборам которого

подражают звуки арфы.

Разучивают основную тему,

аккомпанируют себе на во-

ображаемых гуслях. Предвосхищают содержа-

ние рассказа гусляра до

прослушивания музыки

части.

Слушают третью часть

симфонии, разучивают

основные темы, дают им

название.

Характеризуют былинный

склад музыкальной речи

Баяна. Воссоздают ход со-

бытий в его рассказе по

характеру тем и их последо-

вательности.

Выявляют интонационные

связи музыки третьей части

с музыкой предшеству-

ющих частей симфонии.

Пластически импровизиру-

ют третью часть симфонии

в опоре на графическую

схему.

15

Часть 4. Финал

Картина народного

праздника. Основные темы финала и их раз-

витие.

Обобщение образных

сфер симфонии. Инто-

национные связи частей

симфонии.

Предполагают характер об-

разов финала симфонии

А. П. Бородина в опоре на представления о музыке

финалов симфоний

В. А. Моцарта, Л. Бетхове-

на, П. Чайковского.

Слушают финал симфонии

Бородина, разучивают и

исполняют основные темы,

анализируют средства

музыкальной выразитель-

ности.

Выявляют интонацион-

ные связи тем финала с

музыкой предшествующих

частей.

Анализируют финал как за-

вершающий этап развития

музыкальной истории сим-

фонии. Выбирают фраг-

мент финала симфонии,

составляют его исполни-

тельский план и пластиче-

ски интонируют.

16

А. П. Бородин. Симфо-

ния № 2. Обобщение

Музыкальные образы и

их развитие в «Богатыр-

ской» симфонии

А. П. Бородина.

Характер частей и их по-

следовательность в эпи-

ческой симфонии. Инто-

национно-тематические

связи между частями

симфонии.

Сравнение двух интер-

претаций фрагмента

симфонии (по выбору).

Интонационно-образ-

ные связи «Богатырской»

симфонии с оперой

«Князь Игорь».

Особенности стиля

А. П. Бородина.

«Конкурс знатоков музы-

ки А. П. Бородина».

Воссоздают основные эта-

пы развёртывания музы-

кальной истории Второй

симфонии А. П. Бородина

в разных видах музыкаль-

ной деятельности.

Напевают и характеризуют

сходные темы из Второй

симфонии, оперы «Князь

Игорь» и романса «Спящая

княжна» А. П. Бородина с

ориентацией на графиче-

скую запись тем на с. 62–63

учебника.

Определяют характерные

черты музыки А. П. Боро-

дина.

Слушают разные интерпре-

тации одного фрагмента

симфонии, выявляют их

особенности.

Проводят в классе конкурс

знатоков музыки А. П. Бо-

родина (поют, пластически

интонируют, инсцениру-

ют).

Предъявляют результаты

индивидуальной и групповой проектной деятельности.

Темы музыкальных проектов: «Пластическая интерпретация «Богатырской» симфонии А. П. Бородина»;

«История создания «Богатырской» симфонии А. П. Бородина»; «Творческий портрет композитора А.

П.Бородина»; «Образы русских богатырей в музыке и изобразительном искусстве» и др.

17

III четверть (9 ч)

Художественный мир лирико-драматической оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама»

П. И. Чайковский.

Опера «Пиковая дама»

Литературная основа

оперы. Интродукция: со-

поставление трёх интона-

ционных сфер (повество-

вательная, драматическая,

лирическая). Моделирова-

ние идеи оперы по харак-

теру тем интродукции и их

последовательности.

1 ч

Слушают интродукцию

к опере «Пиковая дама»,

напевают и пластически

интонируют её основные

темы. Характеризуют об-

разы интродукции и соот-

носят их с похожими обра-

зами пройденных произве-

дений П. Чайковского.

Предполагают основные

сюжетные линии и идею

оперы, ориентируясь по на-

званию оперы, характерам

тем и их последовательно-

сти в интродукции.

Слушают музыку началь-

ной сцены, характеризуют

общую атмосферу дей-

ствия, напевают и пласти-

чески интонируют основ-

ную тему.

Определяют и напевают

характерные интонации

разных групп гуляющих, разучивают хор мальчиков.

Составляют композицию

сцены и разыгрывают её по

ролям.

Слушают диалог Сурина и

Чекалинского и составляют

первоначальное представ-

ление об образе Германа.

Слушают два ариозо Гер-

мана, разучивают их темы

в опоре на нотную и гра-

фическую запись, характе-

ризуют музыкальную речь

героя.

Слушают дуэт Елецкого

и Германа, размышляют

о причинах противопо-

ложных состояний героев

(счастлив – страдает).

Предполагают музыкаль-

ный образ невесты князя

Елецкого и подбирают из

известных тем оперы под-

ходящую для её характери-

стики.

Слушают музыку появле-

ния Лизы в сопровождении

Графини, определяют героя, которого она харак-

теризует, и предполагают,

что эта музыка предвещает.

Слушают квинтет Лизы,

Графини, Томского, Елец-

кого и Германа, размыш-

ляют о причинах страха,

который испытывают все

его участники.

Слушают и разучивают

балладу Томского, выяв-

ляют ключевые интонации

баллады, вспоминают

фрагменты оперы, где эти

интонации звучали.

Напевают тему, записан-

ную графически на с. 72

учебника, характеризуют её

звучание в припеве балла-

ды, дают ей название.

Слушают завершение кар-

тины и характеризуют ре-

акцию Германа на балладу

Томского. Размышляют над

сложившейся жизненной

ситуацией.

18

Картина 1. В Летнем

саду (четыре разво-

рота)

Музыкальные характе-

ристики места и времени

действия, разных групп

гуляющих. Музыкальные

образы главных героев

оперы, разнообразие

форм и жанров в харак-

теристике героев (арио-

зо, дуэт, квинтет, баллада

и др.).

1 ч

19

Картина 2. В комнате

Лизы (два разворота)

Музыкальная характери-

стика атмосферы жизни

Лизы и её подруг. Во-

кальные жанры: романс

и песня.

Сцена Лизы и Германа.

Прорастание интонаций

темы любви в музыкаль-

ной речи Лизы и Герма-

на. Ария Лизы и ариозо

Германа: интонационные

и жанровые особенно-

сти, построение. Драма-

тургическая роль орке-

стра в опере.

1 ч

Слушают и разучивают дуэт

Лизы и Полины, романс

Полины и песню девушек в

опоре на графическую за-

пись. Выявляют интонаци-

онно-образные и жанровые

особенности романса и

песни. По музыке характе-

ризуют атмосферу девич-

ника, соотносят её с состо-

янием Лизы. Составляют

музыкальную композицию

сцены и разыгрывают её в

классе.

Слушают арию Лизы, напе-

вают её мелодии в опоре на

графическую запись. Опре-

деляют построение арии,

выявляют интонации,

преобладающие в каждом

её разделе. Анализируют

этапы в развитии состоя-

ния героини. Размышляют

о тайне Лизы, которую она

доверила ночи.

Слушают диалог Лизы и

Германа, разучивают мелодии двух ариозо Гер-

мана, характеризуют разви-

тие чувств героев.

Подбирают тему, сопро-

вождающую появление

Графини и напевают её.

Моделируют реакцию Лизы

и Германа на приход Гра-

фини.

Слушают продолжение

картины, выявляют роль

оркестра в раскрытии про-

исходящих событий. Опре-

деляют тему, звучащую

в завершении картины,

характеризуют её и дают

название.

Напевают темы, записан-

ные на с. 78–79 учебника,

вспоминают, где они звучат

в опере, определяют, явля-

ются ли они лейттемами, и

обосновывают свою точку

зрения.

Выявляют и напевают

общие элементы этих тем

в опоре на графическую

запись, объясняют конструктивное родство

контрастных тем.

Напевают и сопоставляют

мелодии Германа из первой

и второй картин оперы в

опоре на графическую за-

пись, определяют интона-

ции, характерные для его

музыкальной речи.

20

Как соотносятся темы

оперы?

Лейттемы и лейтинто-

нации оперы. Конструк-

тивное родство кон-

трастных тем.

1 ч

21

Картина 3. Бал в доме

знатного вельможи

(два разворота)

Атмосфера великосвет-

ского бала: интонацион-

но-жанровая характери-

стика.

Музыкальный портрет

Елецкого, его отношение

к Лизе. Записка Лизы.

Мелодекламация.

Пастораль «Искренность

пастушки». Соотноше-

ние музыкального языка

интермедии и основного

действия оперы.

Шутки офицеров. Разлад

в душе Германа. Лейттемы оперы и смысл

их появления в картине.

1 ч

Слушают начало сцены

бала, характеризуют на-

строение гостей, опре-

деляют по музыке танец,

который открывает бал, и

выявляют его интонаци-

онно-жанровые признаки.

Передают характер музыки

в движении.

Слушают арию Елецкого,

разучивают её мелодию с

ориентацией на нотную

запись, напевают харак-

терные интонации музы-

кальной речи князя, срав-

нивают их с интонациями

Германа и Лизы.

22

Картина 4. В покоях

графини

(два разворота)

Музыкальная характе-

ристика места и времени

действия, состояния Гер-

мана. Выразительность и

изобразительность музы-

ки. Остинато струнных

инструментов. Монолог

Германа.

Музыкальный портрет

Графини, её окружение

(хор приживалок). Моно-

лог и песенка Графини.

Диалог-поединок Графи-

ни и Германа – трагиче-

ская кульминация оперы.

Роль оркестра в передаче

состояний Графини.

Развитие лейтинтонаций

оперы (интеграция и пе-

реосмысление). Причины

отчаяния Германа и Лизы

Слушают эпизод под-

шучивания офицеров над

Германом, выявляют связь

их шутки с балладой Том-

ского, определяют отноше-

ние Германа к их словам.

Выявляют смысл звучания

лейттем оперы.

Слушают фрагменты ин-

термедии, анализируют её

сюжет. Разучивают и ра-

зыгрывают фрагмент дуэта

Прилепы и Миловзора.

Характеризуют отличия

музыки интермедии и ос-

новного действия оперы.

Размышляют о сходстве

жизненных ситуаций геро-

ев интермедии и оперы.

Слушают завершение

картины, по музыке пред-

угадывают намерения Гер-

мана.

Предполагают обстановку

сценического действия

и состояние Германа в

начале четвёртой картины,

импровизируют музыку вступления на основе

лейтинтонаций оперы.

Слушают оркестровое

вступление, определяют и

характеризуют изменения в

звучании лейтинтонаций.

Слушают речитатив Герма-

на, уточняют характеристи-

ку его состояния.

Слушают и разучивают хор

приживалок, характеризу-

ют интонации, на которых

построена его мелодия,

подбирают движения и

инсценируют хор.

Слушают монолог и песню-

воспоминание Графини,

подтверждают свои харак-

теристики образа Графини

музыкальными примерами.

Слушают диалог Германа и

Графини, определяют его

смысловые этапы.

Разучивают мелодию ари-

озо Германа, выявляют из-

менения его музыкальной

речи по ходу развития диа-

лога. Определяют особенности «партии»

Графини в диалоге с Гер-

маном. Пластически им-

провизируют «ответы»

Графини.

Слушают завершение

картины, характеризуют

реакции Германа и Лизы

на случившееся. Выявля-

ют смысл преобразований

лейттем и лейтинтонаций

в завершении картины по

сравнению с её началом.

Размышляют над жизнен-

ным содержанием сцениче-

ского действия.

23

Картина 5. В казарме.

Комната Германа

Многоплановость содер-

жания вступления к кар-

тине: жанровые атрибуты

военного быта (сигнал

трубы и дробь барабана),

трагические воспомина-

ния (хорал) и страдания

Германа (диалог в орке-

стре). Сочетание слова и музыки в мелодеклама-

ции и речитативе. Пре-

образования лейттем в

сцене призрака Графини

и Германа.

Речитатив и мелодекла-

мация. Преобразования

лейттем в сцене призра-

ка Графини и Германа.

1 ч

Слушают, напевают, пла-

стически интонируют и

характеризуют оркестровое

вступление к пятой карти-

не, выявляют разнообразие

его жанровых истоков.

Определяют по музыке об-

становку действия, состоя-

ние героя. Импровизируют

чтение Германом письма

Лизы по аналогии со сходным фрагментом из

третьей картины.

Подбирают интонации для

музыкальной речи призра-

ка Графини.

Напевают по графической

записи начало монолога

призрака Графини и им-

провизируют его продол-

жение.

Слушают картину до конца,

объясняют связь характера

вокальной партии героев со

сценическим действием.

Размышляют о выборе,

который предстоит сделать

Герману.

Слушают и пластически

интонируют вступление к

шестой картине, определя-

ют его жанровые истоки и

интонационные связи

с предшествующими тема-

ми оперы. Предвосхищают

продолжение музыкальной

истории.

Разучивают арию Лизы, пе-

редают в пении состояние

героини, анализируют построение арии и инто-

национные истоки её ме-

лодии.

Слушают сцену Лизы и

Германа, выявляют этапы

их диалога, характеризуют

трагическое завершение

сцены.

Слушают и характеризуют

хор гостей игорного дома в

седьмой картине, размыш-

ляют над образом жизни,

который они воспевают.

Слушают продолжение

картины и определяют цели

прихода в игорный дом

князя Елецкого и Германа.

Слушают заключительную

сцену оперы, выявляют

лейтинтонации, звучащие

в оркестре во время игры

Германа. Напевают ари-

озо Германа, определяют

лейтинтонации, которые

композитор вплетает в его

мелодию. Размышляют над

изменением отношения к

жизни ослеплённого удачей

Германа.

24

Картина 6. На набе-

режной

Вступление к картине:

жанровая основа (траур-

ный марш), интонаци-

онные связи с музыкой

второй картины.

Содержание и построе-

ние арии Лизы, интона-

ционные истоки её ме-

лодии. Этапы развития

дуэта Лизы и Германа.

Крушение мечты Лизы

о счастье.

Картина 7.

В игорном доме

Хор гостей игорного

дома, их отношение к

жизни. Построение заключи-

тельной сцены. Ариозо

ослеплённого удачей

Германа: синтез и преоб-

разование контрастных

лейтинтонаций оперы.

Просветление сознания

Германа: прощание с Ли-

зой и Елецким.

Тема любви как нрав-

ственный итог оперы.

Слушают музыку завер-

шения оперы, характери-

зуют изменения в оценке

Германом собственных

поступков. Размышляют

над характером звучания и

смыслом темы любви в за-

вершении оперы.

Смотрят видеофрагмент

финала оперы, обсуждают

особенности его сцениче-

ского воплощения.

25

П. И. Чайковский.

Опера «Пиковая

дама». Обобщение

(два разворота)

Сюжетные линии

оперы, этапы развития

её конфликта

и композиция.

Лейттемы и лейтинто-

нации оперы, развитие

основных тем-образов.

Баллада Томского и её

роль в музыкальной дра-

матургии оперы. Сравнение конфликтов

в пройденных операх (по

выбору учащихся).

Вспоминают музыку героев

оперы и происходящие с

ними события (рассказы-

вают, напевают, инсцени-

руют).

Анализируют построение

оперы. Раскрывают содер-

жание основных сюжетных

линий оперы, выявляют

отличие конфликта в опере

«Пиковая дама» П. Чай-

ковского и одной из ранее

пройденных опер. Напевают балладу Том-

ского, анализируют её ин-

тонационное содержание,

размышляют – почему тема

баллады открывает оперу

и служит источником её

лейттем.

Проводят в классе игру

«Знатоки оперы «Пиковая

дама» П. Чайковского»:

слушают, напевают разные

темы оперы, определяют,

что происходит на сцене во

время их звучания, смотрят

соответствующие видео-

фрагменты оперы и прове-

ряют себя.

Темы музыкальных проектов: «История создания оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского»; «Требования

П. И. Чайковского к оперному либретто»; «Музыкальные характеристики героев оперы «Пиковая дама»,

«Образы Германа и Лизы в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» и одноименной опере

П. И. Чайковского»; «Эскизное исполнение фрагмента оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского» и др.

26

IV четверть (6 ч)

Традиции музыкальной культуры моего народа

Народная музыка в

произведениях русских

композиторов

(три разворота)

Опера как панорама на-

родной жизни, жанры

народной музыки в ха-

рактеристике обстановки

действия, чувств и мыс-

лей героев.

Разнообразие жанров

народной музыки (гимн,

колыбельная, хоровод-

ная, былина, истори-

ческая, солдатская, ко-

рительная, свадебная,

лирическая, шуточная,

частушка, плясовая,

плач).

Народно-жанровые ис-

токи инструментальной

музыки русских компо-

зиторов.

Напевают мелодии, за-

писанные на с. 98–101

учебника, вспоминают

произведения, где они

звучат. Выявляют жанро-

вую основу мелодий, дают

характеристику каждому

жанру народной музыки в

соответствии с жизненным

предназначением и осо-

бенностями музыкального

языка.

Соотносят свою характери-

стику жанра с его определе-

нием в словаре учебника.

Приводят свои примеры

жанров народной музыки.

Участвуют в конкурсе зна-

токов народной музыки:

поют, пластически ин-

тонируют, разыгрывают

народные песни и танцы,

фрагменты композитор-

ской музыки, в которой

претворяются жанры на-

родной музыки.

Музыкальный

материал

Г. Свиридов. Кантата

«Курские песни» для

хора и симфонического

оркестра на народные

слова.

Р. Щедрин. Концерт для

оркестра «Озорные ча-

стушки».

Музыкальные произ-

ведения, пройденные в

начальной школе.

Читают слова курской на-

родной песни «Зелёный ду-

бок», сочиняют зерно-ин-

тонацию и «выращивают»

из неё мелодию песни.

Слушают первую часть

кантаты Г. Свиридова, ана-

лизируют композиторскую

интерпретацию песни, ха-

рактеризуют приёмы мело-

дического развития, отме-

чают особенности звучания

симфонического оркестра.

Слушают кантату целиком,

охватывают музыкальную

историю, которую сочинил

композитор, компонуя на-

родные песни, дают своё

название каждой её части

и анализируют средства

музыкальной выразитель-

ности.

Слушают фрагмент кон-

церта для оркестра «Озор-

ные частушки» Р. Щедри-

на, характеризуют особен-

ности жанра частушки,

выраженные в оркестровой

музыке. Выявляют моменты звукоподражания

симфонического оркестра

игре на народных инстру-

ментах. Напевают мелодию

частушки, приводят приме-

ры её симфонического ва-

рьирования и пластически

интонируют фрагмент кон-

церта. Сочиняют в классе

частушки и исполняют их.

27-28

Образы природы в про-

изведениях русских

композиторов

(три разворота)

Разнообразие образов

природы в музыке, вы-

разительность и изобра-

зительность их характе-

ристик. Связь образов

природы с жизнью геро-

ев произведений разных

музыкальных жанров.

Музыкальный

материал

С. Рахманинов. Романс

«Здесь хорошо», Концерт

№ 2 для фортепиано с

оркестром. Вторая часть. Музыкальные произ-

ведения разных жанров,

пройденные в начальной

школе.

Слушают и исполняют

музыкальные фрагменты,

представленные на с. 104–

107 учебника.

Характеризуют вырази-

тельные и изобразительные

особенности музыки, вы-

являют связь образов при-

роды с жизнью героев му-

зыкальных произведений.

Слушают, разучивают и ха-

рактеризуют романс

С. Рахманинова «Сирень»,

наблюдают за развёртыва-

нием начальной интонации

мелодии.

Слушают медленную часть

Второго концерта для фор-

тепиано с оркестром С. Рахманинова, соотносят

музыку с образами родной

природы.

Напевают и пластически

интонируют основную

тему, подыскивают движе-

ния для разных вариантов

её звучания, наблюдают за

тембровым развитием, ха-

рактеризуют соотношение

партии солиста и оркестра.

Делятся на группы и пла-

стически интонируют му-

зыку концерта: одна группа

исполняет партию солиста,

другая – партию оркестра.

Сопоставляют музыку

медленной части Второго

концерта С. Рахманинова с

музыкой медленных частей

симфоний Л. Бетховена,

П. Чайковского, В. А. Мо-

царта, выявляют сходство и

различие их образов.

29-30

Образы защитников

Родины в творчестве

русских композиторов

(два разворота)

Многоплановость об-

разов защитников Оте-

чества, интонационное

родство их музыкальных

характеристик с обра-

зами народа. Контраст

музыкальной характе-

ристики образов врагов,

столкновение противо-

борствующих сил.

Музыкальный

материал

Музыкальные произ-

ведения героико-патри-

отического содержания,

пройденные в начальной

школе.

Государственный

гимн России.

Музыка А. В. Алексан-

дрова

Слова С. В. Михал-

кова

Гимн – символ государ-

ства России

Вспоминают произведения,

представленные на с. 110–

113 учебника. Напевают му-

зыкальные характеристики

защитников народа и его

врагов.

Приводят примеры вопло-

щения в музыке столкнове-

ния противоборствующих

сил, анализируют этапы

развития конфликта. Ис-

полняют фрагмент одного

из произведений (по жела-

нию учащихся), смотрят и

обсуждают его видеозапись.

Слушают и разучивают

Государственный гимн

России, приводят приме-

ры звучания гимна у нас в

стране и за рубежом.

31

По страницам произ-

ведений русской музы-

кальной классики

Эпический, драматиче-

ский, лирический типы

отражения жизни в му-

зыке.

Цитирование компози-

тором известных интона-

ций и тем. Смысл реми-

нисценций в музыке. Музыкальный

материал

Музыкальные произ-

ведения разных жанров,

пройденные в начальной

школе.

Смотрят видеофрагменты

хора «Ой, беда идёт, люди»

и рассказа Поярка из опе-

ры Н. А. Римского-Корса-

кова «Сказание о невиди-

мом граде Китеже и деве

Февронии». Сравнивают

отражение одного события

в разных сценах оперы, со-

относят эти сцены с опре-

делениями «эпический» и «драматический» в сло-

варе учебника. Приводят

примеры лирических сцен

из этой оперы.

Вспоминают и исполняют

начало сцены затмения

в опере А. П. Бородина

«Князь Игорь», размышля-

ют о смысле привлечения

композитором известной

интонации из Пятой сим-

фонии Бетховена.

Сравнивают музыку на-

чала сцены преображения

Большого Китежа из оперы

«Сказание о невидимом

граде Китеже и деве Фев-

ронии» и эпизода появле-

ния княгини Ярославны из

интродукции оперы «Князь

Игорь», определяют смысл

звучания интонаций

А. П. Бородина в опере

Н. А. Римского-Корсакова.

32

Мир музыки

моего народа 

Палитра образов, жан-

ров, стилей музыки рус-

ских композиторов.

Музыкальный

материал

Музыкальные произве-

дения, пройденные

в начальной школе.

Вспоминают произведения,

отражённые на с. 116–117

учебника, напевают темы из пройденных музыкаль-

ных историй.

Вырабатывают правила

игры знатоков классиче-

ской музыки и проводят

её в классе: рассказывают,

поют, определяют на слух,

импровизируют, пластиче-

ски интонируют, инсцени-

руют и др.

33-34

Музыкальные проекты1

(два разворота)

Разновидности музы-

кальных проектов: ис-

полнительские, исследо-

вательские.

Организация проектной

деятельности.

Формы представления

результатов: конкурсы, фестивали, презентации

и др.

Исполнительский проект:

Выбирают музыку для ис-

полнения перед слушате-

лями, определяют состав

участников проекта и учи-

тывают их исполнитель-

ские возможности.

Слушают, разучивают,

анализируют произве-

дение, составляют его исполнительский план,

отрабатывают выразитель-

ность исполнения музыки

(в пении, пластическом

интонировании, инсцени-

ровке, инструментальном

музицировании).

Принимают участие в

создании костюмов, де-

кораций при подготовке

инсценировки. Составляют

краткое вступительное сло-

во. Выступают перед слу-

шателями.

Анализируют процесс под-

готовки и публичного ис-

полнения произведения

(возможно в видеозаписи).

Исследовательский

проект:

Определяют исследователь-

скую проблему, формули-

руют тему проекта, подби-

рают состав участников.

Намечают порядок дей-

ствий (подбор информа-

ции, знакомство с произ-

ведением, его анализ, сравнение разных интер-

претаций и т. д.).

Подготавливают сообще-

ние и презентацию, высту-

пают в классе или на кон-

курсе проектных работ.

Анализируют процесс про-

ведения исследования и

представления его резуль-

татов.

Темы музыкальных проектов: «Моё любимое произведение», «Мой любимый композитор»;

«М. И. Глинка – основатель русской композиторской школы»

(соответственно: Э. Григ, Ф. Шопен, Я. Сибелиус и др.);

«Музыкальные герои фортепианного цикла Р. Шумана «Карнавал»; «Музыка моего народа» и др.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока «Музыка моего народа»

Фрагмент урока «Музыка моего народа», 4 класс...

Музыка моего народа

Урок-викторина по музыке в 4 классе...

Музыка моего народа. Государственный гимн Российской Федерации

Материал предназначен для уроков музыки в 1 классе. Дети знакомятся с понятием гимна, его применением и датой создания....

Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»

Конспект урока  разработан  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим  муз...

Урок. Музыка моего народа

Урок можно использовать для 3-ого класса основной школы и в дополнительном образовании...

Конспект урока по музыке "Музыка моего народа" 4 класс коррекционной школы

Конспект урока музыки. Тема: "Музыка моего народа" 4 класс коррекционной школы.Слушание произведения Римского-Корсакова "Океан-море синее". Использование дидактического пособия - к...