Календарно-тематическое планирование 4 класс "Мир музыки моего народа"
календарно-тематическое планирование по музыке (4 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование 4 класс по программе М.С. Красильниковой "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalend._planir.4_klass_muzyka_obrazovatelnaya_sistema_m.s._krasilnikovagarmoniya.docx | 89.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование 4 класс.
(1 час в неделю, всего 35 часов)
МИР МУЗЫКИ МОЕГО НАРОДА
№ п/п | Название раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | Примечания | |
план | факт | ||||||
1 | I четверть (9 ч) Художественный мир лирико-эпической оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» | Н. А. Римский-Корса- ков. Опера «Сказание о невидимом граде Ки- теже и деве Февронии» Жанровые особенности эпической оперы образы и их развитие, характер музыкального действия, музыкальный язык. Действие 1. Пустыня (три разворота) Выразительность и изобразительность му- зыкальной характери- стики места и времени действия. Характерные интонации музыкальной речи героев. | 1 ч | Слушают диалог Всеволода и Февронии, характеризуют их музыкальные образы. Определяют певческие голоса героев и характерные интонации их музыкальной речи. Разучивают ариозо Февронии, дают названия его основным темам. Слушают «разговор» Февронии с лесными животными, характеризуют героиню по кругу её общения. Слушают диалог Всеволода и Февронии, выделяют его этапы и анализируют изме- нения в отношениях геро- ев. Выявляют круг повторя- ющихся и варьирующихся интонаций в партиях геро- ев и напевают их. Смотрят и обсуждают ви- деофрагмент первого дей- ствия. | |||
2-3 | Действие 2. Малый Китеж (пять разворотов) Столкновение нравственных позиций Февронии и Кутерьмы, интонационно-жанровый контраст их музыкального языка. Русская истори- ческая песня «Про татарский полон» Драматические события финала второго действия. | 1 ч | Предвосхищают построе- ние оперной сцены народ- ного гуляния. Слушают финал второго действия, выявляют и раз- учивают темы-характе- ристики монголо-татар, включая мелодию песни «Про татарский полон». оценку. Напевают и характеризу- ют звучание темы Китежа в завершении действия, предполагают дальнейшее развитие событий. | ||||
4-5 | Действие 3. Картина1. Большой Китеж (три разворота) Рассказ Поярка о со- бытиях в Малом Китеже. Симфоническая картина «Сеча при Керженце» – музыкальные характеристики противоборствующих сил, исход битвы. | 1 ч | Слушают сцену Поярка с китежанами, разучива- ют реплики народа. Разучивают молитву ките- жан, выявляют особенно- сти её мелодии, сравнива- ют три проведения темы и приёмы её развития. Разучивают и инсценируют солдатскую песню. | ||||
6 | Действие 3. Картина 2. Берег озера Светлый Яр Развитие образов Февро- нии, Гришки и монголо- татар. Плач Февронии – жанро- вая основа и интонаци- онное родство с предше- ствующими темами геро- ини. Диалог Февронии и Гришки: интонационные истоки музыкальной речи героев. Музыкальная характеристика монго- ло-татар, их реакция на чудесное преображение Большого Китежа. | 1 ч | Слушают сцену волшебно- го преображения Китежа, характеризуют выразитель- ные и изобразительные средства музыки, опреде- ляют смысл включения ин- тонаций из оперы «Князь Игорь» А. Бородина в сце- ну преображения Китежа. Сравнивают звучание темы Китежа на протяжении картины, объясняют изме- нения в её характере. Моделируют симфониче- скую картину боя, подби- рают и напевают темы для музыкальных характери- стик русских и татар. Слушают симфоническую картину «Сеча при Кержен- це», воссоздают по музыке события боя, передают в пластической импровиза- ции взаимодействие проти- воборствующих сил. Слушают начало 2 карти- ны, определяют по музыке состояние монголо-татар, Февронии и Гришки. Слушают и напевают плач Февронии, характеризуют интонационно-жанровую основу музыки, выявляют родство темы плача с пред- шествующими темами Фев- ронии, напевают примеры. Озвучивают слова диалога Февронии и Гришки: под- бирают попевки к репли- кам героев, импровизируют их музыкальную речь, ра- зыгрывают диалог в парах. Смотрят диалог в видеоза- писи, обсуждают его сце- ническое воплощение. Слушают завершение кар- тины. Размышляют об от- ношении Гришки к своему предательству, о решении Февронии отпустить его на волю. Обсуждают реакцию татар на чудесное преобра- жение Китежа. | ||||
7 | Действие 4. Картина 1. Лесная чаща (два разворота) Вступление – музыкаль- ная характеристика об- становки действия. Раз- витие образов Февронии и Гришки (продолже- ние). Молитва и «свисто- пляска» Гришки. Транс- формация интонаций Кутерьмы в сцене без- умия. Этапы чудесного преображения природы. Восхождение Февронии и призрака Всеволода в преображённый град Китеж. | 1 ч | Моделируют музыкальную картину лесной чащи. Слу- шают и сравнивают начало четвёртого действия со вступлением к опере. Слушают диалог Февро- нии и Гришки, размышля- ют о влиянии на них свершившегося чуда. Читают слова молитвы, моделируют её интонаци- онное содержание и сочета- ние голосов. Слушают молитву, испол- няют её фрагмент, размыш- ляют о влиянии молитвы на Гришку. Слушают свистопляску, напевают её мелодию, ана- лизируют конструктивное родство с темой похвалы пустыне. Слушают и поют колыбель- ную Февронии, выявляют её жанровые признаки. Слушают симфоническую картину преображения леса: определяют темы, на развитии которых она построена; анализируют «краски» симфонического оркестра; сравнивают го- лоса реальных и волшеб- ных птиц; в пластическом интонировании передают «колыхание листвы» и «за- жигающиеся звёзды». Знакомятся со сценой встречи Февронии и при- зрака Всеволода, сравни- вают её со встречей героев в первом действии. Опре- деляют композиционные функции этих сцен в опере. Пластически импровизи- руют фрагмент перехода призрака Всеволода и Фев- ронии в преображённый Китеж, определяют мело- дию, которая развивается в музыке перехода. Находят тему, подтверждающую по- явление героев в Большом Китеже, и передают в сво- ём исполнении характер её звучания. | ||||
8 | Действие 4. Картина 2. Невидимый град Китеж Музыкальная характеристика волшебного Китежа. Завершение лирической линии оперы – свадебный обряд. Завершение нравствен- но-этической линии опе- ры – письмо Февронии к Гришке. | 1 ч | Вспоминают свадебную песню, прерванную появ- лением врагов, разучивают её продолжение и инсцени- руют песню. Слушают сцену, в которой Феврония пишет письмо Гришке. Размышляют о причинах отказа компози- тора сократить эту сцену. Сочиняют своё письмо Гришке (и другим героям оперы). | ||||
9 | Н. А. Римский-Корса- ков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февро- нии». Обобщение (два разворота) Эпическая опера. Многоплановость дра- матургии: столкновение китежского и татарского «миров», лирическая линия Февронии и Все- волода, нравственный «поединок» Февронии и Кутерьмы. Лейттемы и лейтинтонации, кон- структивное единство тем оперы. Разнообра- зие народно-жанровых истоков музыкального языка оперы. Компози- ция оперы. | 1 ч | Напевают темы, записан- ные на с. 38–39 учебника, ищут основание их объеди- нения в группы, подыски- вают темы, дополняющие эти группы. Напевают лейттемы, слу- шают их варианты и опре- деляют, в какой момент действия звучат эти темы. Определяют и напевают темы, записанные на с. 40– 41 учебника, характеризуют три сюжетные линии оперы, дают им обобщён- ное название, выявляют ключевые моменты в развитии каждой линии. Приводят примеры пере- сечения разных сюжетных линий в судьбах героев оперы. Смотрят две интерпре- тации одного фрагмента оперы и обсуждают особен- ности сценического вопло- щения в каждой версии. | Темы музыкальных проектов: «История создания оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова»; «Древнерусские легенды и предания как источник либретто оперных произведений»; «Эскизное исполнение фрагмента оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова»; «Музыкальные портреты героев оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова» и др. | |||
10 | II четверть (7 ч) Художественный мир эпической симфонии. Симфония № 2 («Богатырская») А. Бородина | А. П. Бородин. Сим- фония № 2 («Богатыр- ская») Симфонический цикл, его строение, харак- тер частей (на примере пройденных симфоний). Предполагаемый круг образов «Богатырской» симфонии А. П. Боро- дина. | Вспоминают построение симфонического цикла, характер каждой его части. Напевают основные темы частей пройденных сим- фоний в опоре на графиче- скую схему. Предполагают круг образов и характер частей Бога- тырской симфонии Боро- дина. Вспоминают музыку пройденных произведений Бородина и напевают темы для частей «Богатырской» симфонии. Слушают, характеризуют и разучивают главную тему симфонии. Слушают и сравнивают проведения главной темы в экспози- ции, репризе и коде первой части, выявляют изменения характера темы и средств выражения в каждом по- следующем её проведении. | ||||
11 | Часть 1. Главная тема Главная тема в экспо- зиции, репризе, коде – этапы становления героя симфонии. Увеличение. Предполагаемые вариан- ты преобразования глав- ной темы в разработке. | Предполагают возможные варианты дальнейших пре- образований темы и пере- интонируют её (вопроси- тельно, грозно, призывно и др.). Вспоминают соотношение героев в первой части Пя- той симфонии Бетховена, предполагают характер вто- рого героя симфонии Боро- дина и сочиняют мелодию второго героя. Слушают, характеризуют, пластически интонируют тему второго героя симфо- нии. Анализируют инто- национные связи музыки первого и второго героев. Предвосхищают тенденцию развития двух тем, слуша- ют, анализируют, пластиче- ски интонируют развитие двух тем в связующей в опоре на графическую за- пись. Предполагают характер по- бочной темы в симфонии Бородина. Подбирают из музыки главной и свя- зующей тем подходящие интонации для побочной темы и импровизируют её мелодию. | |||||
12 | Часть 1. Экспозиция (два разворота) Музыкальные образы экспозиции, их взаимо- действие. Народно-жанровые основы тематизма, его ритмические, тембровые, динамические особен- ности. Акцент. Компо- зиционные функции ос- новных тем экспозиции, тенденции их развития. | Слушают, анализируют и исполняют побочную тему, характеризуют её развитие, передают в пластическом интонировании тембровые, регистровые, ритмические изменения темы с ориен- тацией на графическую запись. Слушают и разучивают заключительную тему, вы- являют в ней сближение интонаций главной и по- бочной тем с ориентацией на графическую запись. Пластически интонируют экспозицию первой части. Обобщают развитие тем в экспозиции, предполагают характер их дальнейших преобразований в разра- ботке. | |||||
Часть 1. Разработка Композиционные функ- ции разработки. Этапы развития музыкального действия в разработке. Изменение характера тем, способы их пре- образования (мотивно- тематическое развитие, остинато, маркато, стретта). | Слушают разработку, опре- деляют этапы её развития, характеризуют преобра- зования и взаимодействие тем, подтверждают музы- кальными примерами. Составляют исполнитель- ский план разработки, под- бирают жесты для разных проведений тем (перекли- чек, наложений и т. д.) и пластически интонируют разработку. | ||||||
12 | Часть 1. Реприза и кода Композиционные функ- ции репризы и коды. Изменения тем-образов по сравнению с экспо- зицией, разработкой. Выразительность и изо- бразительность. Способы развития тем (увеличе- ние, уменьшение, сек- венции). | Слушают и пластически интонируют репризу, срав- нивают её с экспозицией в опоре на графическую запись, характеризуют произошедшие в темах из- менения. Осмысливают характер звучания интона- ций главной и побочной в заключительной теме, их преобразование и взаимо- действие. | |||||
Часть 1. Графический конспект Музыкальная история первой части симфонии и её обобщение в графи- ческом конспекте. Темы- образы и их взаимодей- ствие. | Слушают коду, выявляют этапы развития, сравнива- ют музыку в начале и за- вершении первой части. Разбираются в графиче- ском конспекте, опреде- ляют правила его состав- ления, вспоминают этапы развития музыкальной истории первой части, ори- ентируясь по конспекту. Пластически интонируют первую часть симфонии. | ||||||
13 | Часть 2. Скерцо Картина «богатырских игрищ». Основные темы части, характер сопо- ставления «русских» и «восточных» интонаций. Средства выразительно- сти (остинато, синкопа и др.). Построение скерцо (трёхчастная форма). | Вспоминают скерцо сим- фоний Л. Бетховена, П. Чайковского, напевают их темы, предполагают, какую картину из жизни богатырей «нарисует» в скерцо композитор. Моде- лируют темы для скерцо: выбирают в музыке первой части подходящие для скер- цо интонации и импровизируют на их ос- нове мелодии. Слушают вторую часть целиком, характеризуют выразительные и изобра- зительные особенности её музыки. Поют и пластически ин- тонируют основные темы скерцо. Определяют построение скерцо и составляют его графическую схему. Выявляют интонационные связи между музыкой пер- вой и второй частей. Пластически интонируют скерцо в опоре на графи- ческую схему. | |||||
14 | Часть 3. Анданте Содержание медленной части симфонии и осо- бенности её построения. Образ сказителя Баяна: музыкальное воплощение традиций былинного рас- пева, звукоподражание переборам гуслей. Интонационные связи те- матизма с музыкой пред- шествующих частей. | Слушают начало третьей части, по музыке опре- деляют образ, созданный композитором, и инстру- мент, переборам которого подражают звуки арфы. Разучивают основную тему, аккомпанируют себе на во- ображаемых гуслях. Предвосхищают содержа- ние рассказа гусляра до прослушивания музыки части. Слушают третью часть симфонии, разучивают основные темы, дают им название. Характеризуют былинный склад музыкальной речи Баяна. Воссоздают ход со- бытий в его рассказе по характеру тем и их последо- вательности. Выявляют интонационные связи музыки третьей части с музыкой предшеству- ющих частей симфонии. Пластически импровизиру- ют третью часть симфонии в опоре на графическую схему. | |||||
15 | Часть 4. Финал Картина народного праздника. Основные темы финала и их раз- витие. Обобщение образных сфер симфонии. Инто- национные связи частей симфонии. | Предполагают характер об- разов финала симфонии А. П. Бородина в опоре на представления о музыке финалов симфоний В. А. Моцарта, Л. Бетхове- на, П. Чайковского. Слушают финал симфонии Бородина, разучивают и исполняют основные темы, анализируют средства музыкальной выразитель- ности. Выявляют интонацион- ные связи тем финала с музыкой предшествующих частей. Анализируют финал как за- вершающий этап развития музыкальной истории сим- фонии. Выбирают фраг- мент финала симфонии, составляют его исполни- тельский план и пластиче- ски интонируют. | |||||
16 | А. П. Бородин. Симфо- ния № 2. Обобщение Музыкальные образы и их развитие в «Богатыр- ской» симфонии А. П. Бородина. Характер частей и их по- следовательность в эпи- ческой симфонии. Инто- национно-тематические связи между частями симфонии. Сравнение двух интер- претаций фрагмента симфонии (по выбору). Интонационно-образ- ные связи «Богатырской» симфонии с оперой «Князь Игорь». Особенности стиля А. П. Бородина. «Конкурс знатоков музы- ки А. П. Бородина». | Воссоздают основные эта- пы развёртывания музы- кальной истории Второй симфонии А. П. Бородина в разных видах музыкаль- ной деятельности. Напевают и характеризуют сходные темы из Второй симфонии, оперы «Князь Игорь» и романса «Спящая княжна» А. П. Бородина с ориентацией на графиче- скую запись тем на с. 62–63 учебника. Определяют характерные черты музыки А. П. Боро- дина. Слушают разные интерпре- тации одного фрагмента симфонии, выявляют их особенности. Проводят в классе конкурс знатоков музыки А. П. Бо- родина (поют, пластически интонируют, инсцениру- ют). Предъявляют результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности. | Темы музыкальных проектов: «Пластическая интерпретация «Богатырской» симфонии А. П. Бородина»; «История создания «Богатырской» симфонии А. П. Бородина»; «Творческий портрет композитора А. П.Бородина»; «Образы русских богатырей в музыке и изобразительном искусстве» и др. | ||||
17 | III четверть (9 ч) Художественный мир лирико-драматической оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» | П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама» Литературная основа оперы. Интродукция: со- поставление трёх интона- ционных сфер (повество- вательная, драматическая, лирическая). Моделирова- ние идеи оперы по харак- теру тем интродукции и их последовательности. | 1 ч | Слушают интродукцию к опере «Пиковая дама», напевают и пластически интонируют её основные темы. Характеризуют об- разы интродукции и соот- носят их с похожими обра- зами пройденных произве- дений П. Чайковского. Предполагают основные сюжетные линии и идею оперы, ориентируясь по на- званию оперы, характерам тем и их последовательно- сти в интродукции. Слушают музыку началь- ной сцены, характеризуют общую атмосферу дей- ствия, напевают и пласти- чески интонируют основ- ную тему. Определяют и напевают характерные интонации разных групп гуляющих, разучивают хор мальчиков. Составляют композицию сцены и разыгрывают её по ролям. Слушают диалог Сурина и Чекалинского и составляют первоначальное представ- ление об образе Германа. Слушают два ариозо Гер- мана, разучивают их темы в опоре на нотную и гра- фическую запись, характе- ризуют музыкальную речь героя. Слушают дуэт Елецкого и Германа, размышляют о причинах противопо- ложных состояний героев (счастлив – страдает). Предполагают музыкаль- ный образ невесты князя Елецкого и подбирают из известных тем оперы под- ходящую для её характери- стики. Слушают музыку появле- ния Лизы в сопровождении Графини, определяют героя, которого она харак- теризует, и предполагают, что эта музыка предвещает. Слушают квинтет Лизы, Графини, Томского, Елец- кого и Германа, размыш- ляют о причинах страха, который испытывают все его участники. Слушают и разучивают балладу Томского, выяв- ляют ключевые интонации баллады, вспоминают фрагменты оперы, где эти интонации звучали. Напевают тему, записан- ную графически на с. 72 учебника, характеризуют её звучание в припеве балла- ды, дают ей название. Слушают завершение кар- тины и характеризуют ре- акцию Германа на балладу Томского. Размышляют над сложившейся жизненной ситуацией. | |||
18 | Картина 1. В Летнем саду (четыре разво- рота) Музыкальные характе- ристики места и времени действия, разных групп гуляющих. Музыкальные образы главных героев оперы, разнообразие форм и жанров в харак- теристике героев (арио- зо, дуэт, квинтет, баллада и др.). | 1 ч | |||||
19 | Картина 2. В комнате Лизы (два разворота) Музыкальная характери- стика атмосферы жизни Лизы и её подруг. Во- кальные жанры: романс и песня. Сцена Лизы и Германа. Прорастание интонаций темы любви в музыкаль- ной речи Лизы и Герма- на. Ария Лизы и ариозо Германа: интонационные и жанровые особенно- сти, построение. Драма- тургическая роль орке- стра в опере. | 1 ч | Слушают и разучивают дуэт Лизы и Полины, романс Полины и песню девушек в опоре на графическую за- пись. Выявляют интонаци- онно-образные и жанровые особенности романса и песни. По музыке характе- ризуют атмосферу девич- ника, соотносят её с состо- янием Лизы. Составляют музыкальную композицию сцены и разыгрывают её в классе. Слушают арию Лизы, напе- вают её мелодии в опоре на графическую запись. Опре- деляют построение арии, выявляют интонации, преобладающие в каждом её разделе. Анализируют этапы в развитии состоя- ния героини. Размышляют о тайне Лизы, которую она доверила ночи. Слушают диалог Лизы и Германа, разучивают мелодии двух ариозо Гер- мана, характеризуют разви- тие чувств героев. Подбирают тему, сопро- вождающую появление Графини и напевают её. Моделируют реакцию Лизы и Германа на приход Гра- фини. Слушают продолжение картины, выявляют роль оркестра в раскрытии про- исходящих событий. Опре- деляют тему, звучащую в завершении картины, характеризуют её и дают название. Напевают темы, записан- ные на с. 78–79 учебника, вспоминают, где они звучат в опере, определяют, явля- ются ли они лейттемами, и обосновывают свою точку зрения. Выявляют и напевают общие элементы этих тем в опоре на графическую запись, объясняют конструктивное родство контрастных тем. Напевают и сопоставляют мелодии Германа из первой и второй картин оперы в опоре на графическую за- пись, определяют интона- ции, характерные для его музыкальной речи. | ||||
20 | Как соотносятся темы оперы? Лейттемы и лейтинто- нации оперы. Конструк- тивное родство кон- трастных тем. | 1 ч | |||||
21 | Картина 3. Бал в доме знатного вельможи (два разворота) Атмосфера великосвет- ского бала: интонацион- но-жанровая характери- стика. Музыкальный портрет Елецкого, его отношение к Лизе. Записка Лизы. Мелодекламация. Пастораль «Искренность пастушки». Соотноше- ние музыкального языка интермедии и основного действия оперы. Шутки офицеров. Разлад в душе Германа. Лейттемы оперы и смысл их появления в картине. | 1 ч | Слушают начало сцены бала, характеризуют на- строение гостей, опре- деляют по музыке танец, который открывает бал, и выявляют его интонаци- онно-жанровые признаки. Передают характер музыки в движении. Слушают арию Елецкого, разучивают её мелодию с ориентацией на нотную запись, напевают харак- терные интонации музы- кальной речи князя, срав- нивают их с интонациями Германа и Лизы. | ||||
22 | Картина 4. В покоях графини (два разворота) Музыкальная характе- ристика места и времени действия, состояния Гер- мана. Выразительность и изобразительность музы- ки. Остинато струнных инструментов. Монолог Германа. Музыкальный портрет Графини, её окружение (хор приживалок). Моно- лог и песенка Графини. Диалог-поединок Графи- ни и Германа – трагиче- ская кульминация оперы. Роль оркестра в передаче состояний Графини. Развитие лейтинтонаций оперы (интеграция и пе- реосмысление). Причины отчаяния Германа и Лизы | Слушают эпизод под- шучивания офицеров над Германом, выявляют связь их шутки с балладой Том- ского, определяют отноше- ние Германа к их словам. Выявляют смысл звучания лейттем оперы. Слушают фрагменты ин- термедии, анализируют её сюжет. Разучивают и ра- зыгрывают фрагмент дуэта Прилепы и Миловзора. Характеризуют отличия музыки интермедии и ос- новного действия оперы. Размышляют о сходстве жизненных ситуаций геро- ев интермедии и оперы. Слушают завершение картины, по музыке пред- угадывают намерения Гер- мана. Предполагают обстановку сценического действия и состояние Германа в начале четвёртой картины, импровизируют музыку вступления на основе лейтинтонаций оперы. Слушают оркестровое вступление, определяют и характеризуют изменения в звучании лейтинтонаций. Слушают речитатив Герма- на, уточняют характеристи- ку его состояния. Слушают и разучивают хор приживалок, характеризу- ют интонации, на которых построена его мелодия, подбирают движения и инсценируют хор. Слушают монолог и песню- воспоминание Графини, подтверждают свои харак- теристики образа Графини музыкальными примерами. Слушают диалог Германа и Графини, определяют его смысловые этапы. Разучивают мелодию ари- озо Германа, выявляют из- менения его музыкальной речи по ходу развития диа- лога. Определяют особенности «партии» Графини в диалоге с Гер- маном. Пластически им- провизируют «ответы» Графини. Слушают завершение картины, характеризуют реакции Германа и Лизы на случившееся. Выявля- ют смысл преобразований лейттем и лейтинтонаций в завершении картины по сравнению с её началом. Размышляют над жизнен- ным содержанием сцениче- ского действия. | |||||
23 | Картина 5. В казарме. Комната Германа Многоплановость содер- жания вступления к кар- тине: жанровые атрибуты военного быта (сигнал трубы и дробь барабана), трагические воспомина- ния (хорал) и страдания Германа (диалог в орке- стре). Сочетание слова и музыки в мелодеклама- ции и речитативе. Пре- образования лейттем в сцене призрака Графини и Германа. Речитатив и мелодекла- мация. Преобразования лейттем в сцене призра- ка Графини и Германа. | 1 ч | Слушают, напевают, пла- стически интонируют и характеризуют оркестровое вступление к пятой карти- не, выявляют разнообразие его жанровых истоков. Определяют по музыке об- становку действия, состоя- ние героя. Импровизируют чтение Германом письма Лизы по аналогии со сходным фрагментом из третьей картины. Подбирают интонации для музыкальной речи призра- ка Графини. Напевают по графической записи начало монолога призрака Графини и им- провизируют его продол- жение. Слушают картину до конца, объясняют связь характера вокальной партии героев со сценическим действием. Размышляют о выборе, который предстоит сделать Герману. Слушают и пластически интонируют вступление к шестой картине, определя- ют его жанровые истоки и интонационные связи с предшествующими тема- ми оперы. Предвосхищают продолжение музыкальной истории. Разучивают арию Лизы, пе- редают в пении состояние героини, анализируют построение арии и инто- национные истоки её ме- лодии. Слушают сцену Лизы и Германа, выявляют этапы их диалога, характеризуют трагическое завершение сцены. Слушают и характеризуют хор гостей игорного дома в седьмой картине, размыш- ляют над образом жизни, который они воспевают. Слушают продолжение картины и определяют цели прихода в игорный дом князя Елецкого и Германа. Слушают заключительную сцену оперы, выявляют лейтинтонации, звучащие в оркестре во время игры Германа. Напевают ари- озо Германа, определяют лейтинтонации, которые композитор вплетает в его мелодию. Размышляют над изменением отношения к жизни ослеплённого удачей Германа. | ||||
24 | Картина 6. На набе- режной Вступление к картине: жанровая основа (траур- ный марш), интонаци- онные связи с музыкой второй картины. Содержание и построе- ние арии Лизы, интона- ционные истоки её ме- лодии. Этапы развития дуэта Лизы и Германа. Крушение мечты Лизы о счастье. Картина 7. В игорном доме Хор гостей игорного дома, их отношение к жизни. Построение заключи- тельной сцены. Ариозо ослеплённого удачей Германа: синтез и преоб- разование контрастных лейтинтонаций оперы. Просветление сознания Германа: прощание с Ли- зой и Елецким. Тема любви как нрав- ственный итог оперы. | Слушают музыку завер- шения оперы, характери- зуют изменения в оценке Германом собственных поступков. Размышляют над характером звучания и смыслом темы любви в за- вершении оперы. Смотрят видеофрагмент финала оперы, обсуждают особенности его сцениче- ского воплощения. | |||||
25 | П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама». Обобщение (два разворота) Сюжетные линии оперы, этапы развития её конфликта и композиция. Лейттемы и лейтинто- нации оперы, развитие основных тем-образов. Баллада Томского и её роль в музыкальной дра- матургии оперы. Сравнение конфликтов в пройденных операх (по выбору учащихся). | Вспоминают музыку героев оперы и происходящие с ними события (рассказы- вают, напевают, инсцени- руют). Анализируют построение оперы. Раскрывают содер- жание основных сюжетных линий оперы, выявляют отличие конфликта в опере «Пиковая дама» П. Чай- ковского и одной из ранее пройденных опер. Напевают балладу Том- ского, анализируют её ин- тонационное содержание, размышляют – почему тема баллады открывает оперу и служит источником её лейттем. Проводят в классе игру «Знатоки оперы «Пиковая дама» П. Чайковского»: слушают, напевают разные темы оперы, определяют, что происходит на сцене во время их звучания, смотрят соответствующие видео- фрагменты оперы и прове- ряют себя. | Темы музыкальных проектов: «История создания оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского»; «Требования П. И. Чайковского к оперному либретто»; «Музыкальные характеристики героев оперы «Пиковая дама», «Образы Германа и Лизы в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» и одноименной опере П. И. Чайковского»; «Эскизное исполнение фрагмента оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского» и др. | ||||
26 | IV четверть (6 ч) Традиции музыкальной культуры моего народа | Народная музыка в произведениях русских композиторов (три разворота) Опера как панорама на- родной жизни, жанры народной музыки в ха- рактеристике обстановки действия, чувств и мыс- лей героев. Разнообразие жанров народной музыки (гимн, колыбельная, хоровод- ная, былина, истори- ческая, солдатская, ко- рительная, свадебная, лирическая, шуточная, частушка, плясовая, плач). Народно-жанровые ис- токи инструментальной музыки русских компо- зиторов. | Напевают мелодии, за- писанные на с. 98–101 учебника, вспоминают произведения, где они звучат. Выявляют жанро- вую основу мелодий, дают характеристику каждому жанру народной музыки в соответствии с жизненным предназначением и осо- бенностями музыкального языка. Соотносят свою характери- стику жанра с его определе- нием в словаре учебника. Приводят свои примеры жанров народной музыки. Участвуют в конкурсе зна- токов народной музыки: поют, пластически ин- тонируют, разыгрывают народные песни и танцы, фрагменты композитор- ской музыки, в которой претворяются жанры на- родной музыки. | ||||
Музыкальный материал Г. Свиридов. Кантата «Курские песни» для хора и симфонического оркестра на народные слова. Р. Щедрин. Концерт для оркестра «Озорные ча- стушки». Музыкальные произ- ведения, пройденные в начальной школе. | Читают слова курской на- родной песни «Зелёный ду- бок», сочиняют зерно-ин- тонацию и «выращивают» из неё мелодию песни. Слушают первую часть кантаты Г. Свиридова, ана- лизируют композиторскую интерпретацию песни, ха- рактеризуют приёмы мело- дического развития, отме- чают особенности звучания симфонического оркестра. Слушают кантату целиком, охватывают музыкальную историю, которую сочинил композитор, компонуя на- родные песни, дают своё название каждой её части и анализируют средства музыкальной выразитель- ности. Слушают фрагмент кон- церта для оркестра «Озор- ные частушки» Р. Щедри- на, характеризуют особен- ности жанра частушки, выраженные в оркестровой музыке. Выявляют моменты звукоподражания симфонического оркестра игре на народных инстру- ментах. Напевают мелодию частушки, приводят приме- ры её симфонического ва- рьирования и пластически интонируют фрагмент кон- церта. Сочиняют в классе частушки и исполняют их. | ||||||
27-28 | Образы природы в про- изведениях русских композиторов (три разворота) Разнообразие образов природы в музыке, вы- разительность и изобра- зительность их характе- ристик. Связь образов природы с жизнью геро- ев произведений разных музыкальных жанров. Музыкальный материал С. Рахманинов. Романс «Здесь хорошо», Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Вторая часть. Музыкальные произ- ведения разных жанров, пройденные в начальной школе. | Слушают и исполняют музыкальные фрагменты, представленные на с. 104– 107 учебника. Характеризуют вырази- тельные и изобразительные особенности музыки, вы- являют связь образов при- роды с жизнью героев му- зыкальных произведений. Слушают, разучивают и ха- рактеризуют романс С. Рахманинова «Сирень», наблюдают за развёртыва- нием начальной интонации мелодии. Слушают медленную часть Второго концерта для фор- тепиано с оркестром С. Рахманинова, соотносят музыку с образами родной природы. Напевают и пластически интонируют основную тему, подыскивают движе- ния для разных вариантов её звучания, наблюдают за тембровым развитием, ха- рактеризуют соотношение партии солиста и оркестра. Делятся на группы и пла- стически интонируют му- зыку концерта: одна группа исполняет партию солиста, другая – партию оркестра. Сопоставляют музыку медленной части Второго концерта С. Рахманинова с музыкой медленных частей симфоний Л. Бетховена, П. Чайковского, В. А. Мо- царта, выявляют сходство и различие их образов. | |||||
29-30 | Образы защитников Родины в творчестве русских композиторов (два разворота) Многоплановость об- разов защитников Оте- чества, интонационное родство их музыкальных характеристик с обра- зами народа. Контраст музыкальной характе- ристики образов врагов, столкновение противо- борствующих сил. Музыкальный материал Музыкальные произ- ведения героико-патри- отического содержания, пройденные в начальной школе. Государственный гимн России. Музыка А. В. Алексан- дрова Слова С. В. Михал- кова Гимн – символ государ- ства России | Вспоминают произведения, представленные на с. 110– 113 учебника. Напевают му- зыкальные характеристики защитников народа и его врагов. Приводят примеры вопло- щения в музыке столкнове- ния противоборствующих сил, анализируют этапы развития конфликта. Ис- полняют фрагмент одного из произведений (по жела- нию учащихся), смотрят и обсуждают его видеозапись. Слушают и разучивают Государственный гимн России, приводят приме- ры звучания гимна у нас в стране и за рубежом. | |||||
31 | По страницам произ- ведений русской музы- кальной классики Эпический, драматиче- ский, лирический типы отражения жизни в му- зыке. Цитирование компози- тором известных интона- ций и тем. Смысл реми- нисценций в музыке. Музыкальный материал Музыкальные произ- ведения разных жанров, пройденные в начальной школе. | Смотрят видеофрагменты хора «Ой, беда идёт, люди» и рассказа Поярка из опе- ры Н. А. Римского-Корса- кова «Сказание о невиди- мом граде Китеже и деве Февронии». Сравнивают отражение одного события в разных сценах оперы, со- относят эти сцены с опре- делениями «эпический» и «драматический» в сло- варе учебника. Приводят примеры лирических сцен из этой оперы. Вспоминают и исполняют начало сцены затмения в опере А. П. Бородина «Князь Игорь», размышля- ют о смысле привлечения композитором известной интонации из Пятой сим- фонии Бетховена. Сравнивают музыку на- чала сцены преображения Большого Китежа из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Фев- ронии» и эпизода появле- ния княгини Ярославны из интродукции оперы «Князь Игорь», определяют смысл звучания интонаций А. П. Бородина в опере Н. А. Римского-Корсакова. | |||||
32 | Мир музыки моего народа Палитра образов, жан- ров, стилей музыки рус- ских композиторов. Музыкальный материал Музыкальные произве- дения, пройденные в начальной школе. | Вспоминают произведения, отражённые на с. 116–117 учебника, напевают темы из пройденных музыкаль- ных историй. Вырабатывают правила игры знатоков классиче- ской музыки и проводят её в классе: рассказывают, поют, определяют на слух, импровизируют, пластиче- ски интонируют, инсцени- руют и др. | |||||
33-34 | Музыкальные проекты1 (два разворота) Разновидности музы- кальных проектов: ис- полнительские, исследо- вательские. Организация проектной деятельности. Формы представления результатов: конкурсы, фестивали, презентации и др. | Исполнительский проект: Выбирают музыку для ис- полнения перед слушате- лями, определяют состав участников проекта и учи- тывают их исполнитель- ские возможности. Слушают, разучивают, анализируют произве- дение, составляют его исполнительский план, отрабатывают выразитель- ность исполнения музыки (в пении, пластическом интонировании, инсцени- ровке, инструментальном музицировании). Принимают участие в создании костюмов, де- кораций при подготовке инсценировки. Составляют краткое вступительное сло- во. Выступают перед слу- шателями. Анализируют процесс под- готовки и публичного ис- полнения произведения (возможно в видеозаписи). Исследовательский проект: Определяют исследователь- скую проблему, формули- руют тему проекта, подби- рают состав участников. Намечают порядок дей- ствий (подбор информа- ции, знакомство с произ- ведением, его анализ, сравнение разных интер- претаций и т. д.). Подготавливают сообще- ние и презентацию, высту- пают в классе или на кон- курсе проектных работ. Анализируют процесс про- ведения исследования и представления его резуль- татов. | Темы музыкальных проектов: «Моё любимое произведение», «Мой любимый композитор»; «М. И. Глинка – основатель русской композиторской школы» (соответственно: Э. Григ, Ф. Шопен, Я. Сибелиус и др.); «Музыкальные герои фортепианного цикла Р. Шумана «Карнавал»; «Музыка моего народа» и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока «Музыка моего народа»
Фрагмент урока «Музыка моего народа», 4 класс...
Музыка моего народа
Урок-викторина по музыке в 4 классе...
Музыка моего народа. Государственный гимн Российской Федерации
Материал предназначен для уроков музыки в 1 классе. Дети знакомятся с понятием гимна, его применением и датой создания....
Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим муз...
Урок. Музыка моего народа
Урок можно использовать для 3-ого класса основной школы и в дополнительном образовании...
Конспект урока по музыке "Музыка моего народа" 4 класс коррекционной школы
Конспект урока музыки. Тема: "Музыка моего народа" 4 класс коррекционной школы.Слушание произведения Римского-Корсакова "Океан-море синее". Использование дидактического пособия - к...
Разработка урока по музыке для 4 класса. Тема "Музыка моего народа"
Урок открытий новых знаний...