На Муромской дорожке Краеведческий кружок для учащихся школы первой ступени (программа).
методическая разработка (1 класс) по теме
Краеведческий кружок для учащихся школы первой ступени (программа).
Программа кружка «На Муромской дорожке» составлена на основе содержания краеведческого курса «Люблю тебя, мой край родной!» с целью организации работы с учащимися школы первой ступени во внеурочное время по реализации задач краеведческого образования.
Основная цель работы кружка – подготовить детей к освоению регионального курса по краеведению «Наш край». Согласно поставленной цели, кружок «На Муромской дорожке» будет перспективен в работе по осуществлению преемственности и педагогической поддержки в обучении краеведению.
Программа рассчитана на один год работы с учащимися 1 класса
(34 ч., одно занятие в неделю).
Разработанное к программе тематическое планирование занятий является примерным и носит вариативный характер. В зависимости от условий, в которых будут проводиться занятия, индивидуальных особенностей учащихся и поставленных учебно – воспитательных задач учитель может вносить в программу изменения: исключать отдельные темы и вводить новые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя школа № 13
На Муромской дорожке
Краеведческий кружок для учащихся школы первой ступени.
1 класс
Руководитель:
Конопкина С.А., учитель начальных
классов образовательного
учреждения – средняя школа № 13.
Г. Муром
2007 – 2008 г.
Объяснительная записка
Программа кружка «На Муромской дорожке» составлена на основе содержания краеведческого курса «Люблю тебя, мой край родной!» с целью организации работы с учащимися школы первой ступени во внеурочное время по реализации задач краеведческого образования.
Основная цель работы кружка – подготовить детей к освоению регионального курса по краеведению «Наш край». Согласно поставленной цели, кружок «На Муромской дорожке» будет перспективен в работе по осуществлению преемственности и педагогической поддержки в обучении краеведению.
Программа рассчитана на один год работы с учащимися 1 класса
(34 ч., одно занятие в неделю).
Разработанное к программе тематическое планирование занятий является примерным и носит вариативный характер. В зависимости от условий, в которых будут проводиться занятия, индивидуальных особенностей учащихся и поставленных учебно – воспитательных задач учитель может вносить в программу изменения: исключать отдельные темы и вводить новые.
Методический материал учебного пособия для учащихся (авт. Конопкина С.А.) к авторской программе краеведческого курса «Люблю тебя, мой край родной!» обеспечит возможность проведения теоретических занятий кружка в аудитории класса.
Кружковая форма работы способна обеспечить для первоклассников создание непринужденной обстановки в организации краеведческих занятий.
Содержание работы кружка ориентировано на формирование интереса первоклассников к истории и культуре родного города; развитие творческих способностей, мышления учащихся.
Учитывая возрастные особенности учащихся, на занятиях кружка рекомендуется использовать разнообразные виды деятельности детей по ознакомлению с краеведческим материалом и понятиями: познавательного, развивающего и творческого характера. Так же необходимо широкое использование технических средств обучения и наглядности – демонстрация видеофильмов, репродукций картин, иллюстраций.
Образному и осмысленному усвоению первоначальных знаний будут содействовать занятия, проведенные в стенах краеведческого музея, экскурсии к памятникам культуры и прогулки по историческим местам родного города.
Результативность работы следует определять степенью устойчивого интереса детей к содержанию занятий кружка.
Программа
1 полугодие
Раздел 1. С чего начинается Родина?
- Знакомство с понятиями «музей», «племя», «предки», «малая родина»; открытие связи имени города с названием племени наших древних предков.
- Что такое дом? (общее понятие)
- Чтение сказок Н.Суздальцевой, дедушки Клима, Муромского сказочника, в обработке В.А.Светозарова.
- Знакомство с произведениями искусства и памятниками родного города, отражающих образ былинного богатыря И.Муромца. (Ландшафтная скульптура на площади 1100 – летия г. Мурома; былинный камень, установленный при въезде в город; памятник И.Муромцу в Окском саду.)
- Экскурсия в музее «Как жили наши далекие предки?».
- Практическая работа: изготовление поделок из разного материала; объект творческого труда – жилище древнего человека, орудия и оружие древнего человека (выбор по индивидуальному желанию детей).
Раздел 2. Добрых рук мастерство.
- «Своя хатка – родная матка» (Русское деревянное зодчество.)
Планировка крестьянской избы. Интерьер крестьянского жилища. Печь как украшение интерьера и центр семейно – обрядовой жизни человека. Убранство красного угла.
- Знакомство с понятиями: «кутник», хозяйский (мужской) угол; «бабий кут» - женский угол, хозяйкин.
- Резьба на неподвижной мебели (лавки, коник, припечный столик, полати). Роспись белой горницы.
- Экскурсия в музее « Вещи из бабушкиного сундука».
- Практическая работа: роспись моделей крестьянской домашней утвари (ковш, тарелка, ложки).
- Народная детская игрушка (эстетические качества и роль игрушки в развитии личности ребенка). Ковровская матрешка.
- Экскурсия в Дом народного творчества (творческое занятие – плетение кукол из соломы).
- Практическая работа: лепка игрушек из пластилина по воображению.
- Поэзия пестования. (Разучиваем колыбельные песни, пестушки, прибаутки.)
Тематическое планирование занятий кружка по краеведению
«На Муромской дорожке»
1 полугодие
Раздел 1: С чего начинается Родина?
№ | Тема занятия | Кол – во часов |
1. | С чего начинается Родина? | 1 |
2. | Творческое занятие: рисуем на тему «Дом, в котором я живу» | 1 |
3. | Экскурсия в музее «Как жили наши далекие предки?» | 1 |
4. | Практическое занятие: конструируем жилище древнего человека. | 1 |
5. | Древнее племя мурома | 1 |
6. | Сказки из Мурома | 1 |
7. | Герой сказок и былин – богатырь Илья Муромец | 1 |
8. | Образ И.Муромца в произведениях искусства и памятниках родного города | 1 |
9. | Экскурсия в Окский сад к памятнику И.Муромца | 1 Всего: 9 |
Раздел 2: Добрых рук мастерство.
10. | «Своя хатка – родная матка» | 1 |
11. | Экскурсия в музее «Вещи из бабушкиного сундука» | 1 |
12. | Практическое занятие: роспись моделей крестьянской домашней утвари | 1 |
13. | Народная детская игрушка | 1 |
14. | Экскурсия в Дом народного творчества | 1 |
15. | Практическое занятие: лепка игрушек из пластилина | 1 |
16. | Разучиваем и поем колыбельные песни Обобщающее занятие по разделу | 1 Всего: 7 (8) |
Программа
2 полугодие
Раздел 3. Традиции и праздники русского народа.
- Что такое праздник (общее понятие).
- Знакомство с понятиями «святки», «колядки», «Рождество», «памятник» (общее понятие), «архитектурный памятник».
- «Образ праздника в литературе и живописи» - знакомство с картинами Муромских художников, отражающими традиции русского народного праздника (И.С. Куликов, «Ярмарка в Муроме», «В праздничный день»).
- Древнейшие памятники архитектуры города и легенды о них (Спасо - Преображенский монастырь, церковь Козьмы и Демьяна).
- Экскурсия в Спасо – Преображенский монастырь.
- Практическая работа: составление эскизов узора для печного изразца; роспись условной модели архитектурного изразца (пример Троицкого собора).
- Игра – викторина «Памятники моего города».
- Практическая работа - игра: конструирование моделей архитектурных памятников из картонных заготовок по типу пазлов; объект творческого труда – церковные соборы города (выбор по индивидуальному желанию детей).
Раздел 4. Родная красота.
- Особенности русского костюма. Праздничная и будничная одежда.
- Экскурсия в дом – музей И.С.Куликова «Русский костюм в картинах И.С.Куликова».
- Практическое занятие: составление узора для кокошника; (роспись условной модели русского сарафана).
- «Любимый город в гостях у времен года» - знакомство с картинами Муромских художников – пейзажистов. Природа родного края в произведениях И. С. Куликова, Морозова А.И.
- «Образ родной природы в стихах и рассказах» - чтение стихов Муромских поэтов (Фанкина, Ю. Мятлевского, Ю. Беньковского, С. Кубанцевой).
- Творческое занятие: изготовление книжки – малышки; рисование на тему (по теме раздела).
- Декоративно – прикладное искусство – изделия из глины (гончарный промысел). Экскурсия.
Тематическое планирование занятий кружка по краеведению
«На Муромской дорожке»
2 полугодие
Раздел 3: Традиции и праздники русского народа.
№ | Тема занятия | Кол – во часов |
1. | Святки | 1 |
2. | Практическое занятие: разучиваем народные святочные игры, колядки. | 1 |
3. | Образ праздника в литературе и живописи. | 1 |
4. | Экскурсия в музее «Рождество». | 1 |
5. | Что такое памятник? | 1 |
6. | Экскурсия в Спасо – Преображенский монастырь города. | 1 |
7. | Практическое занятие: составляем узоры к печному изразцу; лепка моделей архитектурных изразцов из пластилина. | 1 |
8. | Игра – викторина «Памятники моего города». | 1 |
9. | Обобщающее занятие. Выставка и представление творческих работ. | 1 Всего: 9 |
Раздел 4: Родная красота.
1. | Русский костюм | 1 |
2. | Экскурсия в дом – музей И.С.Куликова: «Русский костюм в картинах И.С.Куликова» | 1 |
3. | Практическое занятие: составление узора для кокошника. | 1 |
4. | «Любимый город в гостях у времен года» | 1 |
5. | В литературной гостиной | 1 |
6. | Практическое занятие: лепка предметов посуды из глины | 1 |
7. | Итоговое занятие (экскурсия в художественную школу города) | 1 Всего: 7 (8) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
Презентация к родительскому собранию во 2 классе...
Оформление письменных работ учащихся школы первой ступени образования.
Методические рекомендации....
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
В данном документе собраны рекомендации по оформлению классных и контрольных работ по русскому языку и математике.Оформление титульного листа контрольных рабочих тетрадей учащихся...
Контрольно-измерительные материалы для учащихся школы первой ступени
КИМы для учащихся 1-4 класса...
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей учащихся школы первой ступени на уроках музыки через театрализацию".
Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, ...
Методические рекомендациипо оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
ull; Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:• а) являются частью воспитания внутренней культуры учащих...
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования...