Оформление письменных работ учащихся школы первой ступени образования.
материал по теме
Методические рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii_po_oformleniyu_rabot.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по оформлению письменных работ
учащихся школы первой ступени образования
Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как :
- Являются частью воспитания внутренней культуры учащихся
- Воспитывают у учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы
- Формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу
- Организуют учащихся для более внимательного выполнения работы
Количество и назначение ученических тетрадей
Для выполнения всех видов обучающихся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:
№ | Учебный предмет | Количество тетрадей | Период обучения | Комментарий | |
текущих | контрольных | ||||
1. | Русский язык | Прописи 2 | Нет 1 | Период обучения грамоте 1-4 | Помимо прописей допускается наличие 1-2 тетрадей |
2. | Литературное чтение | Нет | Нет | 1-4 | |
3. | Риторика | В соответствии с программными требованиями | Нет | 1-4 | |
4. | Математика | Прописи либо рабочие тетради 2 | Нет 1 | Период Обучения грамоте | Помимо прописей допускается наличие 1-2 тетрадей |
5. | Логика | В соответствии с программными требованиями | 1-4 | ||
6. | Окружающий мир | Нет | Нет | 1-4 | Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК |
7. | История | Нет | Нет | 1-4 | |
8. | Иностранный Язык | В соответствии с программными требованиями | Нет | 2-4 | |
9. | ИЗО | Альбом | Нет | 1-4 | |
10. | Технология | Нет | Нет | 1-4 | |
11. | Физ. Культура | Нет | Нет | 1-4 | |
12. | Музыка | В соответствии с программными требованиями | 1-4 | ||
13. | Педагогика здоровья | В соответствии с программными требованиями | 1-4 | ||
14. | ОБЖ | Нет | Нет | 1-4 |
В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.
При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами МО РФ от 19. 11. 1998
«Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (нормы оценок) и от 25. 09.2000г. «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».
В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.
Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ.
Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.
Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш.
Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляется к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям с выдачей на дом.
Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.
Оформление надписей на обложках ученических тетрадей.
Следует | Не следует | Примечание |
Тетрадь для контрольных работ по математике ( по русскому языку) учащегося 3-го класса «а» средней школы № 3 г. Балаково | Тетрадь по математике ( по русскому языку) Тетрадь Для работ по Математике Для работ по Русскому языку | Предлог «по» относится к имени существительному математика (словосочетанию русский язык), поэтому и пишется на той же строке. |
Ивановой Ольги Коробковой Анастасии Воронцовой Татьяны Павлова Дмитрия Кузнецова Александра Шакина Владимира | Ивановой Оли Коробковой Насти Оли Ивановой Насти Коробковой Анастасии Коробковой Ольги Ивановой Павлова Димы Кузнецова Саши Димы Павлова Саши Кузнецова Дмитрия Павлова Александра Кузнецова | Фамилию и полное имя следует писать в форме родительного падежа. Фамилию пишем на первом месте, а затем полное имя. |
Тетради учащихся для первого класса подписывает либо сам учитель, либо родители. Совершенно не обязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (да и других) были подписаны одним почерком.
Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях.
Тетради для учащихся 2-4-х классов оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации (см. таблицу).
Оформление письменных работ по математике и русскому языку. (Общие положения)
- Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
- При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов.
- Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех учащихся.
- Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.
- Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как:
- часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них меньше времени;
- часть учащихся неправильно оформляют соединения, что является серьезной проблемой и мешает правильно оценить работу учащихся;
- часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв;
- следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов.
Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк. Не совсем правильно и корректно требовать от всех совершенно разных детей единообразного написания элементов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов. Необходимо учитывать и не нарушать различную гармонию физиологических механизмов психики мальчиков и девочек и их поведенческих механизмов, а так же состояние здоровья и функциональные возможности ребенка.
(Зачитать на стр. 35 в газете «Нач. школа» № 20 / 2005 год).
А вот система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
Учителю следует прописывать те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.
В ходе проверки учителем прописанных букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).
Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.
Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку.
Рекомендуем как один из оптимальных вариантов в ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.
Оформление письменных работ по русскому языку.
- После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).
- При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца).
- Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-ом классе.
- В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.
- Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).
- Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
- Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В 1-ом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 4-го класса записываются число и полное название месяца.
Например: 1 декабря.
8. В 4-ом классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью.
Например: Первое декабря.
Пятнадцатое апреля.
9. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.
Например: Классная работа.
Домашняя работа.
Самостоятельная работа.
Работа над ошибками.
10. В 1-4 классах в тетрадях по математике словосочетание «Контрольная работа» не пишется.
- Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или краткая запись).
Например: I вариант.
I в.
II вариант.
II в.
- Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях , необходимо обязательно указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки (краткая или полная форма записи) либо на полях (краткая форма записи).
Например: Упражнение 14.
Упр. 14.
Упражнение 173.
Упр. 173.
- Все подчеркивания следует проводить остро отточенным карандашом по линейке(Зачитать на стр. 37)
- Переход в 1-ом классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.
- При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.
- При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.
- При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса.
- В 1-4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже - ее название.
Например: Диктант. Изложение. Сочинение.
Пушок. В тайге. Ранняя весна.
- Учащимся 1-4-х классов надо обязательно соблюдать красную строку. Текст каждой новой работы следует начинать с красной строки.
Оформление письменных работ по математике.
- Между классной и домашней работами отступать 4 клетки (на 5-ой клетке начинаем писать следующую работу).
- Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки
( на 3-ей клетке пишем).
- Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем клетки вправо, пишем на четвертой.
- Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Мы рекомендуем писать номер задания на середине строки либо на полях, так как это :
- Экономит место
- Позволяет более четко и быстро найти номер задания при проверке любой работы, а отсюда более ясно просматривается структура классной или домашней работы. Слово «задача» рекомендуем писать по середине, после чего сразу ставится номер задачи (номера остальных заданий пишем на полях).
- Число можно писать традиционно посередине, а можно и на полях.
(Например: 17. 03. 05 без буквы «г»)
- Число на полях также пишется на пятой клетке по вертикали, то есть на той же строчке, где и домашняя (классная работа). В любой работе (классной или домашней) слева по горизонтали отступаем 1 клетку от края.
- В письменной работе допускается и другая форма оформления. Перед каждым заданием учащиеся сами определяют цель задания и пишут ее в тетрадь.
(Например: «Найти сумму»
«Найти разность»
«Найти уменьшаемое»
«Найти вычитаемое»
«Найти первое слагаемое»
«Найти второе слагаемое»
«Найти множимое»
«Найти множитель»
«Найти значение выражений»
«Найти результаты выражений»
«Сравнить величины» и т.д.
- Необходимо с самого первого класса оформлять поля с внешней стороны страницы тетради. На поля следует отводить 4 клетки, проводить их простым карандашом.
- При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов.
- Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление).
- Роль операции с простым карандашом остается той же , как при оформлении работ по русскому языку.
Требования
к ведению классного журнала
- Все записи в журнале делаются ручкой одного цвета (лучше синей шариковой).
- Названия предметов записываются с маленькой буквы.
- Фамилия, имя, отчество учителя записываются полностью.
- Записи делаются четко и аккуратно (исключая карандаш, а также прочерки).
- На левой стороне журнала ставится дата урока, записывается название месяца. Если уроки сдвоены, то дата ставится дважды.
- На правой стороне записываются число и тема урока. При проведении сдвоенных уроков темы каждого урока записываются отдельно. Прочерки, обозначающие повтор, запрещены.
- Учитель проверяет и оценивает знания учащихся, своевременно выставляя оценки в журнале, обязательно отмечает отсутствующих на уроке буквой - н.
- Оценки за четверть, триместр, полугодие выставляются после последнего урока (без пропуска ячеек).
- Итоговые оценки (четвертные, триместровые, полугодовые) должны быть объективными и обоснованными. У ученика должно быть не менее 3-х оценок (если недельная нагрузка по предмету – 2 часа) и более трех ( если недельная нагрузка - 3-4 и более часов) с обязательным учетом качества знаний по письменным, лабораторным и практическим работам, тестированию. Итоговая оценка – это не среднее арифметическое из всех оценок. Она выставляется по фактическому уровню знаний учащихся на конец триместра и полугодия.
- Не рекомендуется спрашивать ученика, пропустившего 3 и более уроков, в первый день присутствия на занятии, тем более выставлять неудовлетворительную оценку.
- Особая отметка делается не только о теме практической или лабораторной работы, но и выставляется ее номер.
- В графе «Домашнее задание» записываются содержание задания, страницы, номера упражнений с отражением специфики организациии домашней работы (повторить, составить план, таблицу и т.д.).
При изучении ряда учебных дисциплин домашние задания носят творческий характер (написание реферата, доклада, составление чертежей, рисунков и т.д.). Тогда в графе «Домашнее задание» - и указывается его характер.
При изучении курса Физическая культура» в графе «Д/з» можно записать: «Индивидуальные задания».
Если учитель работает по технологии, предусматривающей обучение без домашнего задания, то можно записать: или «Без домашних заданий», или «Индивидуальные задания».
- При записи тем «Повторение», «Решение задач» и т.д. обязательно указывается конкретная тема.
В случае ошибки при выставлении оценки, надо зачеркнуть неправильную оценку и в соседней клетке поставить правильную. При этом внизу страницы делается следующая запись:
Петрова К. – оценка за первое полугодие – 4 (хорошо) (подпись, печать).
Иванов П. – оценка за 5.12. – 5 (отлично) (подпись, печать).
Ведение журнала классным руководителем.
- Учет пропусков занятий учащихся ведется кл. рук. ежедневно, а итоговые пропуски подсчитываются сразу же по окончании четверти, семестра, триместра и т.д.
- Страницы «Факультативы» и «Кружки»заполняются в начале каждого семестра.
- Четвертные, триместровые, полугодовые оценки выставляются на страницу «Итоговые оценки» на второй день после окончания четверти, триместра, полугодия.
- По окончании учебного года кл. рук. против фамилии каждого ученика делает запись: «Решением педагогического совета № _ от ___(дата) переведен в __класс.
Классный руководитель готовит журнал к итоговой четверти, триместровой, полугодовой и годовой проверке администрацией.
Газета «Начальная школа» №20 2005 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
Презентация к родительскому собранию во 2 классе...
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
В данном документе собраны рекомендации по оформлению классных и контрольных работ по русскому языку и математике.Оформление титульного листа контрольных рабочих тетрадей учащихся...
Памятка по оформлению письменных работ в школе I ступени.
Данное пособие окажет помощь ученикам и их родителям и содержит:памятку по оформлению титульной страницы тетради;памятку по оформлению письм...
Оформление письменных работ учащихся первой ступени
На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаю рекомендации, которые отражают только положительный оп...
Методические рекомендациипо оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
ull; Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:• а) являются частью воспитания внутренней культуры учащих...
Единые требования по оформлению письменных работ учащихся школы I ступени образования.
Данный материал содержит требования по оформлению письменных работ учащихся школы I ступени образования....
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования...