Оформление письменных работ учащихся школы первой ступени образования.
материал по теме

Шатько Татьяна Александровна

Методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii_po_oformleniyu_rabot.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по оформлению письменных работ

учащихся школы первой ступени образования

Воспитание культуры оформления письменных работ  и формирование соответствующего навыка  являются необходимыми, так как :

  1. Являются частью воспитания внутренней культуры  учащихся
  2. Воспитывают у учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы
  3. Формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять  свою работу
  4. Организуют учащихся для более внимательного выполнения работы

Количество и назначение ученических тетрадей

Для выполнения всех видов обучающихся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:

Учебный

предмет

Количество

тетрадей

Период

обучения

Комментарий

текущих

контрольных

1.

Русский

язык

Прописи

2

Нет

1

Период

обучения

грамоте

1-4

Помимо прописей

допускается наличие

1-2 тетрадей

2.

Литературное

чтение

Нет

Нет

1-4

3.

Риторика

В соответствии с программными

требованиями

Нет

1-4

4.

Математика

Прописи

либо рабочие

тетради

2

Нет

1

Период

Обучения

грамоте

Помимо прописей

допускается наличие

1-2 тетрадей

5.

Логика

В соответствии с программными

требованиями

1-4

6.

Окружающий мир

Нет

Нет

1-4

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

7.

История

Нет

Нет

1-4

8.

Иностранный

Язык

В соответствии с программными требованиями

Нет

2-4

9.

ИЗО

Альбом

Нет

1-4

10.

Технология

Нет

Нет

1-4

11.

Физ. Культура

Нет

Нет

1-4

12.

Музыка

В соответствии с программными

требованиями

1-4

13.

Педагогика здоровья

В соответствии с программными

требованиями

1-4

14.

ОБЖ

Нет

Нет

1-4

В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.

При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется  Методическими письмами МО РФ от 19. 11. 1998

 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (нормы оценок) и  от 25. 09.2000г. «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

 В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.

 Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ.

  Проверка тетрадей учителем  осуществляется чернилами красного цвета.

 Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют  только простой карандаш.

  Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляется к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям  с выдачей на дом.

 Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.

Оформление надписей на обложках ученических тетрадей.

Следует

Не следует

Примечание

Тетрадь

 для контрольных работ

по математике

( по русскому языку)

учащегося 3-го класса «а»

средней школы № 3

г. Балаково

Тетрадь по математике

( по русскому языку)

Тетрадь

Для работ

по Математике

Для работ

по Русскому языку

Предлог   «по» относится к имени существительному математика (словосочетанию русский язык), поэтому и пишется на той же строке.

Ивановой Ольги

Коробковой Анастасии

Воронцовой Татьяны

Павлова Дмитрия

Кузнецова Александра

Шакина Владимира

Ивановой Оли

Коробковой Насти

Оли Ивановой

Насти Коробковой

Анастасии Коробковой

Ольги Ивановой

Павлова Димы

Кузнецова Саши

Димы Павлова

Саши Кузнецова

Дмитрия Павлова

Александра Кузнецова

Фамилию и полное имя следует писать в форме родительного падежа.

Фамилию пишем на первом месте, а затем полное имя.

Тетради учащихся для первого класса подписывает либо сам учитель, либо родители. Совершенно не обязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (да и других) были подписаны одним почерком.

Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях.

Тетради для учащихся 2-4-х классов оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации (см. таблицу).


Оформление письменных работ по математике и русскому языку. (Общие положения)

  1. Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
  2. При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов.
  3. Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех учащихся.
  4. Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием  элементов, букв, цифр, слогов и слов.
  5. Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех  лет  обучения в начальной школе. При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как:
  1. часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них меньше времени;
  2. часть учащихся неправильно оформляют соединения, что является серьезной проблемой и мешает правильно оценить работу учащихся;
  3. часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв;
  4. следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать  из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов.

Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк. Не совсем правильно и корректно требовать от всех совершенно разных детей единообразного  написания элементов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов. Необходимо учитывать  и не нарушать различную гармонию физиологических механизмов психики мальчиков и девочек и их поведенческих механизмов, а так же состояние здоровья и функциональные возможности ребенка.

              (Зачитать на стр. 35 в газете  «Нач.  школа» № 20 / 2005 год).

А вот система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

Учителю следует прописывать те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.

В ходе проверки учителем прописанных букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки)  образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).

    Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.

    Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку.

    Рекомендуем как один из оптимальных вариантов в ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать  нужный ответ или орфограмму.


Оформление письменных работ по  русскому языку.

  1. После каждой классной (домашней) работы следует отступать  две строчки (пишем на третьей).
  2. При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см  (2 пальца).
  3. Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-ом классе.
  4. В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.
  5. Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).
  6. Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические  подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
  7. Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В 1-ом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа  и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 4-го класса записываются число и полное название месяца.

Например:                                          1 декабря.

      8.     В 4-ом классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью.

Например:                                    Первое декабря.    

                                                      Пятнадцатое апреля.

9. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.

Например:                               Классная работа.

                                                 Домашняя работа.

                                                 Самостоятельная работа.

                                                  Работа над ошибками.

    10.   В  1-4 классах   в тетрадях по математике словосочетание  «Контрольная работа» не пишется.

  1.   Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или краткая запись).

Например:                                  I вариант.

                                                    I в.

                                                    II вариант.

                                                    II в.      

  1. Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях , необходимо обязательно указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки (краткая или полная форма записи)  либо на полях (краткая форма записи).

Например:                              Упражнение 14.

                                                 Упр. 14.

                                                 Упражнение 173.

                                                  Упр. 173.

  1. Все подчеркивания следует проводить остро отточенным карандашом по линейке(Зачитать на стр. 37)
  2. Переход в 1-ом классе учащихся на работу в тетради  в широкую линейку  определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется  наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.
  3.  При письменном  морфемном разборе слов необходимо более  четко  и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню  (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся  три  (две, четыре, пять)  буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.
  4. При  синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.
  5. При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса.
  6. В  1-4-х  классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже  - ее название.

Например:                       Диктант.           Изложение.           Сочинение.

                                         Пушок.               В тайге.                Ранняя весна.     

  1. Учащимся 1-4-х классов надо обязательно соблюдать красную  строку. Текст каждой новой работы следует начинать с красной строки.

Оформление письменных работ по математике.

  1. Между классной и домашней работами отступать 4 клетки (на 5-ой клетке начинаем писать следующую работу).
  2. Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки

       ( на 3-ей клетке пишем).

  1. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем     клетки вправо, пишем на четвертой.
  2. Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Мы рекомендуем писать номер задания на середине строки либо на полях, так как это :
  1. Экономит место
  2. Позволяет более четко и быстро найти номер задания при проверке любой работы, а отсюда более ясно просматривается структура классной или домашней работы. Слово  «задача»  рекомендуем писать по середине, после чего сразу ставится номер задачи (номера остальных заданий пишем на полях).
  1. Число можно писать традиционно посередине, а можно и на полях.

      (Например:  17. 03. 05    без буквы «г»)

  1. Число на полях также пишется на пятой клетке по вертикали, то есть на той же строчке, где и домашняя (классная работа).  В любой работе (классной или домашней) слева по горизонтали отступаем 1 клетку от края.
  2. В письменной работе допускается и другая форма оформления. Перед каждым заданием учащиеся сами определяют цель задания и пишут ее в тетрадь.

(Например:                            «Найти сумму»

                                                 «Найти разность»

                                                  «Найти уменьшаемое»

                                                              «Найти вычитаемое»

                                                            «Найти первое слагаемое»

                                                             «Найти   второе слагаемое»                            

                                                               «Найти множимое»

                                                                «Найти множитель»

                                                               «Найти значение выражений»

                                                             «Найти результаты выражений»

                                                            «Сравнить величины»  и т.д.

  1. Необходимо с самого первого класса оформлять поля с внешней стороны страницы тетради. На поля следует отводить 4 клетки, проводить их простым карандашом.
  2. При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов.
  3. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными  числами (сложение, вычитание, умножение, деление).
  4. Роль операции с простым карандашом остается той же , как при оформлении работ по русскому языку.

Требования

к ведению классного журнала

  1. Все записи в журнале делаются ручкой одного цвета (лучше синей шариковой).
  2. Названия предметов записываются с маленькой буквы.
  3. Фамилия, имя, отчество учителя записываются полностью.
  4. Записи делаются четко и аккуратно (исключая карандаш, а также прочерки).
  5. На левой стороне журнала ставится дата урока, записывается название месяца. Если уроки сдвоены, то дата ставится дважды.
  6. На правой стороне записываются число и тема урока. При проведении сдвоенных уроков темы каждого урока записываются отдельно. Прочерки, обозначающие повтор, запрещены.
  7. Учитель проверяет и оценивает знания учащихся, своевременно выставляя оценки в журнале, обязательно отмечает отсутствующих на уроке буквой  - н.
  8. Оценки за четверть, триместр, полугодие выставляются после последнего урока (без пропуска ячеек).
  9. Итоговые оценки (четвертные, триместровые, полугодовые)  должны быть объективными и обоснованными. У ученика должно быть не менее 3-х оценок         (если недельная нагрузка по предмету – 2 часа)  и более трех ( если недельная нагрузка  - 3-4 и более часов) с обязательным учетом качества знаний по письменным, лабораторным и практическим работам, тестированию. Итоговая оценка – это не среднее арифметическое из всех оценок. Она выставляется  по фактическому уровню знаний учащихся на конец триместра и полугодия.
  10. Не рекомендуется спрашивать ученика, пропустившего 3 и более уроков, в первый день присутствия на занятии, тем более выставлять неудовлетворительную оценку.
  11. Особая отметка делается не только о теме практической или лабораторной работы, но и выставляется ее номер.
  12. В графе «Домашнее задание» записываются содержание задания, страницы, номера упражнений с отражением специфики организациии домашней работы (повторить, составить план, таблицу и т.д.).

При  изучении ряда учебных дисциплин домашние задания носят творческий характер (написание реферата, доклада, составление чертежей, рисунков и т.д.).  Тогда в графе «Домашнее задание» - и указывается его характер.

  При изучении курса  Физическая культура» в графе «Д/з» можно записать: «Индивидуальные задания».

Если учитель работает по технологии, предусматривающей обучение  без домашнего задания, то можно записать: или «Без домашних заданий», или «Индивидуальные задания».

  1. При записи тем «Повторение», «Решение задач» и т.д.  обязательно указывается конкретная тема.

В случае ошибки при выставлении оценки, надо зачеркнуть неправильную оценку и в соседней клетке поставить правильную. При этом внизу страницы делается следующая запись:

Петрова К. – оценка за первое полугодие – 4 (хорошо) (подпись, печать).

Иванов П. – оценка за 5.12. – 5 (отлично) (подпись, печать).

                          Ведение журнала классным руководителем.

  1. Учет пропусков занятий учащихся ведется кл. рук. ежедневно, а итоговые пропуски подсчитываются сразу же по окончании четверти, семестра, триместра и т.д.
  2. Страницы «Факультативы» и «Кружки»заполняются в начале каждого семестра.
  3. Четвертные,  триместровые, полугодовые оценки выставляются на страницу «Итоговые оценки» на второй день после окончания четверти, триместра, полугодия.
  4. По окончании учебного года кл. рук. против фамилии каждого ученика делает запись:  «Решением педагогического совета № _ от ___(дата) переведен в __класс.

Классный руководитель готовит журнал к итоговой четверти, триместровой, полугодовой и годовой проверке администрацией.

                                            Газета «Начальная школа» №20  2005 год.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования

В данном документе собраны рекомендации по оформлению  классных и контрольных  работ по русскому языку и математике.Оформление титульного листа контрольных рабочих тетрадей учащихся...

Памятка по оформлению письменных работ в школе I ступени.

Данное пособие окажет  помощь  ученикам  и их родителям  и содержит:памятку  по оформлению  титульной  страницы  тетради;памятку по  оформлению  письм...

Оформление письменных работ учащихся первой ступени

        На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому  предлагаю рекомендации, которые отражают только положительный оп...

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования

ull;  Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:•  а) являются частью воспитания внутренней культуры учащих...

Единые требования по оформлению письменных работ учащихся школы I ступени образования.

Данный материал содержит требования по оформлению письменных работ учащихся школы I ступени образования....

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования...