Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
методическая разработка
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по оформлению письменных работ
учащихся школы первой ступени.
- Вводная часть.
Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364 – М) утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224.
На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые необходимо внести в общую схему оформления работ учащихся. При составлении данных рекомендаций учитывались:
- отсутствие нормативной базы по данному вопросу;
- рекомендации методистов;
- исследования и рекомендации нейропсихофизиологов;
- положительный опыт по данному вопросу.
Данные рекомендации разработаны в соответствии с законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении» и нормативно – правовыми актами федерального уровня, регламентирующими единые подходы к ведению и порядку проверки ученических тетрадей.
Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:
- являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;
- воспитывают уважение учащихся к тем, кто проверяет и смотрит их работы;
- формирует навык самоконтроля.
- Оформление надписей на обложках ученических тетрадей.
Тетради учащихся 1 и 2 класса (в начале учебного года, в том числе и контрольные) подписывает учитель.
Все тетради учащиеся 3-4 классов подписывают сами.
Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая включает в себя минимальный объём основной информации (см. таблицу)
Образец подписи | Примечание |
Тетрадь для работ по математике ученика 2 класса «Г» средней школы № 8 Дашиева Алексея | Предлог «по» относится к имени существительному математика (словосочетанию русский язык), поэтому и пишется на той же строке. |
Тетрадь для работ по русскому языку ученицы 2 класса «Г» средней школы № 8 Гомбоевой Елизаветы | Фамилию и полное имя следует писать в форме родительного падежа.
|
Тетрадь для контрольных работ по математике ученицы 2 класса «Г» средней школы № 8 Гомбоевой Елизаветы. | Тетрадь для контрольных работ по русскому языку ученицы 2 класса «Г» средней школы № 8 Гомбоевой Елизаветы. |
- Оформление письменных работ учащихся.
Общие положения.
Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим почерком чернилами синего цвета шариковой ручкой (не использовать гелевую ручку).
Подчеркивания, построения (графические обозначения) в тетрадях необходимо выполнять простым карандашом, допускается ручка с зеленой пастой.
Для самопроверки, взаимопроверки выполненного задания допускается использование зелёной ручки.
Букву, написанную неверно, необходимо аккуратно зачеркнуть косой линией слева направо и ручкой написать правильный вариант (а). Для исправления ошибок не допускается стирание ручки и использование корректора.
Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке. Проверка и возвращение учащимся рабочих и контрольных тетрадей по русскому языку и математике осуществляется к следующему уроку.
Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Рекомендуется, как один из оптимальных вариантов, в ходе проверки работ учащихся 2-4 классов зачёркивать неправильный ответ или ошибку на изученное правило косой линией (неизученные орфограммы исправлять) и условное обозначение ошибки выносить на поля.
Традиционными считаются следующие обозначения:
- I – грамматическая ошибка;
- V –пунктуационная ошибка;
- Р – речевая ошибка.
Отметка учителем ставится после работы на следующей строке, но не на полях. После отметки ставится точка. В рабочую тетрадь учитель имеет право поставить две отметки (Например: 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Оценка «за общее впечатление от письменной работы» отражает внешний вид письменной работы (аккуратность, чистота, оформление).
При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 156/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок)» и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/1-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы».
В рабочих тетрадях выделяются следующие виды работ: классная, домашняя, работа над ошибками, работа по совершенствованию каллиграфического навыка. При выполнении работы над ошибками или работы по совершенствованию каллиграфического навыка запись числа не требуется (кроме контрольных тетрадей).
Работа над ошибками проводится регулярно в тетрадях, как для текущих, так и для контрольных работ. В тетрадях по русскому языку и математике работа над ошибками проверяется учителем.
- Оформление письменных работ по русскому языку.
Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (Например: Работа над ошибками.) следующей работы пропускается две строчки.
Верхняя строчка на странице не пропускается. Работу необходимо дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.
Слева, при оформлении каждой строки, отступается по единой вертикальной линии от края не более 5 мм.
Справа слова дописываются до конца строки, не допуская необоснованно пустых мест.
Запись даты написания работ по русскому языку ведётся по центру рабочей строки. Учащиеся записывают число и полное название месяца. (Например: 1 декабря.) В третьем и четвертом классах в записи числа необходимо писать имена числительные прописью. (Например: Первое декабря.)
Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке по центру и оформляется как предложение. (Например : Классная работа.) На следующей рабочей строке допускается запись темы урока. (Например: Прямая речь.)
В ходе всей работы не пропускается ни одной строки.
Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, начиная со 2 класса необходимо указывать по центру строки (Например: Упражнение 15.)
Текст каждого нового задания следует начинать писать с красной строки. При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см ( 2 пальца).
Все подчёркивания и графические обозначения следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке. В некоторых видах работ допускается подчёркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы простым карандашом.
Все буквенные обозначения выполняются ручкой синего цвета. Названия падежей пишутся с большой буквы (Например: П.п.), части речи, род, лицо, число и склонение обозначается маленькими буквами и арабскими цифрами (Например: сущ., м.р., 1 скл., ед.ч.), спряжения глаголов обозначаются римскими цифрами (Например: II)
В столбики слова выписываются с маленькой буквы, запятые не ставятся. Заголовок столбика подписывается с заглавной буквы.
При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему.
При синтаксическом разборе надлежит подчёркивать главные и второстепенные члены предложения согласно пройденному материалу.
Учителю следует прописывать индивидуально учащимся те элементы букв, слоги и буквы, которые требуют корректировки. В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно написанные буквы и выносить образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).
Переход учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом необходимо руководствоваться наличием у каждого ученика успешно сформированного навыка письма.
В тетрадях для контрольных работ по русскому языку следует записывать дату, вид работы и строкой ниже - её название.
Например:
Шестое ноября. Шестое ноября. Шестое ноября.
Диктант. Изложение. Списывание.
Ранняя весна. Пушок. В тайге.
Грамматическое задание в тетрадях для контрольных работ следует выполнять через 2 строчки после диктанта. Записывать заголовок «Грамматическое задание» не требуется, а необходимо указать нумерацию заданий в начале строки (Например: 1.) Не допускается выполнение грамматического задания в тексте диктанта.
Работа над ошибками в контрольных тетрадях осуществляется на следующий день и фиксируется датой проведения.
- Оформление письменных работ по математике.
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).
При оформлении письменных работ по математике на новой странице следует отступать сверху 1 клетку. Работу необходимо дописывать до конца страницы, оставляя снизу 1 клетку.
Слева, при оформлении каждой строки, отступается по единой вертикальной линии от края 1 клетка. При построении геометрических фигур возможен отступ 2 клетки.
Все записи в тетради по математике ведутся через 1 клетку вниз.
Дата написания работы по математике в 1 -3 классах пишется по центру рабочей строки на 10 клетке слева. Учащиеся записывают число и полное название месяца. В 4 классе дата указывается на полях (Например: 06.09.2009 , без буквы «г»). Через клетку вниз (на 5 клетке) указывается вид работы, строкой ниже – тема урока.
Номера заданий, которые выполняются в тетради, необходимо записывать посередине строки. (Например: № 56.), слово «Задача №2». Между видами работ, у которых нет номера, следует отступать 1клетку (пишем на 2 клетке).
Между столбиками выражений, уравнений, равенств, неравенств и т.д вправо необходимо отступать 4клетки (пишем на 5), а вниз – 1 клетка.
При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учётом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов (каждой цифре - своя клетка). Особенно соблюдение этого правила требуется при работе с многозначными числами.
Все построения, подчёркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке.
В выражениях, содержащих несколько действий и предполагающих устные вычисления, рекомендуется подписывать промежуточные ответы карандашом, а порядок действий проставлять карандашом в клеточке над знаком действия.
Краткая запись задачи выполняется. В контрольной работе краткая запись может не выполняться.
При записи решения простой текстовой задачи № действия писать не требуется, а составной задачи - указывается порядок действий цифрой и круглой скобкой.
Например:
1) 5+ 6=11 (кг) – было во второй коробке.
2) 5 + 11 = 16 (кг)
Ответ: 16 кг яблок было в двух корзинах.
В ответе принятые международные единицы измерения записываются кратко: см, кг, дм
Образец записи решения уравнения:
5 +Х = 10 Х : 4 = 257 х257 1028 4__
Х = 10 – 5 Х= 257 * 4 4 8 257
Х = 5 Х =1028 1028 22
5 +5 = 10 1028 : 4 = 257 20
10 =10 257= 257 28
28
0
Учителю следует прописывать учащимся цифры, которые требуют корректировки.
Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике.
В тетрадях для контрольных работ по математике пишется словосочетание «Контрольная работа».
Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей строке по центру. (Например: 1 вариант.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
Презентация к родительскому собранию во 2 классе...
Оформление письменных работ учащихся школы первой ступени образования.
Методические рекомендации....
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
В данном документе собраны рекомендации по оформлению классных и контрольных работ по русскому языку и математике.Оформление титульного листа контрольных рабочих тетрадей учащихся...
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся начальной школы
В рекомендациях сформулированы единые подходы к ведению и проверке ученических рабочих тетрадей и тетрадей для контрольных работ....
Методические рекомендациипо оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
ull; Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:• а) являются частью воспитания внутренней культуры учащих...
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся начальных классов
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся начальных классов Тетрадь – обязательный атрибут обучения школьника. В настоящее время...
Единые требования по оформлению письменных работ учащихся школы I ступени образования.
Данный материал содержит требования по оформлению письменных работ учащихся школы I ступени образования....