Обобщение опыта "Развитие творческих способностей учащихся школы первой ступени на уроках музыки через театрализацию".
учебно-методический материал на тему

Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  

 г. ПОКРОВ

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

Тема: "Развитие творческих способностей учащихся школы первой ступени на уроках музыки через театрализацию".

                                        Учитель музыки

                                        МБОУ  НОШ г. Покров                                                                                                                                                          Курова Л.В.                                                  

2014 г.

Условие возникновения и становления опыта.

        Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.

увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;

  • развить музыкально-образное мышление, научить разбираться в закономерностях искусства, восприятии музыки; научить размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами искусства;
  • заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластического интонирования;
  • развить музыкально-эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами;
  • побудить к музыкальному самообразованию.

Чтобы успешно справляться со всеми трудностями в своей деятельности, я опираюсь  на следующие принципы:

  • Личностно-ориентировочный подход в обучении;
  • Создание благоприятных условий на уроке;
  • Развитие творческих способностей учащихся;
  • Включение каждого ученика в учебно-воспитательный процесс;
  • Ориентация учебного процесса на достижение высокого уровня знаний;
  • Развитие и поддержание веры учащихся в свои силы;
  • Развитие у каждого учащегося творческих способностей;
  • Развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемое и прослушиваемое муз. произведение.

Актуальность и перспективность опыта.

В ходе работы, наблюдая за детьми, обратила внимание на то, что дети мало эмоциональны, скованы, но в тоже время неподдельный интерес вызывает театральная деятельность. Ребятам нравится перевоплощаться в каких-либо героев из сказок, видеть персонажей во время проведения праздников, развлечений, утренников. Все это вызывает у них положительные эмоции.

Ведущие педагогические идеи.

При реализации личностно-ориентированного обучения педагог координирует учебный процесс, наблюдает, косвенно руководит деятельностью учащихся, помогает в выборе решений, активизирует самостоятельную деятельность учащихся, диагностирует развитие личности учащихся.

Музыкально-педагогическая идея урока, объединяющая все элементы и грани урока, активнейшее участие в ней самой музыки, направленность всех видов музыкальной деятельности школьников на развитие музыкального восприятия. 
Урок музыки – урок искусства. Художественно-педагогическая идея урока, воплощена в «вечных темах» искусства и жизни. 

Теоретические база опыта

        Для осуществления поставленных задач педагог применяет те методы и приёмы, которые подробно изложены в работах:

Богоявленской Д.Б. "Психология творческих способностей"

Кирнарской Д.К. "Психология специальных способностей. Музыкальные способности".

Арановского М.Г. "Проблемы музыкального мышления".

Тороповой А.В. "Музыкальная психология и психология музыкального образования".                           Теплова Б. М. "Психология музыкальных способностей".

В этих работах приводятся конкретные примеры формирования и развития творческих способностей:

Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, игре на музыкальных инструментах, музыкальном творчестве.         Эти, как их принято называть, специальные или основные музыкальные  способности включают в себя звуковысотный слух и ритм.

Б.М.Теплов выделяет три основные музыкальные способности: 1 – ладовое чувство как эмоциональное переживание и различение ладовых функций; 2 – произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии – это уже элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического (высокая степень его развития является основой музыкальной памяти и воображения, т.е. внутреннего слуха);  3 – ритмическое чувство – способность активного переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма, его точного воспроизведения.

Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием,  именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Наконец еще один аспект теории – рассматривание музыкальности как определенной структуры, в которой не просто выделяются отдельные способности, а устанавливается их тесная взаимосвязь. Дополняя или компенсируя друг друга, одни из них становятся основными, ведущими, другие, вступая в контакт, проявляются уже по- новому.

Однако, главное, по мнению ученых, заключается в том, что музыкальные способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе её. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят многие педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, играть на музыкальных инструментах, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность». Значит,  чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой, тем более возникает потребности  и желания к выражению себя в музыке, в творческой деятельности …

                                Новизна опыта.

        Развитие творческих способностей имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить им музыкальность, ввести в мир музыки и искусства, позволяет учителю качественно выверить содержание и правильность распределения часов на изучение тех или иных разделов, оптимально отобрать, скомплектовать нужный учебный материал с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

        Технология опыта.

Цель: Развитие у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания. 


 1. Изучить литературу по проблеме "Развитие творческих способностей учащихся школы первой ступени на уроках музыки через театрализацию".

2.Охарактеризовать понятия творчество, творческие способности,  

3. Развивать личностно-творческого потенциала школьника и на этой основе формирование его эстетической культуры.

4. Способствовать раскрытию преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы, на формирование жизненной позиции.

5. Работать над  овладением образным языком музыкального искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков с целью постижения сущности музыки.

6. Учить детей постигать сущность музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) и инструментального музицирования.

7. Содействовать развитию поэтического слуха в процессе восприятия, игр, инсценирования, различных форм сочинительства;

8.  Предоставить детям опыт эмоционально-творческих переживаний в процессе постановки и показа сценок.


Технология как система педагогических приемов, включающая способы деятельности учащихся и методы организации учебно-воспитательного процесса учителя. Технология в структуре урока искусства как ориентир для различных форм организации общения с искусством. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся на уроках музыки происходит через вовлечение их в процесс собственного художественного созидания, социально-значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира.

Целью таких уроков является:

1. Всестороннее развитие личностно-творческого потенциала школьника и на этой основе формирование его эстетической культуры.

2. Оптимизация эвристического мышления и познавательной деятельности.

3. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы, на формирование жизненной позиции.

4. Овладение образным языком музыкального искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков с целью постижения сущности музыки.

5. Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) и инструментального музицирования.

Для развития творческих способностей я выделила следующие этапы:

1. Накопление впечатлений;

2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;

3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;

4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.

Преодоление этих этапов осуществлялось  при решении следующих задач:

* Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры учащихся, развитие фантазии, воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром;

* Выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, а также знаний соответствующего типа;

* Формирование музыкальных знаний, умений и навыков таких, как:

* Сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира;

* Определение по характеру музыки того или иного персонажа, создание его словесного и живописного портретов;

* Осознание элементарных принципов звуковысотной и ритмической организации музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков;

* Сочинение простейших музыкальных попевок, характеризующих настроение, состояние;

*Элементарное постижение выразительной сущности музыкальной интонации как основы для приобщения к пению;

* Умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.

Если во время обучения учащиеся открывают “для себя” законы, которые составляют достояние человечества, а не просто получают их в готовом виде, то в определенной мере они приобщаются к творчеству, к процессу открытия. Процесс выявления и развития творческой активности ученика тесно связан с его раскрепощением от обязательного заучивания, запоминания.

Детское творчество на уроках музыки представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, связанную с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики. Оно предполагает непременное условие – отказ от стереотипных представлений. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.

Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. “Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. ”(Китайская народная мудрость). Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь, танцевать, самим придумывать и изменять. Поэтому я уделяю большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, в музыкально-ритмических движениях, в разыгрываниях песен, сказок.

В преподавании  музыки, в связи с внедрением ФГОС,  я использую следующие технологии:

1.Технология развития ассоциативно – образного мышления школьников ( подразумевает взаимодействие музыки с искусством живописи, литературы, театром, кино и д.р. )

2. Игровая технология:

Игра "Высоко - низко";

"Угадай мелодию";

"Весело - грустно".

Игра на шумовых инструментах.

“Найди ошибку”

Эта форма работы особенно любима учащимися на уроках закрепления. Её задача в том, чтобы усвоить пройденный материал. Дети сами должны найти ошибку в заданиях на доске, в аудиозаписи, в карточках или исполнении.

“Дирижёры”

Форма работы “Дирижёры” позволяет детям самим чувствовать изменения мелодии и контролировать исполнительские способности. Её суть заключается в следующем: выбирается ребёнок, который будет дирижёром и ему даётся задание. Например, такое: “Хор должен исполнить песню бодро, живо, постепенно увеличивая звук”.

Ребёнок должен выполнить следующие действия:

Собрать внимание хора.

Дать установку. (Сесть ровно, выпрямиться, ноги поставить вместе, руки положить ровно на парту)

Дать точное вступление в начале дирижирования.

Махи руками должны соответствовать характеру песни, её темпу и динамике.

Закончить дирижирование в соответствии с завершением песни, “снять” хор очень точно.

Эта форма работы очень сложная и требует дополнительной подготовки, которая ведётся поэтапно из класса в класс.

“Карточки”

Еще одна форма работы это “Карточки”. “Карточки” я использую как на уроках закрепления, так и на уроках изучения нового материала. Карточки могут быть самыми разнообразными: с заданиями, с подсказками, с иллюстрациями, со словами песен и т.д.

Карточки очень помогают в работе с новым материалом и при закреплении.

"Музыкальный барабан"

Задание: С помощью ключа необходимо отгадать задуманное слово.

Например: “Нота”

Буква А должна находиться на против арфы. Тогда 1 буква будет на против скрипичного ключа, 2 буква на против нотного стана, 3 буква на против скрипки и 4 буква на против арфы, если ребёнок знает названия знаков и инструментов, то легко справляется с заданием.

Творческие задания

Детям предлагается в рисунке спрятать музыкальные знаки, это задание они выполняют с большим азартом. А с помощью “волшебных бабочек” ребята показывают движение мелодии. И самое любимое творческое задание – это изображение музыкальных фрагментов через движение, как например “Балет невылупившихся птенцов” М.Мусоргского.

3. Технология метода проектов.

Основной тезис метода проектов: 

«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить».

Проект  формирует:

- высокий  теоретический  и  практический  уровень мышления;

-обеспечивает качественный анализ учебного материала, как учителем, так и самими учащимися;

- обеспечивает  осознанный поиск решения учебных проблем.

Особенностями  метода являются:

- субъективность школьника,

-диалогичность,

- креативность

-контекстность,

-технологичность

-самодеятельность учащихся.

1.Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступить в диалог как с собственным «Я», так и с Другими. Именно в диалоге осуществляется «свободное самооткровение личности».  / М.М.Бахтин /.

2.Креативность связана с разрешением проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся вследствие того, что они обнаруживают противоречие между известным им содержанием и невозможностью выявить новые факты и явления. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения. Любой проект — это всегда творчество учащихся.

3.Контекстность в этом методе позволяет создать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознавать место предмета в общей системе человеческого бытия. Учебные проекты могут быть выполнены в контексте научно-познавательной, практико-преобразующей, коммуникативной, художественно-эстетической деятельности человека.

4.Интегративность означает оптимальный синтез знаний для реализации учащимися изучаемой проблемы с привлечением содержания из других предметов.

Таким образом, проектная методика в обучении  музыке это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, который завершается созданием творческого продукта.

Выделяются следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:

1.Ролевые (инсценирование детских симфонических сказок, детских опер, мюзиклов; фрагменты жизни и творчества композиторов,  итд)

2.Исследовательский проект (научно-исследовательская работа по изучению биографий композиторов, мастеров сцен, деятелей искусств или музыкальных жанров, инструментов)

3.Сценарный проект (создание сценариев творческих вечеров, концертов, мероприятий)

4.Творческий проект (театрализованные представления музыкальных произведений итд)

5. Информационный проект (изготовление стендов, стенгазет, публичные выступления с сообщениями)

6.Практико-ориентированные проекты (изготовление дидактического материала, презентации к уроку по какой-нибудь теме, создание музыкальных игр, физкультминуток)

Для достижения поставленной цели я использую наиболее эффективные методы и приемы развития творческих способностей учащихся:

- пение

- импровизация

- голосовые игры

- речевые упражнения

- словесные высказывания о музыке

- интересный подбор музыкального материала

 - задания на активизацию слухового внимания (поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступление инструментолв и т. д.)

- создание рисунков,раскрашивание

- графическая звукозапись

- Движение: дирижирование, подскоки, ходьба, наклоны, хлопки и т. д.

- инсценирование

- игра на шумовых инструментах.

 Ученики любят тестовые задания:

В 1 классе провожу тест "Пусть музыка звучит";                                                                           Итоговый тест "Музыка и ты".

Использую такие виды тестов:

Тест на опознание

1. Фортепианный квартет пишется для 4 фортепиано?

Да.

Нет.  (Состав фортепианного квартета: скрипка, альт, виолончель, фортепиано).

2. И. А. Крылов написал свою басню «Квартет» с точки    зрения знатока или дилетанта?

Да, знатока. (Крылов играл на скрипке, выступал в составе ансамбля, давал сольные концерты, исполняя сложнейшие скрипичные произведения).

Нет, дилетанта.

Тест на различение

1. Какие сказки не получится прочитать детям на ночь?

А. Матушки Гусыни                             В. Венского леса

Б. Семи гномов                                     Г. Шахерезады

2. О какой птице поётся в романсе М. И. Глинки на стихи Н. Кукольника?

А. Соловей                                             В. Воробей

Б. Жаворонок                                        Г. Орёл

Тест на классификацию

1. Выбери из ниже перечисленных инструментов медные духовые:

А. тромбон                                              Г. труба

Б. флейта                                                 Д. кларнет

В. скрипка                                               Е. туба

2.Назови героев балета К. Хачатуряна «Чиполлино»

А. мальчик – луковка                             Г. тыковка

Б. принц апельсин                                  Д. граф Вишенка

В. сеньор Помидор                                 Е. садовник

Использую следующие формы организации деятельности:

 фронтальная

групповая

индивидуальная

Результаты педагогической деятельности.

Проводимая работа в данном направлении дает положительные результаты:

все учащиеся усваивают государственный образовательный стандарт;

100% успеваемость;

процент качества за предыдущие года по всем классам составляет 100%.

Учащиеся принимают активное участие во всех мероприятиях школьного и муниципального уровня.

Ребята принимают активное участие во всех школьных мероприятиях. Н- р: "Битва хоров", "Посвящение учителю", Подбор репертуара к посвящению в "Земляне", Новогодний хоровод, новогодняя сценка "Приключения Новогодней ёлки", Семейный проект к празднику 8 Марта, участие в празднике "Прощание с букварем", выступление на выпускном вечере.

 Городские мероприятия: Участие в городском фестивале "Героям Победы".

Районные мероприятия: Выступления на районном фестивале "Рождественские встречи", выступление на районном фестивале "Встречи с духовной музыкой"( Божок Полина, школьный хор).

Отчет за  2011-12  учебного года

Учитель: Курова Л.В.

Предмет: музыка

Класс

Кол-во уч-ся

       Оценки

Кач-во (%)

Усп-ть (%)

СОУ (%)

5

4

3

2

27

25

2

0

0

100

100

97

25

23

2

0

0

100

100

97

24

21

3

0

0

100

100

96

20

18

2

0

0

100

100

96

17

13

4

0

0

100

100

92

24

22

2

0

0

100

100

97

22

20

2

0

0

100

100

97

Итого

159

142

17

0

0

100

100

96

Отчет за  2012-13 учебного года

Учитель: Курова Л.В.

Предмет: музыка

Класс

Кол-во уч-ся

       Оценки

Кач-во (%)

Усп-ть (%)

СОУ (%)

5

4

3

2

23

20

3

0

0

100

100

95

26

21

5

0

0

100

100

93

27

24

3

0

0

100

100

96

28

26

2

0

0

100

100

97

17

14

3

0

0

100

100

94

22

20

2

0

0

100

100

97

20

18

2

0

0

100

100

96

Итого

163

143

20

0

0

100

100

96

ДИНАМИКА

образовательной деятельности учителя Куровой Л.В. за три года

Предмет: музыка

Показатели

2011/2012 уч. год

2012/2013 уч. год

2013/2014 уч. год

Всего обучающихся, из них:

159

163

151

Успевают

159

163

151

Успевают на 4 и 5

159

163

151

Успеваемость (%)

100

100

100

Качество обученности (%)

100

100

100

Таким образом можно сделать вывод, что работа по формированию познавательных УУД вызывает интерес учащихся к изучению разных предметов, поддерживая тем самым мотивацию изучения нового материала, способствует закреплению в памяти математического, языкового и природоведческого материала, активизирует учебную и творческую деятельность учащихся, повышает результативность обучения.

Так как каждый ученик класса показал положительную динамику индивидуального развития, можно сделать вывод: что ученики нацелены на  Успех (состояние человека, качественную характеристику деятельности, чувство уверенности в собственных силах, высокую позитивную оценку себя, веру в то, что можно достичь высоких результатов). 

Адресная направленность.

Опыт по формированию у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое, лучшее, расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания может использоваться во внеурочной работе.                                                                                                                                   Его можно применять в  школе I ступени  . Он будет интересен учителям разных  квалификационных категорий.

Список используемой литературы.

  1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская  «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г
  2. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.  Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010
  3. Программы по  учебным предметам 1-4 класс.  Сост. Р.Г. Чуракова  М.: Академкнига / Учебник,  2012.

4.        Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000                                                                                                                                             5.  Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. «Работа психолога в начальной школе», Москва, «Совершенство», 1998г. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» ФГОС НОО

6.Байбородова Л.В., Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе,  Ярославль, 1991.

7.Сборник докладов 12 Всероссийского интернет-педсовета.                                                                   8.Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: Изд-во «Полиграф-С», 2002. – С. 42-48.                                                                                                                          9.Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989.- 216с.

10.Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006, 816 с.                                                                                                                                11.Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Р-н-Д, 2003.

12.Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии    Образования. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./ Под ред. Е.С.Полат.-М.,2000.

13.Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.

2 класс  I полугодие                                              (Приложение № 3)

1. Свернуть (назвать одним словом)

Чёткая, энергичная, бодрая,  - …

Мелодичная, протяжная, певучая - …

Подвижная, легкая, ритмичная - …

2. Диктант. Пронумеровать слова.

Симфония, опера, балет, увертюра, сюита

1. Соединить фамилии с именами.

Чайковский                     Эдвард

Прокофьев                      Людвиг

Бетховен                          Пётр

Григ                                  Сергей

2. Соединить названия произведений с  именами композиторов

Симфония №5                                              Чайковский

Сюита «Пер Гюнт»                                      Римский – Корсаков

Опера «Сказка о Царе Салтане»                 Бетховен

«Детский альбом»                                        Григ

3. Продолжить  ряд:

Сердитая, радостная, жалобная…..

4. Музыкальная викторина «Угадай произведение и автора»

2 класс II полугодие                  (Приложение №4)

1. Найти пару:

Фортепиано, оркестр, пианист, куплет, дирижёр, припев.

2. Развернуть:

Выразительные средства музыки

4. Свернуть:

Быстрый, медленный, умеренный - …

Громкая, тихая - …

Высокий, низкий, средний - …

Одночастная, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации - …

5. Продолжить ряд:

Скрипка, флейта, ….

6. Музыкальная викторина «Угадай произведение и автора»

Итоговая работа по музыке для 2 класса (Приложение №5)

Установите соответствие между портретами  композиторов и их фамилиями:                                                                                        

1.                                                              

чайковский1 мусоргский !prokofiev1

                                 

                     А)  С.С. Прокофьев       Б) П.И. Чайковский  В) М.П. Мусоргский                                                     

2. Кто из этих композиторов является автором «Детского альбома»?  

3. Какой композитор написал  вступление к опере «Хованщина»- «Рассвет на Москве реке»?

4. Кто  из этих композиторов является автором альбома «Детская музыка»?

5. Назови три основных жанра музыки.

6. Как называется главная торжественная песня государства?  

7. Эти  слова обозначают триединство, без которого музыка не может существовать:

А)    К - - - - - - - - р                             Б)   И - - - - - - - - - ь                               В)  С - - - - - - - ь                                    

8. Что обозначает слово:

а)    «пиано»                            б)   «форте»            

9. Название, какого музыкального инструмента получается  из слов «пиано» и «форте»?

10.Допиши названия пьес из «Детского альбома»:

 «Марш  -- -- -- -- -  - - - солдатиков»

 «Сладкая -------- - -

 «Ка- - - - - --- -- я»

11.Составь из букв слово, обозначающее  основное средство выразительности музыки:

М Е Я Д И Л О

12. Придумай и запиши  слова,  в которых встречаются  ноты:

     «РЕ», «ЛЯ», «ДО»

3 класс I полугодие                                           (Приложение №6)

1. Продолжить  ряд:

Былины, исторические, обрядовые…

3. Развернуть:  характерные черты русских народных песен:

4. Диктант. Пронумеровать слова:

Распев, темп, тембр, динамика, фольклор, стихира.

5. Развернуть: оркестр русских народных инструментов:

Струнные:…

Духовые:…

Ударные:…

6. Музыкальная викторина

3 класс II полугодие                                               (Приложение №6)

1. Лишнее слово:

скрипка, гобой, труба, рожок, виолончель

балалайка, гармонь, жалейка, гусли, скрипка

пианист, скрипач, композитор, трубач, гитарист

2. Соединить названия произведений с именами композиторов:

Н. А. Римский – Корсаков                         «Рассвет на Москве-реке»

М. И. Глинка                                                опера «Садко»

М. П. Мусоргский                                       опера «Иван Сусанин»

опера «Сказка о царе Салтане»

3. Музыкальные ассоциации: назвать 2-3 слова:

Украина - …

Белоруссия - …

Молдавия - …

Закавказье - …

Россия - …

1. Назвать  любимое произведение и его автора:…

2. Звучащая викторина: определить по фрагменту

Название - …

Композитор - …

Тип оркестра - …

4 класс I полугодие                                  (Приложение №7)

1. Диктант. Пронумеровать слова:

Сюита, баркарола, хабанера, кастаньеты, контраст, акцент.

2. Дописать название произведений

«Испанский          …          .»

«Арагонская         …          .»

«Санта          …             .»

3. Родина танцев:

Хота -  …

Лезгинка - …

Хоровод - …

Чардаш - …

Вальс - …

Полонез - …

4.  Соединить фамилии с именами

Глинка                                             Иоганн

Римский –Корсаков                        Михаил

Чайковский                                     Фридерик

Шопен                                              Николай

Штраус                                             Пётр

5. Продолжить ряд:

мелодия, тембр, …

6. Музыкальная викторина

4 класс II полугодие                                   (Приложение №8)

1. Родина композиторов: Бах - …

Моцарт - …

Бетховен - …

Шопен - …

Григ - …

Глинка –

2. Развернуть: симфонический оркестр:

деревянные духовые:

медные духовые:

струнно – смычковые:

ударные:

3. Установить связи:

Дирижёр

Соло                                Италия

Оркестр                           Хор

Баркарола                        Скрипка

Скрипач                            Опера

Ария

4. Музыкальные ассоциации: назвать 2-3 слова:

Опера: …

Балет: …

Симфония: …

1. Пронумеровать слова: орган, гимн, симфония, ария, опера.

2. Музыкальная викторина:

Приложение № 9

Сочетание элементов современных образовательных технологий

в структуре урока

№ п/п

Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

Методы и приёмы

1

Актуализация знаний

Игровые технологии

- Создание игровой ситуации

Педагогика сотрудничества

-Совместная деятельность

- Эвристическая беседа

Здоровьесберегающий подход

-Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

- Психогимнастика

-Алгоритмическая разминка

2

Сообщение темы и целей урока

Проблемное  обучение

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

- Работа в группах, парах

- Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

3

Работа по теме урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках)

Гуманно-личностная  технология

- создание ситуации успеха

Компетентностно- ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах. парах

Информационно-коммуникативные технологии

- знакомство с новым материалом на ПК

- разноуровневые задания на ПК

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

Игровые технологии

Игровая ситуация

Проблемное  обучение

Создание проблемной ситуации

4

Физкультминутка

Здоровьесберегающий подход

Гимнастика для тела,  слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы  (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию

5

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Индивидуальный и дифференцированный подход

-разноуровневые задания

Информационно-коммуникативные технологии

-Тестирование на ПК

-разноуровневые задания на ПК

6

Подведение итогов урока.

Педагогика сотрудничества

- коллективный вывод

- подведение итогов в паре (сравнение)

Гуманно-личностная  технология

- создание ситуации успеха

7

Рефлексия

Гуманно-личностная  технология

- создание ситуации успеха

Здоровьесберегающий подход

Тренинг «Я смог…что не получилось?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На Муромской дорожке Краеведческий кружок для учащихся школы первой ступени (программа).

Краеведческий кружок для учащихся школы первой ступени (программа).Программа  кружка «На Муромской дорожке» составлена на основе содержания краеведческого курса «Люблю тебя, мой край родной!» с ц...

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования

В данном документе собраны рекомендации по оформлению  классных и контрольных  работ по русскому языку и математике.Оформление титульного листа контрольных рабочих тетрадей учащихся...

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования

ull;  Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:•  а) являются частью воспитания внутренней культуры учащих...

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования...