Дополнительное образование. Программа "Я-гусевчанин"
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа "Я-гусевчанин", внеурочная деятельность, реализация ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya-gusevchanin.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
Дополнительного образования
« Я - гусевчанин».
Авторы: Карпова С.Г.
Кожевникова С.В.
Скорова Л.В
2011
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана в соответствии с современными тенденциями развития образования и опирается ряд нормативных документов.
1. Данилюк В.А., Кондаков А.М., Тишков А.В. Концепция духовно-нравственного-развития и воспитания гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
2. Приказ Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785).
3. Проект регионального БУП для пилотных школ на 2010-11 уч.г.
Данная программа реализуется в рамках духовно-нравственного направления развития личности. Данная программа разработана на основе материалов учебного пособия для общеобразовательных школ под редакцией Н.И.Скулова « Гусь-Хрустальный- столица мещерского края» и носит адаптированный характер.
Цель:
Обеспечить реализацию ФГОС в части внеурочной деятельности с целью развития личности ребенка в условиях духовно-нравственного направления.
Задачи:
Способствовать патриотическому воспитанию школьников, развитию интереса к местности, где они проживают, а через это и любви к своей малой Родине, бережного отношения к ее истории и памятникам архитектуры.
Способствовать активизации интереса к познанию малой Родины, посредством собственного опыта. Формировать у учащихся способность самостоятельно творчески осваивать новые способы деятельности в сфере человеческой культуры.
Познакомить с мещерским краем, его историей, архитектурой, растительным и животным миром.
Отличительной особенностью программы является ее краеведческая направленность, которая отражается в содержании четырех разделов: «Природа мещерского края», «Заселение и освоение края», «Рождение и становление г. Гусь-Хрустальный», «Люди нашего города». Программа реализуется в течении 1 года и имеет вводный характер в изучении родного края.
Программа ориентирована на детей 7 лет, в деятельности которых важнейшей чертой поведения, является неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление познавать и искать новые сведения о мире. Программа рассчитана на постоянный состав учащихся в режиме 1 час в неделю. Объем реализации программы – 33 часа в год.
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся должны иметь представления о мещерском крае , о его растительном и животном мире, о городе Гусь-Хрустальный, его истории и архитектуре.
Проявлять интерес к познанию родного города, интересоваться его историей и культурой.
Бережно относится к своей малой Родине, к памятникам архитектуры, преумножать красоту родного края.
Учебно-тематический план
Содержание программы:
Раздел «Природа мещерского края» (15 ч.)
Вводное занятие. Гусь-Хрустальный_- старейший центр стеклоделия. Маршрут « Золотое кольцо России». Месторасположение города.
Россия. Мещерский край. Владимирская область. Россия, как страна, в которой живем. Столица- Москва. Мещера- край лесов и болот.
Гусь- Хрустальный. История основания города. Основные вехи развития города. Гусь-Хрустальный районный центр. Экскурсия в историко-художественный музей.
Рельеф. Полезные ископаемые. Влияние ледника на рельеф местности. Песчаные карьеры . Разработки торфяных месторождений.
Реки, озера, болота. Городское озеро. Реки Гусь, Колпь, Бужа и Поль- основные реки района. Происхождение названия реки Гусь. Озеро Святое.
Растительный мир. Особенности растительности Мещеры. Сосновые леса. Влияние человека на образование лугов. Виды растительного мира , нуждающиеся в охране.
Животный мир. Виды животных, обитающих на территории нашего края. Особо охраняемые природные территории.
Национальный парк « Мещера».- территория федерального значения. Задачи национального парка.
Жизнь первобытных людей на территории края. Археологические раскопки древнекаменного века. Стоянки в Сунгире и Русанихе.
Раздел «Заселение и освоение края» (6 ч.)
Древние стоянки Микулино и Петрушино. Поселения человека среднекаменного века на реке Бужа.
Первобытные племена и их занятия. Основа хозяйства древних племен. Бортничество. Появление культа у древнейших людей.
Лесное племя « Мещера». Территория заселения племени. Занятия людей племени « Мещера». Соседи племени.
Костюм женщин племени « Мещера». Одежда, обувь и головной убор женщин племени.
Традиционные блюда нашей местности. Капуста пареная, ушник, солянка ( селянка).
Раздел «Заселение и освоение края» (10 ч.)
Мальцов-основательГусевской Хрустальной фабрики.Начало «стекольной империи» Мальцовых. Место для строительства новой фабрики на речке Гусь.
Производство стекла. Состав для варки стекла. Рабочий состав гуты. Тяжелый труд на стекольной фабрике.
Промыслы на территории вокруг Хрустальной фабрики. Добыча торфа. Угольный промысел. Дроворезы. Ручное ткачество.
Крупные заводы и фабрики города. Реконструкция стекольной фабрики новым владельцем. Основание бумагопрядильной фабрики.
Моя семья- работники Хрустального завода. Разработка краткосрочного проекта.
Гусь-Мальцовский. Архитектура города. Как жили рабочие мальцовских фабрик. Налаживание быта рабочих Гусевской фабрики.
Улицы родного города. История названий улиц города.
Раздел « Люди нашего города» (4 ч.)
Моя семья в годы войны. Творческая работа.
Гусевчани-герои Советского Союза. Сообщения о подвигах героев гусевчан.
Заключительное занятие «Я-гусевчанин». Викторина.
Программа реализуется по средством информационных технологий –компьютерных программ и тренингов , игровых технологий ( путешествий, конкурсов , викторин), экскурсий , проектной деятельности.
Методическое обеспечение программы
Настоящая программа реализуется с использованием технологии проектной деятельности в школеI ступени.
Содержание проекта.
1. Ведение. Постановка проблемы, краткая предыстория вопроса, цель Литературный обзор, теоретическая часть
а) словари, энциклопедии → школьные учебники → монографии → научные статьи по теме – это поможет в построении гипотезы (можно найти через указатель к реферативным сборникам по отрасли: номера рефератов, статья, № журнала и год издания, название). Нельзя пользоваться публицистикой.
б) В теоретической части должно быть цитирование других авторов, высказывания, касающиеся вашей идеи, опровержения или утверждения и т.д.
в) Ссылки:
- прямая речь;
- слова автора проекта;
- в скобках указывается номер источника из списка литературы
3.Практическая часть
а) Описание методики, если применяется много методик или они длинны, то только их названия, а методики выносятся в приложения
б) Описание полученных результатов, их обсуждение; четкие, ясные, полные выводы.
4. Заключение. Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе
5. Благодарность. Выражается конкретным людям, организациям, оказавшим помощь
6.Список литературы
Литература:
Скулов Н.И.Гусь-Хрустальный столица мещерского края. Учебное пособие. - Гусь-Хрустальный, 2011
Савенков А.И.Методика исследовательского обучения младших школьников. – М.: Издательский дом Федорова, 2011
Хижнякова О.Н.Современные образовательные технологии в начальной школе. – Самара, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны
В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования
Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г. Достижение планируемых результа¬тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях н...
Педагогический опыт Ахматдиновой Ильсияр Раисовны, педагога дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»
В своей профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:1. Низкая экологическая культура школьников. Отношение к окружающей среде несознательное, эгоистичное.2.Недостаточная мотивация крае...