Урок "Культура и религия" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)
план-конспект урока (4 класс) на тему
Цель данного урока: формирование у учащихся общих представлений о религиозных культурах. На уроке разъясняется значение слова "религия", происходит знакомство с многообразием религиозных культур и традиционными религиями России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_2.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 2
Культура и религия
Цель: Формирование у учащихся общих представлений о религиозных культурах.
Задачи:
разъяснить значение слова “религия”;
познакомить с многообразием религиозных культур и традиционными религиями России;
прививать уважительное отношение к людям любой религиозной конфессии;
развивать коммуникативные навыки.
Основные термины и понятия: религия, мировые религии, национальные религии, ритуал.
Ход урока
Организация класса
- Сегодня на уроке нам с вами предстоит начать свое знакомство с мировыми религиозными культурами.
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
Расскажите, о чём вы беседовали с родными и друзьями.
Что нового для себя вы узнали?
Какие пословицы о Родине вы смогли найти?
Актуализация знаний
Слайды 2-5
- На прошлом уроке мы пришли к выводу, что не всё в жизни человек может выбрать сам. Мы не можем выбрать себе родителей, не можем выбрать язык матери, не можем выбрать Родину. Появившись на свет, мы узнаём, что наша Родина зовётся Россией. Россия объединяет всех нас, россиян. Это общая для нас земля. Общая история. Общие законы. И, что важнее всего, единая культура. Сегодня мы начнём изучать тему “Культура и религия”. На уроке вы узнаете, что такое религия и какие бывают религии.
Слайды 6-7
Изучение нового
- В названии темы мы видим два слова: “культура” и “религия”. Прежде чем что-то говорить о них, мы должны уяснить себе, а что же эти слова означают. О культуре мы поговорим на следующем уроке, а сегодняшний посвятим религии.
- Как вы понимаете это слово?
Слайды 8-9. Религия (лат. religio - совестливое отношение, благочестие, святость, почитание) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование сверхъестественного: богов, ангелов, духов.
- Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру. Как и когда возникла религия?
Религия — ровесница человечества. Во всяком случае, так считают археологи и антропологи. Даже в самых примитивных, неразвитых цивилизациях наблюдаются признаки той или иной формы религиозности.
Религия отличается не только солидным возрастом, но и многоликостью. У охотников за головами в джунглях Борнео, у эскимосов во льдах Арктики, у кочевников африканской Сахары, у жителей огромных мегаполисов — у любого народа на земле есть свой бог или боги, а также свое понимание того, как нужно им поклоняться.
В начале своего развития, в первобытном обществе, человек пытался оказывать влияние на свою жизнь и окружающий мир, подражая тому, что видел в природе. Например, человек думал, что если покропить водой землю под грохот барабанов (имитация грозы), то можно вызвать дождь, а если исколоть шипами изображение своего врага, то можно навести на него порчу. Так получили распространение ритуалы, заклинания и магические предметы. Когда они не действовали, человек пытался договориться с высшими силами и всячески их задабривал. Заклинания и ритуалы преобразились в молитвы и жертвоприношения — так возникла религия.
Слайд 10
- А сейчас обратимся к учебнику и прочтём материал из рубрики “Какие бывают религии?”
Чтение и обсуждение. Слайды 11-20
У древних египтян было множество богов и богинь. Бог Солнца Амон-Ра был главным богом Египетского государства, царём богов. Он дарил земле и людям свет, тепло, жизнь. Египтяне поклонялись богу земли Гебу, богине неба Нут, Осирису – богу плодородия и возрождения, и другим богам. В честь них возводились храмы. Во время богослужения жрецы выносили из святилища статую бога (или богини), которому приносили жертвы – зерно, вино, украшения.
Жрецы составляли особый разряд людей, чьим главным делом было служение богам и совершенствование священных обрядов. Они проходили специальное обучение и должны были знать о религии все. Жрецы вели астрономические наблюдения и даже создали календарь. Египетские жрецы много сделали для развития математики, медицины и других наук. Не зря в Древнем мире их считали мудрецами, хранителями древнейших знаний человечества.
Слайд 13. Вы видите увеличенный рисунок из учебника. Прочитайте задание к нему.
Действительно, на этом древнеегипетском рисунке изображён религиозный ритуал. Египтяне верили, что после смерти фараон (египетский царь) отправляется в царство Осириса (звёздное царство в созвездии Ориона), где он соединится с Осирисом и превратится в звёздное божество. Для того, чтобы усопший смог совершить это путешествие, необходимо было осуществить множество церемоний. Самой важной из них являлось “открытие рта”. Во время этой церемонии Анубис, Гор и его сыновья с надлежащими инструментами выполняли действия для того, чтобы начать процесс перерождения Осириса-царя.
Запись в тетрадь определения:
Ритуал — традиционный порядок проведения какой-либо церемонии.
Очень сложной была религия Древней Греции, которую потом переняли римляне. Как и у египтян, у древних греков было множество богов, среди них 12 главных: Зевс – главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворявший силу и власть; Гера – жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи; Посейдон – брат Зевса, вначале бог землетрясений, впоследствии бог моря; Афина – богиня мудрости и справедливой войны и другие.
Служителями культа в Древней Греции также являлись жрецы. Жрецы не обучали религии, не создавали богословских трудов, вообще никак не развивали религиозную мысль, и круг их обязанностей ограничивался исполнением обрядов, основным из которых являлось жертвоприношение. Жертвы были дарами, в обмен на которые боги должны были исполнять просьбы молящегося. Бескровные жертвы состояли из овощей, фруктов, а также различных лепешек и хлебцев, посвященных отдельным богам. Кровавые жертвоприношения в основном сводились к убийству животных. Традиционными жертвенными животными были овцы, свиньи и быки. Жрецы перед началом священнодействия облачались в белые одежды и омывали руки в соленой воде. Обряд проходил в полном молчании, при музыкальном сопровождении флейтистов. После жертвоприношения жрец произносил молитву к богам, которую за ним повторяли все участники церемонии. Часть заколотого животного сжигалась на алтаре, часть доставалась жрецам, а остальное съедалось на торжественном пиру, происходившем после богослужений (вернуться к слайду 10)
Национальные религии – религии, сложившиеся в рамках определенных государств или этнических общностей и не получившие заметного распространения у других народов. На слайдах вы видите их названия. Крупнейшей национальной религией является индуизм – религия, которую исповедует 83% населения современной Индии. Синтоизм (“путь духов”) – национальная религия Японии. Иудаизм – религия иудеев (евреев) – распространён в Израиле и среди евреев, живущих в других странах.
Слайд 21. Какие религии являются мировыми? Почему одни религии называются национальными, а другие мировыми?
Слайды 23-24. В нашей стране живут люди, по-разному представляющие себе отношения человека и Бога. Это означает, что они относятся к разным религиям. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Как вы думаете, какие религии распространены на территории России? (Предположения детей)
- А теперь обратимся к основному закону нашего государства – Конституции Российской Федерации.
Слайды 25-29. Выдержки из Конституции
Статья 14
1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 19
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от … отношения к религии, убеждений …
Статья 28
Каждому гарантируется свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой…
Статья 29
2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие … религиозную ненависть и вражду.
- Какой вывод вы сделали, изучив статьи Конституции? (Наше государство разрешает людям быть разными) Как следует относиться к этим различиям?
Самостоятельная творческая работа
- Помните, в начале урока я вас спрашивала, как вы понимаете слово “религия”. Расширились ли ваши представления об этом явлении? Что вы теперь знаете о религии? Составьте и запишите в тетрадь предложение со словом “религия” или небольшой текст.
Чтение составленных предложений или текстов
Для учителя:
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Домашнее задание
Прочитать текст учебника на стр. 6 – 7, ответить на вопросы.
Взять интервью у родных, что они знают о религии, и рассказать им то, что узнал на уроке.
Подготовить сообщение на тему “Религии на карте России” или “Религии на карте мира”
Совет: Можно взять один из рассмотренных на уроке вопросов для подготовки
творческого проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)
Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)...
Урок "Россия - наша Родина" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)
Цель данного урока: создание условий для формирования гражданской позиции младшего школьника, стремления познать историческое прошлое и культурное наследие своей страны.Материал урока может быть испол...
Презентация к курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур", уроки 20-21 "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второе полугодие преподаю курс ОРКСЭ и обычно при подготовке к урокам пользуюсь готовыми презентациями, которые нахожу в интернете. Но по теме "Религиозные ритуалы. Об...
Презентация к уроку курса ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")
Презентация к уроку по теме "Семья" курса ОРКСЭ (модуль "Основы религиозных культур и светской этики") по учебнику издательства "Просвещение"....
Беседа для родителей, чьи дети изучают курс ОРКСЭ (модуль основы мировых религиозных культур)
Беседа для родителей, чьи дети изучают курс ОРКСЭ (модуль основы мировых религиозных культур). Данную беседу можно использовать на родительских собраниях...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема "Семья"
Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий России....
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс.
Материалы включают рабочую программу, календарно-тематическое планирование и контрольно-измерительные материалы....