Рабочие программы по предметам в 3 классе учителя начальных классов Шарыповой Елены Викторовны
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочие программы для 3 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изобразительное искусство. В рабочие программы входит пояснительная записка с личностными, метапредметными и предметными результатами и тематическое планирование. Программа "Начальная школа ХХI века."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_3b_klassa.rar | 304.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _____________/Шарыпова Е.В./ Протокол № 1 от «27» августа 2012 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя МБОУ «СОШ № 1 г. Калининска» _____________/Демченко С.В./
«29» августа 2012 г. | «Утверждаю» Руководитель МБОУ «СОШ № 1 г. Калининска» _____________/Фирсунин М.А./
Приказ № ___ от «31»августа 2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Шарыповой Е.В.,
высшей квалификационной категории
по изобразительному искусству, 3б класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от «30» августа 2012 г.
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса изобразительного искусства разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Структура курса
Курс изобразительного искусства имеет направленность на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству. В перечень нормативных документов, прилагаемых к стандарту, входят рекомендации к материально-техническому оснащению кабинетов изобразительного искусства всеми необходимыми материалами.
Основные содержательные линии
Учебный материал в примерной программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно – нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно творческой ческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально- ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно- творческий опыт. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение изобразительного искусства в начальной школе выделяется 135 часов, из них в первом классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), во 2-4-х классах по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и расписанием уроков на 2012- 2013учебный год и рассчитана
на 34 часа в год. Учебный материал запланирован в полном объёме.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты освоения курса изобразительного искусства:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
К концу обучения в 3-ем классе ученик достигнет следующих результатов:
Ученик научится:
знать/понимать:
- основные жанры и виды изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремёсел России;
- ведущие художественные музеи России, объяснять их и назначение;
уметь:
- различать основные составные, тёплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной и творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок и музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Ученик получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна и художественного конструирования собственной художественно-творческой деятельности;
- выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства живописи;
- активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, пейзаж, натюрморт и др.), передавая своё эмоциональное состояние;
- участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству;
- выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
- использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
Содержание учебного предмета
Название темы | Содержание учебной темы | Количество часов |
Искусство в твоём доме | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ. Его условность, передача общего через единичное. Красота предметов в реальной повседневной жизни. Связь декора посуды, платка с назначением. Эмоциональная среда дома, создаваемая обоями: их цветом, рисунком, ритмом, величиной изображений. Книга как произведение искусства, многообразие форм и видов книг. Открытка как предмет искусства, разновидности тиражной графики. Причастность художника к созданию всего предметного мира, окружающего человека в его доме. | 7 ч |
Искусство на улицах твоего города | Архитектурные памятники как хранители памяти о своём времени, о тех, кто строил и украшал города и сёла. Роль природных аналогов (паутина, крылышки бабочек, стрекоз, жучков, ажурно-сетчатые конструкции листа дерева и др.) в создании инженерных конструкций с тончайшими ажурными сцеплениями металлических элементов. Художественное оформление витрин, отвечающее назначению магазина и вместе с тем являющееся рекламой и праздничным украшением магазина и улицы. Разнообразие форм и образное решение транспорта. | 8 ч |
Художник и зрелище | Художник в цирке. Художник в театре. Искусство рекламы, его роль в жизни (афиша и плакат). Работа Мастеров Изображения, Постройки, Украшения на улицах города для создания праздника в городе. Роль художника при изготовлении декораций, костюмов, карнавальных масок. Роль художника в праздничном украшении города, улицы. | 7 ч |
Художник и музей | Музеи, шедевры изобразительного искусства, хранящиеся в художественных музеях крупных городов России, памятники культуры родного края. Картина – особый мир. Картина – пейзаж (жанр пейзажа). Картина – портрет (жанр портрета). Картина – натюрморт (жанр натюрморта). Исторические картины и картины бытового жанра. Скульптура в музее и на улице. | 12 ч |
Календарно – тематическое планирование
уроков изобразительного искусства
Класс 3б
Учитель Шарыпова Е.В.
Количество часов:
Рекомендовано – 34 ч
Запланировано - 34 ч; 1 час в неделю.
Планирование составлено на основе авторской программы «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского
Учебник «Искусство вокруг нас» 3 класс Н.А.Горяева, Л.А. Неменская, М.: Просвещение, 2010
Тематическое планирование
Планир. дата | Фактическая дата | Общая тема (блок) | № урока | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | ИКТ | Примеча ние |
06.09 | Искусство в твоём доме | 1 | Твои игрушки | Знать чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. Знать образцы игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Уметь преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки. | |||
13.09 | 2 | Посуда у тебя дома | Передавать формы и пропорции. Решать самостоятельно декоративное оформление предметов (элементы хохломской росписи). Находить нужную информацию и пользоваться ею. | Презен-тация | |||
20.09 | 3 | Обои и шторы у тебя дома | Знать роль художников в создании обоев, штор. Передавать цветом настроение в работе. Составлять непрерывные полосные орнаменты, используя растительные композиции. | Презен-тация | |||
27.09 | 4 | Мамин платок | Знать в общем искусство росписи тканей. Составлять простейший орнамент. | Презен-тация | |||
04.10 | 5 | Твои книжки | Знать роль художника в создании книги, многообразие книг. Отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации. Находить нужную информацию и пользоваться ею. | ||||
11.10 | 6 | Открытки | Знать виды графических работ. Уметь выполнять простую графическую работу. Находить нужную информацию и пользоваться ею. | ||||
18.10 | 7 | Труд художника для твоего дома | Знать о существовании трёх сфер художественной деятельности и их единстве, о том, что изображая, украшая и строя художник передаёт своё отношение к предмету или явлению. Знать чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. | ||||
25.10 | Искусство на улицах твоего города | 8 | Памятники архитектуры | Знать основные памятники города, места их нахождения. Представлять и понимать связь архитектуры с природой. Узнавать памятники, посвященные событиям Гражданской и Великой Отечественной войн. | Презен-тация | ||
08.11 | 9 | Парки, скверы, бульвары | Знать, в чем заключается работа художника – архитектора. Изображать парк или сквер. | Презен-тация | |||
15.11 | 10 | Ажурные ограды | Знать разные инженерные формы ажурных сцеплений металла. Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений. | Презен-тация | |||
22.11 | 11 | Волшебные фонари | Знать виды и назначение фонарей. Создавать свои варианты фонарей для детского праздника. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение | Презен-тация | |||
29.11 | 12 | Витрины | Знать оформление витрин по значению и уровню культуры города. Отличать разные по значению и оформлению витрины. | Презен-тация | |||
06.12 | 13 | Удивительный транспорт | Знать разные виды транспорта. Изображать разные виды транспорта. Находить нужную информацию и пользоваться ею. | Презен-тация | |||
13.12 | 14 | Труд художника на улицах твоего города | Знать, в чем заключается работа художника – архитектора. Изображать облик города. | ||||
20.12 | 15 | Новогодняя игрушка | Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла. | ||||
27.12 | Художник и зрелище | 16 | Художник в цирке | Знать отличие и сходство театра и цирка. Создавать эскиз циркового представления | Презен-тация | ||
17.01 | 17 | Художник в театре | Знать истоки театрального искусства. Создавать эпизод театральной сказки. Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Уметь работать в коллективе, распределять обязанности. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. | Презен-тация | |||
24.01 | 18 | Театр кукол | Знать отличие кукольного театра от других видов театра. Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества. Находить нужную информацию и пользоваться ею. | ||||
31.01 | 19 | Маска | Знать историю происхождения театральных масок. Конструировать маску из бумаги. | Презен-тация | |||
07.02 | 20 | Афиша и плакат | Знать о назначении афиши и плаката. Создавать эскиз афиши и плаката к спектаклю. | ||||
14.02 | 21 | Праздник в городе | Знать отличие и сходство театра и цирка. Создавать эскиз. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. | ||||
21.02 | 22 | Школьный карнавал | Знать отличие и сходство театра и цирка. Уметь создать эскиз. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. | Презен-тация | |||
28.02 | Художник и музей | 23 | Музей в жизни города | Знать, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов. Знать чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Изображать интерьер музея. Находить нужную информацию и пользоваться ею. | Презен-тация | ||
07.03 | 24 | Картины - особый мир | Знать, что такое картина. Участвовать в диалоге. Знать чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Воспринимать произведения художников. Группировать произведения искусства по видам и жанрам. Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. | Презен-тация | |||
14.03 | 25 | Музеи искусства | Знать, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов. Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. | ||||
21.03 | 26 | Картина – пейзаж | Знать, что такое картина – пейзаж, о роли цвета в пейзаже. Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы Изображать пейзаж по представлению. Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников. | Презен-тация | |||
04.04 | 27 | Картина – портрет | Знать жанр портрета. Рисовать портрет близкого человека. Создавать графическими средствами выразительные образы человека. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние характерные черты внешнего облика человека. | Презен-тация | |||
11.04 | 28 | Картина - натюрморт | Знать, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт. Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта. Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте. Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников. | Презен-тация | |||
18.04 | 29 | Картины исторические и бытовые | Знать чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Отличать исторических и бытовых картин. Изображать сцену из повседневной жизни людей. | Презен-тация | |||
25.04 | 30 | Картины исторические и бытовые | |||||
02.05 | 31 | Скульптура в музее и на улице | Знать, что такое скульптура. Уметь смотреть на скульптуру. Знать чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. | Презен-тация | |||
16.05 | 32 | Художественная выставка Каждый человек – художник! | Знать, что такое выставка. Подготовить к выставке лучшие работы. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. | ||||
23.05 | 33 | Резервный урок | Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. | ||||
30.05 | 34 | Резервный урок |
Учебно – методическое обеспечение
Библиотечный фонд
- Учебник «Искусство вокруг нас» 3 класс Н.А.Горяева, Л.А. Неменская, М.: Просвещение, 2010
Печатные пособия:
- «Беседы с учителем. 3 класс» под редакцией Л.Е. Журовой, М.: Вентана – Граф, 2010
- «Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.Н. Неменского» 1 – 4 классы.
М.: Просвещение, 2010
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2 частях (Стандарты второго поколения).
М: Просвещение 2011
ИКТ – средства:
самостоятельно разработанные презентации
мультимедийный проектор.
компьютер.
интерактивная доска
Демонстрационные пособия:
предметные картинки
муляжи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 3 класса (УМК «Начальная школа XXI века»)
Рабочая программа курса «Литературное чтение» на 2011-2012 учебный год для учащихся 3 класса МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» разработана на основе авторской программы Л.А. Ефросининой...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 3 класса (УМК «Начальная школа XXI века»)
Рабочая программа курса «Окружающий мир» на 2011-2012 учебный год для учащихся 3 класса МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (С...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 3 класса, (УМК «Начальная школа XXI века»)
Рабочая программа курса «Русский язык» для учащихся 3 класса МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова (Сборник программ к комплекту учеб...
Рабочая программа по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс учителя начальных классов Маловой И.В. 2013/2014 учебный год
В данном материале дана рабочая программа, которая содержит программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, технология, физическая культура, а такде рабо...
Авторская разработка программы кружка "Занимательная грамматика.3 класса" учителя начальных классов Лебедевой Елены Константиновны.
Авторская разработка программы кружка "Занимательная грамматика.3 класса" учителя начальных классов Лебедевой Елены Константиновны....
Урок русского языка во 2 классе (учитель начальных классов, учитель логопед) ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ
ДЕВУШКА Весна приготовила для ребят задания по теме "ГЛАГОЛ". В конце урока дети украсили поляну подснежниками,...
Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга в рамках внеурочной деятельности учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Елены Викторовны «Прогулки по Санкт-Петербургу»
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, или 2 часа в неделю...